Уроки математики / Статья / Эссе "Дополнительное образование: использование проблемных ситуаций на уроках "

Эссе "Дополнительное образование: использование проблемных ситуаций на уроках "

ЭССЕ

Дополнительное образование: использование проблемных ситуаций на уроках

Общеизвестный факт: традиционные формы обучения устарели, так как деятельность учащихся при этом имеет репродуктивный характер. Знания учащихся усваиваются механически из-за низкого уровня познавательной активности, обучение основывается на процессах восприятия и памяти. «Выживают» только дети с хорошей памятью, а тот,

у кого кратковременная память, не могут запомнить большой поток информации и переходят в разряд «слабых» учащихся.

Существует ли метод, при котором репродуктивная деятельность меняется на продуктивную? Да, это метод проблемного обучения. Что же хорошего в проблемном обучении? Достоинство данного метода в том, что он развивает у учащихся такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками.

Математический кружок — одна из самых емких постоянных форм организации дополнительного образования. Кружок формируется из учащихся, проявивших интерес к изучению математики, стремящихся к обогащению своих знаний, к совершенствованию своих математических навыков и умений

На уроках своего математического кружка всегда создается процесс мышления, имеющий своим источником проблемную ситуацию. Перед учащимся ставлю такие практические или теоретические задания, при выполнении которых они должны открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.

Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

В качестве проблемных заданий могут служить:

а) учебные задачи;

б) вопросы;

в) практические задания

В процессе работы математического кружка решаются следующие основные дидактические задачи:

- вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;

- углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;

- развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;

- выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Система представленных на занятиях по развитию познавательных способностей задач и упражнений позволяет решать три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект.

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Развивающий аспект.

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений

Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков:

· Актуализация знаний.

· Постановка проблемы.

· «Открытие» детьми нового знания.

«Открытие» детьми нового знания строится на основе некоторой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний надо включить задания, тренирующие эту мыслительную операцию. Мышление необходимо привести в «форму». Поэтому в актуализацию знаний надо включить задания типа: найди лишнее, раздели на группы, сравни и укажи отличие, задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

Эффективность технологии проблемного обучения в том, что она способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Что ещё даёт дополнительное образование?

Возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг. Очень важно раскрыть в детях творческие способности,  некий талант,  найти то,  что воспитаннику  интересно, но в силу жизненных обстоятельств ранее  у ребёнка не было возможности найти занятие  в связи со своим интересом, душевной потребностью.  И если ребёнку будет интересно, то, конечно же, за этим последуют  и результаты

Литература.

1. Гузеев В. От методик — к образовательной технологии. //Народное образование. −1998,№ 7.

2. Кларин М. Учебная дискуссия. //Инновационное обучение.

3.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.

4.Фоменко В. Т. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. — Ростов -на -Дону, 1996.

Автор
Дата добавления 18.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Статья
Просмотров999
Номер материала 1621
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.