Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.
Тема: «Числовые и буквенные выражения. Московский Кремль в числах».
Цель урока:
Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”.
Задачи урока: совершенствование умения и навыки по выполнению заданий с числовыми и буквенными выражениями на примерах Московского Кремля, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками Кремля.
Тип урока: «открытия» нового знания
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (карточки).
Структура урока имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организую его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
актуализирую требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
создаю условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
устанавливаю тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
высказываю добрые пожелания детям, предлагаю пожелать друг другу удачи;
предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (возникновение проблемной ситуации) – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания” и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
3. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе организую выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого обучающиеся выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе обучающиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят целью устранение возникшего затруднения. С помощью подводящего диалога руковожу данным процессом.
5. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания,
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (1-2 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Классу предлагается следующее задание:
1600:2+400-53= ?
90х4-60+570=?
Ученики выполняют действия устно.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, какое отношение числа 1147 и 870 имеют к истории?
1147 год – первые упоминания о Москве.
Может возникнуть затруднение с числом 870. Тогда ученикам предлагается посчитать, сколько лет Москве.
Ученики должны вычислить, что в 2017 году Москве исполнится 870 лет.
Вопросы классу: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
Это памятная для нашей страны дата — 870-летие основания Москвы. А сердцем Москвы называют Кремль. Поэтому сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые исторические события из истории Московского Кремля на основе заданий с числовыми и буквенными выражениями. Нам предстоит решить много математических задач. Ведь задачи приходилось решать и древним мастерам, зодчим, конструкторам. И вам, как и им, когда-то, нужно будет проявить смекалку, находчивость, воображение и сообразительность, точный расчет и чувство гармонии (слайд 1-3).
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Повторение изученных понятий .
Устный счет
А сейчас давайте поработаем устно и постараемся с помощью математики узнать немного о башнях Московского кремля (слайд 4).
1)По легенде считается, что Москва была основана на нескольких холмах (слайд 5-6). Давайте узнаем, сколько было холмов?
4у-у=21
Да, на семи холмах — это Боровицкий, Сретенский, Тверской, Трехгорье на Пресне, Воробьевы горы, Таганка и Лефортово. А Кремль стоит на Боровицком холме.
2)Давайте представим, что мы обходим Кремль. Любуемся стенами, башнями, его златоглавыми соборами (слайд 6). Выполните задание и узнаете, сколько всего башен у Кремля?
Найдите значение выражения 5х-55, если х=15
Правильно, всего 20 башен.
3) А сколько из них считаются главными? (слайд 7) 6х-2х+х=25
Главными считаются Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константиново-еленинская. Это проездные башни. Только через них можно было попасть в Кремль.
Работа в тетрадях.
4) Есть башни, которые хранили секрет (слайд 8). Сейчас мы узнаем, сколько было башен с секретом: 7х-5х+20=24
Это Тайницкая и Угловая Арсенальная башни. В этих башнях находились колодцы с чистой родниковой водой, а в Тайницкой — подземный ход, ведущий к Москва-реке. В прошлом, когда на Москву совершались частые набеги, жители прятались в подземельях Кремля. Продержаться можно было долго, так как стены были неприступными, а в подземельях были запасы продуктов и воды.
Мы вспомнили основные задания с числовыми и буквенными выражениями и познакомились с историей строительства Кремля, произведя расчеты, узнали, что Москва расположена на семи холмах, стены Кремля соединяют 20 башен, из них — 5 основных(слайд11).
Итак, мы вспомнили как решать уравнения, работали с числовыми выражениями, находили значение выражения при заданном значении переменной.
3. Постановка учебной задачи
Давайте усложним задания.
Найдите значение выражений:
13а+15- 5а + 23, если а=7;
4в+20+2в-10, если в=4;
5а+7а+14-4, если а=5
Выполняли мы подобные задания? Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая цель нашего урока?
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Как же выполнять такие задания? А нельзя ли это задание сделать быстрее? А как?
5. Первичное закрепление
Работа в парах: Давайте сейчас вспомним и составим алгоритмы как работать со сложными буквенными выражениями. Каждая пара составляет алгоритм действия с 2 выражениями, данными на карточках (3а+10а+34-5, если а=10; 15х+12-5х+8, если х=3).
На обсуждение дается 1-2 минуты.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Все теперь вспомнили, что Москву основал Юрий Долгорукий.
Кремль в 11 веке занимал 15000 м2. Площадь Кремля при Юрии Долгоруком больше. Вычислите площадь Кремля при Юрии Долгоруком и выразите в гектарах.
Площадь Кремля в м2 | |
Кремль в 11 веке | 15000 м2 |
Кремль при Ю.Долгоруком | Упростите выражение 124а+7000+876а+3000 и найдите его значение при а = 80 |
7.Динамическая пауза
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Давайте вспомним какие башни считаются главными? (Спасская, Боровицкая, Троицкая, Никольская, Константиново-еленинская).
Боровицкая башня в 17 веке имела высоту 50м 70см. С 1935 г, когда над ней установили звезду, она стала выше. Вычислите высоту Боровицкой башни со звездой. А чтобы найти высоту звезды в сантиметрах выполните задание:
Упростите выражение 45у +10 -15у +25 и найдите его значение при
у = 10
После выполнения работы учащиеся проверяют свои ответы, исправляют допущенные ошибки, проводится выявление причин допущенных ошибок.
Постановка домашнего задания с комментированием: как вы думаете какие номера учебника страницы 87,91,96 будут вам заданы на дом?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Про Кремль не захотелось узнать больше? (есла «да», приходите после уроков)
– Как вы можете оценить свою работу?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 26.11.2017 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 949 |
Номер материала | 4926 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |