Мозжегорова Ольга Андреевна, учитель начальных классов ГБПОУ «КЦО № 1» |
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Обоснование выбора темы урока: по данным школьного врача на протяжении последних лет растёт количество учащихся начальных классов с нарушением опорно-двигательной системы. Так в 2017году было зафиксировано 3% учащихся с нарушением опорно-двигательной системы, а к концу учебного года эта цифра увеличилась на 2 % и составила 5% учащихся. На мой взгляд, чтобы предупредить данное заболевание (сколиоз), необходимо проводить как можно раньше профилактическую работу через исследовательскую деятельность учащихся, сравнивая результаты измерений с нормами СанПиНа. Исходя из требований ФГОС НОО, реализуется одна из основных задач – учить детей работать с информацией. Несмотря на то, что во 2 классе не рассматривается тема «Многозначные числа», многие учащиеся умеют читать и записывать данные числа. Опираясь на приёмы опережающего обучения, целесообразно использовать этот материал с второклассниками. Здоровьесберегающий и воспитательный аспект учебного занятия поможет ученикам сделать вывод, что тяжёлые портфели могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.
Цель: формирование умения определять массу предметов в процессе исследовательской деятельности учащихся, решая жизненно важную для здоровья проблему (сколиоз).
сопоставление идеального представления с собственным в процессе обсуждения;
сотрудничество в решении исследовательской задачи;
совершенствование полученного знания;
соучастие в процессе рефлексии.
задания для практической работы (исследования);
подбор интересного и значимого материала;
вопросы, делающие проблему личностно значимой;
подбор содержания урока с позиции формирования УУД.
На данном уроке формируется познавательные УУД – выбор оснований и критериев для сравнения массы предметов с целью выделения их различия и сходства, существенных и несущественных признаков; поиск, извлечение и выделение необходимой информации; регулятивные УУД – контроль через сличение (сопоставление) способа действия и его результата с целью обнаружения соответствия или отклонения от эталона.
формировать умения читать многозначные числа, сравнивать числа, массу учебных принадлежностей;
овладеть навыками пользования электронными весами;
формировать навыки самооценки.
учить слушать, говорить, аргументировано излагать свои мысли;
развивать аналитические способности и умения измерять предметы разной массы, проводить исследование;
развивать умение выстраивать диалог.
Воспитательные:
формировать умение работать в группе, навыки группового взаимодействии и работы в парах;
воспитывать ответственность за результаты своего труда;
воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, трудолюбие;
воспитывать ответственного отношение к своему здоровью.
Оборудование: компьютер, документ-камера, проектор, иллюстрации с искривлением позвоночника, неправильной осанкой, технологические карты для индивидуальной работы, электронные весы, карточки с числами и слогами, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой, памятки для учащихся и родителей, технологические карты с домашним заданием.
- Здравствуйте, меня зовут Ольга Андреевна. Сегодня мы с вами вместе проведём урок математики. Прошу вас поприветствовать наших гостей. Начинаем работу.
- Как прохожему отличить ребёнка от школьника?
(портфель)
- Чем отличаются ваши портфели? (Лежат разные вещи…)
- Что, по вашему мнению, будет влиять на осанку: цвет, форма портфеля или его масса?
- Попробуйте сформулировать тему урока?
- Чему должны научиться? (Сравнивать, определять массы учебных принадлежностей, книг…)
- Для чего нам с вами это надо знать?
А) Работа с числами (чтение, сравнение, обобщение, классификация, выделение лишнего понятия).
Чтение чисел на карточках.
Прочитай числа: 300 2000 1500 1000 |
- Для того чтобы сравнивать массы предметов, мы проведём подготовительную работу.
- Прочитайте числа.
- Что общего в записи этих чисел?
- Что с числами можно сделать? (сложить, вычесть, сравнить)
- Найдите наименьшее число…, наибольшее число…
- Какое число лишнее?
Б) Составление ключевого слова.
- Как вы думаете, к какому заболеванию может привести тяжёлый портфель?
- На доске карточки с четырёхзначными числами.
- Давайте проверим. Поставьте карточки с числами в порядке возрастания.
- На карточках спрятаны слоги – откройте их и составьте слово.
ско | ли | оз | ре |
1000 | 1500 | 2000 | 300 |
В) Поиск информации в словаре:
работает самостоятельно 1 ученик со словарём. (С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», с.723)
СКОЛИОЗ – боковое искривление позвоночника.
- Как проверить правильность вашего ответа о сколиозе?
- Что вы знаете о сколиозе?
- Какова причина данного заболевания? (неправильная посадка)
Г) Работа над лексическим значением слова. СКОЛИОЗ. Технологическая карта.
- Как звали мальчиков, которые страдали от данного заболевания? Что бы вы им посоветовали?
А) Извлечение необходимой информации из предложенной выдержки документа.
- Есть документ. Называется он «Санитарные правила и нормы», сокращённо – СанПиН.
- В этом документе есть важная для вас информация. Её нужно найти в своей технологической карте и подчеркнуть.
Прочитайте отрывок из документа (СанПиН) и подчеркните главное.
|
А) Работа в группах (мальчики – девочки)
- Мы проведём исследование.
- Сейчас мы с вами поделимся на две группы: группа девочек и группа мальчиков.
- Каждая группа работает за отдельным столом.
- В каждой группе выбираем 1 портфель для исследования.
- Слева на стол выложите все учебные принадлежности по расписанию, а справа – принадлежности, которые вам сегодня не пригодились.
Работаем в парах (2 человека от группы девочек и 2 человека от группы мальчиков), производим измерения на весах и записываем данные измерений в таблицу на доске.
Остальные учащиеся работают с карточками:
предмет | Предположительный результат | Результат измерения |
Учебник математики | ||
Учебник русского языка | ||
Все учебники | ||
Все учебные принадлежности | ||
Лишние предметы |
Алгоритм выполнения исследования: опора на таблицу.
Б) Измерение массы школьных принадлежностей с использованием электронных весов.
мальчики | Знаки: <,=,> | девочки | |
Учебник математики | |||
Учебник русского языка | |||
Все учебники | |||
Все учебные принадлежности | |||
Лишние предметы |
- С чего начнёте измерение?
- Как вы находили массу всех учебных принадлежностей?
- Массу лишних предметов?
- Скажите, пожалуйста, кто должен контролировать содержимое ваших портфелей? (сами учащиеся и родители)
-Давайте сейчас помечтаем, каким может быть ваш портфель будущего? Помните, что одной из причин сколиоза – тяжесть...
- Что можно сделать для того, чтобы не превышать максимальную массу портфеля, отраженную в СанПиНе?
- Можно ли предупредить это заболевание? (да…)
- На ваших партах лежат силуэты человечков, проведите эмоциональную рефлексию, отразите своё настроение в мимике вашего человечка.
- Вы пришли в магазин. Вам нужно выбрать портфель. Поместите своего человечка там, где указана масса портфеля, не забывая при этом важное условие формирования правильной осанки. (На доске три портфеля: массой 300, 500 и 800 граммов.)
- Для сохранения здоровья и красивой осанки я предлагаю памятки вам и вашим родителям.
Ученикам:
Чтобы спина не была кривой, носи портфель свой за спиной.
Школьный ранец должен плотно прилегать к обоим плечам и оканчиваться у костей таза.
Ранец тяжёлый не надо носить, чтоб сколиоз не получить.
Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Не носите лишние предметы в ранце.
Вес должен распределяться в ранце равномерно, для того чтобы избежать односторонней нагрузки на позвоночник.
Тяжелые книги необходимо размещать вплотную к спине, ближе к плечам. Более легкие вещи, такие как тетради и пеналы необходимо размещать впереди.
Необходимо соблюдать баланс между правой и левой сторонами.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1 - 2-х классов - более 1500 граммов (1,5 кг), 3 - 4-х классов - более 2000 граммов (2 кг).
Родителям:
Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы!
Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы - 300 г.
У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка, что приводит к сколиозу.
Ваши дети быстрее устают, имея за своей спиной тяжеловесы.
- Вам можно выбрать любое из предложенных домашних заданий:
1. Определить при помощи весов массу учебных принадлежностей по расписанию завтрашнего дня и записать это в таблицу;
предмет | масса в граммах | результат |
Ручка | ||
Дневник | ||
Ластик | ||
Пенал | ||
Карандаш | ||
Учебник |
2. Заполни таблицу с имеющимися данными и отметь знаками
+ согласен
- не согласен
предмет | масса в граммах | результат |
Ручка | 5 | |
Дневник | 59 | |
Ластик | 125 | |
Пенал | 127 | |
Карандаш | 170 | |
Учебник | 305 |
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 16.03.2018 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 841 |
Номер материала | 5480 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |