Пояснительная записка
В современных условиях важно создать благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся в соответствии с их интересом и потребностями.
Направленность предлагаемой программы заключается не только в овладении учащимися определённым объёмом знаний и методов решения нестандартных задач, но и в том, чтобы учить их самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой проблеме. В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки умственного труда, необходимость планирования своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическая оценка результатов. Математическое моделирование развивает творческую и прикладную сторону мышления.
Актуальность определена тем, что овладение практически любой современной профессией требует определённых знаний по математике. С математикой тесно связана и «компьютерная грамотность», широкое распространение которой стало неотъемлемой чертой нашего времени. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на должном уровне естественных дисциплин, а также является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в ВУЗы по широкому спектру специальностей. Отдельные вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу алгебра и начал анализа.
Педагогической целесообразностью курса является создание условий для дополнительного изучения школьного курса алгебры для тех, кто проявляет интерес и склонность к данному предмету. Задачи и упражнения, предлагаемые программой прикладного курса, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают принципиальные вопросы программы математики.
Новизна данного курса заключена в активных формах обучения, направленных на развитие компетентностей школьника. Такие формы организации способны выполнять функцию консолидации, снимать страх, робость в общении, улучшать способность к восприятию и коммуникации. Предусматривается индивидуальное и дифференцированное обучение. Кроме этого, широкое применение ИКТ и возможностей Интернета.
Особенностью курса является его прикладное и общеобразовательное значение. Решение задач из раздела «Математическая грамотность» будет способствовать развитию логического мышления и общему интеллектуальному развитию.
Программа прикладного курса по выбору учащихся «Решение задач по алгебре» предназначена для 11 класса ЕМН.
Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Цель курса:
создать условия для формирования и развития у обучающихся навыков анализа, систематизации полученных ранее знаний; подготовка к итоговой аттестации.
Задачи курса:
решать нестандартные задачи, используя разные методы и приёмы;
показать учащимся преимущества графического решения некоторых задач перед аналитическим способом;
развивать логическое мышление, наблюдательность, воображение, математическую интуицию и речь;
способствовать развитию мышления высокого порядка: анализ, синтез, оценка;
формировать исследовательские навыки;
развивать общие учебные умения: постановка учебной цели, выбор средств её достижения, структурирование информации, выделение главного, определение критериев.
Ожидаемые результаты:
учащиеся решают задачи повышенного уровня сложности;
умеют работать с математической литературой и другими источниками информации, в том числе, полученными из электронных источников;
владеют рациональными приемами работы;
имеют развитое образное, ассоциативное, логическое и пространственное мышление.
Основным дидактическим средством для данного курса являются тексты типовых задач, которые выбраны из сборников, тренировочные варианты ЕНТ, интернет – банки заданий. Учащиеся обеспечиваются раздаточным материалом, подготовленным на основе предлагаемого ниже списка литературы. Для повышения эффективности работы учащихся, предполагается использование мультимедийных ресурсов обучающего и контролирующего характера.
Формы организации занятий: лекция и семинар, индивидуальная деятельность учащихся.
Инструментарий для оценивания результатов: тестирование по темам как на бумажных носителях, так и онлайн-тестирование; творческие исследовательские работы, письменные контрольные и самостоятельные работы. Специальный зачет или экзамен по курсу не предусмотрен.
Практическая ценность курса заключена в том, что учащиеся овладеют такими навыками, как:
выполнение расчетов по формулам, составление формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождение нужной формулы в справочных материалах;
моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описание зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
решенияепрактических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
выстраивание аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавание логически некорректных рассуждений;
анализ реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
понимание статистических утверждений.
Содержание программы:
Учебно-тематический план
Тема 1. Текстовые задачи (5 часов)
Логика и общие подходы к решению текстовых задач. Простейшие текстовые задачи. Основные свойства прямо и обратно пропорциональные величины. Проценты, округление с избытком, округление с недостатком. Выбор оптимального варианта. Выбор варианта из двух возможных Выбор варианта из трех возможных Выбор варианта из четырех возможных. Текстовые задачи на проценты, сплавы и смеси, на движение, на совместную работу.
Тема 2. Тригонометрия (5 часов)
Вычисление значений тригонометрических выражений. Преобразования числовых тригонометрических выражений. Преобразования буквенных тригонометрических выражений. Тригонометрические уравнения и неравенства. Простейшие тригонометрические уравнения. Два метода решения тригонометрических уравнений: введение новой переменной и разложение на множители.
Тема 3. Уравнения и неравенства (5 часов)
Иррациональные уравнения. Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. Системы уравнений с двумя неизвестными. Рациональные неравенства. Показательные неравенства. Логарифмические неравенства.Метод интервалов. Системы неравенств
Тема 4. Функции и графики (5 часов)
Элементарное исследование функций. Основные свойства функций. Функциональная зависимость в реальных процессах. Графический подход к решению задач с параметрами. Исследование тригонометрических функций. Исследование функций без помощи производной
Тема 5. Производная (5 часов)
Геометрический смысл производной. Физический смысл производной, нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частного. Вторая производная и ее физический смысл. Исследование функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значение функций. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально- экономических, задачах. Исследование произведений и частных..
Тема 6. Математическая грамотность (8 часов)
Количественные рассуждения. Комбинаторика: размещение, перестановка, сочетание Элементы теории вероятности. Задачи на логику. Примеры на закономерность, числовые ряды. Исключение лишнего числа из ряда. Проценты и диаграммы. Пропорция, отношение. Графики, их применение в жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ ур | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт продукт | ||||
Текстовые задачи | 5 | |||||||
1 | Простейшие текстовые задачи. Выбор оптимального варианта | 1 | Лекция Практикум | Опорный конспект | ||||
2 | Текстовые задачи на проценты | 1 | Практикум, груп. форма | Презентация решений | ||||
3 | Текстовые задачи сплавы и смеси | 1 | Практикум, раб. в парах | Конспект. | ||||
4 | Текстовые задачи на движение | 1 | Практикум, коллект. форма | Конспект | ||||
5 | Текстовые задачи на совместную работу | 1 | Практикум, индивид.форма | Сборник практ. задач | ||||
Тригонометрия | 5 | |||||||
6 | Преобразования числовых тригонометрических выражений | 1 | Семинар- практикум | Опорный конспект | ||||
7 | Преобразования буквенных тригонометрических выражений | 1 | Практикум, Индивидуал. | Конспект | ||||
8 | Однородные тригонометрические уравнения | 1 | Практикум, раб. в парах | Конспект. | ||||
9 | Методы решения тригонометрических уравнений | 1 | Практикум, коллект. форма | Опорный конспект | ||||
10 | Решение тригонометрических неравенств | 1 | обобщающее занятие тестирование | Оформление развернутых решений | ||||
Уравнения и неравенства | 5 | |||||||
11 | Иррациональные уравнения. | 1 | Практические задания | Работа по алгоритму | ||||
12 | Показательные уравнения. Логарифмические уравнения. | 1 | Практикум | План-конспект | ||||
13 | Системы уравнений с двумя неизвестными. | 1 | Практикум | План-конспект | ||||
14 | Показательные неравенства. Логарифмические неравенства | 1 | Практикум | План-конспект | ||||
15 | Системы неравенств | 1 | Семинар | Развернутое решение задач | ||||
Функции и графики | 5 | |||||||
16 | Основные свойства функций. Функциональная зависимость в реальных процессах. реальных процессах. | 1 | Практикум | Защита решений | ||||
17 | Графический подход к решению задач с параметрами. | 1 | Практикум | Защита решений | ||||
18 | 1 | Практикум | Подбор задач различного вида | |||||
19 | 1 | Практикум | Задачи по готовым черт. | |||||
20 | 1 | Мастерская | Развернутое решение задач | |||||
Производная | 5 | |||||||
21 | Понятие о производной функции, геометрический и физический смысл производной.Уравнение касательной к графику функции | 1 | Практикум, коллект. форма | Опорный конспект тест | ||||
22 | Производные суммы, разности, произведения, частного | 1 | Практикум | Защита решений | ||||
23 | Производные основных элементарных функций | 1 | Практикум | Защита решений | ||||
24 | Применение производной к исследованию функций и построению графиков | 1 | Практикум | Защита решений | ||||
25 | 1 | ИКТ, программа GeoGebra | Создание комп. продукта | |||||
Математическая грамотность | 8 | |||||||
26 | Количественные рассуждения. | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
27 | Комбинаторика: размещение, перестановка, сочетание | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
28 | Элементы теории вероятности. Задачи на логику. | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
29 | Примеры на закономерность, числовые ряды | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
30 | Исключение лишнего числа из ряда. | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
31 | Проценты и диаграммы. | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
32 | Пропорция, отношение. | 1 | Практикум, коллек. и груп. | Конспект | ||||
33 | Графики, их применение в жизни | 1 | тестирование | Практическая работа | ||||
34 | Итоговое занятие | 1 |
Литература:
Шыныбеков К. Алгебра и начала анализа. А., «Мектеп». 2014 г.-182 с.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.. М.,«Просвещение» 1990г.-254 с.
Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл, М., «Просвещение». 1991 г-247 с.
Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВТУЗы, М. ,ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008 г.-347 с.
Сборники тестов по математике и мат.грамотности.
Интернет ресурсы:
http://www.edu.gov.kz - Министерство образования РК.
http:// www.daryn.kz - Республиканский центр "Дарын".
http://www.tests.nm.ru- Сайт о ЕНТ (вопросы, тесты и т.д.).
http://www.testcenter.kz- Национальный Центр Государственных Стандартов Образования и Тестирования.
http://www.schools.kz Информационный ресурс о среднем образовании.
http://www ент.kz› По предметам Тестирование по предметам ЕНТ.
http://www dostykbilim.kz Образовательный центр Достық | Білім беру орталығы.
http://www megamozg.kz›ЕНТ - ОНЛАЙН ТЕСТИРОВАНИЕ -ЕНТ.
http://www ymnik.kz›Тесты Информационно-образовательный портал Умник.
http://urokimatematiki.ru – образовательный сайт по математике.
Список литературы для учащихся:
Сборники тестов по математике. «Учебно –методические пособия по математике» Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования,2017-2019 годы. Астана.
2. Базаров Е.М. «Математика. Учебник-тест для подготовки к ЕНТ» Алматы 2014г.
3. И.П.Рустюмова,С.Т.Рустюмова. Тренажеры по математике для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ),издание первое. Алматы,2009год и издание третье, исправленное, доработанное. Алматы, 2014год
4. Математическая грамотность. Сборник заданий, 2019г.- 175 с.
5.Степанова Т.С. Геометрия. Весь школьный курс в таблицах, Минск, 2015г.-45с
6.Алгебра. Весь школьный курс в таблицах. Минск, 2015г.- 48 с.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 16.09.2019 |
Раздел | Алгебра |
Подраздел | Рабочая программа |
Просмотров | 1189 |
Номер материала | 6330 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |