Уроки математики / Конспект урока / Внеклассное занятие по математике " Путешествие в страну - Геометрия"

Внеклассное занятие по математике " Путешествие в страну - Геометрия"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области

«Краснознаменская СОШ"

Внеклассное занятие по математике

Путешествие в страну Геометрия.

Цель: подготовить учащихся к изучению геометрии в средней школе, привить интерес к предмету.

Задачи:

  1. Дать понятие о различии объёмных тел и плоских фигур и предметов, о преобразовании объёмных тел (натура) в плоскостные (аппликация, рисунок).

  2. Развить у учащихся понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.

Оборудование:

  1. Для учителя: катрочки, эскизы объемных тел.

  2. Для учащихся: цветная и белая бумага, раздаточный материал (плоские геометрические фигуры), ножницы, клей, кисточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Постановка темы занятия:

- Сегодня у нас с вами необычное занятие, и называется оно необычно “ Путешествие в страну Геометрия ”. К нам пожаловали гости из необычной страны, которая называется Геометрия. Работать будем в парах. Вспомним правила работы.

Понять задание и подумать самостоятельно.

Выслушать мнение каждого.

Найти общее решение.

Выбрать выступающего.

Кто это?(загадки)

1 ученик:

Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на пол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.

- Что же это будет, дети?

- Точка! – хором мы ответим. (к доске прикрепляется изображениеточки на листе бумаги).

2 ученик: Три вершины, три угла,

Три сторонки – вот и я! (к доске прикрепляется изображениетреугольника на листе бумаги).

3 ученик: Четыре палочки сложил.

Какую фигуру я получил? (четырёхугольник)

4 ученик:

Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его (квадрат).

5 ученик:

Взять треугольник и верх удалить –
Можно трапецию так получить.

6 ученик:

  1. Нет углов у меня,
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья? (круг)

Вспомним геометрические фигуры,а поможет нам следующее задание: на экране

треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, кривая линия, точка, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб

- На какие две группы можно разделить эти фигуры? (Плоские и объёмные.)

Вспомним названия плоских фигур и объемных тел.

- Молодцы! Послушайте, какая однажды произошла история в стране Геометрии:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
“Почему ты злишься, брат?”
Тот кричит ему: “Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре”.
Но квадрат ответил: “Брат!
Я же старше. Я – квадрат”.
И сказал ещё нежней:
“Неизвестно, кто важней”.
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: “Приятных я тебе желаю снов.
Спать ложился ты квадратным,
А проснёшься без углов”.
Но наутро младший брат
Страшной смерти был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел . . . Стоял без слов . . .
Вот так месть – теперь у брата
Восемь новеньких углов.

- Как видите, ребята, из одной фигуры очень легко сделать другую. Давайте поупражняемся (перед началом работы учитель напоминает правила техники безопасности при работе с ножницами).

- Если у восьмиугольника ещё срезать несколько раз углы, что мы получим? (круг).

- Если разрежем круг пополам, что получим? (два полукруга).

- Если квадрат разрежем пополам, что получим? (два прямоугольника).

- Если у прямоугольника будем срезать углы, что получим? (овал).

- Если четырёхугольник разрежем по диагонали, что получается? (два треуголь-ника).

Как можно определить, что одни фигуры плоские, а другие объёмные?

Предлагаю исследовать геометрические фигуры и выяснить, чем отличаются плоские и объёмные фигуры.

2. Работа над новым материалом.

Учитель: Все предметы бывают плоскими или объёмными. Объёмный предмет имеет величину в длину, высоту и ширину. А плоский предмет имеет только длину и ширину, он ровный и гладкий.

Давайте проведём опыт. (Ученики получают индивидуальные фигуры – куб и квадрат.)

- Попробуем приложить квадрат к плоской поверхности порты. Что видим? Он весь (целиком) лёг на поверхность парты? Вплотную?

- Как назовём фигуру, которую можно целиком расположить на одной плоской поверхности?

(Плоской фигурой.)

- Можно ли куб полностью (весь) прижать к парте? Проверим.

- Можно ли назвать куб плоской фигурой? Почему? Есть ли пространство между рукой и партой?

- Значит, что мы можем сказать о кубе? (Занимает определённое пространство, является объёмной фигурой.)

ВЫВОДЫ: Чем же отличаются плоские и объёмные фигуры? (Учитель вывешивает на доске выводы.)

ПЛОСКИЕ ОБЪЁМНЫЕ

Можно целиком расположить Занимают определённое пространство,

на одной плоской поверхности. возвышаются над плоской поверхностью.

! Ребята, объёмные фигуры ещё называют пространственными фигурами или геометрическими телами.

Если вы когда–нибудь видели как лепят пельмени, то знаете, что сначала месят тесто, из которого получается большой, тёплый ком, его можно обнять руками. А всё, что можно обнять, называется объёмным. Но стоит только этот ком раскатать скалкой в большой блин, он сразу становится плоским.

- Давайте разберёмся, кто с кем дружит (шар с кругом, куб с квадратом, треугольник с конусом). Но они могут дружить ещё и с другими предметами.

(Апельсин с шаром, морковь с конусом, лимон с овалом, коробка с прямоуголь-ником). Дома с родителями подумайте, какие у вас дома найдутся друзья у остальных наших фигур.

- Все эти наши семейки дружат с двумя мастерами – художником и скульптором.

(На доске – рисунки и объёмные игрушки животных).

- Так кто же с кем дружит? (объёмные тела с игрушками, плоские – с рисунками).

- А значит, объёмные работы – со скульптором, а плоские – с художником. На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в роли художников и скульпторов.. Значит, и работать мы будем с плоскими и объемными фигурами. Возьмите ваши волшебные конверты и загляните в них. Там вы увидите запчасти для ваших будущих игрушек. Подумайте, кого из Зверушек вы можете изобразить. Не забудьте, что сначала нужно всё разложить, подумать. И пусть ваша фантазия вам поможет.(дети выполняют задания с последующей демонстрацией)

-Ребята, давайте вместе с вами рассмотрим макеты объемных тел, и разберемся из чего они состоят?(демонстрация и

  1. Физминутка

Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий.

(Ученики «обхватывают» руками и гладят воображаемый шар.)

А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины.

Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности.

Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой. Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке. Я нажимаю кнопку и… сюрприз выскакивает из коробочки!

А теперь давайте попробуем на себе роль скульптора. Предлагаю вам создать свой личный дизайнерский 3д-календарь.

-сколько месяцев в году?

-сколько граней будет у нашего календаря? (12)

На столе у каждого лежит шаблон 12 гранника, предлагается собрать его и оформит календарь.

3. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.

4. Итог занятия. Анализ и показ работ учащихся.

Рефлексия

-что нового узнали?

-понравилось? (что именно)

-как вы думаете интересным будет предмет – геометрия?

Автор
Дата добавления 16.11.2016
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров1484
Номер материала 1112
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.