Уроки математики / Конспект урока / Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы на тему: « Путешествие в страну Математики»

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы на тему: « Путешествие в страну Математики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………………………………………2

Содержание программы………………………………………..……………………… 5

Тематическое планирование……………………………………………………….….7

Литература…………………………………………………………………………..….14

Пояснительная записка

Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, нужно ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает на этот счет негативное суждение. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться, и гордиться ее достижениями и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному краю, у него проявляются в чувстве восхищения своим городом и краем. Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, города, работниками образовательной школы и библиотеки, музея, при знакомстве с местными и областными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного города, первых строителей города, культуре, истории и окружающей природы родного края.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже с раннего возраста почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Чтобы дети стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа, необходимо их познакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщить к ним, выработать привычку следовать им. Нужно так продумать программу воспитания в детском саду, чтобы поднять на более высокий уровень знание детьми обычаев и традиций своего города и края.

Цель программы: формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу, родному краю, к природе и культуре через познание историко-национальных и природных особенностей города и края.

Задачи программы:

1. Заложить основы нравственно-патриотической личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми через ознакомление с родным городом и краем.

2. Развить гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

3. Расширить представления детей об истории, культуре, профессиях, людях, социально-экономической значимости родного края.

4. Воспитать чувство уважения к профессиям и труду взрослых, к традициям и обычаям нашего края.

5. Сформировать толерантное отношение к представителям других национальностей.

6. Воспитать чувство уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.

7. Воспитать чувство собственного достоинства как представителя своего края.

Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка «Родничок» в 2 недели во вторую половину дня. Общее количество учебных занятий в год – 18 часов. Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

-принцип историзма

-принцип доступности

-принцип личностно-ориентированного общения

-принцип непрерывности

-принцип наглядности

-принцип занимательности

-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы реализации программы «Детство с родным городом»:

- экскурсии,

- проектная деятельность,

- заочные путешествия,

- встречи с интересными людьми,

- развлечения,

- посиделки,

- мастер – классы,

- исследовательская деятельность,

- субботник.

Ожидаемые результаты.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города Серафимович, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

К концу реализации программы дети должны:

1. Знать свой домашний адрес, название города, области.

2. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказать о них.

3. Знать профессии своих родителей.

4. Знать краткие сведения об истории города.

5. Знать символику города Серафимович Волгоградской области.

6. Знать и узнавать основные социальные объекты и достопримечательности города.

7. Знать о почетных гражданах родного города.

8. Знать стихи поэтов родного города.

9. Знать правила безопасного поведения на природе и на улицах города.

10. Иметь элементарные представления об охране природы.

11. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Содержание программы.

Программа составлена с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.

Краеведческая составляющая пронизывает все направления психолого-педагогической работы ДОУ по освоению детьми всех образовательных областей.

Краеведческая работа с детьми в образовательной области «Познавательное развитие» включает следующие содержательные линии:

- географическое положение нашего края;

- исторические этапы развития, прошлое и настоящее «малой Родины»;

- природа края, особенности рельефа и климата;

- народонаселение, особенности национальной культуры.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» предусматривает

- развитие игровой деятельности детей;

- формирование навыков культуры поведения и общения;

- обогащение опыта взаимодействия с ближайшим окружением, включения детей в систему социальных отношений;

- формирование семейной, гендерной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

- формирование представлений о видах труда населения «малой Родины», профессиях родных и близких детей;

- ознакомление детей с творчеством поэтов Серафимовичского района Волгоградской области;

- развитие собственной трудовой деятельности детей;

- воспитание ценностного отношения к труду и его результатам.

Содержанием образовательной области «Речевое развитие» является

- развитие всех компонентов устной речи детей (обогащение и активизация словаря, развитие грамматического строя, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» включает следующие содержательные линии:

- знакомство с казачьим костюмом, с элементами и цветовой гаммой;

- формирование умения различать народное и профессиональное искусство;

-знакомство с архитектурой деревянных зданий, и их назначением;

- знакомство с русскими народными инструментами;

- приобщать детей к казачьим играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам

Образовательная область «Физическое развитие» включает:

- формирование интереса и любви к спорту, знакомство со спортсменками родного края, и видами спорта в которых они прославились;

- развитие двигательной активности детей посредствам подвижных игр.

Работа с родителями.

Одним их важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представления об основных целях и задачах патриотического воспитания детей через ведущий принцип: семья и родители – союзники детского сада. Основа такого взаимодействия - открытость педагогического процесса.

Формы и методы включения семьи в совместную работу:

-систематическое проведение консультаций и индивидуальных бесед.

-проведение совместных деловых встреч (тематические игры, вечера развлечений, досуги и праздники, конкурсы и викторины),

-привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции детского сада,

-посещение родителей с детьми центров культуры, достопримечательностей родного города.

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: формируется чувство ответственности за духовно- нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома.

Ресурсное обеспечение

1. Географическая карта России;

2. Географическая карта Волгоградской области, Серафимовичского района;

3. Государственные символы России: герб, флаг, гимн;

4. Методическая литература, репродукции;

5. Альбомы: «Природа родного края», «Животные родного края»;

6. Папка «Все профессии важны»;

7. Дидактические игры: «Лекарственные растения», «С какого дерева лист», «Казачья изба», «Собери картинку», «Найди герб» и др.

8. Бумажные куклы в народном костюме;

9. Русские народные детские музыкальные инструменты;

10. Магнитофон, телевизор, DVD.

Тематическое планирование.

Срок проведения

Тема

Форма проведения

Задачи

Сентябрь

1)"Как всё начиналось

Экскурсия в краеведческий музей.

расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения города. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина. Дать представление о назначении музеев. Познакомить с правилами поведения в музее

2)«Я здесь живу!»

Беседа. Оформление выставки рисунков «Мой любимый город»

Упорядочить знание детей о названии города, в котором они живут, о знакомых местах;

- закрепить знание домашних адресов;-воспитывать любовь к своему городу.

3) "Моя улица"

Экскурсия

Познакомить с историей возникновения названий улиц. Закрепить знание домашнего адреса. Формирование представлений детей о том, что город растёт, ширится, изменяется.

4) "Путешествие по карте города"

Практическое занятие

Познакомить с картой города, условными знаками. Научить ориентироваться на местности с картой.

Октябрь

1)«Мой любимый город».

НОД с показом презентации

Формировать представление о родном городе- красавце, труженике, о его достопримечательностях, памятных местах, дорогих, уютных его уголках; закреплять навыки поведения на улицах родного города; воспитывать любовь к своему городу.

2) «История возникновения герба родного города»

НОД

Познакомить детей с символом родного посёлка – гербом; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства

3)"Здания нашего города"

Рассматривание иллюстраций.

Познакомить детей с разными видами зданий города, их назначением. Объяснить, что дома бывают разные жилые и нежилые, пополнять словарь: Дом культуры, школа, библиотека, больница, городская администрация, почта.

4) "Памятники города

Экскурсия виртуальная

Познакомить детей с памятниками родного города. Дать детям представление об истории города. Развивать любознательность, воспитывать чувство признательности к людям, прославившим город.

Ноябрь

1)«Профессии моих родителей»

Беседа

Прививать уважение к труду родителей

2)"Дом культуры"

Беседа

Знакомство с профессиями работников дома культуры, представление профессии артиста, формирование отношения к миру в соответствии с культурными традициями.

3)"Книжкин дом"

Экскурсия виртуальная

Познакомить детей с историей возникновения книги, особенностями работы людей в библиотеке, воспитывать бережное отношение к книге, уважение к труду работников библиотек, формировать трудовые навыки. Пополнить словарь детей: библиотека, библиотекарь, абонемент, читатели.

4) «Уважения достойны»

Концерт для пожилых людей в Доме престарелых

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу, пожилым людям.

Декабрь

1)«Городской транспорт»

Прогулка по улице города с целью наблюдения за транспортом

Познакомить детей с историей транспорта, какой транспорт был раньше, какой сегодня. Использовать в беседе иллюстрации (карета, коляски, сани, линейки, конка...)

2)"Талантливые люди нашего города"

Конкурс чтецов

Познакомить детей с земляками, в разные годы прославившими наш город в области искусства, науки. Воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими.

3) "Знаменитые земляки"

Заочная встреча со знаменитыми земляками.

Познакомить детей со знаменитыми земляками, своим делом и подвигом, прославившим наш город. Формировать понимание значимости их деятельности для города, страны.

4) "Новый год у ворот"

Путешествие

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях справлять Новый год, о символах Нового года

Январь

1)"Рождественские колядки"

2)«Край родной - земля донская»

Развлечение

Казачьи посиделки

Продолжать вызывать у детей интерес к традициям казаков, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки». Обогатить детский словарный запас народными терминами. Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников на основе знаний о казаках и развития в детях интереса к истории родного края, желания познавать его, обогащая жемчужинами народной мудрости (легендами, пословицами, загадками, песнями, танцами). Познакомить с играми казачат.

3) «Защитники Сталинграда»

Путешествие с показом презентации

Познакомиться с Книгой памяти защитников Отечества Волгоградской области.

Оформление выставки «Защитники Сталинграда»

Февраль

1)«Рождение города» (фотографии старого и нового города) сотрудничество с музеем

Беседа

Познакомить детей с историей города.

2) "Казачий курень"

НОД

Формировать элементарные представления о казачьем курене, традициях казаков, развивать познавательный интерес к истории города. Учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, уметь объяснять их смысл.

3)В краю старых вещей"

Мастер - класс

Познакомить детей с предметами обихода в далёком прошлом: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, утюгом.

4) Что расскажет о себе посуда"

Исследовательская деятельность

Познакомить с посудой деревянной, глиняной

Март

1) "Сошью маме сарафан"

Тема

Познакомить детей с народным праздничным и повседневным костюмом, с такими деталями как сарафан, рубаха, картуз, зипун

2) "Имена и именины"

Посиделки

Познакомить детей с историей русских имён. Вспомнить святых и известных людей, которые прославили свои имена. Развивать желание правильно обращаться к людям.

3)«Картинная галерея».

Экскурсия в музей

Продолжать знакомить детей с музеями города. Знать, для чего нужны городу музеи, закрепить правила поведения. Учить внимательно слушать рассказ экскурсовода во время знакомства с экспозициями.

4) "Масленица

Развлечение.

Познакомить детей с особенностями празднования масленицы в городе, с традициями выпекать блины, с домашней утварью чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Апрель

1) "Растительный мир родного края"

КВН

Расширять представления детей о природе родного города, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы

2)"Лекарственные растения родного края"

Игра - сказка

Познакомить с лекарственными растениями родного края, их использование в лечебных целях.

3)Животный мир родного края"

НОД

Расширять представления детей о животном мире родного края, воспитывать патриотические чувства, формировать основы экологического мировоззрения

4) Пасха"

Развлечение

Обогащать знания детей о празднике Пасха, прививать любовь к истории своего народа; формировать доброжелательные отношения между детьми.

Май

1)"Они сражались за Родину"

Встреча с ветеранами

Обобщить и расширить представления детей об истории ВОВ. Познакомить с почётными людьми города Серафимович – участниками и героями войны, формировать мнение о недопустимости войны, чувство гордости за наш город.

2)Памяти героев Отечества посвящается»

Экскурсия к мемориалу славы, возложение цветов

Обогатить знания детей о Дне Победы; показать памятники, находящиеся на территории города. Воспитывать стремление быть похожими на своих земляков, которые отстояли нашу Родину в страшные годы войны

3 "Что я могу сделать для своего города?"

Субботник

Формировать представление об экологических проблемах города. Участие в акции «Чистый город»

4) "Что мы знаем о своем городе?"

КВН

Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе.

Литература

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие – М: 2005Н.

2. Андреева Ф. К. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Управление ДОУ, 2005, №1

3. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре. России. -М; АРКТИ,2003

4. Зеленая Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. М., «Скрипторий»,2008

5. Козлова С. А. Мой мир-М; - Сфера,2000

6. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М, Сфера, 2004

7. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада – М, Мозаика-Синтез. 2010

9. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка-Пресс,2003

10. Форталева Н. П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края. Управление ДОУ-2005,№1

Автор
Дата добавления 11.04.2017
Раздел Дошкольная
Подраздел Конспект урока
Просмотров106
Номер материала 3629
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.