М.Г. Чесакова,
учитель математики МОУ «СОШ № 19»
г.о. Подольск, Московской области.
Конструирование урока математики на основе системно-деятельностного подхода.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность.»
Б. Шоу
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным стандартам, которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
Информационные потоки увеличиваются, в связи с этим перед учителем встает задача – научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации. Требованием нового стандарта является деятельностный характер организации образовательного процесса; диалогичность; направленность процесса на поддержку индивидуального развития личности учащегося.
Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе собственной деятельности. Следовательно, сегодня необходимо отойти от традиционной передачи готового знания от учителя к ученику. Задачей учителя становится не столько наглядно и доступно на уроке все объяснить, рассказать, показать, сколько включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного поиска и отбора необходимой информации, овладения новым знанием, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Это и объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностной парадигме, то есть таких технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся по освоению новых знаний.
Рассмотрим механизмы организации учебного процесса в объяснительно-иллюстративном и деятельностно - практическом способах обучения, представленные в таблице.
Объяснительно- иллюстративный способ обучения | Компоненты деятельности | Деятельностно практический способ обучения |
Задается педагогом, может декларироваться лицом, временно выполняющим его роль |
модель желаемого будущего, предполагаемый результат | В процессе проблемати-зации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности. |
Используются внешние мотивы деятельности |
побудители к деятельности | Предусматривается опора на внутренние мотивы деятельности |
Выбираются и предлагаются педагогом для использования |
способы осуществления деятельности | Практикуется совместный с учащимися выбор обучающих средств |
Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем |
основной элемент деятельности | Предлагаются вариативные действия в соответствии с возможностями ученика |
Прослеживается внешний результат, связанный с уровнем освоения знаний |
материальный или духовный продукт | В центре внимания оказывается внутренний результат – позитивные личностные изменения в обучающихся |
Сравнивается полученный результат с общепринятыми эталонами |
критерий достижения цели | Обеспечивается самооценка на основе индивидуальных эталонов достижения |
Как видно из таблицы, при объяснительно-иллюстративном способе обучения все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, она часто оказывается тормозящей действия учителя. В обязанности ученика входит выполнение предложенных учителем репродуктивных действий. В результате чего учебные задания школьниками чаще всего не воспринимаются, становятся безразличными, а часто и просто нежелательными.
Очевидно, что при организации действий репродуктивного характера можно надеяться только на педагогический результат, связанный с формированием общеучебного навыка, а не с развитием личности обучающихся.
В основе деятельностных способов обучения – личностное включение обучающихся в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются самими школьниками. Учебный процесс протекает в условиях их мотивированного включения в познавательную деятельность, которая становится желаемой, привлекательной, приносящей удовлетворение от участия в ней. Обучающийся сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, интенсифицируется процесс развития интеллекта, формируется способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации. [1, с. 30]
Представленный анализ позволяет сделать объективный вывод об ограниченных возможностях объяснительно-иллюстративного способа обучения по созданию условий для развития личности.
Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода состоит в следующем:
учитель создает проблемную ситуацию;
ученик принимает проблемную ситуацию;
вместе выявляют проблему;
учитель управляет поисковой деятельностью;
ученик осуществляет самостоятельный поиск;
обсуждение результатов.
Приведу пример одного из уроков с использованием технологии проблемного обучения.
Тема: «Умножение десятичных дробей».
Предмет «Математика», 6 класс.
Проблема: как умножить две десятичные дроби.
Обучающие цели: подвести учащихся к пониманию правила умножения десятичных дробей; учить выполнять умножение десятичных дробей.
Развивающие цели: включить учащихся в активную познавательную деятельность; продолжить работу по формированию работать с различными источниками информации, совершенствовать навыки поисковой, самостоятельной деятельности, умение делать выводы; формировать умение высказывать свое мнение, совершенствовать умение работать в группе.
Воспитывающие цели: создать условия для развития универсальных учебных действий.
Оборудование:
учебник: Математика: 6 класс под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина;
раздаточный материал (карточки с заданиями).
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствие. -Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу. -Посмотрите на меня. Улыбнитесь мне. -С хорошим настроением начнем урок. -Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. | -Приветствуют учителя, садятся. -Улыбаются. -Открывают тетради. Делают указанные записи. |
2. Актуализация знаний. | -Выполнить самостоятельно вычисления. -Проверим результаты вычислений | - 13/4*5/7 0,57*10 14,23*1000 23*42; 37*24 2,3*42; 3,7*2,4 - 5/4; 5,7; 14230; 966; 888; 96,6; 88,8 или 8,88 или 822/25 или 6,28 |
3.Постановка проблемы | -В последнем примере получили ответы: 88,8; 8,88; 6,28; 822/25. -Задание было одно? -А ответы? -Как вы думаете почему? -Какая тема нашего урока? -Цель урока? | - Да. -Разные. -Не знаем правило умножения десятичных дробей или не умеем умножать десятичные дроби. -Умножение десятичных дробей. -Сформулировать правило умножения десятичных дробей. Научиться умножать десятичные дроби. |
4.Открытие детьми нового знания | -Объясните как получили ответ: 88,8 -Вы согласны с этим рассуждением? -Как получен результат 6,28? -Верно ли это правило? -Будет ли равно произведение 8,88? -Как найдено произведение 822/25? -Сравните два последних результата. Сделайте вывод. -Вычислите: 13,6*4,12 -Как умножить две десятичные дроби? | -Я умножил дроби как натуральные числа и поставил запятую под запятыми множителей. -Нет, так как если прикинуть результат, то целая часть должна быть однозначным числом. -Выполнили умножение целых частей, дробных частей и первое произведение отделили от второго запятой. -Нет, это противоречит правилам умножения, которые нам известны. -Да. Я перемножил дроби не обращая внимания на запятую и отделил в произведении запятой справа столько цифр, сколько их в обоих множителях стоит после запятой вместе. -Я перемножил числа 3,7 и 2,4, заменив их обыкновенными дробями: 37/10*24/10=37*24/100= =888/100=822/25 -Они равны. Произведение найдено правильно. -Разными способами выполняют умножение. -Звучит правило. |
5.Первичное закрепление | -Выполните умножение: 6,36*2,4. -Выполните умножение в парах, объясняя друг другу. | -Записывают решение с учителем. - № 360(а-г) 85,3*4,1 27,2*0,06 6,36*2,5 1,56*0,2 |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | -Вычислите самостоятельно и результаты проверьте по решению за доской. | -Выполняют задания по дидактическому материалу: стр.62, № 4(1), проверяют свое решение: 23,6*4,1=96,76; 17,8*0,14=2,492 5,7*1,13=6,441 0,22*4,76=1,0472 |
7.Повторение | -Выполните вычисления. Проверьте работу друг у друга. | -Выполняют вычисления. Проверяют работу друг друга. 4,77*3=14,31 42,6:10=4,26 3,85:10=0,385 7:10=0, -«рассуждалочка»: вместо * вставьте цифру так, чтобы выражение было верным: 0,5*=0,*5 (вставить можно только цифру 5.) 0,*3≥0,5*(вставить можно цифры: 6, 7, 8, 9) 6,8*1<6,82*(Можно вставить 2, 1 или 0) |
8.Рефлексия | ||
9.Домашнее задание |
Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.
Технология проблемного обучения имеет множество преимуществ, среди которых создание условий для развития внимания, наблюдательности, творческих способностей; обеспечение усвоения не только новых знаний, но и новых способов умственных действий; активизация познавательной потребности, мотивов учения; развитие самостоятельности, критичности, инициативности; обеспечение прочности приобретаемых знаний, т.к. они добываются самостоятельно.[2,с. 48]
Технология проблемного обучения соответствует инновационным деятельностным способам обучения.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. И если мы сейчас поможем ученикам развить потребность в знаниях, научим приобретать их, то эти важные качества останутся с ними по окончании школы.
Литература:
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2008.
Технологии развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.С.Татарченковой – СПб.:КАРО, 2014.
Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Интернет-ресурсы:
www.moi-universitet.ru
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 14.05.2017 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 1857 |
Номер материала | 4044 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |