Уроки математики / Научная работа / Курсовая работа по теме: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа по теме: ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Базовая кафедра педагогики и психологии

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Курсовая работа

Руководитель:

К.пс.н., доцент базовой кафедры ПиП Е.В. Мирошниченко

Выполнил:

Студент группы ПОзус-14 М.Н. Иванова

Братск 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1.

Понятие «память» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

7

1.2.

Виды и свойства памяти

15

Выводы по первой главе

46

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1.

Организация и описание исследования памяти как познавательного психического процесса

48

2.2.

Обоснование и выбор методов и методик исследования памяти как познавательного психического процесса

51

2.3.

Представление и анализ результатов исследования памяти как познавательного психического процесса

58

Выводы по второй главе

64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

66

ЛИТЕРАТУРА

70

ПРИЛОЖЕНИЕ

73

ВВЕДЕНИЕ

Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем " настоящим". Тем не менее, настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное "я", перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающе клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Психолог С.Л. Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом». [14. с. 184]

Память лежит в основе способностей человека, является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается Г. Эббингауз. Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и входе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Работа А. Бергсона «Материя и память» стала первой реакцией на ассоцианистический подход, а описанная автором «память духа2 представлялась как крупная научная проблема.

П. Жане выдвинул гипотезу о социальной природе памяти человека, считая, что память могла возникнуть только в человеческом обществе. Исследования памяти человека с точки зрения онтогенетического подхода проводили советские ученые П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развитая она достигает у человека. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. Ему нет необходимости полагаться только на свои органические возможности, так как главные средства совершенствования памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии совершенствовать эти средства практически бесконечно, не меняя своей собственной природы. У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая – с употреблением логики, третья – с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим".

Исходя из актуальности проблемы памяти на современном этапе, исходя из личного интереса к психологическим процессам памяти и к ее исследованию, мы определили тему курсовой работы «Экспериментальное изучения памяти как познавательного процесса».

Цель исследования: экспериментально изучить память как познавательный процесс и ее свойства.

Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

- изучить взгляды известных ученых в области психологии на процесс памяти и его свойства;

- подобрать методы и методики исследования памяти и ее свойств;

- сделать выводы о психическом процессе памяти и ее свойствах.

Объектом исследования является память как важнейший познавательный процесс.

Предмет исследования: свойства памяти.

Гипотеза исследования:

1. На основе теоретического анализа выявить степень изученности памяти как важнейшего познавательного процесса.

2. Экспериментальное изучение памяти как познавательного психического процесса.

Методологической основой исследования составляют представления о познавательном процессе памяти и ее свойствах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, П. Жане, К. Левина, А.Н. Леонтьева, Рубинштейна С.Л., А.А. Смирнова, Г. Эббингауза, и многих других. [35; 54]; теоретические положения общей психологии, различные теории памяти.

Методы исследования по Ананьеву Б.Г. определялись в соответствии со спецификой предмета и объекта, целью, задачами и гипотезой исследования:

- организационные методы;

- эмпирические методы;

- интерпретационные методы;

методы обработки данных.

Методики:

1. Метод пиктограмм.

2. «Десять слов».

3. Исследование зрительной памяти (Тест А.Л. Бентона).

Экспериментальная база исследования:

Практическая значимость исследования: возможность использования его при изучении памяти как важнейшего познавательного процесса и ее свойств.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПАМЯТИ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1.1. Понятие «память» в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (П. Жане, К. Левин, Г. Эббингауз), биогенетические (Павлов И.П., Сеченов И.М.), физиологические (Выготский Л.С.). Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, сделавшей первые попытки изучить память экспериментально, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII веке, преимущественное распространение и признание получила в Англии и Германии. В основе данной теории лежит понятие ассоциации - связи между определенными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером совместно с Ф. Шульманом, А. Пильцепером. Главная задача была общей для всех работ ассоцианистов: хорошо известное изучение условий образования, ослабления, взаимодействия ассоциаций. Память понимается как - сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобно, контрасту, временной и пространственной близости. Благодаря этой теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза. В соответствии с этим законом забывание после первого безошибочного повторения идет довольно быстро. Отдельные элементы информации согласно ассоциативной теории запоминаются, хранящиеся и воспроизводящиеся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими. Характеристика процессов памяти, имеющаяся в работах ассоцианистов, хотя и представляет некоторую, ограниченную ценность, весьма далека от раскрытия полного богатства мнемической деятельности человека. Особенно страдает в ней анализ мыслительных процессов, участвующих в запоминании и воспроизведении.

Весьма характерно так же, что вместо качественного анализа процессов памяти как особого рода деятельности, во многих случаях дается анализ предметного содержания воспроизведений, то есть того, что воспроизводилось, а не того, как, нашими способами и путями осуществлялось запоминание и воспроизведение.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память всегда выбирает определенную информацию. Тем, не менее, ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. Было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений и в зависимости от распределения элементов во времени; как сохраняются в памяти элементы запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и запоминанием.

На смену ассоциативной теории в конце XIX века пришла гештальттеория. Исходным понятием и одновременно принципом выступила изначальная, целостная организация первичных элементов - Гештальт (структур). Именно законы формирования гештальта определяют память. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурированного материала, его доведение до целостности. Возникновение структуры есть организация или самоорганизация материала, в соответствии с действующими независимо от субъекта принципами безопасности, сходства. Эти причины есть конечная основа структурообразования, не нуждающаяся ни в каком дальнейшем обосновании и объяснении. Законы гештальта действуют вне активности субъекта. Диалектика запоминания и воспроизведения действует следующим образом. Некоторое потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводятся материал. Особое положение в гештальтпсихологии занимает концепция К. Левина. Он в качестве основополагающего выдвигает принцип целесообразности, структурности. Левин разрабатывает свою теорию действий, и, прежде всего волевых действий, включает в их структуру и самого действующего субъекта или вернее, его потребности и намерения. В области памяти это находит свое выражение во влиянии, которое силовые соотношения - направленность или разрядка в силовом поле - оказывают на продуктивность запоминания. Характерное проявление этого - лучшее припоминание незавершенных действий по сравнению с законченными действиями. Но вместе с тем, найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, гештальттеория не изучала процессы памяти в зависимости от деятельности. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека в этой теории не ставился и не решался. Найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, эта теория, однако, столкнулась с проблемой формирования и развития памяти человека в фило - и онтогенезе.

На вопрос о генезисе памяти не был найден ответ и у представителей других направлений психологических исследований - бихевиоризма и психоанализа.

Взгляды бихевиористов оказались близки взглядам сторонников ассоциативной теории. Единственное существенное различие: бихевиористы подчеркивали роль подкреплений в запоминании материала и много внимания уделяли изучению того, как работает память в процессе научения.

Бихевиористы провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место заняла проблема навыка (Э. Толмен, Э. Торндайк). Память изучалась преимущественно в непроизвольной форме.

Заслугой З. Фрейда и его последователей можно считать выяснение роли эмоций в мнемических процессах забывания и запоминания. Благодаря психоанализу были обнаружены и описаны многие интересные психологические механизмы подсознательного забывания, связанные с мотивационной сферой человека [22, с. 34].

По Локку, «память есть сила оживлять в душе идеи, которые после своего запечатления исчезли или как бы улеглись в стороне, скрывшись из виду, память, так сказать, арсенал наших идей» [22, с. 36].

И. Кант отыскивает связь памяти с рассудком, с воображением, излагает свое деление памяти на «механическую», «символическую» и «систематическую».

Ряд психологов: Ф. Гальтон, У. Джеймс, Т. Икэнне считали нужным себя утруждать выяснением природы памяти, она представляла для них нечто само собой разумеющееся.

Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане. Он рассматривал память как действие, определенным образом формирующееся в процессе социального, исторического развития, ориентированного на запоминание, переработку и хранение материала. Характер этого действия на разных ступенях развития памяти различен, но общим для всех ступеней является борьба с отсутствием того, что было раньше, так как память согласно П. Жане, имеет целью тождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается в ожидании появления вновь того, что было; далее - в поисках его; затем - отсроченное действие. Следующими ступенями являются поручение и словесное поручение, и наиболее характерные проявления памяти: рассказ увиденного, описание предметов и обозначение образов увиденных на картинках. Вся эта конструкция последовательных этапов развития памяти не подтверждается Жане прочной фактической основой.

В нашей стране эта теория получила свое дальнейшее развитие. А.А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов и П.И. Зинченко раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности человека. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием человека. Хотя память каждого из нас характеризуется общими закономерностями развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни отличаются наглядно-образным типом памяти. Человек с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У людей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.

А.А. Смирновым были выделены следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию упражнений: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов, содействующих пониманию материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание человека на главное; методические задания, на то, что изображено на картинке и т.д.

Обзор литературы показывает, что четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.

По определению, данному в психологическом словаре, «память - это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [9, c. 213]

По определению А.В. Петровского, «память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [20, c. 283].

По определению В.Я. Ляудис, «память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал» [14, c. 103].

«Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения», - такое определение дает А. Ребер [22, с. 235].

А.С. Выготский говорит, что «память означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения память в моменты закрепления реакции, и ее воспроизведения представляет собой деятельность в точном смысле этого слова». [13 с. 141].

Проблема памяти - ровесница психологии как науки. Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории памяти. Память - основа психической деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания [13, с. 58].

В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложись личностные теории памяти, которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание) [22, c. 71].

1.2. Виды и свойства памяти

Существует ряд классификации видов и проявлений памяти. Например, типы памяти выделяются по ведущей модальности, на основе которой воспроизведение у данного человека наиболее эффективно. Некоторые запоминают лучше зрительную информацию, другие – слуховую или двигательную; в первом случае необходимо видеть запоминаемое, во втором - слышать или ощущать.

Эти и другие виды памяти - произвольная и непроизвольная, кратковременная и долговременная – можно разделить на уровни, т.е. установить генетическую последовательность их возникновения. Узнавание, например, генетически предшествует свободному припоминанию, двигательная память – образной и словесно-логической и т.д. Кроме того, память различают по быстроте запоминания, объему запоминаемого, прочности и длительности и точности.

Классификация видов памяти по характеру психической активности:

1. Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Тот вид памяти служит основой для формирования различны навыков – практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость.

2. Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Как известно, эмоция является универсальным индикатором потребностного состояния человека и его взаимоотношений с окружающим миром. Память сохраняет положительные и отрицательные переживания, связанные с событиями из прошлого.

3. Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образных явлений (представления, звуки, запахи и др.). В соответствии с ведущей модальностью человека образная память делится на следующие виды: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Первые два вида преобладают у большинства людей и играют важную роль в ориентировке в окружающем мире.

Для того, чтобы определить, какой вид памяти – слуховая или зрительная, преобладает у испытуемого, можно предложить ему для запоминания список слов, и если количество правильно воспроизводимых слов выше в случае зачитывания списка вслух, значит, ведущая модальность – слух, а вид памяти – слуховая. Если список запоминания лучше при чтении про себя (необходимо исключить скрытое проговаривание!), то преобладает зрительная память.

3 Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти, характеризуется наличием языковых и логически схем. Содержанием этого вида памяти являются мысли, которые не существуют без языка, отсюда и название вида. Мысли могут быть по разному переданы с помощью языка, поэтому они могут воспроизводиться как по смыслу, в свободной передаче содержания, так и сточки зрения их словестного оформления. Однако, если при заучивании материала на его смысл вообще не обращают внимание, то такое запоминание уже нельзя считать логическим. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация материала, установление связей между тем, что заучивается и тем, что уже известно. В отличии от вышеперечисленных видов памяти (двигательная, образная, эмоциональная), присущих также и животным, этот вид является специфическим для человека, развивается на основе остальных трех и затем становится ведущим по отношению к ним.

Классификация видов памяти по продолжительности удержания материала.

Виды памяти – долговременная, кратковременная и сенсорная.

Для долговременной памяти характерно длительное хранение знаний, умений и навыков. Объем долговременной памяти огромен, и потому успешное хранение информации возможно только при условии высокой степени ее организации.
В настоящее время предложено множество теорий и моделей, которые описывают строение и функционирование долговременной памяти, но психологи признают, что все еще находятся далеко от истины.

Кратковременная память предназначена для непродолжительного хранения информации, поступающей из органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании играют процессы повторения, при помощи которых запоминаемый материал не только удерживается в кратковременной памяти, но и переводится в долговременную Выделяют два вида повторения: механическое (позволяет механически удерживать материал в кратковременной памяти) и повторение (сопровождается включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей, что позволяет запомнить его надолго).

Сенсорная память обеспечивает удержание информации в течение очень короткого времени (около одной секунды) и представляет собой непосредственный отпечаток информации, поступающий в органы чувств.

Классификация видов деятельности по характеру целей деятельности.

Виды памяти – непроизвольная и произвольная.

Непроизвольное запоминание – непреднамеренное запечатление воздействий без специальной цели их запомнить. Это начальная, биологически исходная форма запоминания, присуща как животным, так и человеку. Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни, однако и этому виду памяти свойственна избирательность – лучше закрепляется то, что непосредственно связано с жизненной необходимостью, интересами и потребностями человека, а также целями и задачами его деятельности.

Произвольное запоминание – форма запоминания, характеризующаяся наличием определенной цели для ее существования Представляет собой особую и достаточно сложную умственную деятельность, включает в себя разнообразные мнемотехнические действия. Является специфическим видом памяти, который возникает на основе непроизвольной памяти и развивается совместно с мышлением с другими высшими психическими функциями. Генезис произвольной памяти открыт и изучен в работах Л.С. Выготского и его последователей. При прочих равных условиях произвольная память оказывается продуктивнее непроизвольной, обеспечивает прочное хранение материала и его современное воспроизведение.

Память как познавательный процесс также характеризуется следующими свойствами: объемом, быстротой запоминания, готовностью к воспроизведению, длительностью сохранения.

Объем памяти – важнейшее интегральное ее свойство, показывающее возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота запоминания определяется скоростью произвольного запоминания. Готовность к воспроизведению характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию.

Точность воспроизведения отражает возможность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Известны люди с исключительной памятью. Так, А.С. Пушкин мог воспроизвести длинное чужое стихотворение после двукратного прочтения.

В.А. Моцарт запоминал сложнейшие музыкальные произведения после двукратного прослушивания. М.А. Балакирев мог играть по памяти целые симфонические произведения.

Выводы по первой главе

Подведем основные выводы по первой главе нашей работы. Память как познавательный психический процесс в настоящее время рассматривается в рамках различных психологически теорий и подходов.

В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных ученых как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Работы этих и других ученых являются актуальными и до сих пор, а результаты их исследований могут стать новых психологически исследований.

В современны психологических процессах память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательных процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. В структуре памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, забывание, восстановление.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ КАК ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

2.1. Организация и описание исследования памяти как познавательного психического процесса

Л.Н. Кулешова считает, что при экспериментальном исследовании памяти предметом изучения обычно становятся либо отдельно взятые процессы памяти (запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание), либо особенности какого-то одного из видов памяти (кратковременная, долговременная и оперативная).

В каждом отдельном случае выбор предмета или метода исследования зависит от конкретной задачи, которая стоит перед экспериментатором. Например, это может быть изучение объема кратковременной памяти и способов его увеличения в деятельности оператора или метод заучивания при измерении двигательно памяти с целью совершенствования деятельности сборщиков тех или иных механизмов, а также водителей транспорта.

Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать и воспроизвести. В этих экспериментах всегда имеется четыре переменных:

1) вариации стимульных материалов и способа его предъявления испытуемому;

2) вариации способа запоминания стимульного материала;

3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием);

4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала.

методы также можно разделить на исследования памяти конкретного человека и исследования общих закономерностей памяти. К числу последних относится, например, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера.

Одна из наиболее применяющихся методик предложена А.Р. Лурия. Описание: методика используется для оценки состояния памяти. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина в комнате. Пред началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких слов. Слова нужно подобрать простые, и не имеющие между собой никакой связи. В данном эксперименте необходима очень большая точность произнесения и неизменность инструкций. инструкция состоит из нескольких этапов:

- первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда я закончу читать, сразу же повтори слова, которые запомнил. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под названными словами.

- второе объяснение: « Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их – и те, которые уже называл.

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

- без объяснения: «Еще раз».

Экспериментатор повторяет опыт 3,4,5 раз без инструкций.

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор записывает их рядом.

На каждом этапе исследования заполняется протокол (рис. 1). Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет лишне слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Протокол

Фамилия, имя______________________Возраст__________________

Номер пробы

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

конь

Гриб

Брат

Мед

Игла

1

2

3

4

5

6

Через

час

Рис. 1. Протокол исследования памяти

Методика исследования памяти «Десять слов».

Описание: человеку исследователь зачитывает 10 односложных, смысловых, не связанных межу собой слов. Исследуемый должен повторить их в любом порядке и без ограничения времени. Называть слова надо четко, с паузами 1-2 секунды.

Пример слов: тень, жук, дуб, лен, рот, шкаф, стул, конь, звук, игла.

Повторять тот же ряд слов до 6-7 раз, пока испытуемый не назовет все слова и не будет принять решение прервать исследование. в норме при первом воспроизведении должно быть запомнено не менее 5 слов. К пятому повторению должны быть обязательно запомнены 10 слов.

Методика исследование оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

Описание: человеку называют цифры, а он должен их повторять в том же порядке. Начинать надо с трех цифр подряд, потом – четыре подряд, потом – пять. И так по нарастающей до первой ошибки, которую сделает исследуемый.

Потом то же самое, но проверка обратного счета: исследователь называет цифры, а испытуемый называет их в обратном порядке (начиная с последней). В норме должно быть не менее пяти запоминаемых цифр при обратном счете и более пяти - при прямом. Человек обычно запоминает 5-9 единиц такой информации.

Исследование оперативного запоминания (Метод пиктограмм).

Описание: человеку дается бумага, карандаш и называются слова (желательно абстрактные) – по очереди, в количестве от 10 до 16 слов.

Испытуемый должен сделать зарисовку по каждому слову, которая потом поможет ему вспомнить слова. Только после зарисовки называется следующее слово. После озвучивания всех слов и выполнения всех рисунков, человеку предлагается назвать слова, глядя на его же рисунки.

Пример слов: нежность, память, боль, сила, отдых, счастье, радость, развитие, справедливость, богатство.

в норме человек воспроизводит 100 % слов при первом воспроизведении и 90 – 100 % слов – при втором.

Исследование памяти с помощью текстов.

Описание: берется небольшой текст (10-12 простых предложений с сюжетом) – лучше всего короткий рассказ, басня или сказка Для исследования зрительной памяти человек сам читает текст, а потом повторяет сразу и через час. Для исследования слуховой памяти текст ему зачитывает исследователь. С помощью такого метода можно исследовать разные виды памяти.

В норме здоровый человек при пересказе не изменяет текст и при первом повторении допускает не более 1-2 ошибок, при втором – до 3-4.

Практическая значимость исследования: возможность использования его при изучении памяти как важнейшего познавательного процесса и ее свойств.

2.2. Обоснование и выбор методов и методик исследования памяти как познавательного психического процесса

В современных психологических исследованиях память рассматривается как сложная психическая деятельность, как один из познавательны процессов, который заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

В основе классификации памяти лежат следующие критерии – объект запоминания, степень волевой регуляции и длительность сохранения информации в памяти.

Существует более двух десятков сложных методов исследования памяти, которые применяются только в специализированных учреждениях специалистами-психологами, которые требуют особых навыков проведения и интерпретации.

Представленные выше методы, на первый взгляд, просты. Однако они широко используются и доказали свою достоверность в практике психологов, психиатров, невропатологов и психотерапевтов.

2.3. Представление и анализ результатов исследования памяти как познавательного психического процесса

С целью изучения памяти как познавательного психического процесса нами использовались различные методики.

Одна из наиболее применяющихся методик для оценки состояния памяти, предложенная А.Р. Лурия.

Результаты исследования состояния памяти представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Протокол

Фамилия, имя_____________________Возраст____ лет___

Номер пробы

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Конь

Гриб

Брат

Мед

Игла

1

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Через

час

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Таким образом, мы видим, что при неоднократном повторении слов, исследуемый с каждым разом называет все большее количество слов, чем ранее.

Методика исследования памяти «Десять слов».

Таким образом, мы видим разницу после первого повторения слов, после второго и после третьего. После первого прочтения слов испытуемые называли 4 слова, после второго прочтения – 7 слов, и только после третьего – все 10 слов.

Результаты исследования состояния памяти представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования уровня развития слуховой памяти.

Методика исследование оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»).

Рис. 3. Результаты исследования уровня слуховой памяти

Таким образом, мы видим, что после первого произнесения слов, испытуемые назвали только 2, после второго – 7 слов, и только после третьего раза – все 10 слов.

Исследование оперативного запоминания (Метод пиктограмм).

Рис. 4. Результаты исследования уровня слуховой и зрительной памяти.

Таим образом, мы видим, что испытуемый с первого раза назвал все 10 слов, благодаря свои зарисовкам.

Исследование памяти с помощью текстов.

На нашей диаграмме бордовым цветом отмечены 2 ошибки при пересказе текста после первого прочтения ( 4 ошибки) и синим цветом отмечены ошибки после второго прочтения.

Рис. 5. Результаты исследования уровня зрительной памяти.

Таким образом, мы видим, что испытуемому не составила труда пересказать текст даже после первого прочтения.

Выводы по второй главе

Современные методы исследования памяти человека анализируют и изучают память личности на каждом из основных процессов – на этапе усвоения, сохранения и воспроизведения информации. Для исследования различных типов памяти и различных ее процессов используются различные методики. Мы рассмотрели только некоторые из таких методик: методика, предложенная А.Р. Лурия, методика исследования памяти «Десять слов», методика исследование оперативной памяти (субтест Векслера «Счет»), метод пиктограмм и исследование памяти с помощью текстов.

В последние годы в исследования памяти начали применять совершенно новое инструментальное оснащение экспериментов. Для обеспечения экспериментального материала , широкого варьирования временных режимов, а также для регистрации различных параметров ответной реакции испытуемых с необходимой точностью используются компьютерные технологии. Использование компьютеров в исследованиях значительно расширяет возможности экспериментатора, а результаты проводимых опытов делает более точными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашей работы подведем основные выводы.

1. Многие из известных ученых-психологов рассматривали проблемы памяти. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, Л.С. Выготского, П. Жане, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова и др.

2. В современной психологии память понимается как форма психического отражения действительности, действие которой заключается в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.

Память характеризуется на основе своих основных процессов: запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации.

3. Все виды памяти подвергаются научному анализу и исследованию. Для исследования памяти применяется ряд методик, которые направлены на исследования процессов запоминания, факторов сохранения, причин забывания информации и возможности ее воспроизведения.

4. Тема экспериментального исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной и может быть предметом для дальнейших исследований.

5. Все представленные в нашей работе методы, на первый взгляд, просты. Однако они широко используются и доказали свою достоверность в практике психологов, психиатров, невропатологов и психотерапевтов.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети. Игрушка и анти игрушка. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.

  2. Бандура А. Подростковая агрессия / Бандура А. , Уолтерс Р. - М., 1999.

  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2001.

  4. Бугаева Ю. А Детская агрессия // www.festival.1september.ru/articles/212907/

  5. Бурлаков И.В. Homo Gamer. Психология компьютерных игр.- М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - вып. 86. – 89 с.

  6. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2001. - С136-138.

  7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.– М., 1991.- 165 с.

  8. Выготский Л.С.. Лекция по психологии игры.// Вопросы психологии.– 1996.- №6. – С. 74 - 80

  9. Галенкин С. Эти плохие, плохие, плохие игры // Домашний ПК. – 2003. - №5

  10. Дроздов А. Ю. Ситуативные факторы агрессивного поведения молодежи // Актуальные проблемы психологии. Т. 1 Социальная психология. Психология управления. Организационная психология. – К., 2003. Ч. 1. – С. 38-49

  11. Жилин И. Доигрались // Компьютер и Жизнь. – 2000. - №18

  12. Жмуров Д. В. Компьютерные игры и подростковая агрессия // www.npocmo.info

  13. Журнал Психологии Личности и Общества. – 1999. - №76.

  14. Ионова Е. Нет компьютерной зависимости // Мой компьютер и связь. – 2005. - № 40 (153)

  15. Колосова С.Л. Детская агрессия.- СПб.: Питер, 2004.

  16. Компьютерные игры // Интерфейс. – 2003. - № 6 (15).

  17. Компьютерные игры: вред или польза // www.target-yuo.narod.ru

  18. Курапова О.М. О влиянии компьютерных игр на агрессивное поведение школьников // Воспитание школьников. - 2003.- № 4.

  19. Куштина А. Проблема Heroinware // Компьютерра № 152 (10) от 31.03.2003 г.

  20. Макалатия А.Г. Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.). Тезисы. – М.: Психологический институт РАО, 2003. - С. 358-361

  21. Механизмы человеческой агрессии / Отв. ред. Ю.М. Антонян. - М.: ВНИИИ МВД России, 2000. – 56 с.

  22. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб.: Питер, 1999.

  23. Особенности воспитания детей младшего школьного возраста // www.sch1207/tdusite.ru

  24. Петрусь Г. Агрессия в компьютерных играх // http://www.computerra.ru/offline/2000/347//2605/

  25. Психологический словарь // под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1996. – 312 с.

  26. Реан А.А. Психология личности, социализация, поведение, общение. – СПб.: «Прайм - УВРОЗНАК», 2004. – 345 с.

  27. Слободнюк И. Игры учат убивать // Газета «Сегодня». – 2002. - № 248.

  28. Смирнова Е.О., Радева Р.Е. Компьютерная игра младшего школьника. // Образование и информационная культура. Социологические аспекты / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000, - С. 370-392.

  29. Собкин В.С., Евстигнеева Ю. М. Место новых информационных технологий в жизни современного школьника // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 - 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru/

  30. Степынин О. Компьютерное бешенство // http://psy.piter.com/library/?tp=1&rd=6&l=522

  31. ТВ и видеоигры развивают в детях жестокость // Мир психологии. – 2003. - №2

  32. Федоров А. В. Права ребенка и проблема насилия на экране // www.psyfactor.org

  33. Ушаков К. Реальные законы для виртуального пространства // Журнал «CIO». – 2004. - № 4.

  34. Фурманов. И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Мн., 1996.

  35. Хекхаузен Х. Агрессия // Мотивация и деятельность. – М., 1986г., Т. 1.

  36. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал,. – 1999. - №1. - С. 86-102

  37. www.psihologu.info

  38. www.4stupeni.ru/lirika/2087-agressivnoe-povedenie.html

  39. http://ru.wikipedia.org

  40. http://game.mlhosh.ru/659.html

Приложение 1

Приложение 2

Одной из диагностических процедур является опросник Басса – Дарки. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

  2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

  3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

  4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

  5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

  6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

  7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

  8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Для проведения нашего исследования с мальчиками младшего школьного возраста мы модифицировали опросник Баса – Дарки и взяли четыре вида реакций:

  1. Физическую агрессию

  2. Косвенную агрессию

  3. Негативизм

  4. Вербальную агрессию

Вопросник состоит из 53 утверждений, на которые испытуемые отвечают «да» или «нет».

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Высшая математика
Подраздел Научная работа
Просмотров914
Номер материала 2844
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.