Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по математике для 4 класса (Петерсон)

Рабочая программа по математике для 4 класса (Петерсон)

Южное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы

Автономная некоммерческая организация общеобразовательная

Частная Школа «Премьер»

Россия 115563 Москва, Шипиловская улица, д. 40, корпус 2, телефон (495) 393-08-18

E-mail: school@premier.edu.ru

«Рассмотрено»

на заседании ШМО

председатель методического объединения

………………………..

/Е.В.Шайкина/

Протокол № ……….

от «…»…………..2016 г.

«Согласовано»

заместитель

директора

по УВР

………………………

/Л.П.Холодкова/

«…» …………..2016 г.

«Утверждаю»

директор школы

…………………….

/Ю.В. Андросова/

Приказ №…….

от «…»…………..2016 г.

Рабочая программа

по математике

для 4 класса

на 2016 – 2017 учебный год

4часа в неделю/136 учебных часов,

уровень обучения – базовый

Педагог – составитель:

Щербаченко Н.В.

учитель начальных классов

АНО «Школа «Премьер»

ЮАО г. Москвы

МАТЕМАТИКА

Авторы: Л.Г. Петерсон

Программа разработана на основе приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№ 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО», ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту системы учебников «ПЕРСПЕКТИВА».

Разделы:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2. Содержание учебного предмета, курса;

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Место курса в учебном плане:

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится по 4 ч. в неделю: 136 часов/34 недели.

Результаты изучения курса:

Содержание курса математики обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

1. Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

2. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

4. Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

6. Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

7. Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

8. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

Метапредметные результаты

1. Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

2. Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

3. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

4. Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

6. Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представление информации, создание моделей изучаемых объектов и процессов, решение коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

7. Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

8. Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

9. Овладение навыками смыслового чтения текстов.

10. Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

11. Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении — готовность конструктивно их разрешать.

12. Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.

13. Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

1. Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

2. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

3. Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.

4. Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

5. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

6. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

7. Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Личностные результаты

1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3.Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4.Использование знаково - символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5.Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса - 136 часов (4 час/нед — 34 недели)

Числа и арифметические действия с ними..

Оценка и прикидка результатов арифметических действий.

Числовое выражение. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении и др.).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).

Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа. Доли. Сравнение долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деление и дроби. Нахождение части числа, числа по его части и части, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).

Текстовые задачи. Проведение самостоятельного анализа задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, таблицы, диаграммы, краткой записи и др.). Планирование хода решения задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом (по действиям с пояснением, по действиям с вопросами, с помощью составления выражения). Арифметические действия с величинами при решении задач. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Проверка решения задачи.

Задачи с некорректными формулировками (лишними и неполными данными, нереальными условиями). Примеры задач, решаемых разными способами.

Выявление задач, имеющих внешне различные фабулы, но одинаковое математическое решение (модель).

Составные задачи на все 4 арифметических действия. Общий способ анализа и решения составной задачи.

Задачи на нахождение задуманного числа. Задачи на нахождение чисел по их сумме и разности.

Задачи на приведение к единице.

Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Три типа задач на дроби. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Задачи на одновременное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием).

Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Геометрические фигуры и величины .

Прямоугольный треугольник,его углы,стороны (катеты,гипотенуза).

Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника и прямоугольного треугольника. Приближённое измерение площади геометрической фигуры. Оценка площади. Измерение площади с помощью палетки.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.

Преобразование, сравнение геометрических величин и арифметические действия с ними.

Исследование свойств геометрических фигур на основе анализа результатов измерений геометрических величин. Свойство сторон прямоугольника. Свойство углов треугольника, четырёхугольника. Свойство смежных углов. Свойство вертикальных углов и др.

Величины и зависимости между ними .

Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.

Формула площади прямоугольного треугольника S = (a ∙ b) : 2.

Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.

Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления: v сближения = v1 + v2 и v у даления = v1 – v2. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d = s0 – (v1 + v2) ∙ t), в противоположных направлениях (d = s0 + (v1 + v2) ∙ t), вдогонку (d = s0 – (v1 – v2) ∙ t), с отставанием (d = s0 – (v1 – v2) ∙ t). Формула одновременного движения s = v х t

Координатный угол. График движения.

Наблюдение зависимостей между величинами и их запись на математическом языке с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Опыт перехода от одного способа фиксации зависимостей к другому. Преобразование,сравнение,сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.

Алгебраические представления.

Равенство и неравенство.

Решение неравенства на множестве целых неотрицательных чисел. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки ≥, ≤ . Двойное неравенство.

Использование буквенной символики для обобщения и систематизации знаний.

Математический язык и элементы логики. Знакомство с символическим обозначением долей,дробей, процентов,записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков. Определение истинности математических высказываний. Определение истинности и ложности высказываний.

Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «... и/или ...», «если ..., то ...», «верно/неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не».

Работа с информацией и анализ данных.

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы: чтение, интерпретация данных, построение.

Работа с текстом:проверка понимания: выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров;конспектирование.

Обобщение и систематизация знаний.

Портфолио ученика.

Календарно-тематическое планирование учебного материала по математике

для обучающихся 4 класса на 2016-2017 учебный год

Количество часов в курсе: 136 (4 часа в неделю)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1 четверть

36

1

Неравенство.

1

2

Решение неравенства.

1

3

Множество решений.

1

4

Строгое и нестрогое неравенство.

1

5

Двойное неравенство.

1

6

Высказывания с союзами «и», «или». Работа с текстом.

1

7-8

Оценка суммы, разности произведения и частного.

2

9-10

Зависимость между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения и деления.

2

11-12

Прикидка результатов арифметических действий.

2

13

Контрольная работа № 1

1

14-15

Деление с однозначным частным.

2

16-17

Деление на двузначное и трёхзначное число.

2

18

Общий случай деления многозначных чисел.

1

19

Математическое исследование.

1

20

Гипотеза.

1

21

Оценка площади.

1

22

Приближённое вычисление площади с помощью палетки.

1

23

Наблюдение зависимостей между величинами, описывающими движение объекта по числовому отрезку.

1

24

Контрольная работа № 2

1

25-26

Измерения и дроби.

2

27-28

Недостаточность натуральных чисел для практических измерений.

2

29-30

Доли. Сравнение дробей.

2

31

Процент.

1

32-33

Задачи на нахождение доли (процента) числа и числа по его доле (проценту).

2

34-35

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче.

2

36

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями.

1

2 четверть

26

37

Задачи на нахождение части (процента) от числа и числа по его части (проценту).

1

38-39

Площадь прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S-(a x b):2

2

40-41

Решение задач на вычисление площади фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников.

2

42

Деление и дроби.

1

43-44

Задачи на нахождение части (процента), которую одно число составляет от другого.

2

45

Контрольная работа №3

1

46

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

1

47-48

Решение текстовых задач на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

2

49

Правильные и неправильные дроби.

1

50

Правильные и неправильные части величин.

1

51-52

Три типа задач на части (проценты).

2

53

Смешанные числа.

1

54

Выделение целой части из неправильной дроби.

1

55

Представление смешанного числа в виде неправильной дроби.

1

56-57

Сложение и вычитание смешанных чисел с одинаковыми знаменателями дробной части.

2

58-62

Решение уравнений и текстовых задач, нахождение значений числовых и буквенных выражений на все изученные действия с числами.

5

3 четверть

46

63-64

Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел.

2

65-66

Рациональные вычисления со смешанными числами.

2

67

Контрольная работа № 4

1

68

Шкалы. Цена деления шкалы.

1

69-70

Определение цены деления шкалы и построения шкалы с заданной ценой деления

2

71

Числовой луч. Координатный луч.

1

72

Определение координат точек и построение точек по их координатам.

1

73

Расстояние между точками координатного луча.

1

74

Равномерное движение точек по координатному лучу.

1

75

Построение модели движения на координатном луче по формулам и таблицам.

1

76-78

Одновременное равномерное движение по координатному лучу.

3

79-81

Скорость сближения и скорость удаления двух объектов, формулы:

Vсбл.=V1+V2 и Vуд.=V1-V2

3

82-83

Исследование встречного движения, движения в противоположных направлениях, вдогонку и с отставанием.

2

84-87

Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (d=S о-(V1+V2) x t), в противоположных направлениях (d=S о+(V1+V2)x t),

вдогонку , с отставанием.

4

88-90

Формула одновременного движения s=V сбл. x t встр.

3

91-93

Решение составных задач на все случаи одновременного равномерного движения.

3

94

Контрольная работа №5

1

95

Действия над составными именованными числами. Умножение и деление именованных чисел на натуральное число.

1

96

Новые единицы площади: ар, гектар.

1

97

Преобразование именованных чисел и действий с ними. Решение задач на действия с именованными числами.

1

98-99

Сравнение углов. Измерение углов.

2

100-101

Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.

2

102-105

Развёрнутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.

4

106-108

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

3

4 четверть

28

109-112

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы: чтение, анализ данных, построение.

4

113

Контрольная работа № 6

1

114-115

Передача изображений на плоскости.

2

116-117

Координатный угол, начало координат, ось абсцисс, ось ординат.

2

118-119

Определение координат точек и построение точек по их координатам.

Точки на осях координат.

2

120-121

Построение в координатной плоскости многоугольников по координатам их вершин.

2

122-124

Графики движения: изображение движения и остановки объектов, движения нескольких объектов в одном направлении и противоположных направлениях, обозначение места встречи объектов.

3

125-126

Чтение и интерпретация графиков движения, построение, составление рассказов.

2

127

Контрольная работа № 7

1

128

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.

1

129-130

Выполнение творческих работ «Кодирование изображение», «Самостоятельное составление и описание графиков движения».

2

131-132

Проект «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)».

2

133

Портфолио ученика 4 класса.

1

134-136

Переводная и итоговая контрольные работы.

3

Автор
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров611
Номер материала 3430
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.