Уроки математики / Научная работа / Математика и русский язык (Научный проект)

Математика и русский язык (Научный проект)

Вдовина Л.А., учитель математики

Павлодарская область г. Аксу

КГУ «Средняя школа № 7»

Научный проект «Математика и русский язык

Цель исследования: показать, как взаимосвязаны между собой две науки, как и на сколько одна из этих наук проникла в другую.

Гипотеза: межпредметная связь математики и русского языка позволяет углубить и расширить знания, развивает интерес познавательный интерес к данным наукам.

Исследование включало в себя ряд этапов:

а) изучение специальной литературы;

б) сбор фактического материала;

в) анализ собранного материала;

г) отбор нужной информации, то есть выбор наиболее ярких конкретных примеров.

В работе использовались поисковые методы исследования, то есть сбор научного материала его анализ и синтез. Автор проекта использует свои наблюдения и делает выводы.

Новизна исследования: предпринята попытка провести связь между двумя науками, автор работы высветила межпредметную связь математики и русского языка.

Область практического использования результатов: на практике теоретическая часть научной работы может быть использована для углубления знаний по математике и русскому языку, при проведении факультативных занятий.

Оглавление

1.Введение

2. Математика в русском языке

а) симметрия букв и слов;

б) фразеологизмы с числительными.

3. Русский язык в математике

а) правила чтения буквенных выражений;

б) ударение;

в) склонение количественных числительных.

4.Заключение

5. Использованная литература

6. Приложение

Введение

Эти два предмета очень разные на первый взгляд, но тесно связаны друг с другом. Недаром говорили в древности: «Без грамматики не выучишь математики».

Вначале люди научились говорить, гораздо раньше, чем читать и записывать цифры. Учили каждую букву по ее названию.

А – аз

Б – буки

В – веди

Г – глаголь

Д – добро

Е – есть

           Поэтому сложилось много пословиц о грамматике. «Аз да буки избавят нас от скуки», «Аз, буки, веди – страшат как медведи», «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Азбука – к мудрости ступенька».Кстати, слово «азбука» и образовалось по названиям двух первых букв: «аз» и «буки».

            Вначале в старославянском алфавите присутствовало 42 буквы. В 18в. царь Петр первый провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены, и их осталось 33.

После того как выучили грамоту, переходили к изучению математики. Учились писать цифры. Цифры на Руси обозначались буквами старославянского алфавита. Над буквами ставился специальный знак «~» назывался «титло».

 

1    2    3    4    5    6    7    8     9 

~    ~    ~    ~    ~    ~    ~    ~    ~

A    B    Г   D   E   S     З    И   О

 

Десятки тысяч «тьма». Их обозначали, обводя в кружочек знаки единиц.

                                              

    A          - 10000,                                    - 20000

Сотни тысяч обозначались так.

 

  А    - 100000,                 Б     - 200000

Миллион обозначали из запятых или лучей.

 

   А      - 1000000

Прошло очень много времени, прежде чем люди начали пользоваться современными цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Родились эти цифры в Индии более 1500 лет тому назад. А в Европу эти цифры завезли арабы, поэтому их называют арабскими цифрами.

 

Вот что писал о наших цифрах С.Я.Маршак. 

« От одного до десяти».

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

А вот это цифра два.

Полюбуйтесь, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка – кочерга

У нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять, иль девятка, -

Цифровая акробатка.

Если на голову встанет

Цифрой шесть девятка станет.

Цифра вроде буквы О

Это ноль, иль ничего.

Круглый ноль такой хороший,

Но не значит ничегошеньки.

На уроках русского языка и литературы мы с вами изучали много пословиц и поговорок. Я вам сейчас буду называть пословицы, а вы попробуйте придать им математический смысл,

назвав их одним математическим термином.

 

1.   Хоть пруд пруди.(с избытком, хватит всем)    (Много)

2.   С гулькин нос.(гулькин буквально обозначает голубиный, голубиный клюв)        (Мало)

3.   От горшка два вершка.(вершок – старинная мера длины, равная 4,4см)       (Маленький)

« Многие, которым никогда не представлялось случая более узнать математику, считают ее наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего века говорил совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе».

            (С. Ковалевская)

Математика в русском языке.

Практически при выполнении каждого упражнения мы применяем понятия множества и подмножества.

Множество представляет собой объединение некоторых объектов,

предметов или понятий в единую совокупность, по каким либо общим для них свойствам (признакам) или законам.

Например. Дано множество слов:

А = {вкладчик, стульчик, лимончик, вертолетчик, графинчик, переводчик, карманчик, разносчик, стаканчик, водопроводчик}.

Это множество состоит из 10 элементов – слов с суффиксом – чик -.

Задание. Из данных слов, выпишите сначала слова, в которых суффикс

–чик - обозначает людей по роду занятий, затем слова, в которых суффикс

–чик - придает уменьшительное значение.

В = {вкладчик, вертолетчик, переводчик, разносчик, водопроводчик};

n (В)=5.

С ={стульчик, лимончик, графинчик, карманчик, стаканчик}; n(С)=5.

Множества В и С являются подмножествами множества А, т.е. В  А и

С  А.

Тоже самое задание мы выполняем при чередовании а и о в корнях – кас – и – кос -, -гар - и – гор-, правописании приставок пре- и при - и т.д.

Симметрия букв и слов.

Написание некоторых букв русского алфавита имеет вертикальную и

горизонтальную симметрию. Выполнив исследовательскую работу все буквы можно разбить на 4 группы.

Буквы с горизонтальной осью симметрии

Буквы с вертикальной осью симметрии

Буквы, не имеющие ось симметрии

Буквы с горизонтальной и вертикальной осями симметрии

В Е Ж З К Н О С Ф Х Э Ю

А Д Ж  М Н О П Т Ф Х Ш

Б Г И Р У Ц Ч Я Щ

Ж Н О Х Ф

Из букв, которые обладают горизонтальной осью симметрии можно

составлять слова, которые также обладают горизонтальной симметрией.

Например: КОФЕ, СОН, НОС, НЮХ, НОЖ и т.д.

А вот такие слова как: ШААШ, ПОТОП, ТОПОТ – имеют вертикальную ось симметрии.

Фразеологизмы с числительными.

Числительное

Стихотворение

Фразеологизмы

1

Один

В задачнике жили

Один да один.

Пошли они драться

Один на один. (С. Маршак)

Одного поля ягоды – похожи друг на друга по своим качествам.

2

Единица

Обещал ребятам Павлик:

Единицу я исправлю.

Я немного подучу,

Завтра двойку получу

(Е. Ефимовский)

3

Два

У канавки

Две козявки

Продают ежам булавки.

(К. Чуковский)

раз-два и обчелся – очень мало, что даже можно пересчитать

4

Двенадцать

Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят (загадка)

5

Двадцать

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят... да двадцать бочонков

Соленых опенков...

(К. Чуковский)

6

Двести

Был китенок весел,

Потому, что весил,

Нанырявшись по морям,

Двести килограмм...

(М. Яснов)

В два счета – очень быстро.

Три

Три розы в саду.

Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом.

7

Тринадцать

Тринадцать дней и ночей.

За тридевять земель – очень далеко.

8

Четыре

Плыли по небу тучки.

Тучек – четыре штучки.

(В. Маяковский)

9

Четырнадцать

Искала старушка

Четырнадцать дней,

А пудель

По комнате

Бегал за ней.

(С. Маршак)

10

Пять

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

(С. Маршак)

11

Пятнадцать

Пятнадцать цыплят.

12

Пятьдесят

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят...

(К. Чуковский)

13

Пятьсот

Пятьсот километров.

14

Шестнадцать

На нашей улице шестнадцать домов.

15

Шестьдесят

На стене часы висят,

Делят все на шестьдесят.

Все минуты точно делит

На секунды циферблат.

(А. Иванушкин)

16

Шестьсот

Шестьдесят гусей на тридцать

Помножить я не смог. (А. Барто)

17

Семь

Семь дней в неделе.

Семь пятниц на неделе.

На седьмом небе – в состоянии высшего счастья.

18

Семнадцать

Семнадцать лет.

19

Семьдесят

Рассыпался горох на семьдесят дорог.

20

Семьсот

Семьсот тонн металла.

21

Восемь

Восемь шариков воздушных-

Восемь братцев непослушных.

Каждый, хвостиком дразня,

Уплывает от меня. (Г. Глушнев)

22

Восемьсот

К восьмистам прибавить двести.

Восемьсот человек.

23

Девять

Девять – нечетное число. Арабская цифра 9. Земля – одна из девяти планет, обращающихся вокруг Солнца.

24

Десять

Десять дней Айболит

Не ест, не пьет и не спит,

Десять дней подряд

Он лечит несчастных зверят.

(К. Чуковский)

Не из робкого десятка; не робкого десятка – о смелом, храбром человеке.

25

Одиннадцать

И я нетерпением поглядывал на часы, ожидая, когда наконец стрелки покажут одиннадцать...

(А. Рыбаков)

26

Сто

Сто ужей на двух ребят

Подозрительно шипят.

(С. Михалков)

В сто крат – во много раз.

27

Тысяча

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу. (Я. Аким)

Цифра – Арабские цифры 1, 2, 3 и т.д.

Римские цифры I, II, III, IV и т.д.

Цифра - «пустое место, нуль».

Число – Целое число. Дробное число. Сложить два числа.

Число – количество, величина.

Русский язык в математике.

1). Правила чтения буквенных выражений.

В русском языке название латинских букв x, y, z – мужского рода, остальных латинских букв – среднего рода.

Надо читать:

а=3 «а равно трем»,

с= -5 «цэ равно минус пяти», но

х=300 «икс равен тремстам»,

у=100 «игрек равен ста».

При чтении выражений названия букв по падежам не изменяются:

3у «три игрек», а не «три игрека»,

5х «пять икс», а не «пять иксов».

Если модуль коэффициента отличен от 1; 0,1; 0,01 и т. д., то выражение читают во множественном числе:

3х=120 «три икс раны ста двадцати»,

0,8у=-2,4 « ноль целых восемь десятых игрек равны минус двум целым

четырем десятым».

2). Ударение.

Ударение в названиях всех греческих букв, кроме омега и омикрон – на первом слоге.

Например: альфа, бета, гамма, дельта и т.д.

Ударение в фамилиях английских математиков всегда на первом слоге:

Ньютон, во французских на последнем слоге: Декарт, а в именах греческих ученых – Евклид, Архимед, Пифагор, ударение на последнем слоге.

Ударение в заимствованных из других языков, математических терминах ставится, как правило, в соответствии с принятым в языке - источнике.

Например: симметрия (греч.еское слово) – ось симметрии, центр симметрии, симметричные точки, асимметрия.

3). Склонение количественных числительных.

Например возьмем -16849

И. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Р. п. шестнадцати тысяч восьмисот сорока девяти

Д. п. шестнадцати тысячам восьмистам сорока девяти

В. п. шестнадцать тысяч восемьсот сорок девять

Т. п. шестнадцатью тысячами восьмьюстами сорока девятью

П. п. о шестнадцати тысячах восьмистах

Используемая литература:

1.Учебник математики 5класс;

Учебник математики 5класс

2.Учебник алгебры 7 класс;

3.Учебник русского языка 6-7 класс;

4.Универсальный словарь русского языка.

Автор
Дата добавления 08.01.2018
Раздел Математика
Подраздел Научная работа
Просмотров1753
Номер материала 5108
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.