Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока по теме "Встречное движение" (4 класс)

Конспект урока по теме "Встречное движение" (4 класс)

Урок математики в 4-м классе. Тема: "Встречное движение" (открытие нового знания). Образовательная система "Школа-2100"

Цели урока:

1. Вывести формулу зависимости между величинами расстояние, скорость сближения и время встречи через решение задач.
2. Закрепить умение анализировать и решать задачи.
3. Развивать логическое мышление, речь, навыки устных и письменных вычислений, самоанализа и самоконтроля, воспитание любви к малой Родине.

Оборудование: учебник математики Л.Г.Петерсон, презентация, алгоритм анализа задачи, карточки с математическими понятиями.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика! (Приложение. Слайд 1).

– Пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

– Итак начнём урок с разминки и узнаем тему сегодняшнего урока. (Приложение. Слайд 2-3).

– А начнём мы с вами наше движение с северной столицы нашей Удмуртии, с города Глазова. Чтобы всё успеть, нам надо точно рассчитать время и скорость на каждом участке пути, уметь «читать » чертежи, знать понятия, связанные с движением.

– Итак, мы отправляемся в путешествие по родной Удмуртии. (Приложение. Слайд 4).

Карта маршрута перед вами. Начинаем свой путь из города Глазова. Как мы поедем из Глазова до Селтов, расскажет таблица.

объект

скорость

время

расстояние

автобус

65 км/ч

2 ч

? км

– Составьте задачу. Какая формула потребуется для решения задачи? (Приложение. Слайд 5)

– Назовите решение и ответ задачи. (Приложение. Слайд 6).

– Преодолев 130 км, мы очутились в Селтах (Приложение. Слайд 7).

В этом населённом пункте нам тоже предстоит решить задачу.

Два поезда едут навстречу друг другу. Скорость одного 60 км/ч, а скорость другого 90 км/ч. Они встретились через 3 часа. Какое расстояние было между ними первоначально? (Приложение. Слайд 8).

1) 60х3=180 (км) – расстояние 1.

2) 90х3=270(км) – расстояние 2.

3) 180+270=450 (км)

Ответ: 450 км было между ними первоначально.

– Есть ли другой способ решения задачи?

(поставлена ПРОБЛЕМА)

– Определите тему урока. Поставьте цель. Чего вы хотите достичь? (Научиться решать задачи на встречное движение разными способами.)

3. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.

– Чтобы нам очутиться в следующем населённом пункте в Шаркане, необходимо рассчитать время движения автобуса. Перед вами таблица.

объект

скорость

время

Расстояние

автобус

36 км/ч

? ч

144 км

– Знание какой формулы понадобится для решения этой задачи? (Приложение. Слайд 9-11).

144:36 =4 (ч)

– Через 4 часа мы очутились в Шаркане. (Приложение. Слайд 12).

- Здесь, как ещё называют это место многие туристы, в удмуртской Швейцарии, нам предстоит ответственная работа: открыть формулу зависимости между величинами в задаче на встречное движение. Открываем учебник математики на стр. 89, посмотрим на чертёж к заданию № 1. Давайте составим рассказ по нему, (рассказ детей.)

– А сейчас проверьте себя, прочитав условие задачи. Назовите вопросы к ней.

Ответьте на первый вопрос. (Двое работают у доски, задание учебника вынесено на доску.)

(Приложение. Слайд 13-15).

(Приложение. Слайд 16).

Рис. 2

Время, ч

Расстояние между объектами

0

300

1

300–(20+40)х1=240

2

300–(20+40)х2=

3

 

4

 

5

 

 

 

– Объясните, почему все формулы начинаются с числа 300? Что оно обозначает? Почему вы выбрали знак «–»? Что обозначает выражение в скобках? Что мы называем скоростью сближения? Как её найти при встречном движении? Что обозначает «х2, 3, 4, 5»?

– Так как же найти расстояние между объектами, движущимися навстречу друг другу? (Приложение. Слайд 17). (Работа в группах. Дети выводят правило и записывают формулу. Затем работа каждой группы проверяется и оценивается).

Вывод: чтобы найти расстояние между объектами, движущимися навстречу друг другу, нужно из первоначального расстояния вычесть произведение скорости сближения и времени в пути.

d = S- (V1 + V2) х tвст.

-Как найти первоначальное расстояние между объектами?

(Работа в группах. Дети выводят правило и записывают формулу. Затем работа каждой группы проверяется и оценивается).

Вывод: чтобы найти первоначальное расстояние между объектами при встречном движении, можно скорость сближения умножить на время.

(Сверить новые формулы с формулами из презентации. (Приложение. Слайд 18).

S= Vсбл. х tвст

4. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

– А сейчас вернёмся к задаче о двух поездах..

– Как же можно её решить другим способом?

1) Вычислить скорость сближения.

60+90=150 (км/ч)

2) Найти первоначальное расстояние между ними.

150х3=450 (км)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Приложение. Слайд 19).

– Прежде чем сесть в автобус и отправиться в Ижевск, давайте немного отдохнём. Встаньте все из-за парт. Перед вами число. Назовите его.

7005204

Столько раз поднимем руки, сколько единиц в классе тысяч. (5)

Столько выполним наклонов, сколько единиц в классе миллионов. (7)

И присядем столько раз, сколько сотен в классе единиц. (2)

На носочки встанем,
Потолок достанем
И тихонько сядем.

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

– Итак, мы в пути в Ижевск. Чтобы нам добраться до Ижевска, нужно определить скорость движения нашего автобуса. Перед вами таблица. Попробуйте найти скорость автобуса. Что для этого нужно вспомнить?

объект

скорость

время

расстояние

автобус

?км/ч

310км

310:5=62 км/ч (Приложение. Слайд 20-21).

– Автобус тронулся, а мы с вами, чтобы было не скучно, попробуем самостоятельно решить задачу № 3 на стр. 90. (Приложение. Слайд 22).

1) 9+7=16 (км/ч) – скорость сближения

2) 16х2=32 (км)

Ответ: 32 км расстояние между сёлами.

(Проверка устная).

(Приложение. Слайд 23).

-Предлагаю решить задачу на выбор в группах.

(Проверяем решение). (Приложение. Слайд 24).

-Итак, подходим к завершению нашего урока. Мы знаем, что движение транспорта и пешеходов у нас в городе очень интенсивное. Какое приобретение человечества помогает нам, водителям и пешеходам регулировать наше движение и делать его безопасным?

-Светофор. (Приложение. Слайд 25).

-Правильно. Хотелось проверить внимательны ли вы на дорогах. Для этого предлагаю вам следующую работу:

4001053

-832974

4169089

3 8 7

-Вот мы с вами уже подъезжаем к Ижевску. И хотелось бы напомнить вам одну старинную русскую пословицу: «Тише едешь, дальше будешь». Как можно её объяснить? (Приложение. Слайд 26).

7. ИТОГ УРОКА.

– Вот и закончилось наше путешествие по краю. Надеюсь, что это путешествие было для вас познавательным.

1.С каким понятием познакомились сегодня?

2.Что нового узнали на уроке и чему научились?

3.Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?

4.Кто хорошо разобрался в теме урока и может объяснить другим?

5.Кому ещё необходимо разобраться?

Автор
Дата добавления 22.01.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров433
Номер материала 1839
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.