Похожие материалы
Уроки математики / Рабочая программа / Спецкурс "Геометрия в начальных классах"

Спецкурс "Геометрия в начальных классах"

БЕКІТЕМІН:

№ 1 ЖОББМ директоры

КЕЛЕСІЛГЕН:

Оқу жұмысы жөніндегі

Директордың орынбасары

ҚАРАСТЫРЫЛДЫ:

ӘБ отырысында:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор Сош №1

____________

____________Тотанова М.Н.

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УР

__________

__________Китаева Г.Е.

РАССМОТРЕНО:

На заседании МО уч.нач кл.

____________

____________Стронина Л.Н.

Учебная программа спецкурса

по математике

для учащихся 3 класса

«Геометрия

в начальных классах»

Автор программы: Стронина Лариса Николаевна,

учитель начальных классов СОШ №1 им.А.Н.Ёлгина,

с.Теренколь

2016 - 2017 учебный год

Пояснительная записка к курсу «Геометрия в начальных классах»

Ознакомление младших школьников с геометрическими понятиями производится в ходе выполнения практических упражнений  и эта работа ведётся в течении четырёх лет. Основные задачи изучения геометрического материала заключаются в том, чтобы создать у детей четкие и правильные геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, и тем самым подготовить учеников к успешному изучению систематического курса геометрии.

     Формирование геометрических представлений является важным разделом умственного воспитания, имеют широкое значение во всей познавательной деятельности человека. Пространственные представления носят синтетический характер, включая форму, положение, величину, направление и другие пространственные отношения и связи. Задача развития у младших школьников геометрических представлений, способности к обобщению состоит в том, чтобы научить их видеть геометрические образы в окружающей обстановке, выделять их свойства, конструировать, преобразовывать и комбинировать фигуры, изображать их на чертеже, выполнять в необходимых случаях измерения.

В содержании начального геометрического образования должны найти свое отражение – пусть в самой элементарной и доступной детям форме – основные геометрические идеи – движения преобразования, инвариантности основных свойств геометрических фигур. Уже на первой ступени приобщения к геометрическим знаниям дети должны получить первоначальную ориентировку во взаимном расположении фигур, в умении выделять изучаемые фигуры как элементы тел. Математические и геометрические знания должны тесно сочетаться и находиться в органическом единстве.

     Все обучение следует сопровождать практическими упражнениями при этом учащиеся будут воспринимать не только готовые геометрические фигуры и тела, они сами будут создавать и воспроизводить изучаемые геометрические формы, используя для этого вырезание и наклеивание, моделирование, вырезание разверток и склеивание, черчение, образование фигур на подвижных моделях, а так же путем перегибания листа бумаги. Полученные знания сейчас уже используются детьми на практике не только на уроках математики, когда находят периметр, площадь и др., но и на уроках труда, рисования, в работе на школьном учебно-опытным участке, на уроках познания мира. Большое значение придается наглядности, практическим работам. Вторая ступень развивается на основе первой, поэтому при первоначальном знакомстве учащихся с геометрией необходимо обращаться к наглядности, конкретным геометрическим образам. Наглядности и практические работы учеников должны преследовать не только практические цели, но и развития кругозора детей, способности к обобщению и абстрагированию, развитие геометрических представлений и геометрического воображения.

Однако при переходе в среднюю школу большое количество учеников испытывают трудности на уроках математики в решении геометрических задач.  

Курс «Геометрия в начальных классах» позволяет учащимся на основе наглядно-действенного и наглядно-образного уровня мышления развивать речь, логическое мышление, способствует эффективной подготовке к изучению геометрии в среднем звене.

Содержание курса «Геометрия в начальных классах » разработано на основе дидактических принципов, направленных на общее развитие учащихся и соответствует требованиям Государственного общеобязательного стандарта образования.

Цели:

  • Математическое развитие младших школьников, формирование способности к интеллектуальной деятельности;

  • Освоение начальных геометрических знаний;

  • Воспитание интереса, стремления использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • Формирование идейно-нравственных, культурных принципов, подготовка ученика к непрерывному образованию в современном обществе;

  • Узнавание в объектах окружающего мира известных геометрических форм и умение работать с ними.

Задачи:

  • Создать условия для формирования логического и абстрактного мышления и пространственного воображения у младших школьников;

  • Учить использовать начальные геометрические знания на практике;

  • Учить исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, перерабатывать полученную информацию, сравнивать, группировать геометрические объекты.

Курс предназначен для учеников 3 класса, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Программа

3 класс (34 часа).

Название темы

Количество часов/дата

Содержание занятия

1

Что изучает геометрия? Точка, линия (прямая, кривая, ломаная), пересекающиеся и непересекающиеся. Замкнутые и незамкнутые линии.

1

Вычерчивание линий путём отпечатывания точек (движущего мела по горизонтальной доске). Знакомство с видами линий. Вычерчивание линий пересекающихся и непересекающихся. Нахождение данных линий в окружающей действительности, на чертежах и рисунках.

2

Повторение. (Геометрические фигуры). Конструирование из различных материалов.

1

Рассматривание геометрических фигур, сравнивание их по величине, по форме

3

Геометрические фигуры. Обозначение фигур буквами.

1

Вычерчивание геометрических фигур, обозначение фигур буквами

4

Знакомство с циркулем и его использование для построения отрезков.

1

Вычерчивание отрезков. Сравнение отрезков: наложением, циркулем. Циркуль. Техника безопасности при работе с циркулем.

5

Многоугольники. Их классификация по количеству вершин, углов и сторон.

1

Рассматривание многоугольника и его каркаса, нахождение частей фигуры, определение их количества.

6

Периметр многоугольника.

1

Нахождение суммы длин нескольких сторон. Нахождение периметра многоугольника. Решение задач на нахождение периметра.

7

Угол. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол.

1

Нахождение углов многоугольника, определение их вида, нахождение углов в классе, построение углов путём сгибания своих рук в локте, моделирование углов из палочек и мягкой проволоки, вычерчивание углов разных по виду. Обозначение углов буквами.

8

Деление угла на равные части. Измерение величины углов при помощи транспортира. Вычерчивание углов по заданной величине.

1

Сравнение углов по величине, определение величины углов на глаз с последующей проверкой по транспортиру. Измерение углов многоугольника.

9

Конструирование из листа прямоугольной формы. Периметр и площадь прямоугольника «планер».

1

Прямоугольник – как часть многоугольника. Нахождение периметра и площади прямоугольника. Решение задач на нахождение периметра и площади прямоугольника.

10

Квадрат. Периметр и площадь квадрата.

1

Измерение площади плоских фигур по кальке, нахождение периметра и площади фигур по формулам. Нахождение периметра и площади поверхности объёмных фигур.

11

Площадь прямоугольника и квадрата. Основание и высота прямоугольника.

1

Построение прямоугольника и квадрата по заданной площади.

12

Куб и его объём. Элементы куба: вершины, рёбра, грани. Геометрические особенности куба.

1

Куб в пространстве. Рассматривание кубов, сравнивание их по величине, поиск предметов окружающего мира, сходных по форме с кубом, рисование этих предметов. Во что можно превратить куб?

13 - 14

Измерение объёма куба

2

Рассматривание куба и его каркаса, нахождение частей фигуры, определение их количества. Рисование предметов окружающего мира, схожих с частями куба. Знакомство с новой мерой, единицами объёма (1см³, 1дм³, 1м³).

15

Геометрический тренинг.

1

Разрезание открытки на различные геометрические фигуры, а затем их сборка так, чтобы открытка приняла первоначальный вид.

16

Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам. Конструирование треугольников.

1

Построение треугольника по углу и двум сторонам..

Построение треугольника по двум углам и стороне. Геометрический диктант.

17

Параллелепипед – форма предметов окружающего мира.

1

Нахождение предметов, похожих на параллелепипед в окружающем мире, на чертеже, рисунке.

18 -19

Элементы параллелепипеда (вершины, рёбра, грани). Их количество. Основание параллелепипеда. Высота.

2

Рассматривание каркаса параллелепипеда, нахождение его составляющих частей, определение их количества и взаимосвязь. Определение высоты, сравнение нескольких параллелепипедов по высоте. Нахождение частей параллелепипеда на рисунках, их раскрашивание.

20 - 21

Параллелепипед – призма с прямоугольным основанием. Виды призм. Виды треугольников по форме углов и длине сторон.

2

Призмы в окружающем мире, предметы, похожие на призмы. Сравнение призм по форме основания и высоте фигуры, нахождение лишней среди множества сходных фигур, раскрашивание призм определённого вида среди множества призм. Составление различных треугольников из палочек и мягкой проволоки.

22

Практическая работа. Моделирование призм из палочек и пластилина.

1

Изготовление каркасов призм с разными основаниями из шпажек, палочек, спичек.

23 - 24

Окружность. Циркуль – прибор для построения окружности. Центр, радиус, диаметр окружности.

2

Построение окружности при помощи циркуля. Взаимное расположение точек и окружности.

25

Круг. Окружность и круг. Связь и различие между ними.

1

Построение окружности и круга заданного размера. Конструирование по воображению. Фигуры из кругов.

26

Практическая работа.

1

Построение окружности и круга заданного радиуса при помощи циркуля.

27 - 28

Определение площади поверхности призмы.

2

Изготовление призмы по чертежу и нахождение ее площади поверхности.

29 - 30

Площадь поверхности пирамиды.

2

Изготовление пирамиды по чертежу и нахождение ее площади поверхности.

31

Геометрические задачи, головоломки, игры.

1

32

Геометрическая олимпиада (смотр знаний).

1

33

Итоговый урок. Игра «Путешествие по стране Геометрии»

1

34

Обобщающий урок.

1

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу третьего года обучения.

Иметь представление:

Об объемных телах: призме, кубе, и их развертках.

О чертеже.

О треугольнике и его элементах.

Об измерении площади прямоугольника и треугольника, произвольного многоугольника.

Об измерении площади поверхности призмы и пирамиды.

Об определении объема прямых призм.

Знать: названия объемных тел.

Разницу между плоскостными и объёмными фигурами;

Названия плоскостных и объёмных фигур и их элементов;

Признаки сходства и различия между объёмными телами одного вида и разных видов;

Свойства геометрических фигур и классификацию;

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.

Уметь:

Измерять длину отрезков при помощи линейки, строить отрезки заданной длины.

Измерять величину углов при помощи транспортира, строить углы заданной величины.

Чертить изученные геометрические фигуры, распознавать их на чертеже;

Определять площадь прямоугольника по его длине и ширине.

Определять площадь треугольника по его основанию и высоте.

Определять площадь произвольного многоугольника разбиением его на треугольники и прямоугольники.

Определять площадь поверхности призмы и пирамиды.

Определять объем прямых призм по площади основания и высоте.

Строить (конструировать и моделировать) объёмные фигуры по их развёртке и конструкции из объёмных фигур, сделанных самостоятельно.

Складывать фигурки из бумаги-оригами.

Строить треугольники по заданным углам и сторонам.

Анализировать линейные, плоскостные и пространственные объекты, выделять их в предметах и конструкциях (называть их) на доступном материале.

Литература:

В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». Издательство Москва Педагогика 1994 год.

Е. Е.Семенов «Изучаем геометрию». Издательство Просвещение» 1987 год.

Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» газета «Начальная школа» 1996 год.

Автор
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров544
Номер материала 1173

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.