Пояснительная записка
Рабочая программа по предпрофильной подготовке по математике «Волшебный мир алгебры» для 9 класса разработана в целях:
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
При реализации рабочей программы решаются также следующие цели и задачи:
формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности;
понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Нормативные правовые документы
Рабочая программа по предпрофильной подготовке разработана на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
Общая характеристика предпрофильного курса
Рабочая программа по предпрофильной подготовке по математике для 9 класса «Волшебный мир алгебры» составлена на основе: ФкГОС 2004 года,
примерной программы основного общего образования по математике 2010.; Алгебра. Сборник рабочих программ 7-9 классы: пособие для учителей ОУ (составитель Бургомистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011.
Экзамен по алгебре ГИА 9 не только своим названием, но и формой, и содержанием вызывает у многих испуг или удивление. Именно поэтому к нему начинаем готовить специально даже тех, кто неплохо пишет обычные работы, а уж тем более тех, кто испытывает затруднения в математике.
Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика, кому она понадобится при учебе, подготовке к различного рода экзаменам, в частности, к ОГЭ.
Предпрофильный курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предлагаемого материала и временем, необходимым для его усвоения оптимально. Курс соответствует возрастным особенностям школьников и предусматривает индивидуальную работу.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части: беседы, самостоятельная и тестовая работы, диагностические работы, презентации.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: тест, самостоятельная работа, устная работа, диагностическая работа.
Данные программы были использованы для разработки рабочей программы по предпрофильной подготовке, так как:
примерная программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения;
программа содержит примерное тематическое планирование по каждому разделу.
Данная программа наиболее полно формирует у учащихся знания и умения по математике, позволяет работать с дополнительным материалом. Учит учащихся самостоятельно добывать знания, свободно высказывать свои мысли, отстаивать точку зрения; формирует представление о математике как универсальном языке науки, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики.
С учётом подготовленности класса по математике составлено тематическое планирование с расчётом количества часов по темам.
Место предмета в учебном плане
Из вариативной части БУП школы выделено 0,5 часа на предпрофильный курс «Волшебный мир алгебры», который предназначен для учащихся девятых классов, интересующихся математикой.
Программа курса в сочетании с программой курса математики способствует углубленному изучению математики.
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия проводятся один раз через неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения
Личностные:
1)сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность к самовыражению и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2)сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3)сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, учебно-исследовательской деятельности;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
6) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
3) умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
4) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
5) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
6) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
7) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
8) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
9) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
10) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
11) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
умение работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словестный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение стоить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Формы организации образовательного процесса; технологии обучения.
Основной формой организации образовательного процесса при обучении алгебры в 9 классе является урок. Кроме того, программа предполагает использование таких форм, как: урок – изучение нового материала; урок решения задач; урок систематизации и коррекции знаний; урок – практикум и др.
Для реализации программы курса по алгебре в 9 классе используются следующие технологии: технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные технологии, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Основные механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся: решение тестов, самостоятельная работа, работа в малых группах, моделирование, работа с таблицами, выполнение исследовательских, проблемных заданий, В ходе курса учащимся предлагаются различного типа сложности задачи.
Виды и формы контроля
Видами и формами контроля при обучении учащихся в 9 классе являются: текущий контроль в форме выполнения самостоятельной работы, выполнения практических работ. Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является тестовая работа
Планируемый уровень подготовки
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
знать:
- назначение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
- широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- назначение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику;
применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы, графики;
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного приобретения и применения знаний в различных ситуациях; работать в группах; аргументировать и отстаивать свою точку зрения; уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов; пользоваться предметными указателями энциклопедий и справочников для нахождения информации; самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание предпрофильного курса «Волшебный мир алгебры»
Буквенные выражения 3 час.
Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменной. Преобразование алгебраических выражений. Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. Основное свойство дроби. Действия с алгебраическими дробями.
Уравнения. Системы уравнений. 4 час.
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение и способы его решения. Дробно-рациональное уравнение. Уравнения с модулем. Системы уравнений и способы их решений.
Неравенства 3 час.
Неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Решение линейных неравенств. Квадратные неравенства. Системы неравенств.
Прогрессии 2 час.
Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессия. Формула п- члена и суммы п- членов арифметической и геометрической прогрессии.
Функции и графики 3 час.
Функция. Способы задания. Область определения и значения функции. График функции. Возрастание и убывание функции. Нули функции. Промежутки знакопостоянства. Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольные мероприятия |
1 | Буквенные выражения | 3 | Тест – 1ч |
2 | Уравнения | 4 | Тест – 1ч |
3 | Неравенства | 3 | Тест – 1ч |
4 | Прогрессии | 2 | Тест – 1ч |
5 | Функции и графики. | 3 | Тест – 1ч |
6 | Итоговый тест Диагностическая работа | 1 | Итоговый тест – 1ч |
Календарно-тематический план на 2015-2016 уч. год
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид контроля. Измерители | Характеристика основных видов деятельности | Дата |
I | Буквенные выражения | 3 | |||
1.1 1.1. | Допустимые значения выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование алгебраических выражений. | 1 | Самостоят. работа | осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; выполнение основных действий со степенями с целыми показателями, с многочленами и алгебр. дробями; выполнение разложения многочленов на множители; выполнение тождественных преобразований рациональных выражений; применение свойств арифм. квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадр. корни; | 07(11).09 |
1.2. | Многочлен. Действия над многочленами. Формулы сокращенного умножения. | 1 | Тест | 21(25).09 | |
1.3 | Алгебраическая дробь. Основное свойство дроби. Сокращение алгебраических дробей. Действия с алгебраическими дробями. | 1 | Тест | 05(09).10 | |
II | Уравнения. Системы уравнений. | 4 |
| ||
2.1 | Уравнения с одной переменной. Корень уравнения. Линейное, квадратное уравнения. | 1 | Тест | решение линейных, квадратных и рациональных уравнений, сводящихся к ним, систем двух линейных уравнений и несложных нелинейных уравнений; уравнений с модулем | 19(23).10 |
2.2 | Дробно-рациональные уравнения | 1 | Самост. работа | 09(13).11 | |
2.3 | Уравнения с модулем. | 1 | Самост. работа | 23(27).11 | |
2.4 | Уравнения с двумя переменными. Системы уравнений. Способы решений | 1 | Тест | 07(11).12 | |
III | Неравенства. Системы неравенств. | 3 |
| ||
3.1 | Свойства неравенств.Неравенство с одной переменной. Решение неравенств. | 1 | Тест | решение линейных, квадратных и рациональных неравенств, систем двух линейных уравнений и несложных нелинейных неравенств; неравенства с модулем | 21(25).12 |
3.2 | Линейные, квадратные неравенства. | 1 |
| 18(22).01 | |
3.3 | Системы неравенств | 1 | Тест | 01(05).02 | |
IV | Прогрессии | 2 |
| ||
4.1 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формула общего члена прогрессии. | 1 | Тест | решение задач с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов; | 15(19).02 |
4.2 | Сумма n – членов арифметической и геометрической прогрессии | 1 | Самост. работа | 29.02(04.03) | |
V | Функции и графики | 3 |
| ||
5.1 | Функция. Способы задания функции . Область определения и значения функции. | 1 | Устная работа | нахождение значений функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; нахождение значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей; определение возрастания и убывания функции | 14(18).03 |
5.2 | Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. График функции. | 1 | тест | 11(15).04 | |
5.3 | Линейная, квадратичная функции. Обратная пропорциональность. | 1 | Практическая работа | описание свойств изученных функций, построение их графиков, чтение графиков; | 25(29).04 |
6 | Итоговый тест- Диагностическая работа | 1 | Тест - Диагност. работа | Индивидуальное выполнение работ | (13)23.05 |
Итого | 16 |
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств; существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи; изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами
изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу
находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;
решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других; извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Программы. Математика. 5-11 классы
Алгебра. Сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б. и др. М.: Просвещение. 2010
Алгебра. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ОГЭ-2016. Под ред. Лысенко Ф.Ф. Ростов на/Д: Легион-М
ГИА — 2016. Алгебра. 9 класс. Кузнецова Л.В, Суворова С.Б, Бунимович Е.А. и др. М.: АСТ: Астрель,
Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2016 году. Ященко И.В., Семенов А.В., Захаров П.И.
Рязановский А.Р. ОГЭ 2016. Математика 9 класс. Основной государственный экзамен. Сборник экзаменационных тестов / А.Р.Рязановский, Д.Г.Мухин.-М.: Издательство «Экзамен»,2016
КИМы прошлых лет, демоварианты,
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 27.04.2017 |
Раздел | Алгебра |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 1937 |
Номер материала | 3881 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |