Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа "Занимательная математика для начальной школы"

Рабочая программа "Занимательная математика для начальной школы"

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

Частная Школа «Премьер» города Москвы

Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корп.2 Тел.(495) 393-08-18

E-mail: school@premier.edu.ru

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

председатель методического объединения

__________/___________

Протокол № ____

от «____» _______20_ г.

«Согласовано»

заместитель директора по УМР, по ВР

____________________

/Е.Б. Машина /

/Е.Ю. Жарова /

«____»_________20_г.

«Утверждаю»

директор школы

____________________

/Ю.В. Андросова/

Приказ № _____

от «____» ___ 20_ г

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

для 1 – 4 классов

на 2017 – 2021 г.г.

Педагог - составитель:

Щербаченко Н.В.

учитель начальных классов

АНО «Школа «Премьер

ЮАО г. Москвы

Общая характеристика программы

Основу для разработки рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов АНО «Школа «Премьер» составляют следующие нормативные документы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2, ч.1,5 ст.12, ч.7ст.28, ст.30, п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 06.10.2009 № 373;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.05.2015 г. № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 200 9г. № 373».

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы данного курса, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Отличительные особенности программы курса «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа курса рассчитана на 4 года. По 35 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю. В первом классе – 33 занятия. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 20 – 25 минут в 1-2 классе, 40-45 минут в 3-4 классе.

Планируемые результаты

освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов

Личностными результатами изучения данного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Курс «Занимательная математика» должен помочь обучающимся:

- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

- формировать творческое мышление;

- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

- решение занимательных задач;

- оформление математических газет;

- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

- проектная деятельность

- самостоятельная работа;

- работа в парах, в группах;

Метапредметными результатами изучения данного курса являются умения:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; - анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задач, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;

- выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи;

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

- анализировать расположение деталей ( треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

- составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.

Предметными результатами изучения данного курса являются:

в 1 классе

- умение называть числа в последовательности от 1до 20;

-правильно выполнять арифметические действия на сложение и вычитание;

- умение рассуждать логически грамотно;

- умение решать и составлять ребусы, содержащие числа от 1 до 20.

во 2 классе

-умение выполнять арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 100;

- знание таблицы умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;

- умение рассуждать логически грамотно;

- умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа ( величины);

- умение восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

в 3 классе

- знание чисел от 1 до 1000;

- умение выполнять арифметические действия в пределах 1000;

- умение выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

в 4 классе

- знание чисел-великанов (миллионы и др.) и их последовательность;

- числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево;

- умение решать занимательные задачи с римскими цифрами;

- умение конструировать фигуры из деталей танграма, составлять фигуры, представленные в уменьшенном масштабе.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для обучающихся 1 класса

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Математические игры: игра-соревнование «Веселый счет» , игры с математическими кубиками, игра «Чья сумма больше», «Лучший лодочник», «Математическое домино»; игры с мячом: «Не урони мяч», «Наоборот»; математические пирамиды: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10»; игры с дидактическими математическими корабликами; работа с палитрой и приложениями к ней по теме «Сложение и вычитание» , «Кто самый внимательный», математические ходилки с фишками; математический КВН, круглый стол, коллективная работа «Я в мире математики»; математические горки; отгадывание ребусов.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаци

и видов деятельности для обучающихся 2 класса

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Числа от 1 до 100. Решение составле-ие ние ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисе знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Математическое лото, домино, игры: «Отгадай задуманное число», «Не собьюсь», «Задумай число», «Волшебная палочка», «Лучший стрелок», «Гонки с зонтиками», «Сбор плодов», математические пирамиды, карточки—орбонки, игра «Крестики-нолики»; работа с палитрами и приложениями к ней по теме «Сложение и вычитание в пределах 100», «Задания на логику»; КВН,игра-путешествие «Лучший математик», графические диктанты, занятия с ЛЕГО-конструкторами, онлайн-олимпиады, геометрические мозаики(составление орнаментов, рисунков по координатам), игры по конструированию – танграм, спички- палочки, кубики, объемное моделирование.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организаци

и видов деятельности для обучающихся 3 класса

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Дидактические игры: «Лучший счетчик», «Не подведи друга», «Не собьюсь», «Счастливый случай»; игры-сорбонки (карточки-считалочки); математические пирамиды по темам «Умножение», «ДДеление»; работа с палитрой по темам «Умножение», «Деление», «Сложение и вычитание многозначных чисел», «Логика и внимание»; онлайн-олимпиады, шахматы, «Морской бой», международный конкурс «Кенгуру»; ЛЕГО-конструирование; моделирование объемных фигур; математический КВН; уроки-ребусы.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для обучающихся 4 класса

Содержание

Формы организации и виды деятельности

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Дидактические игры: «Числовые головоломки», «Отгадай последовательность», «Что потерялось, найди»; математические кроссворды и ребусы; шарады; числовые палиндромы (числа-перевертыши); игра «Лента времени»-игры с римскими цифрами; задачи-«Переливалки», «Лабиринты»;работа с палитрой по теме «Логика и внимание»; геометрические мозаики и орнаменты; международные конкурсы по математике: «Кенгуру», «урокиматематики.ру»; олимпиады; КВН; предметная неделя; турнир.

Тематическое планирование

Тематическое планирование учебного материала для обучающихся 1 класса

  1. Математика – царица наук.

  2. Как люди научились считать.

  3. Интересные приемы устного счета.

  4. Интересные приемы устного счета.

  5. Решение занимательных задач в стихах.

  6. Упражнения с числами.

  7. Учимся отгадывать ребусы.

  8. Числа-великаны.

  9. Числа-великаны.

  10. Упражнения с числами.

  11. Решение ребусов и логических задач.

  12. Задачи с неполными данными. Найди лишнее.

  13. Загадки – смекалки.

  14. Игра «Знай свой разряд».

  15. Практикум «Подумай и реши».

  16. Решение нестандартных задач.

  17. Математические горки.

  18. Решение логических задач.

19.Игра «У кого какая цифра».

20.Знакомьтесь: Архимед!

21.Знакомьтесь: Архимед!

22.Задачи с многовариантными решениями.

23.Знакомьтесь: Пифагор!

24.Задачи с многовариантными решениями.

25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

26.Практикум «Подумай и реши».

27.Час веселой математики.

28.Решение олимпиадных задач.

29.Математика и профессии людей.

30.Математический КВН.

31.Игра: «Что спряталось?»

32.Составление ребусов и шарад самостоятельно.

33.Круглый стол «Подведем итоги».

Тематическое планирование учебного материала для обучающихся 2 класса

1. Проектная деятельность «Великие математики».

2. Геометрические упражнения.

3. Упражнения в черчении на нелинованной бумаге.

4. Игра «Удивительный квадрат».

5. Преобразование фигур на плоскости.

6. Задачи-смекалки.

7. Симметрия фигур.

8. Соединение и пересечение фигур.

9. Познавательная игра «Семь верст...»

10.Проектная деятельность «Московский Кремль».

11.Объем фигур.

12.Логическая игра «Молодцы и хитрецы».

13.Конструирование предметов из геометрических фигур.

14.Открытие нуля.

15.Учимся решать задачи на противоречия.

16.Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах».

17.Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата».

18.Экскурсия в компьютерный класс.

19.Компьютерные математические игры.

20.Компьютерные математические игры.

21.Международный конкурс «Кенгуру».

22.Конкурс знатоков (1 тур).

23.Конкурс знатоков (2 тур).

24.Конкурс знатоков (итоговый тур).

25.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

26.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

27. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

28.Задачи с многовариантными решениями.

29.Задачи с многовариантными решениями.

30.Задачи с многовариантными решениями.

31.Задачи с многовариантными решениями.

32.Математический КВН.

33.Составление ребусов и шарад.

34.Составление ребусов и шарад.

35.Круглый стол «Подведем итоги».

Тематическое планирование учебного материала для обучающихся 3 класса

  1. Математика – это интересно.

  2. Танграм: древняя китайская головоломка.

  3. Проектная деятельность: «Природное сообщество – аквариум».

  4. Игры с кубиками, составление картинки с заданным разбиением на части.

  5. Игры с кубиками, Составление картинки с частично заданным разбиением на части.

  6. Игры с кубиками, составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе.

  7. Волшебная линейка. Шкала линейки.

  8. Волшебная линейка. История возникновения линейки.

  9. Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

  10. Игра «Поиск цифры, которая скрыта».

  11. Конструирование многоугольников из деталей танграма.

  12. Игра-соревнование «Веселый счет».

  13. Проектная деятельность: «Газета умников и умниц».

  14. Веселая геометрия. Решение задач, формирующих математическую наблюдательность.

  15. Математические игры. Построение таблиц: «Сложение и вычитание в пределах 1000».

  16. Спичечный конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек.

  17. Задачи-смекалки. Задачи с некорректными данными.

  18. Задачи, имеющие несколько способов решения.

  19. Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицами.

  20. Математические игры. Построение математических таблиц: Сложение и вычитание в пределах 1000».

  21. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов.

  22. Числовой кроссворд «Судоку».

  23. Уголки. Составление фигур из 4,5,6,7 уголков.

  24. Уголки. Составление фигур по собственному замыслу.

  25. Игра в магазин. Монеты.

  26. Игра в магазин. Монеты и купюры.

  27. Конструирование фигур из деталей танграма.

  28. Танграм – составление фигур с заданным разбиением на части.

  29. Танграм – составление фигур без заданного разбиения на части.

  30. Секреты задач. Решение задач разными способами.

  31. Решение нестандартных задач.

  32. Числовые головоломки. Ребусы.

  33. Числовой кроссворд «Судоку».

  34. Проект: «Великие математики».

  35. Создание мини-альбома «Узоры геометрии».

Тематическое планирование учебного материала для обучающихся 4 класса

  1. Любителям математики. Турнир смекалистых.

  2. Волшебный круг. Правила сравнения.

  3. Сравнение дробей.

  4. Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа.

  5. Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

  6. Закономерности в числах и фигурах.

  7. Многозначные числа.

  8. Проект: «Трудолюбивые пчелы».

  9. Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

  10. Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

  11. Волшебный квадрат. Нахождение объема фигур.

  12. Волшебный квадрат. Нахождение объема фигур.

  13. Игры на развитие наблюдательности. Прикидка сумы при работе с многозначными числами.

  14. Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

  15. Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

  16. Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

  17. Проект: «Газета эрудитов».

  18. Задачи-тесты.

  19. Блиц-турнир.

  20. Международный конкурс «Кенгуру».

  21. Составление алгоритмов.

  22. Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.

  23. Математические головоломки.

  24. Задачи-тесты.

  25. Придумывание по аналогии.

  26. Из истории чисел.

  27. История чисел. Применение различных цифр и чисел в обычной жизни.

  28. Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического.

  29. Проект: «Волшебный круг».

  30. Путешествие по числовому лучу. Координаты на числовом луче.

  31. Игра «Морской бой».

  32. Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости.

  33. Графы на плоскости.

  34. Графики на плоскости.

  35. Подведение итогов обучения. Смотр знаний.

Автор
Дата добавления 26.01.2018
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров74
Номер материала 5253
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.