Уроки математики / Конспект урока / Урок. Тема: "Круг.Окружность" 3 класс

Урок. Тема: "Круг.Окружность" 3 класс

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет: математика (1 часть),автор М.И. Моро и др.

Класс: 3

Тема урока: Круг.Окружность.

УМК: «Школа России»

Цель урока:

Познакомить учащихся с понятиями «круг», «окружность», «радиус», «центр»

Задачи урока:

получить теоритическое и практическое представление об окружности и круге, как о геометрических фигурах; развивать практические умения- пользоваться циркулем; находить радиус и диаметр окружности и круга;

- развитие математической речи, наблюдательности, логического мышления, повышение внимания к изучаемому вопросу, самостоятельности в учебной деятельности, формирование навыков учебного труда;

- воспитание аккуратности, привитие умений совместно работать;

Основные термины и понятия темы:

Круг, окружность, центр окружности, радиус, диаметр.

Личностные УУД:

-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

-формирование устойчивой положительной самооценки,

-формирование устойчивого учебно-познавательного интереса,

-установки на здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

-сформировать первоначальные представления об окружности и ее элементах (центре и радиусе);

-познакомить с новым чертежным инструментом – циркулем и правилами техники безопасности в обращении с колющим предметом; -содействовать развитию внимания, мышления, познавательной активности учащихся, их интереса к предмету, умения строить окружность и радиус с помощью циркуля и линейки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

- установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика»;

- овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

интегрированный (математика с элементами технического труда)

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Форма проведения урока Урок-путешествие

Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы, модели фигур, цветная бумага, образец аппликаций

ТСО: мультимедийный проектор

Тип урока: интегрированный (математика с элементами технического труда)

Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

Ход урока

I. Организационный момент. Устный счёт.

Создадим друг другу хорошее настроение. Как вы это сделали?

(Улыбнулись друг другу; Пожелали получить “5”; А я пообещала помочь тому, кто будет затрудняться.; Я желаю успехов в работе.)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

На уроках не зевать,

Всё, что нужно выполнять.

На доске записана тема урока (закрыта). Мы должны ее узнать и поставить перед собой задачи

1). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке убывания, и вы узнаете слово. Для этого нужно увеличить каждое из чисел в 9 раз.

5 – р

4 – у

0 - г

7 - к

2). Расшифруйте запись, расположив ответы в порядке возрастания, и вы узнаете слово.

В группах ученики думают над тем, какая же тема урока.

У: - Кто догадался, какая тема урока? (Дети называют.)

II. Повторение пройденного о геометрических фигурах

(ДОСКА)

-На какие две группы можно разделить эти фигуры?

( 1) овальные, круглые;

2) имеющие площадь и не имеющие площадь)

- Мы сегодня поговорим об этой группе фигур (оставляю круглые фигуры, овальные убираю)

- Какая фигура лишняя? Почему? (не имеющая площади)

- Как называются оставшиеся фигуры? (круги)

III. Изучение нового материала

С кругом вы знакомы с детства. Где мы можем встретить круг?

(Я видел циферблат в часах в форме круга.; А я катаюсь на велосипеде и ведь колеса тоже в форме круга и т. д..)

Правильно, ребята.

Консервная крышка тоже имеет форму круга. (Показываю.) Посмотрите, вот резинка, которую можно вынуть из консервной крышки (показываю)

- Как она хорошо подходит. Может это родственница? Давайте подберём родственные слова. ( вокруг, кругом, круговой, кружок, кружить, окружность, окружать)

- Что объединяет все эти слова? (Корень круг)

- Какое из данных слов мы можем взять для определения данной фигуры? (окружность) (выставляю табличку). Границы любого круга – это окружность. Резинка, которую мы вынули из консервной крышки – это “окружность”.

У круга есть одна подруга,

Знакома всем её наружность.

Она идет по краю круга
И называется …

А что такое круг!

КРУГ- это часть плоскости, ограниченная окружностью

- Попробуйте  объяснить,  чем  отличается  окружность  от  круга?

Окружность-  это  граница  круга,  а  круг – это  окружность  вместе  с  внутренней  областью,  ограниченной  этой  окружностью.

-Круг  на  чертеже  закрашивают  полностью, т.к.  у  него  есть  внутренняя  область.

Кто попробует на доске начертить окружность?

(2 – 3 человека пробуют у доски начертить от руки окружность. У детей она получается не очень ровная. )

- Может у меня получится?

- Как мы можем добиться идеально круглой формы?(нужен инструмент)

Кто из вас знает как называется инструмент?

IV. Беседа о циркуле. Правила техники безопасности: “Правила пользования циркулем ”.

Циркуль – это чертежный инструмент. С ним нужно работать осторожно. Рассмотрите внимательно циркуль и скажите из чего он состоит.

Расскажите правила пользования циркулем . (листочки на столах)

1.Не держи циркуль концами вверх.
2. Не оставляй циркуль раскрытым.
3. Передавай циркуль закрытым, тупым концом вперед.
4. Работай аккуратно! Будь внимателен!

Какую ножку нужно поставить в середину – иглу или грифель?( Я думаю, что в центре окружности должна быть игла. Конечно игла, потому что грифель должен рисовать.)

Острый конец циркуля всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками циркуля не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку. (Центр учитель отмечает и показывает на чертеже.)

Какой ножкой циркуль чертит? (Циркуль чертит грифелем.)

Ножки циркуля двигаются. Что надо сделать, чтобы начертить большую окружность – развести их или сдвинуть ближе?

- Ребята, начертите у себя в тетради 3 окружности разного размера.

(показываю круг)

- Можете поверить, что здесь тоже 3 окружности? (показываю обратной стороной круг)

- Как у меня получилось?

Если поставить остриё циркуля в центр и не менять его положения, а только раздвигать

ножку с грифелем.

- А что оставляет игла, когда мы чертим окружности?

(дырочку, точку)

- Что это будет относительно окружности? (центр)

Обозначьте на одной из окружностей центр буквой О. Поставьте на окружности точки А, В и С. Соедините по линейке эти точки с точкой О. Что получили? (отрезки).

-Что  можно  узнать  про  эти  отрезки? (длину)

-Как? (измерить  с  помощью  линейки)

-Измерьте  длины  отрезков.  Что  вы  заметили? (они  равны, одинаковы  по  длине)

А как называются эти отрезки? Чтобы узнать, вам необходимо поработать в группе. Каждой группе я раздам задачу, вам нужно решить ее сообща и выбрать карточку с ответом, на которой написана буква. Из полученных букв сложим название отрезков.

Получилось радиус.

Радиус-это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой

-А  сколько  радиусов  можно  построить  в  окружности? ( много)

-Какие  они  будут? ( равные)

-Почему  же  все  радиусы  окружности  имеют  одну  и ту же  длину?

 (все точки окружности равноудалены от центра)       

А у  круга  тоже  есть  радиус  и  центр? (ДА).

Как мы можем узнать, правильно ли мы рассуждали? ( прочитать в учебнике)

Откройте учебник 94.

Громко и четко прочитайте статью в учебнике.

ФИЗМИНУТКА

ИГРА:  «Круг  или  окружность » (Хлопать, если это круг, показать руками окружность, если это окружность)

-крышка, тарелка, баранка, браслетик, пяльца  для  вышивания, колечко, бублик, обруч, диск

V. Закрепление

Выполним задание № 3 на стр. 95

Рассмотри чертеж.

- Что  нового  вы  заметили? (дана  длина  радиуса).

-Как  узнать  длину  радиуса? (найти  расстояние  от  центра  до  точки  на  окружности).

Чему равен радиус? Как начертить в тетради такую же окружность ? Нужно развести ножки циркуля на 2 см.

А чему равен радиус второй окружности? Начертим в тетради обе окружности.

Далее решим примеры № 6 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.

Задача № 4

О чем эта задача?

Можно сразу ответить на вопрос? Почему? Как узнать?

Что нам известно? Как запишем крат. запись? (в виде таблицы)

- Что примем за единицу?

Количество масла

Общий расход семян

? (одинаковый)

6кг

30кг

?

25кг

Решение: 1) 30:6=5 (кг) – расход семян на 1 кг масла

2) 25:5=5(кг)

Ответ: 5 килограммов масла можно получить из 25 кг семян.

VI . Итог урока. Рефлексия.

На протяжение урока вы были активны и внимательны.

Справились ли мы с вами с поставленными задачами? (Да, справились.)

Что на уроке вам больше всего понравилось?

Что вы запомнили об окружности? (Я запомнила, что ее можно начертить с помощью циркуля. Им нужно пользоваться осторожно, аккуратно. А еще окружность – это граница круга.)

Чем круг отличается от окружности? (Мы сказали, что окружность – это граница круга. А круг – это площадь, ограничиваемая окружностью.)

А что вы запомнили о радиусе? (Это отрезок, соединяющий центр окружности с какой–нибудь ее точкой. Радиусы равны.)

А теперь я предлагаю сделать аппликацию. На плакате вы видите циркового слона. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть три круга, вы наклеете на плакат

зелёный круг, если все понял;

жёлтый круг – я понял не все;

красный круг – я ничего не понял

Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.

Учитель объявляет оценки.

VІІ.  Домашнее задание.

Прочитать материал учебника, с. 95; примеры № 6, «Проверь себя»

Автор
Дата добавления 27.12.2019
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров5165
Номер материала 6516
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.