Уроки математики / Конспект урока / Письменные приемы деления 4 класс

Письменные приемы деления 4 класс

Урок математики в 4 классе.

Тема урока: Письменные приёмы деления.

Тип урока: урок « открытия» новых знаний.

Цель урока: познакомить с письменным приёмом деления многозначного числа на однозначное, развивать умение использовать ранее полученные знания при изучении нового материала, прививать познавательный интерес к предмету.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление многозначного числа на однозначное; решать задачи; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; оценивать правильность выполнения действия.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, парная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: учебник, карточки для парной работы на устном счёте, тексты для групповой работы и листочки для составления кластера, индивидуальные карточки – помощницы для решения задачи, листы самооценки, толковые словари, презентация к уроку, проектор, экран.

Ход урока

1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

- Я рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится.

- Улыбнитесь и мысленно пожелайте всем что-нибудь хорошее.

- Я тоже желаю вам удачи.

- Для успешной работы нам нужны: учебник, рабочая тетрадь, ручка. Проверьте, всё ли необходимое у вас на парте.

- А теперь откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, укажите место работы.

2. УСТНЫЙ СЧЁТ

Поработаем в парах. Реши примеры и собери слово.

180 : 9= (Ж) 300 : 10= (Н) 96 : 96 = (И) 7200 : 8 = (Р)

26 : 1 = (Е) 900 : 100 = (Н) 2500 : 50 = (Е)

Проверка сделанной работы (см. слайд 2)

3.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

- С каким действием мы сейчас работали?

- Как называются числа при делении?

- О делении мы вспоминали не случайно потому, что именно с этим действием мы будем работать на уроке.

- А чем же мы будем заниматься? Давайте выясним. (Прикрепляю на доску число 7395)

- Какое это число? (Четырехзначное)
- Разложите число на сумму разрядных слагаемых

- Назовите соседей этого числа.

- Прибавьте к числу 5 десятков. (7445)
- Уменьшите на 2000.

- Увеличьте на 2000.
- Уменьшите в 3 раза.

- Что значит уменьшить?

- Почему вы затруднились назвать частное?

- Попробуйте определить тему нашего урока.

- Итак, сегодня мы будем рассматривать письменные приёмы деления

многозначных чисел (слайд 3).

- Определим цели нашего урока. Чего мы должны достичь, изучая данную тему ?(После формулировки цели детьми, первая цель появляется на слайде)

- Вернёмся к выполненному вами заданию. Какое слово вы получили, выполнив все действия?

- А кого так называют? Сегодня мы не только будем рассматривать письменные приёмы деления, но и попытаемся выяснить, кто такие инженеры и какими качествами должны обладать люди, выбравшие эту профессию. (На слайде появляется вторая цель урока)

- Итак, начнём. Объединитесь в группы и, прочитав статью, составьте кластер необходимых качеств для специальности инженер. А группа наших знатоков поработает с толковым словарём и выяснит лексическое значение данного слова.

- Слово знатокам. (Дети зачитывают словарную статью)

(Слайд 4) - Понятие «инженер» зародилось в Италии в средние века. Сначала так называли оружейных мастеров и управляющих военными машинами. (Слайд 5) - Талантливым инженером можно назвать известного итальянского художника Леонардо да Винчи. Он является автором множества технических открытий и идей. Им были разработаны проекты летательных аппаратов, подводного скафандра, воздушного вентилятора, дрели, контактных линз и многих других полезных приспособлений.

(Слайд 6) - Сейчас без инженеров не может обойтись ни одно предприятие, начиная от комбинатов и заводов пищевой промышленности и заканчивая сложнейшим военным производством. Данная профессия подходит далеко не всем, ведь инженер – это в первую очередь ответственный человек, который должен уметь принимать решения и предвидеть абсолютно все их последствия. Итак, какие же качества важны для людей, желающих получить эту специальность и работать в этой сфере? (ответы детей)

- Я предлагаю, в ходе урока проверить, присутствуют ли некоторые качества инженера у вас.

4. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

- А теперь вернёмся к теме нашего урока и рассмотрим деление многозначного числа на однозначное. Для этого мы будем использовать алгоритм.

- А что такое алгоритм? (Определенный порядок действия для получения результата)

- Предлагаю повторить алгоритм деления на однозначное число, продолжив фразы….( Слайд 7)

На слайде.

  1. Записываю пример в (столбик).

  2. Нахожу первое неполное (делимое)

  3. Определяю количество цифр в (частном)

  4. Подбираю первую цифру в значении (частного)

  5. Умножаю число на (делитель)

  6. Вычитаю, находим (остаток)

  7. Записываю цифру следующего (разряда) делимого рядом с остатком.

  8. Получаю второе неполное (делимое) и повторяю пункты 4, 5, 6 (пока не разделим (делимое).

  9. Остаток сравниваю с делителем

  10. (Читаю ответ)

- Рассмотрим пример письменного деления многозначного на однозначное число:

7395 : 3 (Объясняю решение примера по алгоритму)

- Используя данный алгоритм, выполним № 372 из учебника.

(первый пример решаем с коллективным проговариванием, второй и третий – с комментированием у доски)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( после второго примера на деление) (Слайд 8)

Мы глазами поколдуем. 
Круг огромный нарисуем! 
Нарисуем мы окно 
И большущее бревно. 
Нарисуем лифта бег:
Глазки вниз, глазки вверх! 
Все зажмурились: раз-два!
Закружилась голова.
Мы глазами поморгали, 
Вмиг гирлянды засверкали.
Смотрим прямо и вперёд – 
Это мчится самолёт… 
Раз моргнули, два моргнули – 
Наши глазки отдохнули!

(Слайд 9)

6. ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ УРОКА.

- Выполняя действия, вы смогли проявить свои математические способности. Оцените их по пятибалльной шкале в таблице у каждого ученика на столе.

- Выполним задание на повторение. Решим задачу № 373.

- О чём наша задача? Сколько новых книг получила библиотека за три месяца? Что ещё нам известно в задаче? Что необходимо найти?

- Давайте сделаем к условию задачи рисунок. (1 человек работает у доски)

- Решите задачу самостоятельно. (Слабые ученики получают карточки – помощницы для решения задачи).

- Проверим решение нашей задачи. Как нашли, сколько книг получила библиотека за октябрь, ноябрь, декабрь? А кто решал задачу другим способом?

- Решая задачу, каждому из вас пришлось применить не только свои математически способности, но и изобретательность и творчество. Попробуйте оценить проявленные качества по пятибалльной системе.

7. ИТОГ УРОКА.

- Наш урок подходит к концу. (Слайд 10)

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Какую цель мы поставили в начале урока?

- Мы достигли цели?

(Слайд 11)

Прочитайте утверждения и выберите то из них, какое соответствует результату вашей деятельности на уроке.

  • всё понял, могу помочь другим;

  • всё понял;

  • могу, но нужна помощь;

  • ничего не понял;

Оцените свою целеустремлённость по пятибалльной шкале.

- Какие качества, необходимые для людей, выбравших профессию инженера, мы сегодня оценили?

- А какие не смогли оценить? Ну, у нас всё ещё впереди. Мы продолжим разговор об этой замечательной профессии на следующем уроке математики. Ну, а сейчас домашнее задание. Сегодня я предлагаю вам задания трёх различных уровней сложности. Задание уровня А предполагает выполнение письменного деления с последующей проверкой, уровня Б – решение примеров с различными математическими действиями, уровня С – решение уравнений. Все задания вывешены в нашем классном уголке. На перемене оцените свои возможности и выберите для себя задание по силам.

(Слайд 12)

Приложение 1.

Примеры для работы в парах (устный счёт)

180 : 9= (Ж) 300 : 10= (Н) 96 : 96 = (И) 7200 : 8 = (Р)

26 : 1 = (Е) 900 : 100 = (Н) 2500 : 50 = (Е)

Приложение 2.

Тексты для групповой работы.

Данная профессия подходит далеко не всем, ведь инженер – это в первую очередь ответственный человек, который должен уметь принимать решения и предвидеть абсолютно все их последствия. Итак, какие же качества важны для людей, желающих получить эту специальность и работать в этой сфере: Во-первых, это целеустремлённость. Без этой важной черты характера будет очень тяжело добиться успеха на инженерном поприще. Во – вторых, пространственное воображение. Нельзя сказать, что оно строго обязательно, но данное качество сделает жизнь и работу специалиста намного проще и продуктивнее. В – третьих, изобретательность, творческий подход в технической сфере, ведь без этого инженер как без рук. В – четвёртых, организаторские способности, ведь в конечном итоге инженер – это руководящая должность. В – пятых, математические способности, иначе обучение и работа не будут в удовольствие. И, наконец, высокое чувство ответственности за результат своей работы.

Приложение 3.

Лист для самооценки.

Количество баллов

(1 – 5)

    1. Целеустремлённость

    1. Пространственное воображение

    1. Изобретательность, творческий подход

    1. Организаторские способности

    1. Математические способности

    1. Ответственность за результат работы

Приложение 4.

Карточка – помощница для решения задачи.

      1. Найди, сколько новых книг привезли в библиотеку в октябре (для этого из общего числа книг вычти число книг, привезённых за ноябрь и декабрь вместе).

      2. Найди, сколько новых книг привезли в библиотеку в ноябре (для этого из числа книг, привезённых за октябрь и ноябрь вместе, вычти число книг, привезённых в октябре).

      3. Найди, сколько новых книг привезли в библиотеку в декабре (для этого из числа книг, привезённых в ноябре и декабре вместе, вычти число книг, привезённых в ноябре).

Автор
Дата добавления 28.12.2019
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров628
Номер материала 6517
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.