Похожие материалы
Уроки математики / Другое / Брошюра: "Таблица умножения - достойна уважения!"(дидактическое пособие)

Брошюра: "Таблица умножения - достойна уважения!"(дидактическое пособие)

Разработка дидактического материала по математике для учащихся начальных классов

Разработала: Фролова Марина Ивановна, высшая категория, учитель начальных классов.

Тема: «Таблица умножения – достойна уважения!»

Данная разработка дидактического материала написана в виде стихотворения; каждый случай умножения построен на стихотворных ассоциациях.

Во время чтения пособия у учащихся улучшается процесс запоминания таблицы умножения. Данная разработка дидактического материала рекомендуется учителям начальной школы, родителям и ученикам.

Введение

Как выучить таблицу умножения?

Каждый учитель знает, с каким трудом усваива-ют дети таблицу умножения.

Знаю об этом и я. Как ускорить и облегчить про-цесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед нами стоит большая задача – формирование прочных вычисли-тельных навыков при изучении темы «Табличное ум-ножение и деление». Без них ребенок не сможет в даль-нейшем овладеть устным и письменным умножением и делением многозначных чисел.
Если у вас вызывает недоумение сама постановка вопроса и хочется дать на него ответ типа "нужно прос-то сесть и выучить", то значит, вы никогда не сталкива-лись с проблемами механической памяти ни у себя, ни у своего ребенка.

Такие сложности, действительно, встречаются не так уж часто. Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (ко-торая по мере взросления несколько ухудшается).

Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала. На этой способности, в основном, и пост-роенно обучение в начальной школе.
Если же у ребенка плохо развита механическая па-мять, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в не-завидное положение.
Ужасно обидно бывает за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная систе-ма преподавания не учитывает их индивидуальных осо-бенностей.

Поэтому многие педагоги и психологи советуют использовать для заучивания таблицы – метод создания рисунков и рассказов, иллюстрирующих примеры на умножение.

Чтобы этот процесс запоминания прошел как можно легче и ребенок сумел без особых усилий вы-учить таблицу умножения, я разработала дидактичес-кий в виде стихотворных строк к каждому действию умножения.

В результате этого у ребенка при счете возника-ют ассоциации с этой стихотворной строкой. Ребенок сможет научиться быстро и правильно производить нужные вычисления.

Пояснительная записка

Программой начальной школы по математике по-ставлена задача повышения качества обучения детей математике.

Подчёркнуто, что особого внимания заслужива-ет формирование вычислительных навыков в таблич-ных случаях, которые должны быть доведены до авто-матизма, как жизненно необходимые.

Результаты моей работы показали, что использо-вание межпредметных связей в обучении повышают уровень познавательной активности детей, память и мышление, развивают смекалку. Они помогают повы-сить не только качество запоминания и осознания изу-чаемого материала, но и делает процесс обучения ин-тересным и лёгким.

Учителя начальных классов знают, что наиболее сложной для усвоения учащимися на уроках математи-ки является тема «Умножение и деление».

Таблица умножения достойна уважения.

Она всегда во всём права:

Что б ни случилось в мире,

А всё же будет дважды два

По – прежнему четыре.

И на примере стихотворения С. Я. Маршака «Дважды два» мы получаем ответ лишь на один случай таблицы умножения. Поэтому, возникает вопрос: «А как же помочь учащимся запомнить остальные?»

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, является данная дидактическая разработка.

Здесь вы можете найти ответ на интересуемый вопрос.

Опыт работы показывает, что сочиненные мною стихотворения, помогают в организации и планиро-вании уроков, улучшают запоминание учащимися таб-лицы умножения (имеется слайдовая презентация).

Мы, учителя начальных классов знаем из педагогической литературы, что знание табличных случаев должно быть доведено до автоматизма. Потому, что только в этом случае учащиеся смогут успешно справиться с устными вычислениями при умножении и делении двузначного числа на однозначное, при делении двузначного числа на двузначное, а также с письменными случаями умножения и деления.

Но практика показывает, что дети должны запомнить самое главное, что они не должны механически «зубрить» готовые таблицы.

Поэтому процесс формирования сознательных навыков, основанных на понимании смысла действий умножения и деления; на умении применять переместительное свойство умножения; на усвоении взаимосвязи между компонентами и, результатом действия умножения должен проходить в игровой форме, в виде занимательных упражнений или чтении стихотворений.

А вот результаты табличного умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам дети должны знать наизусть. Ведь осознанность навыков обеспечивается при знакомстве с вычислительным приемом, а прочность и автоматизм достигаются в процессе систематических упражнений.

Методика работы с данным дидактическим материалом построена с учётом психологических особенностей учащихся младших классов и даёт возможность осуществлять многократное повторение каждого случая табличного умножения разными способами и ассоциировать его с картинками, стихами и играми. Это способствует сознательному, быстрому и прочному запоминанию таблицы умножения.

Данный дидактический материал я использую на различных этапах урока:

- на этапе изучения нового материала,

- на этапе закрепления,

- на этапе проверки знаний, умений и навыков.

В результате изучения таблицы умножения с помощью этого дидактического материала у учащихся значительно сократилось время на запоминание таблицы умножения. Дети легче усваивали сложные случаи умножения и деления, научились быстро находить компоненты умножения и деления.

Такой способ изучения таблицы умножения вызывает познавательный интерес у ребенка, желание узнать новые и новые случаи умножения и деления; желание принимать активное участие в ходе урока или мероприятия.

Таблица умножения достойна уважения.

1 * 1 = 1 Ты на свете не один

1 * 2 = 2 Просыпаться пора

1 * 3 = 3 Птицу в небе найди

1 * 4 = 4 Всё прекрасно в этом мире

1 * 5 = 5 Будем дружно мы играть

(Будем дружно отвечать)

1 * 6 = 6 Доброта на свете есть

1 * 7 = 7 Улыбнёмся дружно всем

1 * 8 = 8 В гости милости просим

1 * 9 = 9 Мы, в себя, должны поверить

1 * 10 = 10 Можно на стене картину повесить

(Картину можно нам повесить?)

2 * 1 = 2 Просыпаться нам пора

2 * 2 = 4 Интересно жить нам в мире

2 * 3 = 6 Всех друзей не перечесть

2 * 4 = 8 В решете воду мы носим

2 * 5 = 10 Низкий поклон мы вам отвесим

2 * 6 = 12 Дружно будем улыбаться

2 * 7 = 14 Будем петь и танцевать

2 * 8 = 16 Не хотим мы отвлекаться

2 * 9 = 18 Мы пойдём с тобой купаться

2 * 10 = 20 Уроками надо заниматься

3 * 1 = 3 Птицу в небе найди

3 * 2 = 6 Всех друзей не перечесть

3 * 3 = 9 Другу должен ты поверить

3 * 4 = 12 Вместе будем мы купаться

3 * 5 = 15 Надо спортом заниматься

3 * 6 = 18 Мы пойдём с тобой купаться

3 * 7 = 21 Ты в мире не один

3 * 8 = 24 Раскрывайте окна шире

3 * 9 = 27 Грусти места нет совсем

3 * 10 = 30 Будем вместе мы учиться

4 * 1 = 4 Всё прекрасно в этом мире

4 * 2 = 8 В гости милости просим

4 * 3 = 12 Вместе будем мы купаться

4 * 4 = 16 Не хотим мы отвлекаться

4 * 5 = 20 Делом надо заниматься

4 * 6 = 24 Раскрывайте окна шире

4 * 7 = 28 Друга мы в беде не бросим

4 * 8 = 32 Просыпаться нам уже пора

4 * 9 = 36 Хорошо, что дружба есть

4 * 10 = 40 Не нужны нам ссоры

5 * 1 = 5 Будем дружно мы играть

5 * 2 = 10 Картину можно нам повесить?

5 * 3 = 15 Надо спортом заниматься

5 * 4 = 20 В спортзале будем тренироваться

5 * 5 = 25 Загораем мы опять

5 * 6 = 30 Будем мы учить таблицу

5 * 7 = 35 Получайте только – пять!

5 * 8 = 40 Не нужны нам ссоры

5 * 9 = 45 Надо думать и решать

5 * 10 = 50 Для нашей дружбы нет преград

6 * 1 = 6 Доброта на свете есть

6 * 2 = 12 Будем вместе мы купаться

6 * 3 = 18 Надо зарядкой заниматься!

6 * 4 = 24 Раскрывай глаза пошире!

6 * 5 = 30 Будем мы учить таблицу

6 * 6 = 36 Хорошо, что дружба есть

6 * 7 = 42 В школу собираться пора

6 * 8 = 48 Мы друзей в беде не бросим

6 * 9 = 54 Попугай живет квартире

6 * 10 = 60 Встретить друга всегда рад!

7 * 1 = 7 Улыбнёмся дружно всем

7 * 2 = 14 Будем петь и танцевать

7 * 3 = 21 Ты в мире не один

7 * 4 = 28 Друга мы в беде не бросим

7 * 5 = 35 Получайте только – пять!

7 * 6 = 42 Мы попили молока

7 * 7 = 49 Будем дружно всё мы делать

7 * 8 = 56 Добрых дел не перечесть

7 * 9 = 63 Друга в путь с собой возьми!

7 * 10 = 70 Грубым словом – не бросать!

8 * 1 = 8 В гости милости просим

8 * 2 = 16 Мы не будем отвлекаться

8 * 3 = 24 Открывайте двери шире

8 * 4 = 32 Солнце светит нам с утра

8 * 5 = 40 Не нужны нам ссоры

8 * 6 = 48 Наступила снова осень

8 * 7 = 56 Добрых дел не перечесть

8 * 8 = 64 Жизнь прекрасна в этом мире!

8 * 9 = 72 С другом встретиться пора

8 * 10 = 80 Письмо нужно написать

9 * 1 = 9 Мы в себя должны поверить

9 * 2 = 18 Надо зарядкой заниматься

9 * 3 = 27 Грусти места нет совсем

9 * 4 = 36 Хорошо, что дружба есть

9 * 5 = 45 Надо старшим помогать

9 * 6 = 54 Мы не гости в этом мире!

9 * 7 = 63 Песню в пусть с собой возьми

9 * 8 = 72 К нам опять пришла зима

9 * 9 = 81 Сам себе ты – господин!

9 * 10 = 90 С дружбой жить на свете просто

И заключение хочу предоставить вашему вниманию стихотворение Волиной В.В. – автора учебного посо-бия «Занимательная математика для детей».

Это стихотворение перекликается и подтверждает проделанную мною работу.

Я – знак УМНОЖЕНИЯ

Для облегченья сложения.

Таблица умножения

Достойна уважения.

Она всегда во всем права:

Чтоб не случилось в мире.

А все же будет дважды два

По – прежнему четыре.

Надеюсь, что это пособие поможет в работе учителей начальных классов по изучению таблицы умножения.

Желаю все успехов!

Список использованной литературы.

1. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 455 стр.: ил. - (Вузовское образование).

2. Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Н.Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырёва. - М.: Просвещения, 1986. - 176 стр. ил.

3. Волина В.В. «Праздник числа» (Занимательная математика для детей), книга для учителей и родителей, - М,: Знание, 1993 г. 333 с.

4. Шустер Ф. – Материал для внеклассной работы по математике, - Минск, 1968 г.

5. Коваленко Т.В. «Я учу таблицу» , Журнал «Преподавание по всем предметам» № 5, 2010 г. стр.24

Содержание

  1. Введение …………………………………… 1 - 3

  2. Пояснительная записка …………………… 4 - 7

  3. Таблица умножения - достойна уважения! . 8 - 17

  4. Список используемой литературы………. 18

21

Автор
Дата добавления 08.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Другое
Просмотров80
Номер материала 2492

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.