Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике на тему " Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик"

Конспект урока по математике на тему " Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик"

Канунникова Елена Ивановна

Математика 2 класс

Тема урока "Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик». (слайд 1)

Цели:  -  формировать у учащихся универсальные учебные     действия:

                 личностные: самоопределение, смыслообразование;

                познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями,      выполнение логических операций;

               регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

              коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

Задачи урока :

1.Познакомить учащихся с приемом сложения и вычитания двузначных чисел в столбик без перехода через разряд.

2.Совершенствовать умение решать задачи изученных видов.

3. Развивать способность к мыслительным операциям «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение».

4.Прививать интерес к предмету.

5. Соблюдать здоровьесберегающие технологии на всех этапах урока .

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки для индивидуальной работы, веера, индивидуальные доски, учебник И.И. Аргинской «Математика», 1 часть, издательство «Учебная литература», 2011 ;, тесты для работы в парах.

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности(1-2 мин. )

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.

А сейчас проверь дружок

Ты готов начать урок.

Всё ль на месте, всё в порядке

Ручка, книжка и тетрадь

Все ли правильно сидят

Все ль внимательно глядят

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

- Кто из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).

(слайд 2)

«ПОМНИ: НУЖНО МНОГО ЗНАТЬ, ЧТОБ СТРАНЕ ПОЛЕЗНЫМ СТАТЬ!»

Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

- коммуникативные УУД

-личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников);

II. Актуализация и пробное учебное действие. (4-5 мин. )

Цель:1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: повторить алгоритм решения примеров на сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд;

2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, синтез.

Организация учебного процесса на этапе 2.

1. Индивидуальная работа (карточки )

Карточка № 1

Вырази в сантиметрах

1 дм 7см = 3дм 4см =

2дм = 5дм 8см =

4дм 9см = 7дм 2см =

Карточка № 2

Вырази в дециметрах и сантиметрах

63 см = 80см =

76см = 45см = 19см= 30см =

2. Фронтальная работа ( с сигнальными карточками)

1)Я называю числа и указываю, сколько в этом числе десятков. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество .

- В числе 25 – 5 десятков? 0

- В числе 13 – 1 десяток? 1

- В числе 54 – 5 десятков? 1

- В числе 45 – 4 десятка? 1

- В числе36 – 6 десятков ? 0

2)Я называю числа и указываю, сколько в этом числе единиц. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество .

- В числе 18 – 8 единиц? 1

- В числе 37 – 3 единицы? 0

- В числе 26 – 6 единиц? 1

- В числе 35 – 5 десятков? 0

- В числе 17 – 1 единица? 0

- В числе 54 – 4 единицы? 1

3) (слайд 3) Задача. В трёхэтажном доме жили три щенка: бульдог, такса и пудель. Щенки с первого и второго этажей не были таксами. Бульдог не жил на первом этаже. Определите место проживания каждого щенка?
проверка на (слайд 4)

  • На 1 этаже живёт щенок пуделя

  • На 2 этаже живёт щенок бульдога

  • На 3 этаже живёт щенок таксы

- регулятивные  УУД  (в сотрудничестве с учителем учиться ставить новые учебные задачи, составлять план работы, планировать и проводить исследования для нахождения необходимой информации, оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос);

- коммуникативные  УУД  (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

III. Выявление места и причины затруднения. ( 2 мин.)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2)сформировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;

Организация учебного процесса на этапе 3.

Ребята, компьютер выдал нам информацию.

(слайд 5)

45+34=

78-53=

Запишите эти выражения в тетрадь, и найти их значение.

(по вариантам: 1 вариант – сделать подробную запись; 2 вариант – более короткую запись; 2 человека работают у доски).

- Какое задание вы выполняли? ( Ответы детей: решали примеры на сложение и вычитание).

- Как вы считаете, дети справились с заданием? (Проверяют выполнение задания на доске).

- Посмотрим, чем различаются данные примеры? (Ответы детей: записью решения, знаками)

-Какой алгоритм, модель вы использовали при сложении и вычитании двузначных чисел ? (дети: десятки складывали с десятками; единицы складывали с единицами; показать модель из геометрических фигур)

- познавательные  УУД  (умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить познавательную цель)

- коммуникативные  УУД  (использование диалога);

IY. Построение проекта выхода из затруднения. (4-5 мин.)

Цель:

1) сформулировать цель урока;

2) организовать коммуникативное взаимодействие (в парах, фронтально) для построения нового способа действия;

3) зафиксировать новый способ действия.

Y. Реализация построенного проекта. (6-8 мин.)

Цель:

1) организовать коммуникативное взаимодействие по осуществлению плана;

2) зафиксировать новый способ действия в знаковой форме.

Организация учебного процесса на этапе 4.

- А как можно ещё решить эти примеры ? ( Ответы детей: в столбик.)

- Кто догадался, какова цель нашего урока? (Ответы детей: научиться записывать и решать примеры в столбик) (слайд 6)

- Что нам поможет? ( Ответы детей: таблица разрядов, модели, алгоритм).

Давайте составим алгоритм решения примеров в столбик: (слайд 7)

  1. Запись чисел: единицы пишем под единицами, десятки пишем под десятками.

  2. Записываем знак действия. Где удобнее поставить?

  3. Заменяем знак «равно».

  4. Сформулируем правило выполнения действий.

Запишем в столбик

Сумму, разность по-разрядно

Рационально и наглядно.

Считать не ленись

Начинай счет с единиц.

Организация учебного процесса на этапе 5.

- Давайте выполним сложение и вычитание чисел 37 и 12 с помощью составленного алгоритма.(2 человека у доски, остальные - самостоятельно)

 

1.Для этого сначала выполни устно сложение в разряде единиц. Сколько единиц получилось?

 2. Выполни сложение в разряде десятков. Сколько десятков получилось?

- Какой получился ответ в этих примерах? (37 + 12 = 49, 37-12=25)

Физкультминутка

- коммуникативные  УУД  (умение работать в группе, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, задавать вопросы, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);

- познавательные  УУД  (умение извлекать информацию, делать логические выводы).

YI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (6-8 мин.)

Цель:

  1. зафиксировать приём сложения и вычитания двузначных чисел в столбик.

Организация учебного процесса на этапе 6.

- Работа по учебнику с.90,№192 (проверка по слайду 8)

- познавательные УУД( практические действия, доказательства)

-коммуникативные  УУД  (умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

YII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5-6 мин.)

Цель:1) организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение и вычитание двузначных чисел ;

2)тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

Организация учебного процесса на этапе 7.

Работа в парах (тесты).

- Я думаю, теперь вы сможете выполнить задание, работая в парах.

- Желаю успеха!

(Проверка по слайду 9)

-Поменяйтесь тетрадями

- Кто допустил ошибки при вычислении?

- В чём у вас ошибка? Исправьте ошибки.

- Над чем надо поработать? На что нужно обратить внимание? (Ответы детей: запомнить правило).

- Молодцы и те, кто нашёл и исправил свои ошибки.

- Что мы можем сказать по теме урока?

- Какая у нас была цель урока? (Ответы детей: научиться решать примеры такого вида).

- Достигли мы этой цели или нет?

- познавательные УУД

- коммуникативные  УУД 

- регулятивные  УУД  (оценивать полученную информацию для проверки гипотез, ответа на поставленный проблемный вопрос)

YIII .Включение в систему знаний и повторений (5-7 мин.)

Цель:

  1. тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.

Организация учебного процесса на этапе 8.

-Ребята, я очень рада, что вы усвоили еще одну математическую тему: научились записывать и решать примеры в столбик. А сейчас давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках.

Работа в группах (решение задачи )

-У вас на листиках записан текст.

«Белка запасла в одном дупле 12 орехов, а в другом 27 орехов.»

-Можно ли эту запись назвать задачей? Что нужно сделать, чтобы текст стал задачей?

- Составьте к этой записи вопрос.

(Проверка по слайду 10).

- Сколько всего орехов?

- На сколько в одном дупле орехов больше, чем в другом?

- На сколько в одном дупле орехов меньше, чем в другом?

- коммуникативные  УУД 

- регулятивные  УУД 

Домашнее задание: с.91

№ 194 или № 195 ( по выбору)

Х. Рефлексия деятельности (3 мин.)

Цель:

1) зафиксировать новое правило, изученное на уроке;

2) оценить результаты собственной деятельности;

3) согласовать домашнее задание.

Форма работы: фронтальная.

- Чему мы научились? (Ответы детей: научились решать примеры на сложение и вычитание двузначных чисел в столбик)

- Научились ли мы этому? (Ответы детей).

- Какая была перед нами цель? (Ответы детей).

- Достигли ли мы её?

- Что помогло нам в достижении нашей цели? (Правило и т.д.)

- Вы довольны своей работой?

- Над чем нам ещё нужно поработать?

- А сейчас оцените свою работу на уроке. (Ребята оценивают свою работу на карточках, которые есть у каждого на столе): (слайд 11)

«Я понял всё, но у меня остались вопросы».

«Я всё понял, могу работать, пользуясь правилом».

« Я понял всё, могу работать сам и объяснить другому».

- коммуникативные  УУД 

- регулятивные  УУД 

Анализ урока с точки зрения формирования УУД.

     В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

     Так личностные  УУД  формируются  во время организационного момента (самоопределение) и постановке проблемы (смыслообразование).

    Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника,); при подготовке    выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения);  при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

     Регулятивные УУД  формируются на этапах деления на группы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

        И, конечно, коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах.

        На уроке проведена рефлексия учебной деятельности, с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

13

Автор
Дата добавления 24.11.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров54
Номер материала 4911
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.