Уроки математики / Рабочая программа / Рабочая программа по математике (4 класс УМК "Школа России")

Рабочая программа по математике (4 класс УМК "Школа России")

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования «Школа России». Сборник рабочих программ.1-4классы. Пособие для учителей образовательных учреждений. (Школа России) М.: «Просвещение», 2011г., авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», к завершенной предметной линии учебников «Математика» (автор Моро М.И.).

Программа реализуется посредством следующего учебно-методического комплекта:

«Математика» авторов Моро М. И., Бантовой М. А. Волковой С. И., Степановой С. В.

1) Учебник для общеобразовательных учреждений. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. 4 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013

2) Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Моро М.И., Волкова С.И. М.: Просвещение, 2013

3) Математика. Проверочные работы. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Моро М.И., Волкова С.И. М. : Просвещение, 2013

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Обучение математике в 4 классе закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в 4 классе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая .

Планируемые сроки освоения рабочей программы по предмету «Математика» с 01.09.2015 г. по 25.05.2016 г.

Формы, методы и технологии организации уроков по учебному предмету: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра, учебный диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)), проблемное обучение, информационно-коммуникативные и игровые технологии, здоровьесберегающий подход, педагогика сотрудничества.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.  При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
    Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.

Содержательные линии по предмету:

  • Числа (нумерация, запись, чтение натуральных чисел и счёт предметов) и величины (масса, доли, время и зависимость между величинами).

  • Арифметические действия (устные и письменные приёмы сложения и вычитания, умножения и деления).

  • Работа с текстовыми задачами (разные виды задач).

  • Пространственные отношения. Геометрические фигуры (расположение фигур на плоскости, виды фигур (круг, окружность, треугольники).

  • Геометрические величины (площадь: единицы, способы сравнения и нахождения).

  • Работа с информацией (задачи-расчёты, задания логического, поискового и творческого характера).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).

Место предмета в учебном плане

Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 4–х классах: обучение в объёме – 136 часов, 4 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Цели:

  • Математическое развитие младших школьников.

  • Формирование системы первоначальных математических знаний.

  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Задачи:

  • формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

  • развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развивать пространственное воображение;

  • развивать математическую речь;

  • формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формировать умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

  • развивать познавательные способности;

  • воспитывать стремления к расширению математических знаний;

  • формировать критичность мышления;

  • развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами четвероклассников являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировал вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами четвероклассников являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков символов, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами четвероклассников являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действий, текстовых задач, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Планируемые результаты освоения программы по математике

Планируемые личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;

  • уважительное отношение к иному мнению и культуре.

  • навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;

  • умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;

  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

  • интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;

  • умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

  • владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  • работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;

  • использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;

  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;

  • читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

  • использовать различные способы поиска ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

  • признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;

  • принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;

  • принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Планируемые предметные результаты

Четвероклассник научится

Четвероклассник получит возможность научиться

Числа и величины.

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — - дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр),

- сравнивать   названные   величины,   выполнять   арифметические действия с этими величинами.

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия.

- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

- выделять  неизвестный  компонент  арифметического действия и находить его значение;

- вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

- выполнять действия с величинами;

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

- проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами.

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в  1—2 действия);

- оценивать правильность хода решения и

- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть,  четверть, пятая, десятая часть);

- решать задачи в 34 действия;

- находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,

прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

- выполнять построение геометрических фигур с заданными

измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью

линейки, угольника;

- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

- распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

- соотносить реальные объекты с моделями

геометрических фигур.

- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины.

- измерять длину отрезка;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

- вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией.

- читать несложные готовые таблицы;

- заполнять несложные готовые таблицы;

- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

- читать несложные готовые круговые диаграммы;

- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

- сравнивать и обобщать информацию,  представленную в строках и столбцах несложные  таблиц и диаграмм;

- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

- планировать  несложные  исследования,   собирать  и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложные исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета

Повторение. Числа от 1 до 1000 (13 часов)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа больше 1000. Нумерация (11 часов)

Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числа больше 1000. Величины (18 часов)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Числа больше 1000. Сложение и вычитание (11 часов)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа больше 1000. Умножение и деление (71 час)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (10 часов)

Резерв(2 часа)

Разделы тематического планирования

Тема

Кол-во часов

(авторская программа)

Кол-во часов

(рабочая программа)

Числа от 1 до 1000. Повторение.

13

13

Числа больше 1000. Нумерация

11

11

Числа больше 1000.Величины

18

18

Числа больше 1000.Сложение и вычитание

11

11

Числа больше 1000.Умножение и деление

71

71

Повторение

12

10

Резерв

2

Содержание программы «Математика» полностью соответствует авторской программе М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой «Математика», в тематический план изменения не внесены.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

4 класс (136 ч.)

№ урока

Дата

4а4б

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Стр.

Числа от 1 до 1000. Повторение (13 часов)

1.

1.

Нумерация. Счет предметов. Разряды.

Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной.

4-5

2.

2.

Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение, деление. Числовые выражения. Порядок выполнения действий.

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

6-7

3.

3.

Сложение многозначных чисел

Выполнять письменные вычисления с натуральными числами. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.

8

4.

4.

Приемы письменного вычитания.

Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них.

9

5.

5.

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные числа.

Выполнять письменно умножение в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Находить значения числовых выражений со скобками и без них.

10

6.

6.

Умножение на 0 и 1.

Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное.

11

7.

7.

Приемы письменного деления на однозначное число.

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Решать задачи арифметическим способом.

13

8.

8.

Приемы письменного деления на однозначное число.

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1 и нуля на число.

14

9.

9.

Приемы письменного деления на однозначное число.

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Решать уравнения и сравнивать их решения.

15

10.

10.

Чтение и составление столбчатых диаграмм

Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль.

16-17

11.

11.

Закрепление по теме: «Что узнали. Чему научились».

Читать и строить столбчатые диаграммы. Использовать диаграммы для сбора и представления данных.

18-19

12.

12.

Входная контрольная работа № 1

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

13

13

Работа над ошибками. Страничка для любознательных.

Выполнять вычисления и делать проверку. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

19-20

Числа, которые больше 1000

Нумерация (11 часов)

14.

1.

Нумерация. Класс единиц и класс тысяч.

Излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Читать любые числа в пределах миллиона.

22-23

15.

2

Чтение многозначных чисел.

24

16.

3

Запись многозначных чисел.

Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Записывать и читать любые числа в пределах миллиона.

25

17.

4

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых.Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе.

26

18.

5

Сравнение многозначных чисел

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Сравнивать числа, с опорой на порядок следования чисел при счете. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

27

19.

6

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1000 раз.

Упорядочивать заданные числа. Проверять правильность выполненных вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

28

20.

7

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда.

Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000, с опорой на порядок следования чисел при счете. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе.

29

21.

8

Класс миллионов. Класс миллиардов.

Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Сравнивать многозначные числа, с опорой на порядок следования чисел при счете.

30

22.

9

Закрепление по теме «Нумерация многозначных чисел».

Образовывать, читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 000 по классам и разрядам, с опорой на порядок следования чисел при счете. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения).Понимать информацию, представленную разными способами (текст, таблица, схема, диаграмма и др.).

34-35

23

10

Проект «Математика вокруг нас» Создание математического справочника «Наш город»

Создавать математический справочник «Наш город в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы.

24.

11

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация чисел больше 1000».

Читать и записывать многозначные числа, состоящие из единиц III и IV классов, с опорой на порядок следования чисел при счете. Решать задачи арифметическим способом.

Величины (18 часов)

25.

1

Единицы длины километр.

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Измерять и сравнивать длины, упорядочивать их значения.

36-37

26.

2

Таблица единиц длины.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц длины к другим.

38

27.

3

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Сравнивать значения площадей разных фигур, упорядочивать их значения.

39-40

28.

4

Таблица единиц площади.

Сравнивать значения площадей разных фигур. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц площади к другим.

41

29.

5

Таблица единиц площади.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц площади к другим. Решать задачи.

42

30.

6

Определение площади с помощью палетки (практ. работа).

Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

43-44

31.

7

Единицы массы. Тонна. Центнер.

Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения массы к другим.

45

32.

8

Таблица единиц массы.

Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц массы к другим.

46

33.

9

Контрольная работа за I четверть.

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания..

34.

10

Работа над ошибками.

Сравнивать предметы по массе. Характеризовать явления и события с использованием величин.

35.

11

Единицы времени :год, месяц, неделя

Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

47

36.

12

Единицы времени: час

Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

48

37.

13

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.

Рассматривать единицы времени – секунду, век. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах).

49

38.

14

Единица времени: секунда

Рассматривать единицы времени – секунду, век. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их.

50

39.

15

Единицы времени. Век.

Сравнивать величины (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах.

51-52

40.

16

Таблица единиц измерения времени.

Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц времени к другим.

52-53

41.

17

Закрепление изученного материала по теме «Величины».

Проверять усвоение изучаемой темы. Переводить одни единицы длины, площади, массы в другие, используя соотношения между ними.

54-55

42.

18

Проверочная работа по теме «Величины».

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по длине, площади и массе, упорядочивать их. Решать задачи арифметическим способом.

58-59

Сложение и вычитание (11 часов)

43

1

Устные и письменные приемы вычислений.

Проверять и правильно выполнять сложение и вычитание. Сравнивать значения величин.

60

44.

2

Устные и письменные приемы вычислений.

Использовать правило нахождения неизвестного слагаемого. Выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

61

45.

3

Нахождение неизвестного слагаемого.

Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку.

62

46.

4

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения.

63

47.

5

Решение задач на нахождение нескольких долей целого и целого по его доле

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с составлением выражения). Выполнять сложение и вычитание величин.

64-65

48.

6

Решение задач и уравнений.

Решать уравнения, задачи и сравнивать их решения. Записывать вычисления в строчку и столбиком.

66

49.

7

Сложение и вычитание величин.

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин.

67

50.

8

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

68

51

9

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».«Странички для любознательных»

Проверять, правильно выполнено сложение и вычитание. Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей, строить и объяснять простейшие логические выражения.

69

70-71

52

10

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

72-73

53

11

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов(Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».)

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

74-75

Умножение и деление ( 11часов)

54.

1

Алгоритм письменного умножения многозначного числа на обнозначное.

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, с использованием соответствующих терминов. Находить значение буквенных выражений.

76

55.

2

Письменные приёмы умножения многозначных чисел.

Выполнять письменное умножение многозначного числа на однозначное, с использованием соответствующих терминов. Решать текстовые задачи арифметическим способом

77

56.

3

Умножение на 0 и 1.

Решать уравнения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с составлением выражения). Выполнять письменное умножение чисел, запись которых оканчивается нулями, с использованием соответствующих терминов.

78

57.

4

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Выполнять деление с объяснением. Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом.

79

58.

5

Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя

Соотносить компоненты деления и умножения. Решать уравнения, задачи

80

59.

6

Устные приемы деления.

Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом.

81

60.

7

Письменные приемы деления.

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение, деление.

82-83

61.

8

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме.

Решать уравнения, задачи и сравнивать их решения. Записывать вычисления в строчку и столбиком.

84

62.

9

Письменные приемы деления

Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением.

85

63.

10

Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения». Анализ результатов. (Контрольная работа № 5 за I полугодие.)

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).

64.

11

Решение текстовых задач

Выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное. Находить значение уравнений и числовых выражений.

Решать текстовые задачи на пропорциональное деление.

86

65.

12

Подробная и краткая запись при делении

Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин.

87

66.

13

Решение текстовых задач

Составлять план решения текстовых задач и решать задачи арифметическим способом. Находить периметр прямоугольника (квадрата).

88

67

14

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Излагать и аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Выполнять деление многозначного числа на однозначное, делать проверку.

89-90

68

15

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились».

Находить значение буквенных выражений, решать текстовые задачи арифметическим способом.

91-95

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)

2 часть

69.

16

Скорость. Время. Расстояние.

Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц скорости к другим.

4-5

70.

17

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

6

71.

18

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Называть единицы скорости.Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

7

72

19

Закрепление изученного материала.

Моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости.

Решать задачи творческого и поискового характера.

8

73.

20

«Страничка для любознательных»

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей, строить и объяснять простейшие логические выражения.

9-11

74.

21

Проверочная работа по теме «Решение задач на движение».

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами. Находить значения числовых выражений. Находить результат при умножении числа на произведение удобным способом.

75.

22

Построение геометрических фигур.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

76.

23

Умножение числа на произведение.

Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Решать текстовые задачи арифметическим способом.

12

77.

24

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях.. Решать задачи на одновременное встречное движение.

13

78.

25

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Сравнивать именованные числа.

14-15

79.

26

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние.

Решать задачи на одновременное встречное движение. Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим.

16

80.

27

Перестановка и группировка множителей.

Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения.

17

81.

28

Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Закрепление изученного материала.

Решать задачи на одновременное встречное движение. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с составлением выражения).

20-24

82.

29

Проверочная работа по теме «Умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно-следственных связей, строить и объяснять простейшие логические выражения.

83.

30

Деление числа на произведение.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения.

25

84.

31

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Проверять выполненные действия.

26

85.

32

Деление с остатком

Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению.

27

86.

33

Решение и составление обратных задач

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.

28

87.

34

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Находить ошибки и записывать правильное решение. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку.

29

88.

35

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение.

30

89.

36

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку.

31-32

90.

37

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы.

33

91.

38

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения.

34

92.

39

Закрепление изученного материала.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Записывать и решать числовые выражения.

35-37

93.

40

Проверочная работа по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями».

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Записывать и решать числовые выражения, выполнять проверку.

94.

41

Проект «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Отбирать, составлять и решать математические задачи повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий.

40-41

95.

42

Умножение числа на сумму. Устные приёмы умножения вида 12*15, 40*32

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение, деление).

42

96.

43

Умножение числа на сумму.

Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению.

43

97.

44

Письменное умножение на двузначное число.

Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого.

44

98.

45

Письменное умножение на двузначное число.

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное.

45

99.

46

Решение задач.

Объяснять, как выполнено умножение многозначного числа на двузначное. Находить значения числовых выражений.

46-47

100.

47

Умножение на трехзначное число

Составлять план действий и определять наиболее эффективные способы решения задачи.Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия.

48

101.

48

Умножение на трехзначное число

Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Находить значения числовых выражений. Решать задачи изученных видов.

49

102.

49

Умножение на трехзначное число

Моделировать с помощью таблиц задач изученных видов. Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Решать задачи изученных видов.

50-51

103.

50

Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились»

Объяснять, почему при умножении на двузначное и трёхзначное число, в записи

54-56

104

51

Контрольная работа за III четверть. Работа над ошибками. Решение задач.

Моделировать с помощью таблиц, схематических чертежей задач изученных видов. Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания.

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ (продолжение) (20 часов)

105.

52

Письменное деление на двузначное число.

Планировать действия по устранению выявленных недочётов. Применять и объяснять алгоритм письменного деления чисел, когда цифра в частном находится методом подбора. Решать задачи изученных видов.

57

106.

53

Письменное деление на двузначное число с остатком

Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Составлять план решения арифметических задач

58

107.

54

Письменное деление на двузначное число

Моделировать с помощью таблиц задач изученных видов. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг.

59

108.

55

Письменное деление на двузначное число.

Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли. Составлять план решения текстовых задач и решать их.

60

109.

56

Алгоритм деления на двузначное число.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения.

61

110.

57

Решение задач.

Моделировать с помощью таблиц, схематических чертежей задач изученных видов и решать их. Сравнивать выражения. Презентовать различные способы рассуждения (по вопросам, с составлением выражения).

62

111.

58

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами.

63

112.

59

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные и трёхзначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

64

113.

60

Письменное деление на двузначное число. Решение задач.

Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное,

65

114.

61

Закрепление изученного материала.

Применять и объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное методом подбора (изменяя пробную цифру).

66-67

115.

62

Закрепление изученного материала.

Применять и объяснять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное и трёхзначное, делать проверку. Составлять план решения текстовых задач и решать их.

70-71

116.

63

Проверочная работа по теме «Деление на двузначное число».

Называть в каждом случае неполные делимые и рассказывать, как находили цифры частного. Проверять выполненные действия.

117.

64

Письменное деление на трехзначное число.

Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Делать чертёж к задаче и решать её. Составлять задачу по выражению.

72

118.

65

Куб. пирамида. Шар. Распознавание и название геометрических тел: куб, шар, пирамида

Проверять, выполнив деление. Распознавать и называть геометрические тела: куб, пирамида, шар. Моделировать модели разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости.

73 Письменное деление на трехзначное число.

119.

66

Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды)

Проверять, выполнив деление. Распознавать и называть геометрические тела: куб, пирамида, шар. Моделировать модели разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости.

Письменное деление на трехзначное число.74

120.

67

Развертка куба. Развёртка пирамиды. изготовление моделей куба, пирамиды.

Моделировать модели разнообразных ситуаций расположения объектов в пространстве и на плоскости.

75 Проверка умножения делением

121.

68

Проверка деления с остатком

Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания. Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка.

76

122.

69

Проверка умножения делением и деления умножением

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.

77

123.

70

Что узнали. Чему научились

Находить ошибки и записывать правильное решение. Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, делать проверку.

82-83

124.

71

Проверочная работа по теме «Деление на трехзначное число».

Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление.

Повторение (12 часов)

125.

1

Нумерация. Уравнение.

Называть числа натурального ряда, которые больше 1 000. Читать и записывать числа, которые больше 1 000, используя правило, по которому составлена числовая последовательность. Решать задачи на разностное и кратное сравнение.

86-88

126.

2

Выражения и уравнения

Находить значение числовых выражений и уравнений. Составлять план решения текстовых задач с величинами «цена», «количество», «стоимость». и решать их арифметическим способом.

89

127.

3

Четыре арифметических действия. Порядок выполнения действий.

Использовать приёмы сложения и вычитания чисел, которые больше 1 000. Выбирать наиболее целесообразный способ решения текстовой задачи.

90-91

128.

4

Умножение и деление

Применять алгоритм письменного умножения и деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Умножать на именованные числа.

92-93

139.

5

Контрольная работа за год.

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых

130.

6

Работа над ошибками. Правила о порядке выполнения действий

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий.

94

131.

7

Величины

Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Характеризовать явления и события с использованием величин.

95

132.

8

Геометрические фигуры

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Называть виды геометрических фигур. Выполнять чертежи изученных геометрических фигур. Находить неизвестную сторону прямоугольника по известному периметру и другой стороне.

96

133.

9

Решение задач

Выполнять действия, соотносить, сравнивать, оценивать свои знания, самопроверка. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий.

97

134.

10

Контроль и учет знаний.

Решать задачи изученных видов с использованием величин. Находить значения числовых выражений и уравнений. Выполнять краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов (отрезок, прямоугольник и др.).

98-99

135

11

Повторение пройденного

Решать задачи арифметическими способами и сравнивать их решения. Моделировать с помощью таблиц, схематических

чертежей задач изученных видов.

136.

12

Повторение пройденного

Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения).

  2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

  3. Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.

  4. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014 г.

  5. Моро М.И., Волкова С.И. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 4 класс. – М.: Просвещение, 2014 г.

  1. Интернет ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; http://ndce.edu.ru - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования; http://annik-bgpu.km.ru/index.html - Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры); https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; https://openclass.ru – «Открытый класс» - образовательные сообщества; https://uchportal.ru - Учительский портал; https://pwpt.ru – презентации POWERPOINT.

  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 4 класс. – М.: ВАКО, 2014 г.

Учебная литература для учащихся

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  2. Моро М.И., Волкова С.И. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 4 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

  3. Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва, Просвещение, 2013 г.

Технические средства обучения

Компьютер с программным обеспечением. Мультимедийный проектор. Магнитная доска

Оборудование класса

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Доска.

Автор
Дата добавления 17.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Рабочая программа
Просмотров780
Номер материала 2742
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.