Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Урок по теме "Комбинаторика"

Урок по теме "Комбинаторика"

Краевое государственное казеное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида № 2»

Конспект

Урока алгебры в 10 классе по теме :

Урок практикум по решению задач по теме

«Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Подготовила:

учитель высшей категории

Суркова Елена Анатольевна

г. Комсомольск на Амуре

Тема: Обобщение знаний по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.

Используемые технологии: развивающее обучение, групповая технология, ИКТ,

Образовательная цель:

обобщить и расширить знания учащихся об основных понятиях теории вероятностей, о способах и методах решения вероятностных задач.

Развивающая цель:

Развивать мыслительные способности учащихся, умение анализировать, выделять общие и отличительные свойства; развивать исследовательские способности; умений применять теоретические знания на практике; развитие памяти, внимания, наблюдательности, умение работать в группе.

Воспитательная цель:

воспитывать у учащихся коммуникативные компетенции (культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства); способствовать развитию творческой деятельности учащихся, потребности к самообразованию.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений.

Средства обучения:  компьютерный класс с интерактивной доской, мультимедийным проектором и компьютерами с выходом в интернет, тетради.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин

  2. Актуализация знаний, мотивация и целеполагание-1 мин.

  3. Повторение и обобщение пройденного материала – 20 мин.

  4. Самостоятельная работа – 10 мин.

  5. Домашнее задание – 1 мин.

  6. Подведение итогов урока – 2 мин.

  7. Рефлексия

Ход урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о вероятности. Вероятность относится к числу понятий, которыми мы охотно пользуемся в повседневной жизни, совсем не задумываясь об этом. Например, даже наша речь носит отпечаток стихийно-вероятностного подхода к окружающей нас действительности:

- Мы пойдем завтра в кино?

вероятно…

- Ты уверен, что Иванов Коля станет «Студентом года»?

маловероятно…

- Ты слышал, что Сергей сдал экзамен по математике на пятерку?

-невероятно!!!

Уже в этих коротких репликах «вероятно, маловероятно, невероятно» имеется попытка оценить возможность появления того или иного события. Общество все глубже начинает изучать себя и стремится сделать прогнозы о самом себе и о явлениях природы, которые требуют представлений о вероятности. Даже сводки погоды сообщают о том, что завтра вероятность осадков увеличится, оставляя бабушек в полной растерянности: брать ли зонтик? Идея выражать числами степень возможности появления тех или иных событий возникла после того, как люди наблюдали множество примеров, в которых проявлялась удивительная способность явлений повторяться довольно часто. Задачи, которые мы сегодня будем решать, помогут вам творить, думать необычно, оригинально, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, преодолевать трудности. И, наконец, мы в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики и продолжим исследование на предмет выявления теории вероятностей вокруг нас.

1.Организационный момент. Объявление целей

2. Речевая разминка:

Калейдоскоп формул.

На предыдущих уроках мы не раз убеждались, что для всестороннего изучения темы требуется введение специальных терминов. Вспомним их и проговорим(используем кубик по Грибовой) + формулы для определения

  1. Перестановки

  2. Размещения

  3. Сочетания

  4. Факториал

  5. Вероятность

  6. Комбинаторика

3. Примеры вероятностей в жизни человека

Теория вероятностей в жизни

1. Игры в кости

Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры. Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя. Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков.

Определите вероятность того, что при бросании игрального кубика выпало четное число очков.

число всех возможных исходов = 6

четных чисел = 3

делим 3/6 = 1/2= 50 % 

2. Коды на ….

- сейфах

- телефонные номера

- пароль в социальных сетях (агент, одноклассники и т.д.)

3. Лотереи

Лотерея - организованная игра, при которой распределение выгод и убытков зависит от случайного извлечения того или иного билета или номера (жребия, лота). Кто из нас не мечтал выиграть в лотерею миллион! Но все мы реалисты, и понимаем, что вероятность такого выигрыша очень мала. Ведь игра в лотерею - это игра с судьбой, попытка поймать удачу; и чем больше выигрыш стоит на кону - тем сильнее ощущения!

В каждой сотой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайно. Галя покупает банку кофе в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Галя не найдет приз в своей банке?

4. Карточные игры

Карточная игра — игра с применением игральных карт, характеризуется случайным начальным состоянием, для определения которого используется набор (колода).

Важным принципом практически всех карточных игр является случайность порядка карт в колоде. Перед использовании той же колоды в следующей игре карты в ней перемешиваются (перетасовываются).

5. Игровые автоматы

Известно, что в игровых автоматах скорость вращения барабанов зависит от работы микропроцессора, повлиять на который нельзя. Но можно вычислить вероятность выигрыша на игровом автомате, в зависимости от количества символов на нем, числа барабанов и других условий. Однако выиграть это знание вряд ли поможет. Тут все решает Её величество фортуна.

4. Игра «Отгадай слово» .

Сегодня на уроке мы будем решать задачи по теории вероятностей. Во многих вероятностных задачах для нахождения числа исходов используются формулы комбинаторики. Проверим ваше умение работать с формулами комбинаторики. Выполнив действия, расположите ответы в порядке убывания и получите закодированное слово.

В

Р

Т

О

Ь

Н

Е

О

С

Т

Я

Работа ведется в группах по 3 человека, карточки развешены по всему периметру класса. Дифференциация по убыванию сопровождается с двигательной активностью.

5. Развивающее задание:

Используя интернет

Задание( LearningApps.org является приложением Web 2.0)

Найди сложные слова. Чтобы выделить слово нажми на первую букву и проведите курсором по всем буквам слова, удерживая левую кнопку мыши.

LearningApps.org является приложением Web 2.0

6. Закрепление изученного материала

Задачи на теорию вероятности присутствуют на итоговой аттестации по математике.   Предлагаю вам серию таких задач с целью подготовки к ГИА по математике. Решать-то их надо с помощью математики.

Самостоятельная работа по подгруппам

1 вариант

Задания ОГЭ С 10-15 ВАРИАНТ № 19

2 вариант

Задания ОГЭ С 15-20 ВАРИАНТ № 19

7.Объяснение Д/З: дифференцированное

Домашнее задание задается в творческой форме:

Придумать задачи на расчет вероятности с помощью формул комбинаторики (по одной задаче на каждый объект). Задачи записать на отдельном листке. На другом листке написать решение задачи. На следующем уроке провести конкурс на лучшие задачи.

Оценивается:

  • содержание (интерес)

  • решение (правильность, рациональность)

  • оригинальность и находчивость (в решении и содержании).

8.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель Теория вероятности - это один из самых интересных разделов математики. Она имеет применение  в реальной  жизни ,может быть не так существенно ,как другие науки .Но нет такой сферы нашей деятельности ,где не говорится :возможно ,очевидно ,вероятно ,случайно. И не делаются прогнозы на какие-либо события. Задачи по комбинаторике  решают конструкторы при создания нового механизма (перебор вариантов) ;агрономы при планировании всхожести урожая (прогнозы) ;завучи при составлении расписаний уроков (различные комбинации) .
      Знание теории вероятности повышает шансы на успех и простого школьника и космонавта .Можем ли мы угадать ,что нас ждёт через день ,через год ?Конечно же -нет ! Но надо помнить , что в жизни есть такое понятие ,как удача, везение. Надо работать над собой ,учиться ,принимать такие решения проблем ,которые повысят вероятность  выполнения наших желаний !

Лист рефлексии

оценки сделать графы для рефлексии

 

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Степень сложности/доступности

 

 

 

Практическая значимость урока

 

 

 

Оценка собственной работы на уроке

 

 

 

Удовлетворенность

 

 

 

Настроение

 

 

 

8

Автор
Дата добавления 12.12.2016
Раздел Алгебра
Подраздел Конспект урока
Просмотров206
Номер материала 1507

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.