Уроки математики / Статья / Конструирование урока математики на основе системно-деятельностного подхода

Конструирование урока математики на основе системно-деятельностного подхода

М.Г. Чесакова,

учитель математики МОУ «СОШ № 19»

г.о. Подольск, Московской области.

Конструирование урока математики на основе системно-деятельностного подхода.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.»

Б. Шоу

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.

Информационные потоки увеличиваются, в связи с этим перед учителем встает задача – научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации. Требованием нового стандарта является деятельностный характер организации образовательного процесса; диалогичность; направленность процесса на поддержку индивидуального развития личности учащегося.

Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе собственной деятельности. Следовательно, сегодня необходимо отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Задачей учителя становится не столько наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, сколько включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, овладения новым знанием, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Это и объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностной парадигме, то есть таких технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся по освоению новых знаний.

Рассмотрим механизмы организации учебного процесса в объяснительно-иллюстративном и деятельностно - практическом способах обучения, представленные в таблице.

Объяснительно- иллюстративный способ обучения

Компоненты деятельности

Деятельностно практический способ обучения

Задается педагогом, может декларироваться лицом, временно выполняющим его роль

  1. Цель -

модель желаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблемати-зации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности.

Используются внешние мотивы деятельности

  1. Мотивы –

побудители к деятельности

Предусматривается опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются и предлагаются педагогом для использования

  1. Средства –

способы осуществления деятельности

Практикуется совместный с учащимися выбор обучающих средств

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

  1. Действия –

основной элемент деятельности

Предлагаются вариативные действия в соответствии с возможностями ученика

Прослеживается внешний результат, связанный с уровнем освоения знаний

  1. Результат –

материальный или духовный продукт

В центре внимания оказывается внутренний результат – позитивные личностные изменения в обучающихся

Сравнивается полученный результат с общепринятыми эталонами

  1. Оценка –

критерий

достижения цели

Обеспечивается самооценка на основе индивидуальных эталонов достижения

Как видно из таблицы, при объяснительно-иллюстративном способе обучения все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, она часто оказывается тормозящей действия учителя. В обязанности ученика входит выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. В результате чего учебные задания школьниками чаще всего не воспринимаются, становятся безразличными, а часто и просто нежелательными.

Очевидно, что при организации действий репродуктивного характера можно надеяться только на педагогический результат, связанный с формированием общеучебного навыка, а не с развитием личности обучающихся.

В основе деятельностных способов обучения – личностное включение обучающихся в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются самими школьниками. Учебный процесс протекает в условиях их мотивированного включения в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, интенсифицируется процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. [1, с. 30]

Представленный анализ позволяет сделать объективный вывод об ограниченных возможностях объяснительно-иллюстративного способа обучения по созданию условий для развития личности.

Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в следующем:

  • учитель создает проблемную ситуацию;

  • ученик принимает проблемную ситуацию;

  • вместе выявляют проблему;

  • учитель управляет поисковой деятельностью;

  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;

  • обсуждение результатов.

Приведу пример одного из уроков с использованием технологии проблемного обучения.

Тема: «Умножение десятичных дробей».

Предмет «Математика», 6 класс.

Проблема: как умножить две десятичные дроби.

Обучающие цели: подвести учащихся к пониманию правила умножения десятичных дробей; учить выполнять умножение десятичных дробей.

Развивающие цели: включить учащихся в активную познавательную деятельность; продолжить работу по формированию работать с различными источниками информации, совершенствовать навыки поисковой, самостоятельной деятельности, умение делать выводы; формировать умение высказывать свое мнение, совершенствовать умение работать в группе.

Воспитывающие цели: создать условия для развития универсальных учебных действий.

Оборудование:

учебник: Математика: 6 класс под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина;

раздаточный материал (карточки с заданиями).

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

-Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

-Посмотрите на меня. Улыбнитесь мне.

-С хорошим настроением начнем урок.

-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.

-Приветствуют учителя, садятся.

-Улыбаются.

-Открывают тетради. Делают указанные записи.

2. Актуализация знаний.

-Выполнить самостоятельно вычисления.

-Проверим результаты вычислений

- 13/4*5/7

0,57*10

14,23*1000

23*42; 37*24

2,3*42; 3,7*2,4

- 5/4; 5,7; 14230;

966; 888; 96,6;

88,8 или 8,88 или 822/25 или 6,28

3.Постановка проблемы

-В последнем примере получили ответы: 88,8; 8,88; 6,28; 822/25.

-Задание было одно?

-А ответы?

-Как вы думаете почему?

-Какая тема нашего урока?

-Цель урока?

- Да.

-Разные.

-Не знаем правило умножения десятичных дробей или не умеем умножать десятичные дроби.

-Умножение десятичных дробей.

-Сформулировать правило умножения десятичных дробей. Научиться умножать десятичные дроби.

4.Открытие детьми нового знания

-Объясните как получили ответ: 88,8

-Вы согласны с этим рассуждением?

-Как получен результат 6,28?

-Верно ли это правило?

-Будет ли равно произведение 8,88?

-Как найдено произведение 822/25?

-Сравните два последних результата. Сделайте вывод.

-Вычислите: 13,6*4,12

-Как умножить две десятичные дроби?

-Я умножил дроби как натуральные числа и поставил запятую под запятыми множителей.

-Нет, так как если прикинуть результат, то целая часть должна быть однозначным числом.

-Выполнили умножение целых частей, дробных частей и первое произведение отделили от второго запятой.

-Нет, это противоречит правилам умножения, которые нам известны.

-Да. Я перемножил дроби не обращая внимания на запятую и отделил в произведении запятой справа столько цифр, сколько их в обоих множителях стоит после запятой вместе.

-Я перемножил числа 3,7 и 2,4, заменив их обыкновенными дробями: 37/10*24/10=37*24/100=

=888/100=822/25

-Они равны. Произведение найдено правильно.

-Разными способами выполняют умножение.

-Звучит правило.

5.Первичное закрепление

-Выполните умножение: 6,36*2,4.

-Выполните умножение в парах, объясняя друг другу.

-Записывают решение с учителем.

- № 360(а-г)

85,3*4,1 27,2*0,06 6,36*2,5

1,56*0,2

6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой

-Вычислите самостоятельно и результаты проверьте по решению за доской.

-Выполняют задания по дидактическому материалу: стр.62, № 4(1), проверяют свое решение: 23,6*4,1=96,76;

17,8*0,14=2,492

5,7*1,13=6,441

0,22*4,76=1,0472

7.Повторение

-Выполните вычисления. Проверьте работу друг у друга.

-Выполняют вычисления. Проверяют работу друг друга.

4,77*3=14,31

42,6:10=4,26

3,85:10=0,385

7:10=0,

-«рассуждалочка»: вместо * вставьте цифру так, чтобы выражение было верным:

0,5*=0,*5 (вставить можно только цифру 5.)

0,*3≥0,5*(вставить можно цифры: 6, 7, 8, 9)

6,8*1<6,82*(Можно вставить 2, 1 или 0)

8.Рефлексия

9.Домашнее задание

Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

Технология проблемного обучения имеет множество преимуществ, среди которых создание условий для развития внимания, наблюдательности, творческих способностей; обеспечение усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий; активизация познавательной потребности, мотивов учения; развитие самостоятельности, критичности, инициативности; обеспечение прочности приобретаемых знаний, т.к. они добываются самостоятельно.[2,с. 48]

Технология проблемного обучения соответствует инновационным деятельностным способам обучения.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. И если мы сейчас поможем ученикам развить потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.

Литература:

  1. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2008.

  2. Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.С.Татарченковой – СПб.:КАРО, 2014.

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

Интернет-ресурсы:

www.moi-universitet.ru

Автор
Дата добавления 14.05.2017
Раздел Математика
Подраздел Статья
Просмотров429
Номер материала 4044
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.