Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по математике на тему "Связь между компонентами сложения и вычитания"

Конспект урока по математике на тему "Связь между компонентами сложения и вычитания"

Предмет: математика

Тема: Связь между компонентами сложения и вычитания.

Цель: Создать условия для формирования понятия «Связь между компонентами сложения и вычитания», что способствует развитию математической речи, мышления, памяти, коммуникативных навыков и воспитанию интереса к предмету; знание состава числа; элементарные представления о составных частях задачи; развивать умения, навыки работы с книгой; воспитывать культуру поведения в ученическом коллективе.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с цифрами и примерами, картинки с героями сказки «Колобок», карточки с названием компонентов действий, мячик.

Ход урока.

  1. Мотивационно – целевой этап.

Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сегодня на уроке математики мы отправимся в сказочное путешествие. Чтобы узнать с кем мы туда отправимся, необходимо отгадать загадку:

Перед зайцем не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок, все ж попался (колобок).

Жили – были дед и баба. Попросил дед испечь Колобок. А пока бабка муку собирает, да тесто замешивает, давайте и мы делом займемся: наведем порядок в числовом ряду.

-Как вы думаете, ребята, для чего нужно повторять порядковый счет?

Устный счёт.

1.Работа с числовым рядом:

Какие числа пропущены?

Назовите числа по взрастающей в интервале от 2 до 8; от 4 до 9.

Назовите числа по убывающей в интервале от 7 до 1; от 6 до 2.

1) Сколько пальцев на 2 руках? 10

2) Сколько лап у одной собаки? 4

3) Какое число при счете идет 9? 9

4) Какое число на 1 больше 5? 6

5) Какое число является предыдущим для числа 3? 2

6) Сколько хвостов у 8 кошек? 8

7) 1 слагаемое - 5, второе - 2, чему равна сумма этих чисел? 7

8) В одной коробке 5 карандашей, а в другой - ни одного. Сколько всего карандашей в двух коробках? 5.

( на доске появляются карточки с ответами).

10

4

9

6

2

8

7

5

к

о

ы

о

м

ц

д

л

9) какое число лишнее? почему?

10) Расположите числа в порядке возрастания.

Прочитайте, что получилось.

Молодцы ребята, вы справились с заданием, где нужно было повторить состав числа и последовательность чисел.

2. Испекла бабка Колобок и положила его на окно остужаться. Полежал Колобок на окне, надоело ему, спрыгнул он на тропинку и покатился по ней. Катиться Колобок, а навстречу ему Заяц. Не хочет отпускать Колобка.

Хорошо поешь, дружок. Если ты решишь заданье, я тебя без наказанья в путь - дорожку снаряжу. И на волю отпущу.

Решение числовых выражений (на доске выражения на сложение и вычитание).

- На какие 2 группы можно разделить выражения? (сложение и вычитание).

- А знаете вы, как называется каждое число в записи примера на сложение и на вычитание? (1+5; 5 увеличить на 1; сумма чисел 1и5; к 5 прибавить 1; 1 слагаемое 5, 2 слагаемое 1, значение суммы равно 6); (5-1; 5 уменьшить на 1; разность чисел 5и1; от 5 отнять 1; уменьшаемое 5, вычитаемое 1, значение разности равно 4).

- Посмотрите внимательно на выражения 1 группы и сравните с выражениями 2 группы. Что вы заметили? Почему? - Действия сложения и вычитания - взаимообратные.

Понравилось зайке как ребята считать умеют, какие они внимательные и отпустил он Колобка.

Цель: Научиться устанавливать связь между компонентами действий сложения и вычитания.

  1. Операционно – деятельностный этап.

И покатился наш Колобок дальше. А навстречу ему Мишка – косолапый. Просит Мишка решить с ним вместе примеры. Давайте, ребята, поможем ему.

Составление и решение взаимообратных выражений у доски и в тетрадях.

4+2=6 5+3=8

2+4=6 3+5=8

6-4=2 8-5=3

6-2=4 8-3=5

Ребята, назовите состав числа 6, 8; разницу между суммой 1 и 2 примера.

Вывод: чем больше слагаемое, тем больше значение суммы; чем больше вычитаемое, тем меньше значение разности.

Покатился Колобок дальше. А навстречу ему волк. В колобках он знает толк. Чтобы волк его не съел, Колобочек наш запел. А волк отвечает: "Колобочек, не спеши. Стар я стал. Кости болят. Надо бы размяться немного".

Физкультминутка.

Колобок, колобок, колобок - ты румяный бок (наклоны в стороны).

По дорожке покатился и назад не воротился (бег на носочках, руки на поясе).

Встретил мишку, волка, зайку, всем играл на балалайке (повернулись друг к другу и изобразили животных, игра на балалайке).

У лисы спел на носу - больше нет его в лесу (показывают нос и разводят руками).

- Вот вроде и всё, можно и домой возвращаться. А кто там из кустов рыжий выглядывает? Лисичка – хитрая сестричка. От Лисы просто так не уйдёшь. Лиса любит охотиться на уток и позвала Колобка с собой на пруд (работа с учебником с 40). Помогите посчитать Колобку, сколько уточек на левом берегу, а сколько - на правом. Уточки заметили лисичку, и пошли все в воду (1+2, 2+1). Но Колобок не растерялся, решил увести лису подальше от пруда. И уточки снова вышли на берег. Посмотрите на последние два выражения, что вы заметили? Сколько уток в воде, а сколько на берегу?

Колобок заманил лисичку на дорожку от пруда, а сам покатился дальше.

3.Рефлексия.

Математический диктант. Записать 2 слагаемое, 1 слагаемое, вычитаемое, значение суммы, уменьшаемое, значение разности.

- Что нового узнали на уроке?

- Кто доволен своей работой?

- Оцените свою работу.

У кого всё получилось, раскрасьте Колобка жёлтым цветом, у кого были затруднения – оранжевым. Кому было очень сложно на уроке работать – красным цветом.

Динамическая пауза.

- Колобок, благодаря вам, ребята, вернулся к дедушке с бабушкой, и жили они долго и счастливо. А вам я предлагаю поиграть.

Физминутка.

Игра «Перестрелка» (решение выражений).

Самостоятельная работа по карточке (раскраска с примерами).

Автор
Дата добавления 17.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров1134
Номер материала 1209
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.