Уроки математики / Другое / Открытый урок по теме "Функции в окружающей жизни"

Открытый урок по теме "Функции в окружающей жизни"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка урока- конференции

по теме «ФУНКЦИИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНИ»

ОУДп.11 «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Автор – преподаватель математики А.В. Эльтер

Ейск

2016 Аннотация

Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по специальности 08.01.17 Мастер общестроительных работ. Тема «Функции, их свойства и графики» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) по дисциплине «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия». Данное занятие по теме «Функции в окружающей жизни» является завершающим.

Введение

Инновационные подходы к преподаванию связаны, прежде всего, с изменением роли преподавателя. В современных условиях очень важно, чтобы обучающиеся получали не готовые знания, а находили путь к приобретению знаний, учились добывать их.

Это требует от преподавателя совершенно новых, инновационных подходов, как к содержательной части урока, так и к выбору образовательных технологий, эффективных методов преподавания.

Основными целями инновационного обучения являются:

 развитие интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей обучающихся;

 формирование личностных качеств обучающихся;

 выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

 создание обстановки сотрудничества обучающегося и преподавателя

 выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

 включение обучающихся в креативную деятельность.

Инновационным целям в полной мере соответствует деятельностная технология обучения, в частности, проектная деятельность.

Дисциплина: «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия»

Тема урока: " Функции в окружающей жизни "

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок-конференция

Место данного урока в системе уроков: данное занятие является завершающим в теме «Функции, их свойства и графики».

Особенности контингента обучающихся: урок проведён в группе ОС-21, специальность 08.01.17 Мастер общестроительных работ, 2 курс. В группе 10 человек. На общеобразовательном уровне 7 сильных учащихся и 3 слабых. Студенты группы в большинстве своём мотивированы на учёбу, занимаются в меру своих сил, имеют различный уровень математической подготовки. Они активно участвуют во внеклассной работе: математических турнирах в корпусе, всероссийских олимпиадах. Ребятам предлагаю выбрать форму проведения заключительного занятия: конференция, интеллектуальная игра, контрольная работа. Была выбрана конференция, как итоговое занятие по теме «Функции, их свойства и графики»

Обучающиеся разделились на творческие проектные лаборатории по 2-4 человека, познакомились с рекомендациями по подготовке проекта. Перед ними была поставлена задача, используя учебную литературу, интернет - источники, выполнить проект по теме «Функции в окружающей жизни».

По мере изучения темы «Функции, их свойства и графики» творческие группы определились с выбором функции, о которой будут рассказывать на конференции. Руководители составили план работы, распределили обязанности между членами группы и стали подбирать материал, систематизировать и обобщать его.

Работа над проектом предполагает тесное взаимодействие обучающегося и преподавателя, важно консультировать, не ограничивая самостоятельность ребят, которые должны чувствовать, что они – авторы этой работы. Студенты собрали интересный материал, связанные с математическими функциями.

Дидактической целью урока было формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. На занятии наблюдала за реакцией студентов, за их результатами. Могу утверждать, что данная технология позволяет повышать активность учащихся на уроке, ведь истина, добытая путем собственных усилий, имеет огромную познавательную ценность. В результате проведенной работы выяснила, что ребята с поставленной целью справились.

Основные виды учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная работы (беседа, рассказ, защита творческих проектов, работа в группах).

Сопровождение урока: компьютер, проектор, экран, доступ в Интернет, проекты, подготовленные студентами, раздаточный материал.

Время урока: 90 минут.

Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся: на этапе самостоятельной работы с последующей проверкой.

Результативность урока: удалось реализовать все поставленные цели урока.

  1. План занятия

Тема занятия: «Функции в окружающей жизни»

Цели занятия:

Образовательные: формирование навыков учебного труда, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

закрепление и расширение знаний по теме «Функции, их свойства и графики».

Развивающие: развитие логического, наглядно-образного мышления; познавательной творческой активности студента; способности к анализу деятельности и ее результатов;

Воспитательные: воспитание любви к избранной профессии; чувства ответственности, собранности; расширение кругозора студента; развитие опыта творческой деятельности.

Тип занятия: урок обобщения, систематизации и расширения знаний.

Вид занятия: комбинированный урок.

Формируемые компетенции (их части): ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 .Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

Принципы занятия: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность.

Форма организации работы на учебном занятии: фронтальная, групповая и индивидуальная работы (беседа, рассказ, защита творческих проектов, работа в группах).

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, проблемный.

Обеспечение занятия: видеопроектор, экран, раздаточный материал.

Этапы занятия:

  1. Организационный момент, мотивация.

  2. Проверка усвоения ранее изученного материала.

3. Введение в тему урока.

4. Основная часть (отчеты о выполнении проектов студентами)

5. Контроль результатов.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Технологическая карта занятия

Этапы урока (мин)

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Ожидаемый

результат

Организационный момент, мотивация (2 мин)

Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания.

Слушают преподавателя

Готовность к совместной деятельности

Проверка усвоения ранее изученного материала(15мин)

Выясняет проблемы, через организацию фронтальной беседы, Организует самостоятельную работу, с последующей взаимопроверкой

Осуществляют взаимопроверку, исправляют ошибки.

Выполнили взаимопроверку, оценили друг друга

Введение в тему урока (5 мин)

Готовит студентов к целеполаганию. Ставит задачу заполнения таблицы

Слушают преподавателя, строят понятные для собеседника высказывания, принимают учебные цели занятия

Готовность к восприятию новой информации, составлена таблица.

Основная часть занятия (40мин)

Организует выступление каждой творческой группы, обсуждение.

Слушают выступления товарищей Самостоятельная работа – заполнение таблицы, отзыв о презентации

Активная и результативная учебная деятельность

Контроль результатов (10 мин)

Предлагает ответить на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

Оценка знаний

Подведение итогов урока (8 мин)

Подводит итоги

Украшают «елочку»

Анализируют полученные знания

Домашнее задание (3 мин)

Объяснение домашнего задания

Слушают и записывают

Саморазвитие

  1. Сценарий занятия

  1. Организационный момент

Преподаватель:

1. Здравствуйте! Мы завершаем изучение темы «Функции, их свойства и графики». Сегодня у нас урок - конференция «Функции в окружающей жизни».

Цели нашего сегодняшнего урока:

обучающие:

-применение функций в повседневной жизни и в вашей будущей профессии;

- обобщить и систематизировать умения и навыки по теме «Функции, их свойства и графики»;

- выявить пробелы в знаниях;

- осуществить коррекцию знаний студентов;

развивающие:

- развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки;

- развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать,

- сравнивать, выделять главное;

воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

- воспитывать творческую самоответственность личности, стремящуюся к

самореализации и составлению субъективности на всех этапах урока.

Как вы думаете: «Почему именно конференция?»

Мы сегодня заглянем в прекрасный мир функций и посмотрим, как они участвуют в нашей жизни.

2.Откройте рабочие тетради, подпишите дату и тему занятия «Функции в окружающей жизни».

  1. Повторение ранее изученного материала.

Преподаватель: Прежде чем перейти к основной части нашего занятия, вам предстоит пройти тест на повторение ранее изученного материала.

Тест Тема «Функции, их свойства и графики»

Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

Вариант №1

1. Укажите область определения функции, график которой изображён на рисунке 1.

Рис. 1

1) [-4;4] 2)[-2;2] 3)[-4;-2]U[2;4] 4)[-2;1]

2. Укажите множество значений функции, график которой изображён на рисунке 2.

Рис. 2

1) [-4;5] 2)[-3;4] 3)[-2;2] 4)[-1;2]

3. Укажите график чётной функции (рисунок 3)

Рис. 3

  1. Укажите график периодической функции (рисунок 4)

Рис. 4.

5. Укажите график монотонной функции (рисунок 5.)

Рис. 5.

6. По графику функции, изображённому на рисунке 1, укажите все нули функции.

1) -2;2 2) -2 3) -4 4) 2

Сейчас вы обменяйтесь тетрадями, самостоятельно проверьте ответы по ключу, и поставьте оценку своему товарищу (слайд 2 с ключом и критериями)

Преподаватель: Подведём итоги теста. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3», «2». Я рада, что мы справились с тестом и можем двигаться дальше.

  1. Введение в тему урока

(Слайд 3)

По теме « Функции, их свойства и графики» мы трудились 24 урока.

Всё это время каждая творческая проектная мастерская работала над своим мини-проектом. Ребята помогали друг другу, учились друг у друга и осваивали технологию работы над проектом. Такая совместная деятельность позволила создать интересные проекты, отыскать «математические функции в совсем необычных местах», хорошо подготовить к публичной защите результаты своей работы.

А сейчас попробуем вместе определить цели сегодняшнего занятия.

Предполагаемые ответы студентов:

  • расширить кругозор;

  • больше узнать о функциях.

После ответов студентов, цели занятия появляются на экране.

(слайд 4)

Открываем конференцию «Функции в окружающей жизни».

Ознакомьтесь с планом конференции. (Слайд 5)

Вам предстоит ответственная работа, с которой вы обязательно справитесь.

В процессе выступлений вы должны внимательно слушать и заполнить таблицу, которая лежит у вас на столе.

Таблица по теме « Функции в окружающей жизни»

Функция

Области применения

Первый столбик – названия функций, изученные нами. Давайте заполним его вместе.

(Предполагаемые ответы студентов: квадратичная, тригонометрические, показательная, логарифмическая). А вам надо заполнить самостоятельно второй столбик – области применения функций, о которых расскажут наши выступающие. На обратной стороне листа запишите вопросы, которые вы сможете задать им во время обсуждения.

4.Основная часть занятия (выступления студентов с отчетами )

Мы прослушали очень интересные выступления и благодарим всех за проделанную работу. Проекты ребят помогли нам расширить кругозор, больше узнать о функциях.

Ребята, какие вопросы возникли к выступающим?

Давайте попробуем оценить работы.

5.Контроль результатов усвоения темы.

Назовите, используя таблицу, где встречаются «квадратичная функция», тригонометрические функции», « показательная функция», логарифмическая». (Ребята называют сферы применения, побеждает тот, кто последним назвал.)

6.Подведение итогов занятия

Сегодня на конференции «Функции в окружающей жизни» мы расширили знания по теме « Функции, их свойства и графики», учились ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

7. Домашнее задание.

Дома: - посмотрите в интернете занимательные факты по теме.

Автор
Дата добавления 21.12.2016
Раздел Алгебра
Подраздел Другое
Просмотров1096
Номер материала 1646
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.