Технологическая карта урока
ФИО учителя: Берсункаев Данат Далимбекович
Место работы: ГКОУ «Казачий кадетский корпус»
Предмет: Геометрия
Класс: 7 класс
УМК: Геометрия. 7 – 9 классы. Л. С. Атанасян и др.
Тема урока: Вычитание целых чисел
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Предметные: познакомиться с теоремой о неравенстве треугольника, ее следствием и практической интерпретацией; формировать умение читать геометрические чертежи, анализировать условие геометрической задачи, применять полученные теоретические знания в различных геометрических задачах; повторить и обобщить виды треугольников, соотношение между сторонами и углами треугольника.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения, прогнозировать собственные результаты, обосновывать свою точку зрения; развивать абстрактно-логическое, образное мышление.
Метапредметные: развивать интерес и любовь к русской литературе, умение видеть связь между математикой и окружающей природой, формировать умение читать географические карты, грамотность устной речи.
Планируемые результаты: научиться решать задачи с использованием неравенства треугольника, выбирать наиболее рациональный маршрут движения на местности, познакомиться с некоторыми аспектами биографии А. С. Пушкина.
Основные понятия урока: треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, периметр треугольника, соотношение между сторонами и углами треугольника, неравенство треугольника, арабские цифры, начертание арабских цифр.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к планируемым результатам | Время |
1. Организационный этап | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. | Приветствуют учителя, проверяют подготовку рабочих мест. | Привести рабочее место в порядок, построиться. | 1-2 минуты |
2. Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятель-ности учащихся | Обращает внимание детей на то, что урок будет особенным, ярким, запоминающимся, что в кабинете присутствуют гости. Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. К нам пришли гости - зам. директора по УР и учителя-предметники. Обратите внимание на слайд, скажите мне кому принадлежат эти строки? - А знаете ли вы, что А. С. испытывал определенные трудности с геометрией, на что не раз сетовал в своих размышлениях? Однажды он написал, что «вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии». Согласны ли вы с ним? В конце урока мы вернемся к этому вопросу. А сейчас я предлагаю вам потренировать свое воображение. Знаете ли вы что такое ассоциации? Я предлагаю вам сыграть сейчас в одну очень простую игру: на слайде будет высвечиваться картинка, а вы должны сказать с каким геометрическим термином у вас это ассоциируется и рассказать о нем. - А сейчас давайте поиграем в знаменитую игру Крокодил. Мне нужны два добровольца. Да, я вижу, что теоретический материал вы хорошо знаете, но умеете ли вы применять его на практике? Сейчас узнаем. - Молодцы! Продолжим тренировать наше воображение и перенесемся в космос: посмотрите на нашу замечательную голубую планету. Нам с вами повезло: мы живем в 21 веке – веке высоких технологий. Лет 10-15 мы и представить себе не могли, что сможем вот так просто смотреть на наш родной дом из глубин космоса. - Скажите, как определить кратчайшее расстояние между двумя объектами на карте? Но в повседневной жизни редко удается попасть из одного пункта в другой по прямой. Например, когда я еду с дома на работу, мне приходится проделать следующий путь (на слайде). Скажите, пройденное мною расстояние больше того, что мы видим на карте? А какая фигура образовалась? Будет ли это правило справедливым для любого треугольника? Давайте это проверим! Помогает детям сформулировать проблему, тему и цели урока. | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя, разгадывают загадки, головоломки, высказывают свои предположения. Фронтальная работа Выполняют задание. Рассказывают определения, теоремы Два ученика выходят к доске, получают карточки и пантомимами показывают термин на ней. Дети в классе стараются угадать. Индивидуальная работа. Два ученика по очереди у доски выполняют устные задания по готовым чертежам. Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы учителя, анализируют, выдвигают гипотезы. | На слайде появляются следующие картинки/музыка:
Слайд с правилами игры «Крокодил» Выбираются два ученика и им даются две карточки с терминами «Фигура» и «Окружность» На слайде появляются два задания На каких из рисунков а-г прямые a и b параллельны? Найдите на рисунке неизвестные углы треугольника АВС. На слайде появляется видео с видами из космоса и масштабированием карты. На фотографии из космоса появляется путь, проделанный учителем из дома на работу и кратчайшее расстояние между ними. | 8-10 минут |
3. Первичное усвоение новых знаний | - Записываем в тетради число, классная работа и тему урока. - Предлагаю вам провести небольшой эксперимент в своих тетрадях. - Получилось? Какой вывод можно сделать? - Рассмотрим с вами произвольный треугольник АВС, какие неравенства мы можем составить? - Докажем истинность данной теоремы. - Как можно использовать эту теорему? - Давайте вспомним, что такое контрпример? Приведите примеры длин сторон треугольника, при которых он будет существовать. | Дети с мест участвуют в решении проблемы. Выполняют задания в тетрадях. Проговаривают и обсуждают в парах. Доказывают теорему. Работа с учебником: находят в тексте понятия, читают и запоминают теорему, читают и проговаривают его друг другу в слух. Апробируют применение алгоритма вычитания на конкретных примерах с учителем | Постройте два треугольника, один со сторонами 3 см, 3 см и 4 см, другой – 2 см, 2 см и 5 см. На слайде появляется примеры существующего и несуществующего треугольников. Составьте неравенства с использованием сторон треугольника АВС. На слайде появляется доказательство. Контрпример — пример, опровергающий верность некоторого утверждения. Существует треугольник со сторонами 1, 1, 2. Проверка: 1 + 1 = 2, следовательно, такого треугольника не существует. Существует треугольник со сторонами 1, 1, 2. Проверка: 1 + 1 = 2, следовательно, такого треугольника не существует. | 6-7 минут |
4. Первичная проверка усвоения | - Давайте попробуем по полученному алгоритму решить задания из карточки. | Работа в парах. Дети выполняют задания на местах. Первые три человека сдают на проверку учителю. | 5-6 минут | |
5. Физ. минутка | - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, размять ноги. Для следующего задания попрошу вас встать. Оглянитесь вокруг: на стенах висят рисунки различных треугольников, подписанные буквами. Ваша задача – ответить на мой вопрос, выбрав правильный рисунок и назвать букву, ему соответствующую. Какое слово получилось? (Евклид). А кто это? Какой вклад он внес в развитие математики? | Физминутка. Дети встают с мест, рассматривают рисунки на стенах кабинета, отвечают на вопросы учителя, составляют слово из букв, рассказывают исторические сведения из геометрии. | – Какой треугольник равнобедренный? – В каком треугольнике больший угол О? – В каком треугольнике меньшая сторона ВС? – В каком прямоугольном треугольнике катет ВК, гипотенуза ВС? – Какой треугольник является тупоугольным? | 3-4 минуты |
6. Первичное закрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой | Дает задание по учебнику. - Найдите в учебнике № 250. Прочитайте внимательно задание. Анализирует условие вместе с детьми, вырабатывают план решения. Вызывает к доске одного ученика. - Думаю, многие будут очень удивлены, когда откроют книгу «Пушкин А. С. Сочинения» под редакцией И. Д. Сытина, 1913 г., стр. 52 и обнаружат там геометрическую фигуру. Вершины квадрата были обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует «набирать» эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры. | Читают текст задания. Обсуждают. Составляют план. Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. Комментируют выполнение задания. Осуществляют самопроверку. Проверяют свои ответы, отмечают правильно выполненные действия, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | № 250 Найдите сторону равнобедренного треугольника, если две другие его стороны равны: а) 7 см и 3 см; б) 8 см и 2 см; в) 10 см и 5 см. | 5-6 минут |
8. Информация о домашнем задании | Дает домашнее задания и комментирует его. | Записывают домашнее задание. | П. 34 выучить, выполнить задания в тетради: №№ 248, 249. | 1-2 минуты |
9. Рефлексия | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. - Вернемся к нашему основополагающему вопросу урока: вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии? | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Отвечают на вопросы учителя, делятся впечатлениями и мнениями. | - Удалось ли вам решить проблему урока? - Чему вы сегодня научились? - Что новое вы узнали? - Какие трудности у вас возникли? - Что понравилось на уроке? - Почему на картинке изображен человек на фоне погибающего мира и белые медведи? | 2-3 минуты |
Список использованной литературы
https://тайныпетербурга.рф - фото А. С. Пушкина;
https://sites.google.com/site/matematikailiteratura/kozagalanterea/dublenki - А.С. Пушкин - математический гений?
http://linda6035.ucoz.ru/load/25-1-0-908?cZCbWuC – Ведерникова В.Н. Шаблон презентации "Геометрия«;
https://dvapodvoha.ru/fonar-dlya-podvodnoj-oxoty.html - фото фонарика;
https://dpchas.com.ua/pozitivnye-novosti/7-oshibok-roditeley-vo-vremya-ssor-s-detmi - фото мальчика в углу;
https://poembook.ru/poem/794386-krysa-larisa - фото крысы;
https://www.replicahouse.ru/product/zvezda-davida - фото кулона «Звезда Давида»;
http://c-in.ru/novosti-kryma/91952-krimskaya-zheleznaya-doroga-otmenila-iz-za-nerentabelnosti-poezd-simferopol-armyansk.html - фото железнодорожного полотна;
https://nl.wikipedia.org/wiki/Bundesstra%C3%9Fe_180 – картинка с надписью «180»;
https://www.youtube.com/watch?v=xQ6tn-KsJAs – картинка «Играем в Крокодил»;
https://24smi.org/celebrity/4943-evklid.html - портрет Евклида;
Открытыйурок.рф/статьи/612863 - Урок геометрии в 7-м классе "Неравенство треугольника», Габова Яна Вячеславовна, учитель математики;
Геометрия: учеб. Для 7 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – Х. : Гимназия, 2016. – 224 с. : ил.;
https://www.psychologos.ru/articles/view/refleksiya - картинка «Рефлексия»;
http://vseznaiki-natali.blogspot.com/p/blog-page_12.html - картинка «Домашнее задание»;
Геометрия. 7-9 классы : учеб. Для общеобразоват. организаций с прил. На электрон. носителе / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.] – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 383 с.: ил.;
Геометрия : дидактические материалы : 7 класс : пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е. М. Рабинович, М. С. Якир. – М. : Издательский центр «Вентана-Граф»,2018. – 112с. : ил.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 11.03.2019 |
Раздел | Геометрия |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 2532 |
Номер материала | 6157 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |