Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по геометрии 7

Рабочая программа по геометрии 7

Приложение

к основной образовательной программе

приказ № _____ от _______ 2016года

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №18

имени Виталия Яковлевича Алексеева г. Сургута

Рабочая программа

по геометрии

на 2016 - 2017 учебный год

класс 7А, Б, В

учитель: Гусева Светлана Геннадьевна

Количество часов по учебному плану

2

Всего за учебный год

70

В т.ч.

1 –я четверть

17

2 –я четверть

15

3 – я четверть

19

4 – я четверть

19

Планирование составлено на основе программы

«Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы./ сост. Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2009.

Учебник : Геометрия 7 – 9 классы:учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.С.Атанасян, и др. – М.: Просвещение, 2011г. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии в 7 классе рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов. Программа составлена на основе Государственной программы, допущенной и рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в 2004 году. Изучение данного курса определено в учебном плане МБОУ СОШ №18 им. В.Я.Алексеева федеральным компонентом.

Программа составлена с учетом увеличения теоретической значимости изучаемого материала и учетом того, что расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства. Преобразование геометрических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству.

Образовательные и воспитательные задачи обучения геометрии должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики геометрии как учебного предмета, определяющего её роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. При планировании уроков следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. Организуя решение задач, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизированное применение объяснительно-иллюстрированных и эвристических методов, использование технических средств, ИКТ -компонента. Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных и письменных видов работы, как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов.

Основные цели курса:

-овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

-приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

-освоение навыков и умений проведения доказательств, обоснования выбора решений;

-приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

-развить пространственные представления и умения, помочь освоить основные факты и методы планиметрии;

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

Задачи обучения:

-ввести основные геометрические понятия, научить различать их взаимное расположение;

-научить распознавать геометрические фигуры и изображать их;

-ввести понятия: теорема, доказательство, признак, свойство;

-изучить признаки равенства треугольников;

-изучить признаки параллельности прямых и научить применять их при решении задач и доказательстве теорем;

-научить решать геометрические задачи на построение, на доказательства и вычисления;

-подготовить к дальнейшему изучению геометрии в последующих классах.

В рабочей программе представлены содержание математического образования, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, виды контроля, а также компьютерное обеспечение урока.

          Компьютер нашел свое место в каждой школе. Материально- техническая сторона компьютерной базы школ непрерывно улучшается. Все большее число учащихся осваивают первоначальные навыки пользователя компьютером. Однако в настоящее время недостаточное внимание уделяется разработке методик применения современных информационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебный процесс и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля для каждодневной работы с учащимися.  Цель создания данной рабочей программы – внедрение компьютерных технологий в учебный процесс преподавания геометрии в 7 классе.

     Программы составлены на основе обязательного минимума содержательной области образования «Математика», а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по математике. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных геометрических фигур, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке. Любой учащийся может использовать компьютерную информационную базу по методам решения различных задач, по свойствам элементарных функций и т.д.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ. Рядом с учеником на таких уроках – включенный компьютер, который он использует по своему усмотрению.

Урок-контрольная работа. Контроль знаний.

    

Компьютерное обеспечение уроков

      В разделе рабочей программы «Компьютерное обеспечение» спланировано применение имеющихся компьютерных продуктов: демонстрационный материал, задания для устного опроса учащихся, практические работы.

Демонстрационный материал (слайды).

Создается с целью обеспечения наглядности при изучении нового материала, использования при ответах учащихся. Применение анимации при создании такого компьютерного продукта позволяет рассматривать вопросы математической теории в движении, обеспечивает другой подход к изучению нового материала, вызывает повышенное внимание и интерес у учащихся.                 

          При решении любых задач использование графической интерпретации условия задачи, ее решения позволяет учащимся понять математическую идею решения, более глубоко осмыслить теоретический материал по данной теме.

Задания для устного счета.

Эти задания дают возможность в устном варианте отрабатывать различные вопросы теории и практики, применяя принципы наглядности, доступности. Их можно использовать на любом уроке в режиме учитель – ученик, взаимопроверки, а также в виде тренировочных занятий.

На любом из уроков возможно использование компьютерных устных упражнений, применение тренажера устного счета, что активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает вычислительные навыки, так как позволяет осуществить иной подход к изучаемой теме.  

      Использование компьютерных технологий  в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес  к изучению данного предмета.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Тема 1. «Начальные геометрические сведения» (11 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Возникновение геометрии из практики.

  • Начальные понятия и теоремы геометрии

  • Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

  • Точка, прямая и плоскость.

  • Понятие о геометрическом месте точек.

  • Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

  • Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

  • Перпендикулярность прямых.

Требования к математической подготовке 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

  • Уметь изображать геометрические фигуры.

  • Уметь выполнять чертежи по условию задач

  • Уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Начертите три неразвернутых угла и обозначьте каждый из них одним из трех способов.

  2. Определите длину ломаной АВСD

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Точки А,В и С лежат на одной прямой. Может ли точка В разделить точки А и С, если АС=7 м, ВС =7,6 м? Объясните ответ.

  2. Даны прямая и три точки А, В, С, не лежащие на одной прямой. Известно, что отрезок АВ пересекает прямую, а отрезок АС не пересекает ее. Пересекает ли прямую отрезок ВС? Объясните ответ.

Тема 2. «Треугольники» (18 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Треугольник.

  • Свойство серединного перпендикуляра к отрезку.

  • Перпендикуляр и наклонная к прямой.

  • Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники.

  • Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника.

  • Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

  • Признаки равенства треугольников.

  • Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Требования к математической подготовке 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

  • Знать и уметь доказывать теоремы о равенстве треугольников.

  • Уметь решать простейшие задачи на построение

  • Уметь выполнять чертежи по условию задач

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

Уровень обязательной подготовки выпускника

    1. Треугольники АВС и PQR равны. Известно, что сторона АВ=10 см, а угол С равен 90о. Чему равны сторона PQ и угол R?

    2. Постройте треугольник по трем данным сторонам а, b и с с помощью циркуля и линейки.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Треугольники АВС и PQR равны. Точка К – середина стороны АС, а точка М – середина стороны РR. Докажите, что ВК=QM.

  2. Постройте треугольник по данным стороне, прилежащему к ней углу и проведенной к ней высоте.

Тема 3. «Параллельные прямые» (13 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Параллельные и пересекающиеся прямые.

  • Теоремы о параллельности прямых.

  • Свойства параллельных прямых.

Требования к математической подготовке 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

  • Уметь изображать геометрические фигуры.

  • Уметь выполнять чертежи по условию задач.

  • Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.

  • Уметь находить равные углы при параллельных прямых и секущей.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

На рисунке точка О является серединой отрезка АС.

ВАО=DCO. Докажите равенство треугольников АВО и CDO.

Уровень возможной подготовки выпускника

Докажите, что две прямые либо параллельны, либо пересекаются в одной точке.

Тема 4. «Соотношения между сторонами и углами треугольника» (20 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Неравенство треугольника.

  • Сумма углов треугольника.

  • Внешние углы треугольника.

  • Зависимость между величинами сторон и углов треугольника.

  • Свойства прямоугольных треугольников.

  • Признаки равенства прямоугольных треугольников.

  • Расстояние от точки до прямой.

  • Расстояние между параллельными прямыми.

  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

Требования к математической подготовке

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия.

  • Знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.

  • Уметь находить расстояния от точки до прямой, между параллельными прямыми.

  • Уметь решать задачи на построение.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

  1. Найдите углы, образованные при пересечении биссектрис острых углов прямоугольного равнобедренного треугольника.

  2. Докажите, что биссектриса угла образует с его сторонами углы не больше 90о.

Уровень возможной подготовки выпускника

  1. Найдите смежные углы, если один из них в 2 раза больше другого.

Тема 5. «Повторение. Решение задач» (8 часов)

 Раздел математики. Сквозная линия.

  • Геометрические фигуры и их свойства.

  • Измерение геометрических величин.

Обязательный минимум содержания образовательной области математика

  • Начальные понятия и теоремы геометрии

  • Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

  • Треугольник.

  • Признаки равенства треугольников.

  • Сумма углов треугольника.

  • Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

  • Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение.

Требования к математической подготовке 

Уровень обязательной подготовки обучающегося

  • Уметь пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.

  • Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение.

  • Уметь изображать геометрические фигуры.

  • Уметь выполнять чертежи по условию задач.

  • Уметь доказывать теоремы о параллельности прямых с использованием соответствующих признаков.

  • Уметь вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей).

  • Знать и уметь доказывать теоремы о сумме углов треугольника и ее следствия.

  • Знать некоторые свойства и признаки прямоугольных треугольников.

  • Уметь решать задачи на построение.

Уровень возможной подготовки обучающегося

  • Уметь решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними.

  • Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Уровень обязательной подготовки выпускника

    1. Периметр равнобедренного треугольника равен 1 м, а основание равно 0,4 м. Найдите длину боковой стороны.

    2. В треугольнике АВС А = 50о, В = 65о. Через вершину В проведена прямая ВК так, что луч ВС – биссектриса угла АВК. Докажите, что АС // ВК.

3. Построить прямоугольный треугольник по катету и прилегающему к нему острому углу.

Уровень возможной подготовки выпускника

    1. В треугольнике АВС медиана ВМ равна половине стороны АС найдите угол В треугольника.

    2. На рисунке ВО = OD и AO = OC. Докажите, что .

    3. Постройте треугольник по острому углу и двум высотам, проведенным к сторонам, образующим данный угол.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ГЕОМЕТРИИ В 7 КЛАССЕ

№ п/п

Тема раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Повторение

план.

факт.

Глава I. Начальные геометрические сведения (11 ч.)

1

Прямая и отрезок

1

Взаимное расположение точек и прямых, свойства прямой

Отрезок, точка

2

Луч и угол

1

Угол, внутренняя и внешняя области неразвёрнутого угла

Луч, начало луча, угол, его стороны и вершины

3

Сравнение отрезков и углов

1

Равенство геометрических фигур, сравнение отрезков и углов, середина отрезка, биссектриса угла

Угол, прямая, точка

4

Измерение отрезков

1

Длина отрезка, свойства длин отрезков, единицы измерения и инструменты для измерения отрезков

Отрезок, концы отрезка, единицы измерения длины

5

Решение задач по теме «Измерение отрезков»

1

6

Измерение углов

1

Градус и градусная мера угла, свойства градусных мер угла, свойства измерения углов

Развернутый угол, прямой и острый углы

7

Смежные и вертикальные углы

1

Смежные и вертикальные углы, их свойства

Построение углов

8

Перпендикулярные прямые

1

Определение и свойства перпендикулярных прямых

Деление угла пополам

9

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Решение задач по данной теме

10

Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»

1

11

Анализ контрольной работы

1

Глава II. Треугольники (18 ч.)

12

Треугольники

1

Понятие треугольника и его элементов, равные треугольники

Угол, прямая, точка

13

Первый признак равенства треугольников

1

Понятие теоремы и доказательство теоремы, признак равенства треугольников по двум сторонам и углу между ними

Равные треугольники

14

Решение задач на применение первого признака равенства треугольников

1

Понятие перпендикуляра к прямой, теорема о перпендикуляре

Угол, прямая, точка

15

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника

1

Высота, биссектриса и медиана треугольника

Треугольник

16

Свойства равнобедренного треугольника

1

Равнобедренный треугольник, боковые стороны, основание, равносторонний треугольник

Тупой, острый, прямой

17

Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник»

1

18

Второй признак равенства треугольника

1

Признак равенства треугольников по стороне и прилежащим к ней углам

Первый признак равенства треугольников

19

Решение задач на применение второго признака равенства треугольника

1

20

Третий признак равенства треугольника

1

Признак равенства треугольников по трем сторонам

Первый и второй признаки равенства треугольников

21

Решение задач на применение третьего признака равенства треугольника

1

22

Окружность

1

Определение окружности, радиус, хорда, диаметр, центр, круг

Треугольник

23

Примеры задач на построение

1

Представление о задачах на построение

Треугольник

24

Решение задач на построение

1

Построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка

Треугольник

25, 26

Решение задач на применение признаков равенства треугольника

2

Решение задач на применение признаков равенства треугольников, на построение с помощью циркуля и линейки

Треугольник

27

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

28

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

1

29

Анализ контрольной работы

1

Глава III. Параллельные прямые (13 ч.)

30, 31

Признаки параллельности прямых

2

Параллельные прямые, параллельные отрезки

Точка, прямая

32

Практические способы построения параллельные прямых

1

Накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, признак параллельности двух прямых

Параллельные прямые, секущая

33

Решение задач по теме «Признаки параллельности прямых»

1

Практические способы построения параллельных прямых и применение их на практике

Параллельные прямые, секущая

34

Аксиома параллельности прямых

1

Аксиома параллельных прямых и её следствие

Параллельные прямые, секущая

35, 36

Свойства параллельности прямых

2

37-39

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3

Секущая, внутренние односторонние, внутренние накрест лежащие, свойства параллельных прямых

Прямая, углы

40

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Решение задач на применение признаков и свойств параллельных прямых

41

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

42

Анализ контрольной работы

1

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч.)

43, 44

Сумма углов треугольника

2

Сумма углов треугольника, внешний угол

Треугольник, смежный угол

45, 46

Соотношения между сторонами и углами треугольника

2

Гипотенуза, катет, признак равенства прямоугольных треугольников по гипотенузе и катету

Прямоугольный, остроугольный, тупоугольный треугольники

47

Неравенство треугольника

1

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

Гипотенуза, катет, треугольник

48

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

Неравенство треугольника

Соотношения между сторонами и углами треугольника

49

Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

50

Анализ контрольной работы

1

51

Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства

1

Свойства прямоугольных треугольников

Треугольник, катет, гипотенуза

52

Решение задач на применение свойств прямоугольного треугольника

1

53

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

Признаки равенства прямоугольных треугольников

Прилежащий угол, противолежащий угол, гипотенуза, катет

54

Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник»

1

55

Расстояние от точки до прямой

1

Наклонная, длина перпендикуляра, расстояние от точки до прямой

Прямая, перпендикуляр, отрезок

56

Расстояние между параллельными прямыми

1

57, 58

Построение треугольника по трем элементам

2

Задачи на построение треугольника по трём элементам

Прямая, перпендикуляр, отрезок

59

Решение задач на построение

1

Решение задач на построение, нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми

Прямая, перпендикуляр, отрезок

60

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1

61

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

1

62

Анализ контрольной работы

1

Глава V. Повторение (8 ч.)

63

Начальные геометрические сведения

1

Начальные геометрические сведения: точка, отрезок, прямая, луч, угол

64, 65

Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник

2

Решение задач на применение признаков равенства треугольников, на построение с помощью циркуля и линейки

66

Соотношения между сторонами и углами треугольника

1

Решение задач на нахождение расстояния от точки до прямой и расстояния между параллельными прямыми

67

Задачи на построение

1

Решение задач на построение

68

Итоговая контрольная работа

1

69

Анализ итоговой контрольной работы

1

70

Проектная деятельность

1

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Раздел

Общее количество часов

Формы подведения итогов

1

Глава I. Начальные геометрические сведения

11

Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы»

2

Глава II. Треугольники

18

Контрольная работа №2 по теме «Треугольники»

3

Глава III. Параллельные прямые

13

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

4

Глава IV. Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам»

5

Глава V. Повторение

8

Итоговая контрольная работа

6

Итого

70

Автор
Дата добавления 17.08.2017
Раздел Геометрия
Подраздел Рабочая программа
Просмотров310
Номер материала 4279
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.