Уроки математики / Статья / Настольный блокнот психолога "Возрастная периодизация. Э.Эриксон"

Настольный блокнот психолога "Возрастная периодизация. Э.Эриксон"

Министерство образования и науки Российской Федерации

Нижнетагильский государственный социально–педагогический институт (филиал)

федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально–педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Блокнот психолога

Выполнила:

студентка 202-СПП группы ОЗО ФППО

Валиулина Т.И.

Проверил:

К.п.н., доцент кафедры ППО

Манакова М.В.

Нижний Тагил 2017

Периодизация возрастного периода

Младенчество (0-1)

Стадия

Орально-сенсорная.

Психологическая характеристика

Ребенок в момент родов отделяется от матери физически, но не биологически. Вследствие этого все существование ребенка занимает как бы промежуточное положение между внутриутробным развитием и последующими периодами детства.

Новорожденный беспомощен. Он не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кормят, купают, одевают). Такая беспомощность, полная зависимость от взрослых составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Рождаясь, ребенок попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания. Он должен приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям.

Помогают ребенку в этом наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Социальная ситуация развития

Вся жизнь и поведение младенца опосредуется взрослым, либо реализуется в сотрудничестве с ним.

Тип ведущей деятельности

Потребность в общении со взрослыми, потребность впечатления, которое переходит на следующие стадии:

  • Непосредственное общение;

  • Общение как совместная деятельность

Кризисы

Кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:
- Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
- Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Новообразование

Элементарные формы восприятия и мышления. Первые самостоятельные шаги, слова. Активная потребность в познании окружающего мира.

Зоны ближайшего развития

Базисное доверие – недоверие.

Сензитивный период развития

  • Ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. В этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь.

  • Дети учатся подражать звукам.

  • В это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата.

Периодизация возрастного периода

Ранний возраст(1-3)

Стадия

Мышечно-анальная.

Психологическая характеристика

Ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности.

Тип ведущей деятельности

Предметно-манипулятивная.

Кризисы

Кризис трех лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр ста- рой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Новообразование

развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками.

Зоны ближайшего развития

Автономия – чувство зависимости.

Сензитивный период развития

Появление свойств внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Развивается зрительное сосредоточение, становится возможным прослеживание двигающихся предметов.

Восприятие формы, света, предметов.

Периодизация возрастного периода

Дошкольный возраст (3-6)

Стадия

Локомоторно-генитальная.

Психологическая характеристика

Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития

Изменяется место ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Тип ведущей деятельности

Игра. Она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий.

Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка. Дошкольник осваивает и изобразительную деятельность.

Кризисы

Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой- то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка. Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений.

Таким образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Новообразование

Отделение себя от окружающих.

Стремление к самостоятельности. Наглядно-действенное мышление. Развитие самостоятельной ходьбы. Овладение речью и предметной деятельностью.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму.

Зоны ближайшего развития

Инициативность – чувство вины.

Сензитивный период развития

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается.

Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. 

Мышление в дошкольном возрасте характерно переходом от наглядно - действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. 

Память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал. У младших дошкольников память непроизвольная.

Периодизация возрастного периода

Младший школьный возраст (7-11)

Стадия

Латентная.

Психологическая характеристика

В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребенок в семье.

Социальная ситуация развития

Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:

1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.

2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).

4. Мотивация достижения становится доминирующей.

5. Происходит смена референтной группы.

6. Происходит смена распорядка дня.

7. Укрепляется новая внутренняя позиция.

8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.

Тип ведущей деятельности

Учебная деятельность

Кризисы

Кризис 7 лет. Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему отношений, в которую он включен.

Новообразование

Речь

Увеличивается словарный запас до 7 тыс. слов. Проявляет собственную активную позицию к языку. При обучении, легко овладевает звуковым анализом слов. 

Мышление

Мышление в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией, завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно- образного к словесно-логическому мышлению.

Память

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. 

Внимание

Дети способны концентрировать внимание, но у них еще преобладает непроизвольное внимание. Произвольность познавательных процессов возникает на пике волевого усилия (специально организует себя под воздействием требований). 

Восприятие

Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.

Зоны ближайшего развития

Потребность в самоутверждении.

Сензитивный период развития

Это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.

Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. 

Периодизация возрастного периода

ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ

ОТ 12 ДО 20 ЛЕТ

Стадия

Подростковый возраст и ранняя юность

Психологическая характеристика

В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте.

Одна из важных психологических характеристик юности — самоуважение (принятие, одобрение себя или непринятие, неудовлетворенность собой). Наблюдается расхождение между идеальным и реальным «Я».

Социальная ситуация развития

Противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.).

Кризисные, негативные явления подросткового возраста связаны с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе.

Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни (следует заметить, что эти процессы весьма вариативны). В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей. В юности происходит овладение профессией, создание своей семьи, выбор своего стиля и своего места в жизни.

Тип ведущей деятельности

Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Кризисы

Кризис подросткового возраста

Бурный физический рост и половое созревание; эмоциональная нестабильность и озабоченность тем, “как я выгляжу в глазах других”, “что я собой представляю”.

Новообразование

Абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Мышление

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. 

Речь

В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка.

  • Развитие интеллектуальных операция

  • Ответственность

  • Самопознание. Личностная рефлексия.

Зоны ближайшего развития

Идентичность – диффузия идентичности.

Сензитивный период развития

В моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.

Периодизация возрастного периода

РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ

ОТ 20 ДО 25 ЛЕТ

Стадия

Генитальная

Психологическая характеристика

Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Социальная ситуация развития

Молодые люди вступают в дружеские отношения, в брак, появляются дети. Решается глобальный вопрос о принципиальном выборе между этим широким полем установления дружеских и семейных связей с перспективой воспитания нового поколения и изоляционизмом, свойственным людям со спутанной идентичностью и другими, еще более ранними ошибками в линии развития.

Тип ведущей деятельности

Учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности — стремление приобрести профессию.

Кризисы

Разрыв, расхождение образовательной системы и системы взросления. Кризис возникает на рубеже школьной и новой взрослой жизни.

Кризис в 25 лет

Интимность – изолированность. В этот период у молодых людей обязательно должен появиться некий положительный опыт в общении с противоположным полом, людям в это время свойственен поиск близости с любимым человеком. Если такой опыт был, то у человека на всю жизнь появляется доверие к противоположному полу, и человек тогда будет способен вверять себя противоположному полу, в случае неудачного брака, люди смогут успешно построить в будущем свою личную жизнь, снова вступить в брак. Если же у человека отсутствовал такой опыт, либо он был неудачный (его обманули, предали, воспользовались им, отказали ему), то человек может изолироваться от окружающих, избегать их, а особенно близких взаимоотношений с ними, замкнуться в себе. Такие люди будут испытывать трудности в общении с противоположным полом на протяжении всей жизни, также будет отсутствовать доверие к окружающим.

Новообразование

Мышление: в юности приобретает личностный эмоциональный характер. Появляется страстность к теоретическим и мировоззренческим проблемам. 

Эмоциональность: проявляется в особенностях переживаний по поводу собственных возможностей, способностей и личностных качеств.

Интеллектуальное развитие: выражается в тяге к обобщениям, поиску закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами. Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, формируется абстрактно-логическое мышление. 

Зоны ближайшего развития

Интимность и солидарность – изоляция.

Сензитивный период развития

!Решающий этап формирования мировоззрения. Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве частицы социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Этому возрасту свойственны рефлексия и самоанализ.

Юношеский возраст характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью (неуравновешенность, резкая смена настроения, тревожность и т.п.). 

Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых — главное приобретение юности. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Периодизация возрастного периода

ВЗРОСЛОСТЬ (от 25 до 50-60)

Психологическая характеристика

  1. умение брать на себя ответственность;

  2. стремление к власти и организаторские способности;

  3. способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;

  4. уверенность в себе и целеустремленность;

  5. склонность к философским обобщениям;

  6. защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;

  7. способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;

  8. формирование индивидуального жизненного стиля;

  9. стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;

  10. реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

  11. стабилизация системы социальных ролей и др.

Социальная ситуация развития

Ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Тип ведущей деятельности

В период взрослости ведущим типом деятельности является труд. Ведущей деятельностью становится не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.

Кризисы

Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действительностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Это так называемый кризис 40 лет. Главные проблемы кризиса среднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригидность. Выход из кризиса: переформулировка целей на более реалистичную точку зрения; осознание ограниченности времени любого человека; тенденция чувство- вать свое положение приличным; довольствоваться тем, что есть; ограничиться в планах на будущее; выработка новой «Я» концепции.

Кризис идентичности:  под идентичностью понимается некая нетождественность человека самому себе, его неспособность определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определенной социальной сфере, в обществе и т.д. Время и интенсивность этого кризиса зависят от индивидуальных особенностей жизни личности.

Новообразование

Центральным возрастным новообразованием; зрелости можно считать продуктивность. Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни следующего поколений, связано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психологии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Человек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь - наполненной смыслами.

Зоны ближайшего развития

Творчество – застой.

Сензитивный период развития

Взрослость определяется физиологически, с точки зрения оптимального функционирования всех систем организма. Внешне взрослые люди продолжают расти, физиологически изменяться — достигает оптимума и изменяется функционирование костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной и других систем. Скажем, сексуальные функции у женщин достигают оптимума к 26—30 годам и держатся на этом уровне до 60 лет; мужчины же переживают их постепенный спад после 30 лет.

взрослость определяется социально и юридически — с точки зрения возможности соблюдать нормы и правила социальной жизни, занимать определенные статусные позиции, демонстрировать уровень своих социальных достижений (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), нести ответственность за собственные решения и поступки.

взрослость — категория психологическая, учитывающая собственное отношение человека к возрасту, свои переживания к новой возрастной когорте. Наличие семьи и опыт родительства (социально-демографические исследования показывают, что риск распада семей максимально велик в первые пять лет супружества и на границе 45—60 лет, когда люди прожили в браке около 15 лет).

СРЕДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ

ПОСЛЕ 65 ЛЕТ

Стадия

Поздняя зрелость

Психологическая характеристика

На последней VIII стадии происходит интеграция результатов всех предыдущих фраз, формируется мудрое отношение к жизни, которое зрелая личность воспринимает не впадая в отчаяние, не разочаровываясь в прожитому жизни, в людях, в себе и не испытывая презрения к жизни, желание получить от жизни больше, чем было получено, парализующего страха смерти, которая приближается.

Социальная ситуация развития

Адаптация к новому социальному статусу. Поиск новых форм занятости.

Тип ведущей деятельности

Структуризация и передача жизненного опыта. Прародительство. Хобби.

КРИЗЫ

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

Автор
Дата добавления 22.01.2017
Раздел Высшая математика
Подраздел Статья
Просмотров658
Номер материала 1780
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.