Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока математики. Сравнение масс школьных принадлежностей среди мальчиков и девочек в 3 классе. Сравнение масс предметов в граммах и килограммах.

Конспект урока математики. Сравнение масс школьных принадлежностей среди мальчиков и девочек в 3 классе. Сравнение масс предметов в граммах и килограммах.

Мозжегорова Ольга Андреевна,

учитель начальных классов

ГБПОУ «КЦО № 1»

Предмет: математика

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Тема урока: Сравнение масс школьных принадлежностей среди мальчиков и девочек в 3 классе. Сравнение масс предметов в граммах и килограммах.

Обоснование выбора темы урока: по данным школьного врача на протяжении последних лет растёт количество учащихся начальных классов с нарушением опорно-двигательной системы. Так в 2017году было зафиксировано 3% учащихся с нарушением опорно-двигательной системы, а к концу учебного года эта цифра увеличилась на 2 % и составила 5% учащихся. На мой взгляд, чтобы предупредить данное заболевание (сколиоз), необходимо проводить как можно раньше профилактическую работу через исследовательскую деятельность учащихся, сравнивая результаты измерений с нормами СанПиНа. Исходя из требований ФГОС НОО, реализуется одна из основных задач – учить детей работать с информацией. Несмотря на то, что во 2 классе не рассматривается тема «Многозначные числа», многие учащиеся умеют читать и записывать данные числа. Опираясь на приёмы опережающего обучения, целесообразно использовать этот материал с второклассниками. Здоровьесберегающий и воспитательный аспект учебного занятия поможет ученикам сделать вывод, что тяжёлые портфели могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.

Цель: формирование умения определять массу предметов в процессе исследовательской деятельности учащихся, решая жизненно важную для здоровья проблему (сколиоз).

Способы достижения цели:

  1. сопоставление идеального представления с собственным в процессе обсуждения;

  2. сотрудничество в решении исследовательской задачи;

  3. совершенствование полученного знания;

  4. соучастие в процессе рефлексии.

Средства достижения цели:

  1. задания для практической работы (исследования);

  2. подбор интересного и значимого материала;

  3. вопросы, делающие проблему личностно значимой;

  4. подбор содержания урока с позиции формирования УУД.

На данном уроке формируется познавательные УУД – выбор оснований и критериев для сравнения массы предметов с целью выделения их различия и сходства, существенных и несущественных признаков; поиск, извлечение и выделение необходимой информации; регулятивные УУД – контроль через сличение (сопоставление) способа действия и его результата с целью обнаружения соответствия или отклонения от эталона.

Образовательные

формировать умения читать многозначные числа, сравнивать числа, массу учебных принадлежностей;

овладеть навыками пользования электронными весами;

формировать навыки самооценки.

Развивающие:

учить слушать, говорить, аргументировано излагать свои мысли;

развивать аналитические способности и умения измерять предметы разной массы, проводить исследование;

развивать умение выстраивать диалог.

Воспитательные:

формировать умение работать в группе, навыки группового взаимодействии и работы в парах;

воспитывать ответственность за результаты своего труда;

воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие;

воспитывать ответственного отношение к своему здоровью.

Оборудование: компьютер, документ-камера, проектор, иллюстрации с искривлением позвоночника, неправильной осанкой, технологические карты для индивидуальной работы, электронные весы, карточки с числами и слогами, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, памятки для учащихся и родителей, технологические карты с домашним заданием.

План - конспект урока математики.

1.Определение темы и цели урока. Мотивация.

- Здравствуйте, меня зовут Ольга Андреевна. Сегодня мы с вами вместе проведём урок математики. Прошу вас поприветствовать наших гостей. Начинаем работу.

- Как прохожему отличить ребёнка от школьника?

(портфель)

- Чем отличаются ваши портфели? (Лежат разные вещи…)

- Что, по вашему мнению, будет влиять на осанку: цвет, форма портфеля или его масса?

- Попробуйте сформулировать тему урока?

- Чему должны научиться? (Сравнивать, определять массы учебных принадлежностей, книг…)

- Для чего нам с вами это надо знать?

2. Организация работы с лексическим значением слова (сколиоз).

А) Работа с числами (чтение, сравнение, обобщение, классификация, выделение лишнего понятия).

Чтение чисел на карточках.

Прочитай числа: 300 2000 1500 1000

- Для того чтобы сравнивать массы предметов, мы проведём подготовительную работу.

- Прочитайте числа.

- Что общего в записи этих чисел?

- Что с числами можно сделать? (сложить, вычесть, сравнить)

- Найдите наименьшее число…, наибольшее число…

- Какое число лишнее?

Б) Составление ключевого слова.

- Как вы думаете, к какому заболеванию может привести тяжёлый портфель?

- На доске карточки с четырёхзначными числами.

- Давайте проверим. Поставьте карточки с числами в порядке возрастания.

- На карточках спрятаны слоги – откройте их и составьте слово.

ско

ли

оз

ре

1000

1500

2000

300

В) Поиск информации в словаре:

работает самостоятельно 1 ученик со словарём. (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», с.723)

СКОЛИОЗ – боковое искривление позвоночника.

- Как проверить правильность вашего ответа о сколиозе?

- Что вы знаете о сколиозе?

- Какова причина данного заболевания? (неправильная посадка)

Г) Работа над лексическим значением слова. СКОЛИОЗ. Технологическая карта.

- Как звали мальчиков, которые страдали от данного заболевания? Что бы вы им посоветовали?

3.Ознакомление с выдержками из СанПиНа, касающимися темы урока

А) Извлечение необходимой информации из предложенной выдержки документа.

- Есть документ. Называется он «Санитарные правила и нормы», сокращённо – СанПиН.

- В этом документе есть важная для вас информация. Её нужно найти в своей технологической карте и подчеркнуть.

Прочитайте отрывок из документа (СанПиН) и подчеркните главное.

  • Учебная книга должна иметь массу не более 300 граммов.

  • Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1500 граммов (1,5 кг), 3 - 4-х классов - более 2000 граммов (2 кг).

4. Работа над проблемой. Исследовательская деятельность детей.

А) Работа в группах (мальчики – девочки)

- Мы проведём исследование.

- Сейчас мы с вами поделимся на две группы: группа девочек и группа мальчиков.

- Каждая группа работает за отдельным столом.

- В каждой группе выбираем 1 портфель для исследования.

- Слева на стол выложите все учебные принадлежности по расписанию, а справа – принадлежности, которые вам сегодня не пригодились.

  • Работаем в парах (2 человека от группы девочек и 2 человека от группы мальчиков), производим измерения на весах и записываем данные измерений в таблицу на доске.

  • Остальные учащиеся работают с карточками:

    предмет

    Предположительный результат

    Результат измерения

    Учебник математики

    Учебник русского языка

    Все учебники

    Все учебные принадлежности

    Лишние предметы

  • Алгоритм выполнения исследования: опора на таблицу.

Б) Измерение массы школьных принадлежностей с использованием электронных весов.

мальчики

Знаки: <,=,>

девочки

Учебник математики

Учебник русского языка

Все учебники

Все учебные принадлежности

Лишние предметы

- С чего начнёте измерение?

- Как вы находили массу всех учебных принадлежностей?

- Массу лишних предметов?

- Скажите, пожалуйста, кто должен контролировать содержимое ваших портфелей? (сами учащиеся и родители)

5. Обобщение результатов урока. Рефлексия.

-Давайте сейчас помечтаем, каким может быть ваш портфель будущего? Помните, что одной из причин сколиоза – тяжесть...

- Что можно сделать для того, чтобы не превышать максимальную массу портфеля, отраженную в СанПиНе?

- Можно ли предупредить это заболевание? (да…)

- На ваших партах лежат силуэты человечков, проведите эмоциональную рефлексию, отразите своё настроение в мимике вашего человечка.

- Вы пришли в магазин. Вам нужно выбрать портфель. Поместите своего человечка там, где указана масса портфеля, не забывая при этом важное условие формирования правильной осанки. (На доске три портфеля: массой 300, 500 и 800 граммов.)

- Для сохранения здоровья и красивой осанки я предлагаю памятки вам и вашим родителям.

Ученикам:

  1. Чтобы спина не была кривой, носи портфель свой за спиной.

  2. Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам и оканчиваться у костей таза.

  3. Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить.

  4. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.

  5. Не носите лишние предметы в ранце.

  6. Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.

  7. Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.

  8. Необходимо соблюдать баланс между правой и левой сторонами.

  9. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1500 граммов (1,5 кг), 3 - 4-х классов - более 2000 граммов (2 кг).

Родителям:

  1. Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!

  2. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.

  3. У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка, что приводит к сколиозу.

  4. Ваши дети быстрее устают, имея за своей спиной тяжеловесы.

6. Домашнее задание.

- Вам можно выбрать любое из предложенных домашних заданий:

1. Определить при помощи весов массу учебных принадлежностей по расписанию завтрашнего дня и записать это в таблицу;

предмет

масса в граммах

результат

Ручка

Дневник

Ластик

Пенал

Карандаш

Учебник

2. Заполни таблицу с имеющимися данными и отметь знаками

+ согласен

- не согласен

предмет

масса в граммах

результат

Ручка

5

Дневник

59

Ластик

125

Пенал

127

Карандаш

170

Учебник

305

Автор
Дата добавления 16.03.2018
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров323
Номер материала 5480
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.