Уроки математики / Конспект урока / Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Действия с многозначными числами. 4 класс.

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина. Действия с многозначными числами. 4 класс.

Тема: «Путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

Действия с многозначными числами».

Цели урока. Повторение приемов устного и письменного умножения и деления для различных случаев, закрепление вычислительных навыков, совершенствование умений решать задачи. Проверить и обобщить знания произведений А.С.Пушкина.

Оборудование. Портрет А.С.Пушкина, изображения сказочных героев, выставка рисунков на тему «Моя любимая сказка», выставка лепных работ учащихся на тему «Мой любимый сказочный герой», Карточки с заданиями, учебник математики.

Ход урока.

Звучит музыка. Учитель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

  • Здравствуйте ребята, уважаемые гости. Вы, конечно же, узнали эти строки. Я неспроста начала урок с этих строк.

Сегодня мы с вами совершим математическое путешествие в страну сказок и стихотворений А.С.Пушкина. Вспомним приключения сказочных героев, а заодно повторим и закрепим тему «Действия с многозначными числами», решим примеры и задачи. Вы готовы путешествовать?

Но перед тем, как отправиться в путь, Давайте вспомним сказочных героев, которые пришли к нам на урок. Они будут сопровождать нас в пути (предлагается угадать из каких сказок пришли гости, как их зовут: старик со старухой, Дадон, Черномор, три девицы, Царевна-лебедь, черт и др.)

  • Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в путешествие. А поплывем мы на корабле по сказочному Синеморью. Поплыли?

Ребята, нашим взорам открывается прекрасный мир сказок. Я на горизонте вижу остров.

I. Чистописание.

II. Устный счет.

На доске запись:

Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка там живет ручная, Да затейница такая

  • Ребята, давайте прочитаем и узнаем, в какую сказку мы попали. Д. Это «Сказка о царе Салтане».

  • Правильно. Давайте вспомним, о чем эта сказка (дети кратко пересказывают сказку).

  • Какое несчастье случилось с князем Гвидоном?

Д. Его разлучили с отцом.

У. Он очень хочет встретиться с отцом. Но для этого мы должны ему помочь. Сказочные герои нам приготовили задания, которые мы должны выполнить. И только после этого князь сможет вернуться на остров Буян к царю Салтану.

1.Первое задание нам приготовила белочка (На орешках).

У.Садитесь правильно, Откройте тетради, положите правильно, с наклоном. Запишите число: 26.12 Классная работа.

Ручки положите, и внимательно послушайте первое задание.

- Сумму двух наименьших четырехзначных чисел уменьшите на 201.

-Какое число получилось? Д.1799

(учитель записывает это число на доске, дети вспоминают правила написания цифр, затем прописывают его уменьшая на 10: 1789, 1779, 1769 и т.д.)

  • Что вы можете сказать об этом числе? Какое оно? -Назовите соседей этого числа.

  • Назовите состав (ед., дес., сот., тыс.)

-Ребята, а кто догадался какая это дата?

Д. Это дата рождения Великого русского поэта А.С.Пушкина. -Как узнать, сколько лет прошло со дня рождения поэта?

-Д. Отнять от сегодняшней даты, ту дату (209 лет)

  • Молодцы. Теперь давайте выполним второе задание. Белка предлагает составить программу действий и выполнить решение:

3 1 2 4

800-(20* 15+4)+60=556

  • И, наконец, третье задание.

23

м 06 см=…см

12км=…м

2355кг=…т…кг

5ц 25кг=…кг

584мм=…см…мм

4км 070м=…м

62335кг=…т…кг

1мин 6 с=…с

45 мин=…мин

III. Ребята, вы справились с заданиями белочки. А теперь я предлагаю вам сесть на наш корабль и вновь отправиться в путь. В какой сказке мы окажемся , узнаем из отрывка, который прочитает нам Лиза.

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года… -Из какой сказки отрывок?

Д. Эта «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. - О чем эта сказка?

-Какая была старуха в сказке? ( сварливая, вечно чем-то недовольная) -Какой был старик?

-Чему учит сказка? (Доброте, умению ценить все хорошее)

У. Золотая рыбка приготовила нам задания. К каждому из вас приплыли подруги золотой рыбки и каждая из них принесла вам примеры на деление, умножение, вычитание и сложение. Только выполнив их , мы сможем плыть дальше.

( выполняется по вариантам)

356:2 972:4 2970:6 4285:5

53425+78629 101008-12389

35894+7068 126547-79652 IV.Физминутка.

- В кого превратился князь Гвидон? (в комара, муху, шмеля)

-Я вам предлагаю превратиться в комариков и отдохнуть (Учитель читает отрывок из сказки, дети делают физминутку, имитируют происходящее в сказке)

«…Ну, послушай: хочешь в море Полететь за кораблем?

Будь же, князь, ты комаром», И крылами замахала, Воду с шумом расплескала И обрызгала его С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился. Комаром оборотился. Полетел и запищал, Судно на море догнал. Потихоньку опустился

На корабль- и в щель забился. (Дети садятся за парты).

-Поплыли дальше? Ой, ребята. А море –то замерзло. Баба-Яга заморозило наше Синеморье. Плыть дальше мы не можем, пока не выполним ее задания. -Баба-Яга спрашивает, какое сейчас время года?

-Какие изменения происходят в природе с наступлениями зимних холодов? -А как об этом писал в своих произведениях А.С.Пушкин?

( Дети рассказывают наизусть стихи о зиме: «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Зимний вечер»).

У. Ребята, а на самом деле море замерзает?

Д.Нет, потому что оно соленое и находится в постоянном движении.

-Правильно. Баба-Яга довольна вашими ответами и мы можем плыть дальше.

V.Звучит музыка. Дети читают отрывок из «Сказки о мертвой царевне»

Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился. И царица у окна Села ждать его одна.

-Ребята, в какой сказке мы оказались?

Д. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

-Страстный пушкинист В.Непомнящий говорил: « Сказка о мертвой царевне» упование на верность и любовь, т.е. сказка о любви и верности -Как вы понимаете, что значит любить? Быть верным?

-Кого из героев сказки вы считаете таковыми?(ответы детей подкрепляются примерами из текста):

Царица-мать «Ждет-пождет с утра до ночи…»

«Смотрит в поле… с белой зори до ночи…» «С поля глаз она не сводит…»

-От любви можно умереть, как умерла царица-мать. -А что можем сказать о королевиче Елисее?

-Сила его любви такова, что от нее можно и воскреснуть. Он долго ищет царевну:

« И о гроб невесты милой Он ударился всей силой Гроб разбился, Дева вдруг ожила»

-Молодая царевна верна своему жениху: « Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно отдана». « Мне всех милей Королевич Елисей»

-Что мы можем сказать о семи богатырях?

- Они любят родную землю. Они ее защитники.

  • А кого любит царица-мачеха?

  • Только себя.

-Почему она умерла?

-От злобы на тех, кто не только прекраснее ее, но и добрее.

Решение задач.

-Ребята, в этой сказке мы должны помочь королевичу Елисею добраться до своей невесты. Сможем это сделать, решив задачи. ( На партах на листочках задачи)

Задача №1

Корабль проходит за 4 ч такое же расстояние, как лодка за 9ч. Узнай среднюю скорость лодки, если известно, что средняя скорость корабля 36 км/ч.

Задача № 2

Туристы в первый день прошли на байдарках 30 км, двигаясь со средней скоростью 6 км/ч, во второй день – 35 км со средней скоростью 7 км/ч. Сколько времени туристы шли на байдарках в эти два дня?

У. Молодцы, мы справились с этим заданием. Думаю, пора плыть дальше.

А пока мы с вами плывем, я хочу у вас спросить, кто же вдохновлял А.С Пушкина писать такие прекрасные сказки?

Д. Няня Арина Родионовна.

У. Правильно, поэт был очень привязан к своей няне. Ведь она единственная кто был рядом с ним в трудные минуты рядом. У него и стихи есть посвященные Арине Родионовне. Какие? ( Ученик наизусть читает стихотворение «Няне»)

У.Преданий, легенд няня знала очень много. Няня сказывала, а Пушкин записывал. Вот и сказку о Царевне-Лебеди, которую князь Гвидон спас от злого волшебника-Коршуна, А.С.Пушкин услышал от няни Арины Родионовны, а она узнала ее от своей бабушки, а та от своей. Ведь сказки, как вы знаете, переходили от поколения к поколению.

Давайте и мы с вами познакомимся с преданием о волшебной птице.(Ученик читает заранее подготовленное сообщение).

-Вот мы и приплыли в нашу следующую сказку. Отрывок из сказки читает ученик.

- Как называется сказка?

Д.« Сказка о золотом петушке».

У.Золотой петушок тоже приготовил вам задания. Он хочет узнать, насколько хорошо вы знаете сказки Пушкина. Перед вами лежат листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. (Взаимопроверка)

Вопросы.

1 Сказка немецких писателей братьев Гримм называется « Белоснежка и семь гномов». Как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

2.Назовите героя известной сказки, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума.

С первого щелчка Прыгнул поп до потолка, Со второго щелчка Лишился поп языка…

3.Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы царицы?

4.Что эта за девица?

«Вдруг шатер распахнулся… и девица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя…»

5.О ком говориться в этих строках?

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.

Проводится взаимопроверка. Проверка иоценивание работ.

У. Чему учат сказки?

Давайте вспомним строки, которыми заканчивается «Сказка о Золотом Петушке» и скажем хором:

Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок.

-Вот и подходит к концу наше сказочное путешествие. Благодаря вам, вашему старанию князь Гвидон благополучно добрался в царство славного Салтана. -За активную работу вы получаете свои оценки.

-Ребята, какие трудности испытали на уроке?

- Как вы думаете, над чем еще придется поработать?

Молодцы! А теперь нам пора возвращаться обратно. Мы благодарим гостей, которые путешествовали вместе с нами. Говорим им до свидания. Урок окончен.

Автор
Дата добавления 20.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров904
Номер материала 3452
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.