Уроки математики / Конспект урока / Конспект занятия "Решение нестандарных задач"

Конспект занятия "Решение нестандарных задач"

Технологическая карта.

Занятие кружка «Почемучка»

Предмет: внеурочная деятельность «Почемучка»

Класс: 3 класс

Учитель: Лесникова Лариса Валерьевна

Тема занятия: Решение нестандартных задач. Тренировка слуховой памяти. Развитие логического мышления.

Тип занятия: комбинированное (с использованием презентации на необходимых этапах урока).

Материально-техническое обеспечение урока: карточки, жетоны, мультимедийное оборудование (ПК, проектор).

Цель занятия:

Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления)

Задачи занятия:

  • Формировать стремление ребёнка к размышлению и поиску;

  • Развивать творческие способности;

  • Развивать навыки контроля и самоконтроля;

  • Развивать у ребят уверенность в своих силах, в возможностях своего интеллекта;

Ожидаемые результаты:

Развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;

Формирование УУД.

Личностные результаты: самооценка своей работы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).

Регулятивные: определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать деятельность, умение действовать по образцу.

Познавательные: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу;

Элементы содержания: упражнения для развития памяти, внимания, творческого воображения; разгадывание ребусов.

Технологии, применяемые на занятии: работа в парах, технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, технология применения нового материала, технология коллективной работы, информационные и здоровьесберегающие технологии.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Дети стоят полукругом

- Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Я тоже передаю вам улыбку.

- А теперь передадим улыбку нашим гостям и поприветствуем их.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем! 
Возможно, есть классы и лучше и краше. 
Но пусть в нашем классе вам будет светло, 
Пусть будет уютно и очень легко!
 
- Спасибо, ребята! Садитесь. Я вижу, что вы все в хорошем настроении и готовы работать на занятии. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
2. Мотивация.

Я задам вам вопрос, а вы дайте ответ. (слайд 1)

Гриша и Егор приколачивали доску: кто – то забивал маленькие гвозди, кто – то большие. Гриша забивал большие гвозди. Какие гвозди забивал Егор? (Маленькие)

- Это был обычный вопрос? (Нет, это задача)

- Задача была обычная, такая, как мы решаем на уроке математики? (Нет, задача нестандартная)

- Так чем мы будем заниматься сегодня на занятии? ( Мы будем решать нестандартные задачи)

3. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Какие задачи поставим перед собой, чтобы уметь решать нестандартные задачи? (научиться решать нестандартные задачи, быть внимательными, дружными, умными)

- А вы знаете, кто такой всезнайка? (Человек, который много знает обо всем на свете)

- Кто считает себя всезнайкой? Поднимите руку.

- Как много у нас всезнаек. И сегодня я вам предлагаю проверить свои знания

За каждый правильный ответ берем жетон.

  1. Мозговая гимнастика

Качания головой: дышите ровно, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмѐрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмѐрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

  1. Разминка.

В начале каждого развивающего занятия мы с вами всегда проводим разминку. Я задаю вопросы, а вы, подумав, отвечаете.

1. Какой день недели был вчера? (понедельник)

2. Сколько месяцев в году?(12)

3. Сколько ушей у трёх мышей?(6)

4. Сколько пальцев на левой ноге?(5)

5. Самая лучшая школьная отметка?(5)

6. Назовите третий месяц года.(март)

7. Берут в лес, чтобы складывать в неё грибы (лукошко)

8. Посуда для жарки (сковородка)

В древние времена сковородкой служил плоский камень, который подогревали на огне. Его можно назвать прообразом сковородки. Он поражал своей примитивностью. Его изобрели намного раньше посуды для варки пищи. Первоначально невозможно было что-либо жарить на такой сковороде, пища на ней сушилась. Однако в скором времени каменной сковороде придали более привычную для нас форму, в ней было сделано углубление.

9. Картина старая висит, она о том мне говорит, каков был дед мой в 20 лет. Картину ту зовут… (Портрет)

10. Любит он во рту скрываться, знать, боится показаться (язык)

11. Страна, которую носят на голове. (панама) (слайд 2)

Панама - самая южная страна Центральной Америки. Официальным языком страны является испанский язык, однако многие панамцы владеют как испанским, так и английским языками.  В Панаме водится свыше 10 000 различных видов растений, включая 1 200 видов орхидей, 678 видов папоротников и более чем 1 500 видов деревьев. 
Панама неоднократно устанавливала мировые рекорды в области наблюдения за птицами и рыбной ловли, поскольку в стране обитает большее количество птиц, чем в Соединенных Штатах и Канаде вместе, а реки Панамы – неиссякаемый источник богатств.

12. То, что остается от конфет (фантик)

13. Ближайшая к Земле звезда, видимая в дневное время. (Солнце)

-Молодцы! Я вижу, что вы действительно всезнайки!

Тренировка внимания и зрительной памяти

Запомни увиденные изображения и нарисуй как можно точнее.

(карточки)

Физкультминутка.

Кинезиологическое упражнение «Я хороший»

(Одновременное поглаживание головы правой рукой, круговые вращения по туловищу левой рукой, затем поменять руки).

«Напиши свое имя носом»

Тренировка слуховой памяти.

  1. Послушайте слово и попытайтесь произнести его наоборот (справа налево):

МОД, АВИ, АКЛЁ, ШАЛАШ – чем интересно последнее слово ряда? Приведите примеры подобных слов.(дед, поп…)

4. Совместное открытие знаний и умений.

  1. Решение нестандартных задач

(на слайдах)

5. Практикум по самостоятельному применению полученных знаний. (дифференцированный подход)

На карточках (разноуровневые задания)

Задача 1  У Клавы на 2 конфеты больше, чем у Марины, а у Зины на 2 конфеты меньше, чем у Марины. Как сделать так , чтобы конфет стало поровну

Ответ: Если Клава отдаст Зине 2 конфеты, то у нее будет столько конфет, как и у Марины, а у Марины столько как у Зины, значит, у всех будет конфет поровну.

Задача 2. Старшему брату 11 лет, а младшему 7 лет. Через сколько лет им вместе будет 26 лет?

Решение 11+7=18 лет братьям вместе сейчас. (26-18):2=4 года ответ: через 4 года им будет вместе 26 лет.

Задача 3. Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг?

Ответ: У Полины

Задача 4 .

Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет. Проверяем ответ устно у доски, объясняет 1 пара. (Света, Ира, Юля, Аня).

Логически поисковые задания

Отгадай ребусы

( презентация)

6. Подведение итогов.

- Ребята, вы все – настоящие всезнайки.

  1. Рефлексия.

- Вспомните цель, поставленную в начале занятия. (Научиться решать нестандартные задачи)

Ребята, как вы думаете, мы достигли результата занятия

Самооценка.

- А сейчас, ребята, расскажите, интересно ли вам было на занятии , комфортно ли вы чувствовали себя, понравилось ли работать в парах, довольны ли вы своей работой, достигли ли цели урока.

- Продолжите фразу:

- На уроке я узнал…

- Мне на уроке удалось…

- Мне бы хотелось похвалить…

- Самым интересным на уроке было…

- Урок для меня показался  …

- За урок я  … 

- Мое настроение  …

Сосчитай те жетоны – лучики. Победитель получает медаль Всезнайка.

- Кто заработал мало баллов, тот получил больше знаний на сегодняшнем занятии. А это здорово.

Прикрепите лучики к солнцу. Солнышко засияло, и у нас у всех хорошее настроение.

Сегодня на занятии вы были активны, внимательны и  старательны. Самое главное, что вы работали дружно.

Автор
Дата добавления 08.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров1163
Номер материала 2493
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.