Уроки математики / Конспект урока / Конспект занятия внеурочной деятельности "Математика - Царица Наук"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Математика - Царица Наук"

Тема: Математика – Царица наук.

Цели: Формировать умения решать числовые выражения при помощи натурального ряда чисел; при помощи таблицы сложения;

Развивать умение использовать исследовательский метод познания; развивать математическую речь учащихся, мышление; мыслительные операции речи, творческие способности обучающихся;

Воспитывать интерес к знаниям, опираясь на занимательный игровой материал;

Оборудование: рабочая тетрадь.

Ход занятия

1.Организационный момент

Арифметика каменного века

Числа и действия с ними не были придуманы каким-то одним человеком. Ещё в самые отдалённые времена людям понадобились арифметические знания, чтобы определять, когда надо засевать поля, начинать полив, когда ждать потомства от животных. Надо было знать, сколько овец в стаде, сколько мешков зерна положено в амбары. Однако первобытные люди не умели считать. И вот много тысяч тому назад древние пастухи стали делать из глины кружки - по одному на каждую овцу. Чтобы узнать, не пропала ли за день хоть одна овца, пастух откладывал в сторону по одному кружку каждый раз, когда очередное животное проходило в загон. И только убедившись, что овец вернулось столько же, сколько было кружков, он спокойно шёл спать. Но в стаде у первобытных людей были не только овцы — они пасли и коров, и коз, и ослов. Поэтому пришлось делать из глины и другие фигурки. А земледельцы с помощью глиняных фигурок, камушков, за бок вели учёт собранного урожая. Они отмечали, сколько мешков зерна положено в амбар, сколько кувшинов масла выжато из оливок, сколько соткано кусков льняного полотна. Складывая и вычитая множества предметов, они решали простейшие задачи на сложение и вычитание. Так, ещё не умея считать, древние люди занимались арифметикой.

Числа начинают получать имена

Перекладывать камушки и глиняные фигурки с места на место было довольно утомительным занятием. Но прошло много тысячелетий, прежде чем люди научились пересчитывать предметы. Для этого им пришлось придумать названия для чисел. О том, как появились имена у чисел, учёные узнают, изучая языки различных племён и народов. Например, оказалось, что у нивхов, живущих на Сахалине, числительные зависят от того, какие предметы считают. Важную роль играет форма предмета, так что по-нивхски в сочетаниях «два яйца», «два камня», «два глаза» и т. д. числительные различны. Одному и тому же русскому слову «два» у них соответствует несколько десятков различных слов. Нечто подобное было и у древних людей.

И должно было пройти много столетий, а может быть и тысячелетий, прежде чем одни и те же числительные стали применять к предметам любого вида. Вот тогда и появились общие названия для чисел.

Сначала названия получили только числа 1 и 2. Название для числа «один» связывалось обычно со словом «солнце», а название для числа «два» - с предметами, встречающимися попарно: крыльями, ушами и т. д. Но бывало, что числам 1 и 2 давали иные имена. Иногда их связывали с местоимениями «я» и «ты». А были языки, где «один» звучало так же, как «мужчина», а «два» - как «женщина».

У некоторых племён ещё совсем недавно не было других числительных, кроме «один» и «два». А всё, что шло после двух, называлось «много». Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника, и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше, чем две. И тут придумали замечательный выход: числа стали называть, повторяя несколько раз названия для единиц и двоек.

Операции над числами

С операциями сложения и вычитания люди имели дело задолго до того, как числа получили имена. Когда несколько групп сборщиков кореньев или рыболовов складывали в одно место свою добычу, они выполняли операцию сложения. Правда, при этом складывались не числа, а множества предметов, но операция сложения чисел как раз и описывает сложение множества предметов. А когда из собранных орехов часть шла в пищу, люди выполняли вычитание - запас орехов уменьшался.

Сами названия этих операций показывают, с какими действиями над предметами они связаны. Но должны были пройти тысячелетия, пока люди поняли, что складывать и вычитать можно не сами множества, а числа. Они поняли, что каждый раз, когда кладут рядом два ореха и два ореха, получается 4 ореха, и что это верно и при сложении двух пальм с двумя пальмами, и двух рыб с двумя рыбами. Так люди узнали, что «два плюс два равно четырём». Постепенно, накапливая такие знания, они обучались выполнять действия над всё большими и большими числами. Таким путём возникло учение о числах, необходимое для решения самых разнообразных практических задач.

2.«Поспевай не зевай»

а) Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 6 хвостиков? (6)
б) Из-за куста торчат 8 ушек. Там спрятались зайчики. Сколько зайчиков? (4)
в) У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, две – сзади. Сколько ног у этого животного? (4)
г) В аквариуме 6 рыбок. Сколько нужно купить ещё аквариумов, чтобы в каждом было по 2 рыбки? (2)
д) Волк пригласил на свой День рождения трёх поросят, семь козлят и Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей пригласил Волк на свой День рождения? (11)

Из каких сказок были герои?

Какая сказка лишняя и почему?

3. «Хочу все знать»

* “Математические игры”.

Определить точнее?

- Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски или бруска, диаметр болта, гайки, трубы, длину плиты и т.д. А как натренирован глаз у Вас? Определить на глаз:

- сколько стаканов воды войдёт в эту банку;
- сколько в этой вазе конфет;
- сколько раз карандаш уложится по длине крышки стола?

(Ответы фиксируются).

* “Пословицы и поговорки”.

Расставить слова и слоги в определённом порядке (1-8), прочитать пословицу:

3 от

1 Семь

6 раз

5 один

2 раз

 

7 от

 

 

4 мерь,

 

8 режь!

1 2 34 5 6 78

Семь раз отмерь один раз отрежь

Какие знаете пословицы и поговорки, где употребляются числа.

* “Цена минуты”! Минута пролетает так быстро, что многое можно не заметить, не успеть. Что же можно сделать за 1 минуту?
Задание: Кто за 1 минуту больше:

а) Напишет аккуратно одну и ту же букву “б”;

б) Напишет подряд числа, начиная с 1;

в) Сплетёт косичку из трёх шнурков (ленточек)?

4. «Дорога знаний»

* “Развиваем глазомер”

На доске мелком пометить , рост своего одноклассника (от пола) и размах рук.

* “Кто быстрее”, расшифровать названия чисел, убрав по одной лишней букве:

  • Кросто (40);

  • Сьядите (10);

  • Цевадьтда (20).

5.Итог. Какие занимательные задания выполняли?

Автор
Дата добавления 11.12.2016
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров431
Номер материала 1494
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.