Уроки математики / Статья / Использование инструментария исследования PISA в направлении «математическая грамотность » школьников в практической деятельности учителя

Использование инструментария исследования PISA в направлении «математическая грамотность » школьников в практической деятельности учителя

Исследовательский проект

Тема: «Использование инструментария исследования PISA в направлении «математическая грамотность » школьников в практической деятельности учителя »

Выполнил:

Вересович Сергей Леонидович, ГУ Калиновская СОШ, Качирского р-на.

г. Павлодар, 2015

Исследовательский проект

Тема: «Использование инструментария исследования PISA в направлении «математическая грамотность » школьников в практической деятельности учителя »

Проблема: Школьники в возрасте 15 лет испытывают затруднения в решении задач типа PISA, направленные на жизненные ситуации.

Цель: заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Задачи: Подготовить школьников к жизненным ситуациям, обучению в течении всей жизни и готовности к саморазвитию.

Актуальность: Сопоставительный анализ даст возможность изменить существующую систему оценки достигнуть эффективного результата (положительной динамики) математической исследования PISA.

Анализ ситуации:

Сильные стороны

  1. Единый стандарт

  2. Единые измерители

Слабые стороны

  1. Проверка знаний

  2. Отсутствие банка заданий

  3. Необъективность оценки

  4. Низкая дифференциация

  5. Ориентировать на фиксацию

Возможности

  1. Равенство образования

  2. Единая система оценивания

Риски

  1. Неумение применять знания на практике

  2. Снижение мотивации

Сроки реализации:

Курсовая подготовка 20.10– 1.11.14

Участники:

1.Какимова Кульшаяр Рамазановна , ГУ Коскольская СОШ Иртышского р-на

2.Хотянович Зинаида Васильевна, ГУ СОШ № 43 г.Павлодар

3.Жайыкбаев Серикбай Жасуланович , ГУ СОШ им.Естая, Актогайского р-на

4.Жуматбаева Мадина Каирбековна, ГУ Иртышская СОШ № 3 , Иртышского р-на

5.Вересович Сергей Леонидович, ГУ Калиновская СОШ, Качирского р-на.

Ожидаемый результат:

  1. Повышение уровня математической грамотности;

  2. Положительная динамика в международном исследовании PISA.

  3. Включения в школьную программу международного инструментария исследования PISA.

Характеристика инструментария исследования PISA

В PISA-2012 инструментарий (материал) исследования разрабатывался

в процессе интерактивной деятельности Консорциума, различных

международных экспертных комиссий и ведущих специалистов в области

оценки качества образования стран-участниц.

Основные параметры исследования PISA-2009 года сохранились

и в 2012 году для обеспечения сравнимости результатов стран-участников при

определении тенденций в развитии образовательных систем. При этом

в проекте увеличилось число заданий, оценивающих различные уровни

математической грамотности школьников.

В соответствии с приоритетным направлением данного исследования

значительную часть составили задания, направленные на определение уровня

математической грамотности 15-летних обучающихся (62%). Задания

читательской грамотности и естественнонаучной компетентности составили

17% и 21%.

Оценочная технология PISA включает тестовые буклеты 15-летних участников

исследования. Для получения фоновой информации предложены анкеты для

учащихся и администрации организаций образования. Страны-участницы получают тестовые буклеты участника исследования с ID кодом обучающегося, присвоенного

методом случайной выборки. Тестовые задания распределены по 13 буклетам,

при этом, часть заданий повторялась в нескольких буклетах для обеспечения

сравнимости результатов учащихся, выполнявших одни и те же задания.

На выполнение тестовых заданий каждого буклета отводится 120 минут.

Основные результаты международного исследования PISA 2012

PISA – 2012 Перед началом тестирования участник исследования имеет возможность

выполнить тренировочное задание в соответствии с Инструкцией согласно

технологии проведения международного экзамена. Всего международный тест PISA-2012 включает 50 заданий по математике (85 вопросов), 13 - грамотности чтения (28 вопросов) 28 - естествознанию (54 вопроса). Тестовые задания исследования направлены на предоставление участниками проекта как кратких, так и свободно-конструируемых ответов. Вопросы с вариантами ответов заданий составили незначительную часть международного теста. Формат каждого задания включает текст, а также таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты, различные инструкцииПри этом тематические тестовые задания сопровождаются от 3-х до 6-и

вопросами разного уровня сложности. Вопросы направлены на оценку

способности школьников понять проблему, тем или иным образом связанную

с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя не только

знания той или иной предметной области, но и информацию из различных

источников. По завершению работы над тестом, каждый участник должен заполнить

в течение 30 минут анкету респондента. Это вопросы о школе (удовлетворенность

обучением и условиями пребывания), семье (помощь родителей, социальное положение)

и личных интересах (отношение к предмету, мотивация к обучению и др.).

В анкетном опросе также участвуют и руководители организаций образования (материально-техническое )

Программные представления

Проблема

Цель

Задачи

План мероприятия

Ответст.

Сроки

Школьники в возрасте 15 лет испытывают затруднения в решении задач типа PISA, направленные на жизненные ситуации.

заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

Подготовить школьников к жизненным ситуациям, обучению в течении всей жизни и готовности к саморазвитию.

1)Изучение литературы

2)Подбор заданий

3)Апробация на группе

4)Апробация на классе

Члены группы

20.10-01.11

Различие инструментариев(PISA и традиционной школы)

Проанализ. различия в системах

Рассмотреть и сопоставить системы инструментариев PISA и традиционной системы

Анализ инструментария и разработка урока

Члены группы

20.10-01.11

Критерии, показатели эффективности:

  1. Актуальность проблемы

  2. Целепологание

  3. Планирование

  4. Оценка результатов

  5. Значение полученных результатов

Направление деятельности: Формирование навыков применения школьниками в различных жизненных ситуациях предметных знаний из области математики является одним из основополагающих принципов-целей результативности учебного процесса.

Математическая грамотность 15-летних обучающихся стала одним из главных направлений международного исследования PISA-2012 (ранее – 2003 год). Международный тест PISA не замеряет академические знания обучающихся – содержание школьных курсов математики, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни.

Оценочная технология теста PISA в направлении математическая грамотность проверяет способности использования данной возрастной категорией математических знаний в ситуациях, требующих логических подходов и математической интуиции.

Таким образом, международные эксперты данного проекта оперируют таким педагогически-практическим понятием как «математическая грамотность». Прежде всего, данное понятие определяется, как способность человека использовать знания из области математики для обоснования личного выбора решения различных реальных жизненных ситуаций.

Тем самым основными тезисами понятия «Математическая функциональная грамотность» является способность обучающихся:

- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, посредством решения математических задач

В исследованиях PISA понятие математической грамотности уточняется следующим образом. Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

• распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;

• формулировать эти проблемы на языке математики;

• решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать использованные методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

Как правильно составить компетентностно-ориентированные задачи? Для составления данных задач необходимо учителю изучить аспекты ключевых компетентностей. Аспекты ключевых компетентностей – это универсальные по отношению к объекту воздействия способы деятельности, входящие в состав компетентностей. А способами деятельности учащихся нужно обязательно обучать .

При решении компетентностно-ориентированных заданий учащиеся должны осуществлять такие виды деятельности: учение (как основа для дальнейшего образования), взаимообучение, совместное изучение, совместное обсуждение, исследования (в том числе совместные), обмен опытом, проектирование, программирование индивидуальных образовательных программ.

Особенности разработки и использования в учебном процессе компентностно-ориентированных заданий таковы:

Модель – схема

Компетентностно-ориентированного задания

• Название задания

• Аспекты формируемых ключевых компетенций

• Стимул (если …, то …)

• Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка)

• Источник информации по данному вопросу (текст, таблица, график, статистические данные, т.п.)

• Задания (вопросы) по работе по данной информации

• Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ)

• Модельный ответ

• Инструмент проверки (оценочный бланк, ключ)

Стимул мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации:

– мотивирует учащегося на выполнение задания;

– моделирует практическую, жизненную ситуацию;

– при необходимости может нести функцию источника информации.

Стимул должен:

– быть кратким (не более трех предложений)

– не отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом (шкалой), соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. (Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке).

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

Бланк задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Инструментом проверки может быть:

• Ключи для тестовых заданий закрытого типа.

• Модельный ответ обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

• Аналитическая шкала используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом.

• Бланк наблюдений за групповой работой используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Ключевые компетенции являются способностями трансдисциплинарного характера, определяющими готовность учащихся к интеграции познавательных и практических умений и навыков для принятия успешных решений, не противоречащих нравственным и этическим нормам.

Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов, а также для развития социальных и поведенческих норм жизнедеятельности человека; служат основанием для определения ожидаемых результатов по каждой образовательной области.

К ключевым компетенциям относятся:

• информационная компетенция;

• коммуникативная компетенция;

• компетенция разрешения проблем.

Математическая грамотность

Основой высокого уровня математического образования на разных ступенях обучения является математическая грамотность подрастающего поколения. Поэтому обеспечение математической грамотности школьников является первоочередной задачей в деле обеспечения добротности школьного математического образования. А это является основой добротности математического образования в профессиональной школе.

Понятие математической грамотности начало формироваться в конце ХХ столетия в исследованиях Международной ассоциации по оценке учебных достижений учащихся ІЕА. В этих исследованиях под математической грамотностью понимали «готовность выпускников средней школы справляться с жизненными проблемами, для решения которых нужно использовать некоторые математические знания. ( слайд 8,9)

Здесь под математической грамотностью понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину» .

Более детально содержание этого понятия экспертами уточнено следующим образом.

Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

• распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формировать эти проблемы на языке математики;

• решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать и использовать математические методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения .

Из вышесказанного рождается термин функциональная математическая грамотность, которая предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Главное отличие в конкретизации понятия математической грамотности в указанных исследованиях связано с отличиями между умениями и способностями. Но несмотря на это существенное отличие, толкования понятия математической грамотности имеют одинаковый главный признак – готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью.

Именно поэтому, задания, призванные исследовать состояние математической грамотности учеников, в подавляющем большинстве имели четко выраженную прикладную направленность и их решение предусматривало, прежде всего, владение учащимися приемами деятельности прикладного характера.

Состояние математической грамотности учеников оценивалось группой показателей. Один из этих показателей характеризовал уровень развития “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется в исследовании как “сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека”, которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Уровни математической компетентности.

Принято три уровня математической компетентности: уровень воспроизведения, уровень установления связей, уровень рассуждений.

Первый уровень (уровень воспроизведения) — это прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств, выполнение стандартных процедур, применение известных алгоритмов и технических навыков, работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами, непосредственное выполнение вычислений.

Второй уровень (уровень установления связей) строится на репродуктивной деятельности по решению задач, которые, хотя и не являются типичными, но все же знакомы учащимся или выходят за рамки известного лишь в очень малой степени. Содержание задачи подсказывает, материал какого раздела математики надо использовать и какие известные методы применить. Обычно в этих задачах присутствует больше требований к интерпретации решения, они предполагают установление связей между разными представлениями ситуации, описанной в задаче, или установление связей между данными в условии задач.

Третий уровень (уровень рассуждений) строится как развитие предыдущего уровня. Для решения задач этого уровня требуются определенная интуиция, размышления и творчество в выборе математического инструментария, интегрирование знаний из разных разделов курса математики, самостоятельная разработка алгоритма действий. Задания, как правило, включают больше данных, от учащихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

Характеристика этих уровней дает возможность прийти к таким выводам:

1. компетентность проявляется в решении задач, нуждающихся в применении приобретенных умений в условиях, несколько отличающихся от знакомых учащимся. При этом не предусматривается значительный объем математических умений, нестандартность заданий обеспечивается, прежде всего, их прикладной направленностью;

2. уровни компетентности отличаются составом когнитивных приемов деятельности (распознавание, воспроизведение, установление связей между данными в условии задачи, интерпретация решения, установление закономерностей, проведения обобщения и т. п.).

Итогом тщательного анализа заданий исследования PISA является выделение конкретных приемов деятельности, владение которыми характеризует достижение учащимся определенного уровня компетентности. Первый уровень включает воспроизведение математических фактов, методов, выполнение стандартных процедур, алгоритмов, работу с формулами, вычисления. Для проверки достижения первого уровня применялись несложные задания, с которыми учащиеся имели возможность познакомиться в рамках школьного курса математики. Второй уровень предусматривает установление связей, интеграцию материала, ориентирование в нестандартных ситуациях, интерпретацию. Этот уровень требует, кроме математических рассуждений, обобщения, интуиции, больше творчества и самостоятельности. Для проверки достижения третьего уровня были задействованы более сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение математической модели, обобщения, интерпретацию.

Как видим, для определения уровня математической компетентности исследовалось владение учащимися определенными приемами деятельности, входящими в состав такого обобщенного приема деятельности как математическое моделирование.

Приведенное выше описание математической грамотности в международных исследованиях и уровней ее овладения (уровней компетентности) дает возможность придти к главному выводу о том, что приоритетным направлением усовершенствования математического образования является обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности.

Именно обеспечение практической и прикладной направленности математического образования и составляет сущность компетентностного подхода к обучению математике. Имеется в виду направленность на решение жизненных проблем, к действиям в реальных условиях, в различных плоскостях: когнитивной, операциональной, эмоционально-ценностной.

Обеспечение математической грамотности высокого уровня компетентности заключается в гармоничном формировании трех приемов деятельности:

1. моделировать с помощью математики объекты окружающего мира и отношения между ними;

2. оперировать определенным составом математических знаний и умений;

3. создавать стратегии решения задач.

Целенаправленное формирование умений решать задачи вообще, математические в частности, является, безусловно, одним из важнейших путей усовершенствования образования. А это, в свою очередь, связано с формированием навыков анализа условия задачи, поиска путей её решения, осмысления результатов решения.

Формирование определенной системы математических знаний всегда было в центре внимания в математическом образовании. Объем этой системы является слишком большим с общеобразовательных позиций, а качество владения ими – недостаточно высоким. А главное, формирование этой системы знаний и умений не связана органически с формированием умений применять математику и стратегией решения задач.

Успешное выполнение контекстных заданий может быть обеспечено только при ориентации учебного процесса на решение подобных задач.

Приведем примеры КОЗ.

Задача 1.

Вы отправились в путешествие на лодке.

Составьте текст задачи, которую можно решить с помощью данного уравнения, и решите ее:

Задача 2.

Вы с родителями решили сходить на каток.

На рисунке показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. По горизонтали указывается дата и время суток, по вертикали – значение температуры в градусах Цельсия. Определите по рисунку в какой день будет более теплая погода и в котором часу?

Задача 3.

Ваш друг отправился в город на грузовом автомобиле, а вы на легковом. Расстояние в 360 км легковой автомобиль прошел на 2 часа быстрее, чем грузовой. Если скорость каждого автомобиля увеличить на 30 км/ч, то грузовой затратит на весь путь на 1 час больше, чем легковой. Найдите скорость каждого из автомобиля.

Задание 1: Ввести неизвестные величины и обозначить за х и у и составить краткую запись задачи в таблице (скорость, путь, время). ( 2 случая).

Задание 2: Составить систему двух уравнений с двумя неизвестными.

Задание 3: Решить систему уравнений , исключив те корни, которые не подходят по условию задачи.

Задача 4. «С математикой в путь».

(задача на комплексное применение знаний).

Стимул: Если ты правильно выполнишь задания, то ты узнаешь, как можно доехать из г. Костанай в г. Астана и определишь, как с наименьшими затратами совершить поездку в столицу Республики Казахстан.

Задача: Определите наименьшие затраты семьи (семья состоит из 3 человек) для поездки из г. Костаная в г. Астана.

Задача 1

Определите по карте расстояние, которое будет пройдено автомобилем от г. Костанай до г. Астана. Используя свойство пропорции, рассчитать количество бензина, которое будет затрачено на дорогу, если известно, что на 100 км требуется 8 литров.

Задача 2

1 литр бензина в 2008 г. стоил 70 тенге. В 2011 г. и в 2012г. он подорожал на 12%. Вычислите стоимость бензина в 2013 г.

Задача 5 «Ремонт» .

У вас дома планируется ремонт.

1.Произведи необходимые измерения и подсчитай площадь, высоту дома (квартиры).

2.Узнай стоимость в магазинах: обоев, краски (половой и белой), потолочного покрытия, клей обойный и для потолочных покрытий.

3.Из газеты объявлений узнай стоимость работы по каждому виду работы.

Критерии оценивания

Международные исследования PISA

Современная система оценивания

Воспроизведение

Уровень А

-прямое применение известных фактов, стандартных приемов,

-распознавание знакомых математических объектов и свойств,

-выполнение стандартных процедур,

-применение известных алгоритмов и технических навыков,

-работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами,

-непосредственное выполнение вычислений.

- обучающийся совершает действия рецептивно- репродуктивного характера по воспроизведению знаний, умений и предметных способов деятельности (обучающийся распознает и воспроизводит ранее усвоенную информацию с достаточной полнотой и правильностью и в практически неизменном виде применяет ее для выполнения типовых действий).

-действия выполняются учащимися по образцу под руководством и контролем учителя;

- обучающиеся не проявляют инициативы при выполнении заданий.

Установление связей

Уровень В

-решение задач различных ситуаций знакомых обучающимся,

-интерпретация решений,

-установление связей между разными формами представления информации в ситуации, описанной в задаче.

- действия обучающегося носят реконструктивный характер.

- обучающийся осваивает базовое содержание предмета, достигает основной части запланированных результатов на уровне понимания учебного материала, т. е. интерпретирует и преобразует знания, умения, навыки и предметные способы деятельности.

- Обучающиеся могут использовать знания и сформированные умения в сходных ситуациях, при необходимости с помощью учителя в виде пояснений к заданиям или отдельных инструкций, при этом точно следуют образцу, заданному учителем.

-обучающийся демонстрирует способность применять освоенный учебный материал в знакомой (стандартной) ситуации, т.е. самостоятельно или с незначительной помощью учителя использовать и интегрировать полученные знания, умения, навыки и предметные способы деятельности.

- учащийся достигает запланированные по предмету результаты обучения, может выполнять более трудные задания, в которых предусматривается установление новых связей..

Рассуждение

Уровень С

- определенная интуиция и творчество в выборе математического инструментария,

-применение знаний из разных разделов программы,

-самостоятельная разработка алгоритма действий,

-задания более комплексные, включают больше данных;

-от обучающихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

- предполагается полное достижение и превышение планируемых результатов обучения. Знания и умения ученика выходят за рамки базового содержания образования по предмету, учебная деятельность при этом носит продуктивный характер и является исследовательской, включает элементы творчества

- обучающийся демонстрирует способность к применению освоенного учебного материала в новых ситуациях, т.е. использует предметные и межпредметные знания, умения и навыки для решения различных проблем.

- обучающийся может использовать и трансформировать освоенные знания и умения без помощи учителя для получения новых знаний, выявления проблем, нахождения путей их решения.

- обучающийся осуществляет перенос знаний в новые для него условия; способен планировать свою учебную деятельность и находить возможные способы решения задач разной сложности.

-решать их, используя математические знания и методы,

- обосновывать принятые решения путем математических суждений,

- анализировать использованные методы решения,

- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи,

- формулировать принятые решения.

Уровни математической компетенции в исследованиях PISA

Воспроизведение

Установление связей

Рассуждение

-прямое применение известных фактов, стандартных приемов,

-распознавание знакомых математических объектов и свойств,

-выполнение стандартных процедур,

-применение известных алгоритмов и технических навыков,

-работа со стандартными, знакомыми выражениями и формулами,

-непосредственное выполнение вычислений.

-решение задач различных ситуаций знакомых обучающимся,

-интерпретация решений,

-установление связей между разными формами представления информации в ситуации, описанной в задаче.

- определенная интуиция и творчество в выборе математического инструментария,

-применение знаний из разных разделов программы,

-самостоятельная разработка алгоритма действий,

-задания более комплексные, включают больше данных;

-от обучающихся часто требуется найти закономерность, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты.

Причины невысоких результатов

  • непривычная форма тестирования

  • неумение работать с текстами делового стиля, с текстами, включающими диаграммы, таблицы, схемы и карты

  • недостаточный диалогический характер гуманитарного образования в школе

  • В казахстанских школах существуют проблемы в формировании практических навыков, как способность обучающихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них. Проблема истолковывать текст в познавательных ситуациях является актуальной для казахстанских обучающихся.

  • В отечественной системе понятие чтения не совпадает с тем, что предлагается в исследовании, в котором чтение означает использование прочитанного в различных жизненных ситуациях.

  • Исследование показало, что практических знаний, которыми владеют казахстанские обучающиеся, оказались недостаточными для приобретения математической компетентности.

  • Полученные результаты по математической грамотности свидетельствуют о необходимости усиления внимания к применению основных математических понятий для объяснения реальных ситуаций из повседневной жизни, критически оценивать полученную информацию, выдвигать гипотезы, умению обосновывать высказанную точку зрения.

Анализ результатов международных исследований, особенно по PISA показывает, что пока отечественная система обучения не обеспечивает отвечающую современным мировым требованиям достаточную готовность школьников к жизни в информационном обществе. Наши учащиеся в своем большинстве не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний, во всяком случае, на уровне тех требований, которые предъявляются в международных исследованиях. Как отмечают международные эксперты, старшеклассники в странах Запада гораздо более привычны к формату заданий, где содержится большой объем текстовой информации, графики, схемы, таблицы. Им хорошо знакомы контрольные работы с большим числом заданий разной тематики, где от задания к заданию варьирует форма записи ответа (выбрать правильный ответ, написать слово или число, дать обоснование). Неожиданностью для наших учащихся стала необходимость самим определять, к какой области знаний относится вопрос, интегрировать при необходимости знания из нескольких областей. Наших учеников дезориентируют избыточная информация, комплексные задания или те, которые состоят из нескольких взаимосвязанных вопросов. Широта восприятия задач, творческий подход к их решению, обращение к здравому смыслу, "прикладной" характер мышления - это то, чего обычная контрольная работа, как правило, от нашего ученика не требует.

Рекомендации

1.Обеспечить широкое информирование и обсуждение результатов исследования PISA-2012 в педагогических кругах.

2.Организовать изучение содержания инструментария  исследования PISA в каждой казахстанской школе

3.Разработать мероприятия и методику подготовки учащихся к выполнению тестов международного исследования.

4.Организовать   подготовку 15-летних учащихся школ и организаций ТиПО к предстоящему исследованию на всех уровнях управления.

5.Включить в программы курсовой подготовки и переподготовки учителей вопросы по формированию навыков разработки инструментов   логического содержания и определения компетенций учащихся для использования в повседневной практической деятельности педагогов.

6. Учителям, на данный момент, важно разобраться в сложной действительности этих задач и разложить их реализацию в относительно простую сетку повседневной деятельности, обеспечивающей в первую очередь собственное развитие педагогического мастерства.

Список использованных источников.

1.Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В., Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебное методическое пособие [Текст]/Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова, М.: АПКиППРО, 2005. 101 с.
2.Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования [Текст]/И.Д. Фрумин//Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск, 2003. с.55
3.Л.В. Павлов, статья «Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках математики».
4.Хуторской А.В. Ключевые компетентности и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской//Интернет журнал «Эйдос». 2002. 23 апреля
5.Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников [Текст]/А.А. Ярулов// Школьные технологии № 2, 2004 год, с.43-84
6.Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. М. «Просвещение», 2003 г.

Автор
Дата добавления 03.01.2018
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров402
Номер материала 5077
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.