Уроки математики / Рабочая программа / Адаптированная рабочая программа для глухих детей по геометрии 10 класс

Адаптированная рабочая программа для глухих детей по геометрии 10 класс

Приложение

к основной образовательной программе

приказ № _____ от _______ 2016года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

имени Виталия Яковлевича Алексеева г. Сургута

Адаптированная рабочая программа

для глухих детей

по геометрии

на 2016- 2017 учебный год

класс 10(11)Г

учитель: Гусева Светлана Геннадьевна

Количество часов по учебному плану

2

Всего за учебный год

70

В т.ч.

1 –я четверть

17

2 –я четверть

15

3 – я четверть

19

4 – я четверть

19

Планирование составлено на основе программы (указать автора, год издания, кем рекомендована)

Т.А. Бурмистрова. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. М., “Просвещение” 2010г.

Учебник (указать автора, год издания, кем рекомендована)

Ш.А. Атанасян, Геометрия 10-11 классы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Просвещение», 2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, с учётом примерной программы «Программы общеобразовательных учреждений»; составитель Т.А.Бурмистрова; Издательство «Просвещение» 2009г., федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-17 учебный год,.

Содержание рабочей программы

Рабочая программа составлена для обучения глухих учащихся 10(11)Г класса и строится на основе программы общеобразовательных учреждений для 10 класса (ниже на один год).

Основным способом восприятия учебного материала на уроках математики является слухо-зрительный, но, как и на других уроках, производится работа по развитию остаточного слуха школьников. В материал каждого урока включаются задания, воспринимаемые только на слух. К таким заданиям относятся поручения, организующие урок типа: «Открой (-те) учебники на странице…», «Запиши (-те) домашнее задание» и др.; знакомые формулировки инструкций; вопросы по пройденному материалу. Работа по развитию способов восприятия речи детьми на уроках математики ведется в соответствии с основными сурдопедагогическими требованиями к этому процессу на фронтальных занятиях.

Процесс обучения нужно строить так, чтобы привить детям умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных задач. Поэтому в каждой теме необходимо предусмотреть выполнение самостоятельных работ, имеющих различные дидактические цели. Для составления текстов самостоятельных и контрольных работ учитель может использовать задачи и упражнения, предложенные в программе по каждой теме.

Учитывая объем и характер учебного материала, которым должны овладеть школьники, необходимо следить за тем, чтобы дети не были перегружены учебным материалом как на уроках, так и во время выполнения домашних заданий. На уроках нужно заботиться о рациональной смене видов деятельности, способствующих разрядке и снижающих утомление.          

При изучении курса алгебры и геометрии в 11 В классе большой упор необходимо делать на активизацию речевого словаря. Содержание математического обучения учащихся с проблемами слуха должно строиться с учетом развития и формирования психических процессов неслышащих школьников, их познавательной активности.

На всем протяжении обучения сохраняется коррекционная направленность обучения, которая позволяет усвоить глухому ученику требуемый объем знаний, подняться до уровня развития, необходимого для интеграции в обществе. Комплексное воздействие на нарушение функции в специально организованном процессе обучения помогает сгладить основной дефект глухого и приблизить его к естественному пути развития. Необходимо использовать различную наглядность на уроках, которая способствует развитию воображения и более длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету. Особое значение в обучении неслышащих придается соотношению между словом учителя и наглядностью. Накопление речевого словаря и развитие произношения должно прослеживаться на всех уроках в единой системе.

В программах школы для глухих определяются объем и характер речевого материала, подлежащего усвоению глухими учащимися в процессе изучения любого общеобразовательного курса.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательная линия: «Геометрия».

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей цели:

формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

овладеть разнообразными способами деятельности, приобретая и совершенствуя опыт: построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнять и самостоятельно составлять алгоритмические предписания и инструкции на математическом материале; выполнять расчеты практического характера; использовать математические формулы;

самостоятельно работать с источниками информации, обобщять и систематизировать полученную информацию;

проводить доказательства рассуждений, логически обосновывать выводы.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение геометрии в 10 классах отводится не менее 35 часов из расчета 1 ч в неделю, из школьного компонента выделяется еще 1 час в неделю, итого 2 недельных часа или 70 часов за год.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся

В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Система планируемых уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных геометрических фигур, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний.

Календарно – тематическое планирование

по геометрии в 10 специальном(коррекционном) классе 1 вида

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы,

рассматриваемые на уроке

Активизация речевого словаря

План

Факт

Введение.

5

1

Предмет стереометрии

1

Основные понятия стереометрии, основные фигуры стереометрии.

Аксиома, планиметрия, точка, прямая, плоскость

2

Аксиомы стереометрии

1

Аксиомы стереометрии

Аксиома, стереометрия

3

Некоторые следствия из аксиом

1

Следствия из аксиом стереометрии

Аксиома, стереометрия

4-5

Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий

2

Применение аксиом стереометрии, следствий из аксиом стереометрии при решении задач

Аксиома, стереометрия

Параллельность прямых и плоскостей

18

6

Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых

1

Определение параллельных прямых в пространстве. Теорема о параллельных прямых. Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми. Теорема о трёх прямых.

Параллельные прямые на плоскости

7-8

Параллельность прямой и плоскости

2

Признак параллельности прямой и плоскости.

Параллельность, прямая, плоскость

9-10

Скрещивающиеся прямые

2

Определение скрещивающихся прямых. Признак скрещивающихся прямых.

Пересечение, прямая, параллельность, плоскость

11

Углы с сонаправленными сторонами

1

Определение угла с сонаправленными сторонами, угла между прямыми. Теорема об углах с сонаправленными сторонами.

Угол с сонаправленными сторонами

прямая, плоскость

12-13

Угол между прямыми

2

Определение угла между прямыми

14

Параллельные плоскости

1

Определение параллельных плоскостей. Доказательство признака параллельности плоскостей.

Параллельные плоскости, доказательство

15

Свойства параллельных плоскостей

1

Свойства параллельных плоскостей.

16-17

Тетраэдр

2

Определение многогранника, тетраэдра.

Многогранник, Тетраэдр

18-19

Параллелепипед

2

Определение параллелепипеда и сопутствующих понятий. Свойства граней и диагоналей параллелепипеда.

Параллелепипед

Грань, вершина, ребро

20-22

Задачи на построение сечений

3

Понятие сечения, решение задач на построение сечений.

Сечение

Плоскость

23

Контрольная работа № 1 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей»

1

Контроль знаний и умений.

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

24

Перпендикулярные прямые в пространстве.

1

Перпендикулярные прямые

Перпендикулярные, пространство, прямая

25

Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости

1

Параллельные прямые

Параллельные, Перпендикулярные, пространство, прямая

26

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

1

Признак перпендикулярности прямой и плоскости

Перпендикулярные, признак, плоскость, прямая

27-28

Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости

2

Перпендикулярность прямых в пространстве. Лемма о перпендикулярности двух прямых третьей.

Перпендикулярные и параллельные прямые

29

Расстояние от точки до плоскости.

1

Изучение теорем: признак перпендикулярности прямой и плоскости, о прямой перпендикулярной к плоскости.

Плоскость, прямая, перпендикулярность

30-31

Теорема о трех перпендикулярах

2

Определение прямой , перпендикулярной к плоскости.

32-33

Угол между прямой и плоскостью

2

Теоремы о связи между параллельностью прямых и их перпендикулярности плоскости.

Параллельность,

перпендикулярность

прямая, плоскость

34-35

Двугранный угол

2

Определение расстояния от точки до плоскости.

Расстояние, точка, плоскость, перпендикуляр, наклонная

36

Признаки перпендикулярности двух плоскостей

1

Изучение теоремы о трёх перпендикулярах.

Перпендикуляр

Наклонная

37-39

Прямоугольный параллелепипед

3

Определение угла между прямой и плоскостью.

Перпендикуляр, проекция, угол

наклонная

40

Контрольная работа № 2 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей»

1

Контроль знаний и умений.

Многогранники

20

41

Понятие многогранника

1

Понятие многогранника.

Многогранник, геометрическое тело

42

Геометрическое тело

1

Определение призмы.

Призма, площадь поверхности

43-45

Призма.

3

Определение призмы. Нахождение площади поверхности призмы.

Призма, площадь поверхности

46-48

Пирамида

3

Определение пирамиды, правильной пирамиды.

Пирамида, правильная пирамида

площадь поверхности

49-51

Правильная пирамида

3

Определение правильной пирамиды

52-53

Усеченная пирамида

2

Определение усечённой пирамиды. Площадь поверхности.

Усечённая пирамида, площадь поверхности

54-56

Симметрия в пространстве.

3

Симметрия в пространстве.

Симметрия

57

Понятие правильного многогранника.

1

Понятие правильного многогранника.

Тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, гексаэдр, додекаэдр

58-59

Элементы симметрии правильных многогранников

2

Элементы симметрии правильных многогранников

Правильные многогранники

60

Контрольная работа № 3 по теме: «Многогранники»

1

Повторение

10

Обобщить и систематизировать знания и умения за курс геометрии 10 класса

61

Аксиомы стереометрии и их следствия

1

аксиомы и следствия.

Аксиома, стереометрия

62

Параллельность прямых и плоскостей

1

Определение параллельных прямых в пространстве. Признак параллельности прямой и плоскости. Определение параллельных плоскостей.

63

Перпендикулярность прямых и плоскостей

1

Перпендикулярные прямые. Определение расстояния от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.

64-65

Призма

2

Определение призмы. Нахождение площади поверхности призмы.

66-67

Пирамида

2

Определение пирамиды, правильной пирамиды. Определение усечённой пирамиды. Площадь поверхности.

68

Итоговая контрольная работа №4

1

69

Консультация

1

Решение ЕГЭ

70

Консультация

1

Решение ЕГЭ

УМК для учителя

    1. Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, и др. - М.: Просвещение, 2010.

    2. Уроки геометрии в 10-11 классах: Методические рекомендации для учителя к учебнику Атанасяна Л.С. и др. – М.: Вербум – М, 2004

    3. Дидактические материалы по геометрии для 10 кл. – М.: Просвещение, 2010

    4. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Д.И.Аверьянов и др. – М.: Дрофа, 2003

    5. Бурмистрова Т.А. Алгебра 10-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.

    6. Смирнов В.А.ЕГЭ 2011.Математика.ЗадачаС2.Геометрия.Стереометрия/Под ред. А.Л.Семёнова и И.В.Ященко.- М.: МЦНМО,2011.-64с.

    7. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер, А.П.Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. – М.: Просвещение, 2004.

    8. Интернет-ресурсы.

УМК для ученика

    1. Дидактические материалы по геометрии для 10кл. – М.: Просвещение, 2010

    2. Математика: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Д.И.Аверьянов и др. – М.: Дрофа, 2003

    3. Геометрия, 10-11: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, и др. - М.: Просвещение, 2010

    4. Единый государственный экзамен 2011.Математика.Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интеллект-Центр,2011.-144с. Под ред. А.Л.Семёнова и И.В.Ященко

.

Автор
Дата добавления 17.08.2017
Раздел Геометрия
Подраздел Рабочая программа
Просмотров295
Номер материала 4278
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.