Уроки математики / Самостоятельная работа / Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Бугурусланский нефтяной колледж»

г. Бугуруслана Оренбургской области

Рассмотрено

на заседании методической комиссии

преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от __________201 г.

Председатель _________ Р.А. Субханкулова

УТВЕРЖДЕН

Заместитель директора по ООД

отделения ППКРС

_______________ Т.Б. Ронжина

«___»___________ 2015 г.

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельных работ

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

ОДП. 14 Математика

по профессиям:

15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»

43.01.02 «Парикмахер»

15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

21.01.02 «Оператор по ремонту скважин»

2015-2016 уч. год

Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся разработаны на основе программы учебной дисциплины ОДП.10 Математика для профессий программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего профессионального образования,

Организация-разработчик:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "БНК" г. Бугуруслана Оренбургской области

Автор-составитель:

О.Р. Шаляпина, преподаватель математики первой квалификационной категории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

4

  1. Тематика самостоятельной работы

8

  1. Общие положения по самостоятельной работе

10

  1. Методические рекомендации по выполнению различных видов

самостоятельной работы

12

  1. Содержание самостоятельной работы

22

  1. Информационное обеспечение методических рекомендаций

31

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Введение в практику учебных программ и модулей с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Учебная дисциплина «Математика» разработана для приобретения знаний и умений в эффективном применении информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, организации индивидуального информационного пространства и автоматизации коммуникационной деятельности.

Место дисциплины в структуре основной общеобразовательной базовой программы: общеобразовательный цикл.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

При выполнении заданий из этого сборника вы реализовываете следующие цели и задачи:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;

- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.

В результате освоения знаний вы должны:

знать/понимать:

- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;

- идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;

- значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;

- возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

- различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

- роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

- вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

Алгебра

Уметь:

- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

- применять понятия, связанные с делимостью целых чисел, при решении математических задач;

- находить корни многочленов с одной переменной, раскладывать многочлены на множители;

- выполнять действия с комплексными числами, пользоваться геометрической интерпретацией комплексных чисел, в простейших случаях находить комплексные корни уравнений с действительными коэффициентами;

- проводить преобразования числовых и буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Функции и графики

Уметь:

- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;

- строить графики изученных функций, выполнять преобразования графиков;

- описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций;

- решать уравнения, системы уравнений, неравенства, используя свойства функций и их графические представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Начала математического анализа

Уметь:

- находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии;

- вычислять производные и первообразные элементарных функций, применяя правила вычисления производных и первообразных, используя справочные материалы;

- исследовать функции и строить их графики с помощью производной;

- решать задачи с применением уравнения касательной к графику функции;

- решать задачи на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке;

- вычислять площадь криволинейной трапеции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Уравнения и неравенства

Уметь:

- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;

- доказывать несложные неравенства;

- решать текстовые задачи с помощью составления уравнений и неравенств, интерпретируя результат с учетом ограничений условия задачи;

- изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем;

- находить приближенные решения уравнений и их систем, используя графический метод;

- решать уравнения, неравенства и системы с применением графических представлений, свойств функций, производной;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- построения и исследования простейших математических моделей;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей

Уметь:

- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул, треугольника Паскаля; вычислять коэффициенты бинома Ньютона по формуле и с использованием треугольника Паскаля;

- вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов (простейшие случаи);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; для анализа информации статистического характера;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет

Геометрия

Уметь:

- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

- применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

- вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;

- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение обучающимся видом профессиональной деятельности Математики в том числе общими компетенциями (ОК):

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2 Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологии в профессиональной деятельности.

ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Значение самостоятельной работы в овладении знаниями и умениями по учебной дисциплине:

- экономия учебного времени;

- самостоятельная поэтапная отработка учебных элементов;

- воспитание сознательного отношения учащегося к учебному процессу;

- развитие практических умений;

- развитие познавательных способностей;

- совершенствование самоорганизации учащегося;

формирование умений использовать информационные источники: справочную и специальную литературу

Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы обучающихся при изучении дисциплины для профессий:

15.01.19 «Наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики»

43.01.02 «Парикмахер»

15.01.05 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

21.01.02 «Оператор по ремонту скважин»

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа студентов в колледже является важным видом учебной и исследовательской деятельности студента. Обучение включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому самостоятельная работа студента должна стать эффективной и целенаправленной работой.

Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических занятиях, для эффективной подготовки к итоговому зачету.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения обучающимся общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у обучающегося способностей к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности;

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя превратиться в творческую личность, способную самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Все виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер имеют вариативный и дифференцированный характер, учитывают специфику профессии, изучаемой учебной дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

- самоконтроль и самооценка обучающегося;

-контроль и оценка со стороны преподавателя.

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося.

Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию за счет объема времени, отведенного на изучение ОДБ.06 с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня их подготовленности.

Преподавателем рекомендуются разные уровни задания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся:

1 уровень – сообщение, схемы;

2 уровень – тесты, конспект;

3 уровень – контрольная работа, кроссворд, презентация;

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по математике.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы используются зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ.

3. Методические рекомендации по выполнению

различных видов самостоятельной работы

3.1.Методические рекомендации по оформлению реферата

Реферат - это самостоятельное произведение, свидетельствующее о знании обучающимся литературы по предложенной теме, ее основной проблематике, отражающее точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.

Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и обучающийся.

Этапы работы над рефератом

1.

Выбор и формулирование темы.

2.

Подбор художественной, научной и критической литературы (при разработке реферата должно быть использовано не менее 3-5 источников).

3.

Отбор и систематизация материала к реферату, составление плана.

4.

Работа над черновиком (консультации преподавателя).

5.

Оформление реферата, сдача на проверку.

6.

Подготовка к защите реферата.

7.

Защита реферата (выступление с докладом).

Структура реферата

Объем реферата должен быть 15-18 печатных листов.

1 лист - титульный (Приложение № 1);

2 лист - план реферата (содержание);

3-16 лист - содержание реферата (анализ изученной литературы, теоретический материал, включая рисунки, таблицы, графики, схемы и т.д.); нумерация страниц снизу, справа;

17 лист - словарь используемых терминов, глоссарий;

18 лист - список используемой литературы.

Основные требования к написанию реферата

Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал.

Не стремитесь использовать весь собранный материал, не перегружайте её мало значащими для раскрытия темы фактами, примерами.

Во введении к реферату и докладу по нему необходимо обосновать, почему выбрана данная тема, её актуальность.

Неэтично выдавать чужие мысли за свои, без ссылки на источник. После приведенной цитаты делайте сноску в конце страницы с указанием фамилии автора и названия произведения.

Следите за последовательностью изложения, не допускайте нечетких формулировок, речевых ошибок.

Больше используйте в подготовке реферата материалы современных авторов, журнальных статей (с 2000 года и позднее).

Правильно оформляйте реферат, включая титульный лист и список литературы.

Оформление списка литературы: перечисляется в алфавитном порядке - автор, название, место издания, название издательства, год издания. (Например: Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2000г. Например, статья в журнале: Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. 2002. №3. С. 41-46.)

Правила оформления реферата

Оформление реферата выполняется при помощи компьютера. С целью обеспечения совместимости с установленным программным обеспечением, следует представлять готовые работы в формате MS Word, большие таблицы, занимающие отдельный лист - в формате MS Excel.

Печать на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297 мм (формат А4). Поля: левое – 2.5 см (25 мм), правое -1,5 см (15 мм), верхнее - 2,0 см (20 мм), нижнее -2,0 см (20 мм).

Шрифт: Тип шрифта для текста Times New Roman, прямой. Высота шрифта: тело абзаца - 14, заголовки и другая рубрикация - 16. Интервал -1,5.

Выравнивание: заголовок - по центру. Перенос слов в заголовках - по словам (слова в заголовках не разрываются, а переносятся целиком).

Критерии оценивания реферата

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.

Новизна текста:

а) актуальность темы исследования;

б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных);

в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал;

г) явленность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений;

д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.

Степень раскрытия сущности вопроса:

а) соответствие плана теме реферата;

б) соответствие содержания теме и плану реферата;

в) полнота и глубина знаний по теме;

г) обоснованность способов и методов работы с материалом;

е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).

Обоснованность выбора источников:

а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет,

б) последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).

Соблюдение требований к оформлению:

а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы;

б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией;

в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка 5 ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка 4 - основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата, отсутствует вывод.

Оценка 2 - тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 - реферат обучающимся не представлен.

3.2.Методические рекомендации для составления схем (таблиц)

Схема (таблица) - это графические обозначения, содержащие основные понятия, правила работы, принципы, которые выдержаны эстетически правильно.

Для разработки схем (таблиц) по заданной теме нужно найти информацию с разных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия), изучить ее и составить схему в программе Word при помощи автофигур, а таблицу через Мастер Таблиц. Схема (таблица) должна содержать основные аспекты данной темы, правила, принципы работы.

Работа должна быть представлена на формате А4, автофигуры должны быть эстетически правильно оформлены (вид, размер, цвет, расположение на листе). Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Критерии оценивания схем (таблиц)

Оценка 5 ставится, если графы схемы (таблицы) заполнены полностью, соответствуют изучаемому материалу, соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка 4 - основные требования к заполнению граф схемы (таблицы) соблюдены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; имеются упущения в оформлении.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к заполнению схем (таблиц). В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании схемы (таблицы).

Оценка 2 - тема схемы (таблицы) не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 - схема (таблица) обучающимся не представлена.

3.3.Методические указания к оформлению презентации

Презентация представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов, т.е. электронных страничек, занимающих весь экран монитора.

Для разработки презентации по заданной теме нужно найти информацию с различных источников (сеть Internet, энциклопедии, практические пособия), изучить ее и расположить материал на слайдах в программе Power Point. Презентация должна состоять из 12-15 слайдов: 1-ый слайд должен содержать Ф.И.О. обучающегося, название учебной дисциплины, тему презентации, Ф.И.О. преподавателя. Последующие слайды должны включать в себя различные формы представления информации (текст, таблицы, изображения, звук, видео), а также включать анимацию появления объектов на слайде и анимацию смены слайдов. Материал должен быть кратким, доступным, научным и соответствовать теме. Работа должна быть представлена в электронном виде или на бумажном носителе.

Выполненную работу сдать к указанному сроку.

Критерии оценивания презентации

Оценка 5 ставится, если слайды соответствуют теме, которая раскрыта в полном объеме, размер шрифта читаемый, соблюдены требования к оформлению.

Оценка 4 - основные требования к оформлению соблюдены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; имеются упущения в оформлении.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к оформлению слайдов. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании презентации.

Оценка 2 - тема презентации не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 - презентация обучающимся не представлена.

3.4.Методические указания по написанию сообщения

Найдите информацию по данной теме в учебнике основной литературы, изучите ее и подготовьте сообщение.

Подготовленное сообщение не должно превышать 1 страницы печатного текста.

Оно может быть выполнено как в рукописном, так и в печатном варианте.

Форма контроля самостоятельной работы в виде сообщения:

-выступление на уроке.

Критерии оценивания сообщения

Оценка 5 ставится, если сообщение соответствуют теме, которая раскрыта в полном объеме.

Оценка 4 - основные требования соблюдены, но при этом допущены недочёты, в частности, имеются неточности в изложении материала.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к подготовке сообщения, в частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании сообщения.

Оценка 2 - тема сообщения не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка 1 - сообщение обучающимся не представлено.

3.5.Методические рекомендации по составлению тестов

Найдите информацию по данной теме в учебниках основной литературы, изучите ее и составьте тесты, состоящие из десяти заданий. К каждому заданию должны быть предложены три -четыре варианта ответа, один из которых правильный.

Форма контроля самостоятельной работы в виде тестов:

-проверка правильности поставленных вопросов и грамотность их составления.

Критерии оценивания тестов

Оценка 5 ставится, если вопросы, поставленные в тесте, соответствуют теме, которая охвачена в полном объеме, вопросы составлены грамотно и поставлены правильно.

Оценка 4 - основные требования соблюдены, но при этом допущены недочёты, в частности, имеются неточности в постановке вопроса.

Оценка 3 - имеются существенные отступления от требований к составлению тестов, в частности: тема охвачена лишь частично; допущены фактические ошибки в постановке вопросов.

Оценка 2 - обнаруживается существенное непонимание поставленной задачи.

Оценка 1 – задание обучающимся не представлено.

3.6 Методические рекомендации по решению расчетных задач:

Учебная задача – модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов матматики, направленная на закрепление знаний и развитие математического мышления.

Внимательно прочитать текст задачи

Выполнить математическую часть решения, записать условие задачи и наметить план решения

Выбрать рациональный способ решения

Произвести необходимые расчеты

Записать ответ в задаче

Провести проверку полученного результата

Критерии оценивания решения расчетных задач

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

•в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

3.7. Методические рекомендации по решению экспериментальных задач:

Решение экспериментальных задач начинается с прочтения и анализа условия задачи. Вторым этапом является установление пути теоретического решения на основе изученных теорий и понятий с записью возможных вариантов и уравнений реакций. Далее необходимо провести выбор наиболее подходящего варианта с учетов не только соблюдения правил техники безопасности, но и времени, предполагаемого выхода и чистоты продукта реакций, наличия реактивов и оборудования и др. факторов. После теоретического решения задачи учащиеся приступают к практической реализации (подбирают необходимые реактивы и оборудование, собирают установку, проводят реакцию и соответствующие наблюдения, получают нужный результат, оформляют работу в тетради, проводят уборку рабочего места).

Запись оформления решения экспериментальной задачи должна содержать условие задачи и ее вопрос. Решение задачи нужно записывать в виде отдельных пронумерованных вопросов или тезисов. По ходу выполнения задачи выполняются рисунки, схемы; описываются наблюдения; вносятся уравнения реакций. В конце записи делаются соответствующие выводы.

Критерии оценивания решения экспериментальных задач

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• дано полное объяснение

Оценка «:

• план решения составлен правильно;

•лано неполное объяснение.

Оценка «:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

3.8 Методические требования к составлению кроссвордов

При составлении кроссвордов наиболее популярные виды классификации: по форме игрового поля – ассиметричные (нестандартные с вольным расположением слов).

Еще можно использовать – по общему характерному признаку либо условию, когда все слова или начинаются с определенной буквы, или узловая буква в пересечении слов одинакова, либо слова имеют одинаковую длину. Может быть по вертикали использовано «ключевое слово».

Этапы составления кроссворда.

Сделать анализ учебного текста по теме .

Составить список слов изучаемого учебного материала.

Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.

Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.

Вычерчивание рисунка сетки в Excel.

Нумерация рисунка сетки.

Печать текстов вопросов и ответов.

Орфографическая проверка текстов.

Проверка текстов на соответствие нумерации.

Печать кроссворда.

Критерии оценивания составления кроссворда

1.Обьем количества слов не менее 15 слов-2б

2.Аккуратность оформления-2б

3.Форма,тип кроссворда-1б

4.Способ оформления-2б

5.задания(все определения,формулировки должны быть однотипны-2б

6.точность фактов-1б

7.орфографическая грамотность-2б

8.источники информации-2б

9.имя фамилия ученика.выполнявшего кроссворд-2б

10.ключи к кроссворду-2б

«5»-17-16б

«4»-15-10б

«3»-9-6б

«2»- менее 5б

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Геометрия:10-11 класс, М., «Просвещение,2004 г.

  2. Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика: 10 класс, М., «Мнемозина», 2009 г.

  3. Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика:11 класс, М., «Мнемозина», 2009 г.

Дополнительные источники:

  1. Башмаков М.И., Математика :10,11 кл, М., Издательский центр

  2. « Академия»,2007г.

  3. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Примерная программа среднего (полного) общего образования по учебной дисциплине «Алгебра и начала анализа»- М.: «Мнемозина», 2009г..

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, общего и среднего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.

Интернет источники:

  1. http://www.dolit.net/author/13737/ebook/59221/mordkovich_ag/algebra_10-11_klass_uchebnik

  2. https://vk.com/topic-54091880_28479711- электронные учебники

  3. http://www.researcher.ru/ интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

  4. http://www.1september.ru/ издательский дом «Первое сентября»

  5. http://www.it-n.ru/ сеть творческих учителей

  6. http://en.edu.ru естественно-научный портал

  7. http://www.km.ru мультипортал KM.RU

  8. http://www.vschool.ru/ Виртуальная школа KM.ru

  9. http://www.allbest.ru/union/ Союз образовательных сайтов - проекта Allbest.ru.20

  10. http://www.vavilon.ru/ Государственная публичная научно–техническая библиотека России

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Бугурусланский нефтяной колледж» г. Бугуруслана Оренбургской области

(по центру, шрифт 16)

РЕФЕРАТ (по центру, шрифт 20, жирный)

по учебной дисциплине: «Математика»

по теме: «Параллельность в пространстве» (по левому краю, шрифт 20)

Выполнил: К.П.Ермилова,

студент II курса,

группы №212 «Парикмахер»

Проверил: преподаватель

Математики О.Р. Шаляпина

(шрифт 16, по правому краю)

г. Бугуруслан

2015г. (шрифт 16)

12

Автор
Дата добавления 02.03.2018
Раздел Высшая математика
Подраздел Самостоятельная работа
Просмотров131
Номер материала 5431
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.