Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 2 класс

Рабочая программа "Перспективная начальная школа" 2 класс

МАОУ ЗАБОРЬЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«УТВЕРЖДАЮ»

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ

_____ /Сизова Н.В../

Пр.№____ от ___.08.2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

2«Б» КЛАСС

СОСТАВИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Лаптева М.В.

2017 – 2018 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлении на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения, Москва «Просвещение», 2011 г.), Примерной программы начального общего образования и авторской программы А. Л. Чекина «Математика», утверждённой Минобрнауки РФ (Москва, 2004 г.)

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

– Чекин, А. Л. Математика : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / А. Л. Чекин ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

– Юдина, Е. П. Математика в вопросах и заданиях: 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / Е. П. Юдина, О. А. Захарова ; под ред. Р. Г. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010; Для индивидуальной работы

– Чекин, А. Л. Математика : 2 кл. : методическое пособие для учителя / А. Л. Чекин. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов:

 в год – 136;

 в неделю – 4;

 в 1-й четверти – 37;

 во 2-й четверти – 29;

 в 3-й четверти – 37;

 в 4-й четверти – 33.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекта обусловлен тем, что программа по математике разработана в соответствии с требованиями стандарта второго поколения. А так же с учетом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.

Программа адресована учащимся 2 классов с разноуровневой подготовкой , начинающих осваивать математику по УМК «Перспективная начальная школа». Предусмотрено оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего. Система заданий разного уровня трудности, позволяет обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов .

Особое место занимают практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Практические работы включают: наблюдения, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ- 12

практических работ -30

В соответствии с новыми требованиями предлагаемый начальный курс математики, изложенный в учебниках 1-4 классов УМК «Перспективная начальная школа», имеет целью:

– Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

– Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических, включая знаково-символические, а также аксиоматические представления, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач), систематизацию и структурирование знаний, моделирование и т.д.

– Освоение обучающимися начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами. Вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

– Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Предлагаемый начальный курс математики призван не только ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий. А именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п. Другими словами, ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром.

Основная дидактическая идея курса может быть выражена формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Это означает, что знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или учебной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. Это дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению таких заданий, с которыми ему не приходилось сталкиваться.

Спецификой курса является значительное расширение изучения геометрического материала и изучения величин. При этом изучение арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.

Содержание всего курса можно представить как взаимное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величиной, алгоритмической и алгебраической.

Арифметическая линия представлена, прежде всего, материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1 полугодие 1 класса), целые числа от 0 до 20 (2 полугодие 1 класса). Числа от 0 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка изучаются на основе принципов нумерации десятичной системы счисления.

Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и обязательно результат. Без результата нет действия. По этой причине некорректно рассматривать сумму до рассмотрения сложения.

Арифметические действия над числами изучаются на теоретической основе и в такой последовательности.

Сложение определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения. Вычитание вводится на основе вычитания подмножества из множества, тогда когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка.

Геометрическая линия выстраивается следующим образом.

В 1-м классе на который выпадает самая большая содержательная нагрузка геометрического характера изучаются следующие геометрические понятия: плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник), прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии, внутренняя и внешняя области относительно границы, многоугольник, прямой угол, прямоугольник, симметричные фигуры.

Линия по изучению величин представлена такими понятиями, как длина, время, масса, величина угла, площадь, объем, стоимость. Умение адекватно ориентироваться в пространстве и во времени - это те умения, без которых невозможно обойтись как в повседневной жизни, так и в учебной деятельности. Элементы ориентации в окружающем пространстве являются отправной точкой в изучении геометрического материала, а знание временных отношений позволяет правильно описывать ту или иную последовательность действий. В связи с этим изучению пространственных отношений отводится несколько уроков в самом начале курса. Так, сначала изучаются различные характеристики местоположения объекта в пространстве, а потом характеристики перемещения объекта в пространстве.

Из временных понятий сначала рассматриваются отношения «раньше - позже», понятия «часть суток» и «время года», а также время как продолжительность. Учащимся дается понятие о «суточной» и «годовой» цикличности.

Систематическое изучение величин начинается уже в первом полугодии 1-го класса с изучения величины «длина». Сначала длина рассматривается в доизмерительном аспекте. Сравнение предметов по этой величине осуществляется на глаз по рисунку или по представлению, а также способом приложения. Результатом такой работы должно явиться понимание учащимися того, что реальные предметы обладают свойством иметь определенную протяженность в пространстве, по которому их можно сравнивать. Таким же свойством обладают и отрезки. Никаких измерений пока не проводится. Во втором полугодии 1-го класса учащиеся знакомятся с процессом измерения длины, стандартными единицами длины (сантиметром и дециметром), процедурой сравнения длин на основе их измерения, а также с операциями сложения и вычитания длин.

Линия по обучению решению арифметических сюжетных (текстовых) задач (условно мы ее называем «алгоритмической») является центральной для данного курса. Ее особое положение определяется тем, что настоящий курс имеет прикладную направ­ленность, которая выражается в умении применять полученные знания на практике. А это, в свою очередь, связано с решением той или иной задачи. Таким образом, для нас важно не только научить учащихся решать задачи, но и правильно формулировать их, используя имеющуюся информацию. Особое внимание мы хотим обратить на тот смысл, который нами вкладывается в термин «решение задачи»: под решением задачи мы понимаем запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи. Сам процесс выполнения алгоритма (получение ответа задачи) важен, но не относится нами к обязательной составляющей умения решать задачи (получение ответа задачи мы относим, прежде всего, к области вычислительных умений). Такой подход к толкованию термина «решение задачи» нам представляется наиболее правильным. Во-первых, это согласуется с современным «математическим» пониманием сути данного вопроса, во-вторых, ориентация учащихся на «алгоритмическое» мышление будет способствовать более успешному освоению ими основ информатики и новых информационных технологий. Само описание алгоритма решения задачи мы допускаем в трех видах: 1) по действиям (по шагам) с пояснениями; 2) в виде числового выражения, которое мы рассматриваем как свернутую форму описания по действиям, но без пояснений; 3) в виде буквенного выражения (в некоторых случаях в виде формулы или в виде уравнения) с использованием стандартной символики. Последняя форма описания алгоритма решения задачи будет использоваться только после того, как учащиеся достаточно хорошо усвоят зависимости между величинами, а также связь между результатом и компонентами действий.

Что же касается самого процесса нахождения решения задачи (а в этом смысле термин «решение задачи» также часто употребляется), то мы в нашем курсе не ставим целью осуществить его полную алгоритмизацию. Более того, мы вполне осознаем, что этот процесс, как правило, содержит этап нестандартных (эвристических) действий, что препятствует его полной алгоритмизации. Но частичная его алгоритмизация (хотя бы в виде четкого усвоения последовательности этапов работы с задачей) не только возможна, но и необходима для формирования у школьников общего умения решать задачи.

Для формирования умения решать задачи учащиеся в первую очередь должны научиться работать с текстом и иллюстрациями: определять, является ли предложенный текст задачей или как по данному сюжету сформулировать задачу, устанавливать связь между данными и искомым и последовательность шагов по определению значения искомого. Другое направление работы с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющегося текста и наблюдениями за теми изменениями в ее решении, которые возникают в результате этих преобразований. К этим видам работы относятся: дополнение текстов, не являющихся задачами, до задачи; изменение любого из элементов задачи, представление одной и той же задачи в разных формулировках; упрощение и усложнение исходной задачи; поиск особых случаев изменения исходных данных, приводящих к упрощению решения; установление задач, которые можно решить при помощи уже решенной задачи, что в дальнейшем становится основой классификации задач по сходству математических отношений, заложенных в них.

Алгебраическая линия традиционно представлена такими понятиями, как выражение с переменной, уравнение. Изучение этого материала приходится главным образом на 4-й класс (см. содержание раздела «Элементы алгебры»), но пропедевтическая работа начинается с 1-го класса. Задания, в которых учащимся предлагается заполнить пропуски соответствующими числами, гото­вят детей к пониманию сначала неизвестной величины, а потом и переменной величины. Появление равенств с «окошками», в которые следует вписать нужные числа, является пропедевтикой изучения уравнений.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: организация группового взаимодействия, самостоятельной работы, рефлексивного обучения, самоконтроля. Учебно-исследовательская деятельность, творческая деятельность, самообразовательная деятельность, информационно- коммуникативные, здоровьесберегающие, информационные, технология проблемного обучения, технология проектного обучения.

В контрольно-оценочной деятельности используются: текущий, тематический контроль.

Формы контрольно-оценочной деятельности на уроке -устный опрос, практическая работа, тест, самостоятельная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация и т.д)

Содержание программы учебного курса.2 класс (136 часов)

Числа и величины (20 ч)

Нумерация и сравнение чисел.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. «Круглые» десятки.

Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы- сотни, третий разряд десятичной записи- разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.

Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.

Знакомство с римской письменной нумерацией.

Числовые равенства и неравенства.

Первичные представления о числовых последовательностях.

Величины и их измерения.

Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы - килограмм. Измерение массы. Единица массы - центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц=100 кг).

Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени - век. Соотношение между веком и годом (1 век=100 лет).

Арифметические действия (46ч)

Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.

Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (.). множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и 1. Переместительное свойство умножения.

Увеличение числа в несколько раз.

Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй степени.

Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (:). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.

Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36ч)

Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.

Графическое моделирование связей между данными и искомыми.

Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.

Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и, наоборот, за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.

Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.

Задачи, содержание отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»

Геометрические фигуры (10ч)

Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка, равного по длине данному.

Геометрические величины (12ч)

Единица длины - метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1м=10дм=100см).

Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Работа с данными (12ч)

Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Математика» к концу второго года обучения

Обучающиеся научатся:

  • Вести счёт десятками и сотнями;

  • Различать термины «число» и «цифра»;

  • Распознавать числа (от 1 до 12), записанные римскими цифрами;

  • Читать и записывать все однозначные . двузначные и трёхзначные числа;

  • Записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;

  • Сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков(>, < , =);

  • Изображать числа на числовом луче;

  • Использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;

  • Находить первые несколько чисел числовых последовательностей, составленных по заданному правилу;

  • Воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;

  • Применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;

  • Воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;

  • Применять правило вычитания суммы из суммы;

  • Воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;

  • Выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;

  • Находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;

  • Записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки (•,:);

  • Употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления (произведение, множители, значение произведения; частное, делимое, делитель, значение частного);

  • Воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;

  • Выполнять деление на основе предметных действий и на основе вычитания;

  • Применять правило порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих действия одной или разных ступеней;

  • Чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;

  • Определять длину предметов и расстояния (в метрах, дециметрах и сантиметрах) при помощи измерительных приборов;

  • Строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;

  • Находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;

  • Выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;

  • Использовать соотношения между изученными единицами длины (сантиметр, дециметр, метр) для выражения длины в разных единицах;

  • Распознавать на чертеже изображать прямую, луч, угол (прямой, острый, тупой); прямоугольник, квадрат, окружность, круг, элементы окружности (круга): центр, радиус, диаметр; употреблять соответствующие термины;

  • Измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы (килограмм, центнер);

  • Измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); переходить от одних единиц времени к другим; ·

  • Устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;

  • Распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами , связанными с понятием «задача» (условие, требование, решение, ответ, данные, искомое);

  • Строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;

  • Решать простые и составные задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…»; разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения (по действиям и в виде одного выражения);

  • Формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;

  • Читать и заполнять строки и столбцы таблицы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • Понимать позиционный принцип записи чисел в десятичной системе;

  • Пользоваться римскими цифрами для записи чисел первого и второго десятков;

  • Понимать и использовать термин «натуральный ряд» и «натуральное число»;

  • Понимать и использовать термин «числовая последовательность»;

  • Воспроизводить и применять правило вычитания суммы из суммы;

  • Понимать количественный смысл действий (операций) умножения и деления над целыми неотрицательными числами;

  • Понимать связь между компонентами и результатом действия (для сложения и вычитания);

  • Записывать действия с неизвестным компонентом в виде уравнения;

  • Понимать бесконечность прямой и луча; ·

  • Понимать характеристическое свойство точек окружности и круга;

  • Использовать римские цифры для записи веков и различных дат;

  • Оперировать с изменяющимися единицами времени (месяц, год) на основе их соотношения с сутками; использовать термин «високосный год»;

  • Понимать связь между временем-датой и временем – продолжительностью;

  • Рассматривать арифметическую текстовую (сюжетную) задачу как особый вид математического задания: распознавать и формулировать арифметические сюжетные задачи, отличать их от других задач (логических, геометрических, комбинаторных);

  • Моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;

  • Использовать табличную форму формулировки задания.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

  • Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Перечень учебно- методических средств обучения.

Для реализации программного содержания используются следующие учебно- методические средства обучения:

  • Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/ Учебник.

  • Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. — М.; Академкнига/Учебник.

  • Чекин А.Л. Математика: Методическое пособие для учителя. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.

  • натуральные объекты,

  • учебные модели,

  • компьютерные программы(Word, Paint, PowerPoint ,Media Player Classic и др.)

  • раздаточные карточки;

  • проектор;

  • компьютер.

Числа и величины (20 ч)

Нумерация и сравнение чисел.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел: разрядный принцип десятичной записи чисел, принцип построения количественных числительных для двузначных чисел. «Круглые»* десятки. ТЕКСТ СНОСКИ * Термин «круглый» для чисел вводится, главным образом, по методическим соображениям, но присутствуют и соображения пропедевтического характера, если иметь в виду в дальнейшем изучение такой темы, как «Округление чисел».

Устная и письменная нумерация трехзначных чисел: получение новой разрядной единицы – сотни, третий разряд десятичной записи – разряд сотен, принцип построения количественных числительных для трехзначных чисел. «Круглые» сотни. Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Сравнение чисел на основе десятичной нумерации.

Изображение чисел на числовом луче. Понятие о натуральном ряде чисел.

Знакомство с римской письменной нумерацией.

Числовые равенства и неравенства.

Первичные представления о числовых последовательностях.

Величины и их измерение.

Сравнение предметов по массе без ее измерения. Единица массы – килограмм. Измерение массы. Единица массы – центнер. Соотношение между центнером и килограммом (1 ц = 100 кг).

Время как продолжительность. Измерение времени с помощью часов. Время как момент. Формирование умения называть момент времени. Продолжительность как разность момента окончания и момента начала события. Единицы времени: час, минута, сутки, неделя и соотношение между ними. Изменяющиеся единицы времени: месяц, год и возможные варианты их соотношения с сутками. Календарь. Единица времени – век. Соотношение между веком и годом (1 век = 100 лет).

Арифметические действия (46 ч)

Числовое выражение и его значение. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд. Правило вычитания суммы из суммы. Поразрядные способы сложения и вычитания в пределах 100. Разностное сравнение чисел. Запись сложения и вычитания в столбик: ее преимущества по отношению к записи в строчку при поразрядном выполнении действий. Выполнение и проверка действий сложения и вычитания с помощью калькулятора.

Связь между компонентами и результатом действия (сложения и вычитания). Уравнение как форма записи действия с неизвестным компонентом. Правила нахождения неизвестного слагаемого, неизвестного вычитаемого, неизвестного уменьшаемого.

Умножение как сложение одинаковых слагаемых. Знак умножения (·). Множители, произведение и его значение. Табличные случаи умножения. Случаи умножения на 0 и на 1. Переместительное свойство умножения.

Увеличение числа в несколько раз.

Порядок выполнения действий: умножение и сложение, умножение и вычитание. Действия первой и второй ступеней.

Знакомство с делением на уровне предметных действий. Знак деления (׃). Деление как последовательное вычитание. Делимое, делитель, частное и его значение. Доля (половина, треть, четверть, пятая часть и т. п.). Деление как нахождение заданной доли числа. Уменьшение числа в несколько раз.

Деление как измерение величины или численности множества с помощью заданной единицы.

Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

Текстовые задачи (36 ч)

Арифметическая текстовая (сюжетная) задача как особый вид математического задания. Отличительные признаки арифметической текстовой (сюжетной) задачи и ее обязательные компоненты: условие с наличием числовых данных (данных величин) и требование (вопрос) с наличием искомого числа (величины). Формулировка арифметической сюжетной задачи в виде текста. Краткая запись задачи.

Графическое моделирование связей между данными и искомым.

Простая задача. Формирование умения правильного выбора действия при решении простой задачи: на основе смысла арифметического действия и с помощью графической модели.

Составная задача. Преобразование составной задачи в простую и наоборот за счет изменения требования или условия. Разбивка составной задачи на несколько простых. Запись решения составной задачи по «шагам» (действиям) и в виде одного выражения.

Понятие об обратной задаче. Составление задач, обратных данной. Решение обратной задачи как способ проверки правильности решения данной.

Моделирование и решение простых арифметических сюжетных задач на сложение и вычитание с помощью уравнений.

Задачи на время (начало, конец, продолжительность события).

Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом.

Задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …».

Геометрические фигуры (10 ч)

Бесконечность прямой. Луч как полупрямая. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой. Углы в многоугольнике. Прямоугольник. Квадрат как частный случай прямоугольника.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение окружности (круга) с помощью циркуля. Использование циркуля для откладывания отрезка равного по длине данному.

Геометрические величины (12 ч)

Единица длины – метр. Соотношения между метром, дециметром и сантиметром (1 м = 10 дм = 100 см).

Длина ломаной. Периметр многоугольника. Вычисление периметра квадрата и прямоугольника.

Работа с данными (12 ч)

Таблица умножения однозначных чисел (кроме 0). Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Представление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА" ДЛЯ КЛАССА 2-Б

п/п

Тема урока

Тип контроля

Количество часов

Даты

Плановая дата

Фактическая дата

1

Таблица сложения однозначных чисел

 

1

04.09.2017

01.09.2017

2

Повторение геометрического материала

 

1

05.09.2017

05.09.2017

3

Счет десятками и «круглые» двузначные числа

 

1

06.09.2017

06.09.2017

4

Решение задач с «круглыми» двузначными числами.

СР

1

07.09.2017

07.09.2017

5

Числовые равенства и неравенства

 

1

11.09.2017

08.09.2017

6

Числовое выражение и его значение

 

1

12.09.2017

12.09.2017

7

Сложение «круглых» двузначных чисел

СР

1

13.09.2017

13.09.2017

8

Вычитание «круглых» двузначных чисел. Десятки и единицы

 

1

14.09.2017

14.09.2017

9

Контрольная работа №1(входная)

КР

1

18.09.2017

21.09.2017

10

Арифметические сюжетные задачи. Краткая запись задачи

 

1

19.09.2017

15.09.2017

11

Различные варианты записи задачи

 

1

20.09.2017

19.09.2017

12

Килограмм. Сколько килограммов?

П/Р

2

21.09.2017

20.09.2017

25.09.2017

22.09.2017

13

Учимся решать задачи

 

1

26.09.2017

26.09.2017

14

Решение задач

СР

1

27.09.2017

27.09.2017

15

Прямая бесконечна

П/Р

1

28.09.2017

28.09.2017

16

Сложение «круглых» двузначных чисел с однозначными числами.

 

2

02.10.2017

29.09.2017

03.10.2017

03.10.2017

17

Решение арифметических задач

ср

1

04.10.2017

04.10.2017

18

Контрольная работа №2 по теме «Нумерация и сравнение двузначных чисел»

кр

1

05.10.2017

11.10.2017

19

Работа над ошибками. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел

 

1

09.10.2017

12.10.2017

20

Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд

СР

2

10.10.2017

05.10.2017

11.10.2017

10.10.2017

21

Решение арифметических задач

 

1

12.10.2017

13.10.2017

22

Поразрядное сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

 

1

16.10.2017

17.10.2017

23

Прямая и луч

ПР

1

17.10.2017

06.10.2017

24

Прибавление к «круглому» двузначному числу двузначного числа

 

1

18.10.2017

18.10.2017

25

Вычитание «круглого» двузначного числа из двузначного

 

1

19.10.2017

19.10.2017

26

Дополнение двузначного числа до «круглого» числа

 

1

23.10.2017

23.10.2017

27

Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд

 

1

24.10.2017

24.10.2017

28

Вычитание однозначного числа из «круглого»

 

1

25.10.2017

25.10.2017

29

Поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд

СР

1

26.10.2017

26.10.2017

30

Прямоугольник и квадрат

ПР

2

07.11.2017

07.11.2017

08.11.2017

08.11.2017

31

Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел»

КР

1

09.11.2017

09.11.2017

32

Работа над ошибками. Решение арифметических задач

 

1

13.11.2017

13.11.2017

33

Разностное сравнение чисел

 

2

14.11.2017

14.11.2017

15.11.2017

15.11.2017

34

Задачи на разностное сравнение

 

1

16.11.2017

16.11.2017

35

Отличие задач на разностное сравнение от других задач

СР

1

20.11.2017

20.11.2017

36

Двузначное число больше однозначного

 

1

21.11.2017

21.11.2017

37

Сравнение двузначных чисел

 

1

22.11.2017

22.11.2017

38

Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд

 

1

23.11.2017

23.11.2017

39

Поразрядное вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

СР

1

27.11.2017

27.11.2017

40

Контрольная работа по теме №4 «Сложение и вычитание двузначных чисел»

 

1

28.11.2017

28.11.2017

41

Работа над ошибками. Десять десятков или сотня

 

1

29.11.2017

29.11.2017

42

Дециметр и метр

ПР

1

30.11.2017

30.11.2017

43

Килограмм и центнер

ПР

1

04.12.2017

04.12.2017

44

Сантиметр и метр

 

1

05.12.2017

05.12.2017

45

Сумма одинаковых слагаемых и произведение. Знак «х»

 

1

06.12.2017

06.12.2017

46

Произведение и множители

 

1

07.12.2017

07.12.2017

47

Значение произведения и умножение

 

1

11.12.2017

11.12.2017

48

Задачи, раскрывающие смысл действия умножения

 

1

12.12.2017

12.12.2017

49

Перестановка множителей

 

1

13.12.2017

13.12.2017

50

Умножение числа 0 и на число 0

 

1

14.12.2017

14.12.2017

51

Умножение числа 1 и на число 1 Длина ломаной линии

ПР

1

18.12.2017

18.12.2017

52

Контрольная работа по теме №5 «Единицы измерения массы, длины»

КР

1

19.12.2017

19.12.2017

53

Работа над ошибками. Умножение числа 1 на однозначные числа

 

1

20.12.2017

20.12.2017

54

Умножение числа 2 на однозначные числа

 

1

21.12.2017

21.12.2017

55

Сумма сторон многоугольника. Периметр прямоугольника

ПР

1

25.12.2017

25.12.2017

56

Умножение числа 3 на однозначные числа

 

1

26.12.2017

26.12.2017

57

Умножение числа 4 на однозначные числа

 

1

27.12.2017

27.12.2017

58

Контрольная работа по теме№6 «Сумма и произведение»

КР

1

28.12.2017

28.12.2017

59

Работа над ошибками. Умножение и сложение: порядок выполнения действий

 

1

29.12.2017

29.12.2017

60

Периметр квадрата

ПР

1

15.01.2018

 

61

Умножение числа 5 на однозначные числа

 

1

16.01.2018

 

62

Угол. Умножение числа 6 на однозначные числа

ПР

1

17.01.2018

 

63

Умножение числа 7 на однозначные числа

СР

1

18.01.2018

 

64

Угол. Прямой, острый и тупой углы

ПР

1

24.01.2018

 

65

Умножение числа 8 на однозначные числа

 

1

22.01.2018

 

66

Умножение числа 9 на однозначные числа

 

1

23.01.2018

 

67

Углы многоугольника. Таблица умножения однозначных чисел

 

1

24.01.2018

 

68

Увеличение в несколько раз

СР

1

29.01.2018

 

69

Контрольная работа по теме №7 «Таблица умножения»

КР

1

30.01.2018

 

70

Контрольная работа по теме №7 «Таблица умножения»

 

1

31.01.2018

 

71

Разряд сотен и названия «круглых» сотен

 

1

01.02.2018

 

72

Сложение и вычитание «круглых» сотен

 

1

05.02.2018

 

73

Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых

 

1

06.02.2018

 

74

Трехзначное число – сумма «круглых» сотен и двузначного или однозначного числа

 

1

07.02.2018

 

75

Трехзначное число больше двузначного. Сравнение трехзначных чисел

СР

1

08.02.2018

 

76

Одно условие и несколько требований

 

1

12.02.2018

 

77

Введение дополнительных требований

 

1

13.02.2018

 

78

Запись решения задач по действиям

 

1

14.02.2018

 

79

Запись решения задачи в виде числового выражения. Учимся решать задачи и записывать их решение

 

1

15.02.2018

 

80

Контрольная работа по теме №8 «Решение задач»

КР

1

19.02.2018

 

81

Работа над ошибками. Способ сложения столбиком

 

1

20.02.2018

 

82

Окружность и круг

 

1

21.02.2018

 

83

Центр и радиус окружности

ПР

1

22.02.2018

 

84

Радиус и диаметр окружности

ПР

1

26.02.2018

 

85

Вычитание суммы из суммы

 

1

27.02.2018

 

86

Поразрядное вычитание чисел без перехода через разряд

 

2

28.02.2018

 

01.03.2018

 

87

Запись вычитания в строчку и столбиком

СР

1

05.03.2018

 

88

Способ вычитания столбиком

 

1

06.03.2018

 

89

Контрольная работа по теме №9«Сложение и вычитание трехзначных чисел»

КР

1

07.03.2018

 

90

Работа над ошибками. Сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком

 

1

09.03.2018

 

91

Умножение и вычитание: порядок выполнения действий

 

1

12.03.2018

 

92

Вычитание с помощью калькулятора

ПР

1

13.03.2018

 

93

Известное и неизвестное

 

1

14.03.2018

 

94

Числовое равенство и уравнение

 

1

15.03.2018

 

95

Как найти неизвестное слагаемое

 

2

19.03.2018

 

20.03.2018

 

96

Как найти неизвестное слагаемое

СР

1

21.03.2018

 

97

Учимся решать уравнения

 

1

22.03.2018

 

98

Контрольная работа по теме №10«Решение уравнений»

КР

1

03.04.2018

 

99

Распределение предметов поровну Деление. Знак «:»

ПР

1

04.04.2018

 

100

Частное и его значение

 

1

05.04.2018

 

101

Делимое и делитель

 

1

06.04.2018

 

102

Деление и вычитание

 

1

09.04.2018

 

103

Деление и измерение

 

1

10.04.2018

 

104

Деление пополам и половина

 

1

11.04.2018

 

105

Деление на несколько равных частей и доля

 

1

12.04.2018

 

106

Уменьшение в несколько раз

 

1

16.04.2018

 

107

Действия первой и второй ступеней

 

1

17.04.2018

 

108

Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы Который час? Полдень и полночь

ПР

1

18.04.2018

 

109

Циферблат и римские цифры

ПР

1

19.04.2018

 

110

Час и минута. Учимся узнавать время

ПР

1

23.04.2018

 

111

Контрольная работа №11(итоговая)

ИК/Р

1

24.04.2018

 

112

Откладываем равные отрезки. Числа на числовом луче

 

1

25.04.2018

 

113

Натуральный ряд чисел

 

1

26.04.2018

 

114

Час и сутки

П/Р

1

30.04.2018

 

115

Сутки и неделя

П/Р

1

02.05.2018

 

116

Сутки и месяц

 

1

03.05.2018

 

117

Месяц и год. Календарь

П/Р

1

04.05.2018

 

118

Год и век. Учимся пользоваться календарем

П/Р

1

07.05.2018

 

119

Контрольная работа №12 «Единицы времени»

КР

1

08.05.2018

 

120

Работа над ошибками. Данные и искомые

 

1

10.05.2018

 

121

Обратная задача

 

1

11.05.2018

 

122

Обратная задача и проверка решения данной задачи

 

1

14.05.2018

 

123

Запись решения задачи в виде уравнения

 

1

15.05.2018

 

124

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки

ПР

1

16.05.2018

 

125

Вычисление значений выражений

 

1

17.05.2018

 

126

Решение задач с проверкой

 

1

21.05.2018

 

127

Время – дата и время – продолжительность

ПР

1

22.05.2018

 

128

Занимательное путешествие по таблице умножения

 

1

23.05.2018

 

129

Так учили и учились в старину

 

1

24.05.2018

 

136

Согласовано

протокол № 1 заседания ШМО

учителей начальных классов

от « 28 » августа 2017г.

Согласовано

замдиректора по УВР

Кабилова О. .В. ________

от « 28 » августа 2017г

Автор
Дата добавления 25.02.2018
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров244
Номер материала 5394
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.