Уроки математики / Рабочая программа / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Математическая логика» (Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники) Для детей 4-5 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Математическая логика» (Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники) Для детей 4-5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Солнышко» муниципального образования Староминский район

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Математическая логика»

(Развитие математических способностей детей с использованием дидактических игр и технологии мнемотехники)

Для детей 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год.

Педагог: Детынченко О.А.

Ст. Староминская 2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Психическое развитие ребенка от 3 до 5 лет жизни отличается чрезвычайным разнообразием и динамичностью. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих способностей детей. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового материала, в совместном со взрослым и другими детьми процесса освоения новых способов действия.

Предлагаемая программа поможет ребёнку в занимательной игровой, интересной и увлекательной форме освоить простейшие мнемотехнические приемы запоминания информации.

Новое знание не дается детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь ребёнка как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Одной из важных составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика, поэтому, занимаясь с детьми, широко используем упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

Специальные развивающие задачи по освоению различных средств, предлагаются ребенку в контексте специфических дошкольных видов деятельности: игровой, конструктивной, художественной. В игровой форме происходит проживание ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.

Цель: обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики, с использованием дидактических игр и приёмов мнемотехники.

Задачи:

1. Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.

2. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)

3. Формирование пространственных и временных представлений.

4. Знакомство детей с цифрами и числами.

5. Формирование у детей навыков запоминания любой информации, используя мнемотехнические приемы запоминания, развитие тактильной памяти.

6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

  • Программа основана на эмоционально-образном восприятии математических понятий с применением методов игротреннинга и приёмов мнемотехники.

  • Образовательная деятельность – это объединённое единым сюжетом повествование-сказка.

  • Дети являются активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в действие.

  • Усвоению материала способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы, всегда положительный, по ходу сюжета – кого-то спасли, кому-то помогли и т.п.

  • Новый материал отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется речевая проработка материала. Математические понятия воспринимаются ребёнком через знакомые ему эмоции и чувства.

  • Задания очень разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.

  • Образовательная деятельность включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Всё это вписано в сюжетную линию.

  • В программе предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.

Программа разработана для детей от 4 до 5 лет.

Образовательная деятельность проводятся во второй половине дня. Программа включает в себя 62 занятия в год. Образовательная деятельность проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия 20 минут.

К концу года основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии познавательных процессов, внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Ожидаемые результаты:

- Сформирована познавательная мотивация, развит интерес к математике и процессу обучения в целом.

- Сформированы приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

- Продолжают и составляют ряд из предметов или фигур, отличающихся одним, двумя или тремя признаками. Самостоятельно составляют подобные ряды.

- Соотносят запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов.

- Используют мнемотехнические приемы: мнемодорожка, мнемотаблица и пиктограмма при заучивании стихотворений, запоминании нового материала.

- Совершенствуется речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Способы проверки:

- диагностические задания,

- задания в рабочих тетрадях.

Формы подведения итогов:

- открытые мероприятия для родителей,

- вечера досугов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная образовательная программа включает в себя следующие разделы

п/п

Разделы программы (основные задачи)

Количество часов (в мин)

1

Знакомство с числами и цифрами, обучение счету.

(Сформировать представление о числах и цифрах, используя приемы мнемотехники)

200 мин

2

Знакомство с математическими величинами

(С использованием игр с блокам Дьенеша, приемами мнемотехники)

160

3

Знакомство с пространственными геометрическими фигурами

(Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма).

80

4

Знакомство с таблицей

(Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец) с помощью игр с блокам Дьенеша, приемов мнемотехники)

60

5

Знакомство с мнемотехническими приемами запоминания – ассоциация, цепочка, повторение.

(Развивать память, мышление, внимание )

40

6

Сравнение совокупностей. Поиск и составление закономерностей.

(Формировать представление о ритмическом рисунке используя развивающие игры Никитина, Воскобовича)

40

7

Знакомство с пространственными и временными отношениями.

(Сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве с использованием приёмов мнемотехники и дидактических игр)

60

Итого

440 мин

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИВАЛОЧКА»

темы

Тема

Цели

Краткое описание темы

1

Сравнение совокуп-ностей

Формировать познавательную мотивацию с помощью игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Учить сравнивать группы

предметов по количеству различными способами. Формировать представления о сохранении количества.

Развивать умение анализировать, сравнивать и устанавливать закономерность расположения элементов в ряду и аргументировать свои высказывания.

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер, материал, назначение и т.д. Выделение признаков сходства и различия

Сравнение совокупностей по количеству (до 10 предметов) на основе составления пар (равно – не равно, больше, меньше).

Поиск и составление закономерностей (ритмический рисунок)

Развитие представлений о сохранении количества

Объединение предметов в группу по общему признаку

2

Числа от

1 до 10

Формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы, умение сравнивать рядом стоящие цифры. Учить считать до 10 на основе сравнения двух совокупностей.

Закреплять умение сравнивать и уравнивать количество предметов двумя способами.

Формировать умение выде-лять, на основе сравнения, признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.

Формировать представления о порядковом счете в пределах 10.

Закреплять прямой счет в пределах 10.

Сформировать представление о числе и цифре 0.

Развивать внимание, память, мыслительные операции.

Повторение: числа и цифры 1 – 5

Представление о числах 6-10. Образование чисел. Знакомство с цифрами 6 – 10, используя приёмы мнемотехники (методы

трансформации, крокирования, ассоциативных цепочек, опор и упражнения на развитие тактильного восприятия – тактильные дощечки).

Счет.

Сопоставление цифр 1-10 с количеством и умение пользоваться цифрами для обозначения порядка следования предметов.

Числовой ряд и порядковый счет.

Представление о числе 0. Знакомство с цифрой 0.

3

Величины

Познакомить детей с методами сравнения по длине, высоте, ширине, толщине, объему.

Развивать речь. Вводить в активную речь слова, определяющие длину, высоту, ширину, толщину предметов и соотношение предметов по длине, высоте, ширине, толщине, объему.

Развивать мышление, внимание, восприятие.

(Используем игры с блокам Дьенеша, приемы мнемотехники).

Длина.

Высота.

Ширина и толщина.

Объем (вместимость).

Практическое измерение длины, высоты с помощью условных мер.

Практическое измерение объема с помощью условных мер.

Сравнение двух предметов по этим величинам.

Обозначение результатов сравнения словами: длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, равны.

4

Таблица

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

(Используем игры с блокам Дьенеша, приемы мнемотехники).

Таблица. Понятия строка, столбец.

5

Фигуры

Формировать представления о пространственных геометрических фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма.

Представления о фигурах: цилиндр, конус, пирамида, призма (коробка).

Их распознавание.

6

Ознаком-ление с пространст-венными и временнымиотноше-ниями.

Формировать временные представления: раньше, позже, впереди, сзади,слева,справа, между.

Сформировать умение ориентироваться по элемен-тарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве.

Учить выявлять законномер-ность в расположении фигур, продолжать её, учить обосно-вывать.

(Используем приёмы мнемотехники и дидактические игры).

Формирование временных отношений: раньше, позже.

Формирование простр. представления: впереди, сзади, слева, права, между

Знакомство с планом.

7

Повторение и закрепление пройденного материала.

Закрепление ранее получен-ных знаний: навыки счета, пространственно-временные отношения.

Развивать мышление, внимание, память с использованием приемов мнемотехники.

Игра-путешествие (дидактические игры, развивающие игры, различные приемы мнемотехники).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

темы

Тема

Формы занятий

Приемы и методы

Дидактический материал

Формы подведения итогов

1

Сравнение совокупностей

Занятие-игра

Объяснительно-иллюстратив-ные методы, игровые приемы

Демонстрацион-ный материал Л.Г. Петерсон «Игралочка», видеоматериалы, иллюстрации.

Раздаточный материал М. А. Касицина «Я начинаю считать» ч.2.

Дидактические игры математического содержания.

Развивающие игры: Воскобовича, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина (уникуб, сложи узор, кубики для всех).

Мнемотаблицы, мнемодорожки, пиктограммы.

Картотеки игр, физкультминуток.

Презентации.

(Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами).

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

2

Числа от

1 до 10

Занятие - игра

Наглядные методы, работа по образцу

Тестовые задания

3

Величины

Занятие - игра

Исследователь-ские методы, игровые приемы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

4

Таблица

Занятие - игра

Наглядные методы, беседы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

5

Фигуры

Занятие - игра

Исследователь-ские методы, игровые приемы

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

6

Ознакомление с пространст-венными и временными отношениями.

Занятие - игра

Частично-поисковые методы, игровые приемы

Работа в тетради Л.Г. Петерсон «Игралочка»

ч.2.

7

Повторение и закрепление пройденного материала.

Занятие - игра

Частично-поисковые методы, беседа

Вечер досуга.Игра-путешествие

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

- Бодрова И.В., Васильева С.А., Горохова О.В., Мешкова Т.В., Гордиевская Т.В.

Мнемотехника для детей. СПб, 1998.

- Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа. М., 1982.

- Колесникова Е.В. Я начинаю считать. Издательство: Сфера, 2009 г.

- Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах.

Москва. 2006г.

- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., 1990

- Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет.

Часть 2 Серия: Библиотека "Школа 2100" Издательство: Ювента, 2010 г.

- Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Издательство: Кристалл, 2000 г.

- Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. Издательства: Астрель, АСТ, 2007 г.

- Чистякова М.И. «Психогимнастика» Издательство: Просвещение, Владос. 1995.

- Образовательная система «Школа 2100» Издательство: Баласс, РАО, 2004 г.

- «Учимся по сказке» Мнемотехника для дошкольников. Мин. Просв., СПб, 2000.

- «Развивающие игры В.В. Воскобовича» 2007.

Автор
Дата добавления 26.01.2017
Раздел Дошкольная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров856
Номер материала 2094
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.