Уроки математики / Конспект урока / Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Разработка урока "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Зачетная итоговая работа

по теме:

«Проектирование темы

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

по математике в 5 классе

на основе технологии ситуативного обучения»

Выполнила:

Сырых Наталья Алексеевна,

учитель информатики и ИКТ, математики

МАОУ «Классический лицей №1»

г. Ростова-на-Дону

г. Ростов-на-Дону

2018 г.

Пояснительная записка.

Выбор технологии ситуативного обучения обусловлен содержанием темы, соответствием технологии ГОСу, уровню физиологического развития учащихся и уровнем их математической подготовки.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Класс: 5.

УМК:

  • Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин,

В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с.

  • Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5-6 класс/ Составитель

Л.П. Попова. – М.: ВАКО, 2010. – 96с.

  • Суворова, С.Б. Математика, 5 – 6 кл.: книга для учителя/ С.Б. Суворова, Л.В. Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2006. – 191с.

Автор: Сырых Наталья Алексеевна, учитель информатики и ИКТ, математики МАОУ лицей №1 «Классический» г. Ростова-на-Дону

Тип урока: урок объяснения и закрепления нового материала.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

  • мультимедийный образовательный комплекс,

  • электронное приложение к уроку в виде автономного образовательного сайта, созданного в среде программы Microsoft Publisher,

  • раздаточные материалы:

- текст с/р и теста «Сложение и вычитание десятичных дробей»,

- индивидуальные карточки с дифференцированными по уровню сложности

заданиями,

- набор сигнальных карточек для каждого ученика двух цветов.

Цели урока:

  • В направлении личностного развития: развитие логического и критического мышления, культуры речи,

  • В метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

  • В предметном направлении: познакомить учащихся с правилами сложения и вычитания десятичных дробей, необходимых для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни; начать закрепление правил в ходе решения задач.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

  3. Создание проблемной ситуации.

  4. Объяснение теоретического материала.

  5. Решение задач по теме.

  6. Контроль усвоения нового материала.

  7. Подведение итогов.

  8. Домашние задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Знакомство учащихся с темой, целью и задачами урока

(учащиеся сами формулируют цели).

  1. Актуализация знаний учащихся.

    1. Устные упражнение (работа «по цепочке»).

Задание 1. Прочитайте десятичные дроби:

2,7; 11,54; 401,01; 0,9; 465,703; 80,9708; 3,2; 32,043; 102,11; 55,004.

2) Индивидуальная работа у доски по карточкам (двое учащихся выполняют

задания с последующей их поверкой классом).

Задание 2. Сравни числа:

6,133

и

7,2

5,234

и

5,235

34,08

и

34,080

0,4

и

0,378

Задание 3. Запиши десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или

смешанного числа:

0,17=

3,4 =

15, 7 =

0,103 =

5,09 =

  1. Создание проблемной ситуации.

1) Проверка домашнего задания.

Вывод на экран решения №1205(г, д) из тетради учащегося с помощью цифровой

документ-камеры. Обсуждение решения.

№ 1205 (г, д).

г)

===

д)

=

2) Создание проблемной ситуации.

Ребята! Мы уже столько заданий выполнили.

Может теперь сможем выполнить задание, которое нам оставила одна из ваших

мам?

Задача «Масса покупки».

Мама отправила вас в магазин за следующими покупками:

1. Курица (не более 1,5 кг)

2. Яблоки (1 кг)

3. Масло сливочное (200 г)

 Выберите пакет для этих покупок, если мама просила потратить как можно меньше денег.

Цвет пакета

Максимальная масса пакета

Стоимость пакета

Белый

 1 кг

1 руб.

Синий

 3 кг

3 руб.

Жёлтый

 5 кг

5 руб.

Фактическая масса продуктов.

 

Название продукта

Масса продукта

Упаковка

Курица свежезамороженная

 1,478 кг

Вакуумный пакет

Яблоки

 1 кг

Сетка

Сливочное масло

 200 г

Брикет

Сможем ли мы выполнить задание мамы?

Обсуждение проблемы и вариантов её решения.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Обратимся теперь к решению примеров из домашней работы.

Заменим обыкновенные дроби десятичными в условии и результате.

№ 1205 (г, д).

г)

===

5,7 + 3,9 +1,3=10,9

д)

=

3,17- 2,13-1 =0,04

Всегда ли мы сможем выполнить сложение и вычитание десятичных дробей, не обращаясь

к обыкновенным дробям и смешанным числам?

Обсуждение вопросов.

Раньше мы выполняли сложение и вычитание десятичных дробей, переводя их в смешанные, а затем снова в десятичные. Сравним условие каждого выражения с его значением.

Объясним появление каждой цифры в результате.

Сделаем вывод: сложение и вычитание десятичных дробей можно выполнять поразрядно, по аналогии с натуральными числами.

  1. Объяснение теоретического материала.

1) Постановка задач.

На предыдущих уроках мы с вами научились записывать десятичные дроби, переводить в обыкновенные, сравнивать их. Теперь наша задача – научиться складывать и вычитать десятичные дроби.

2) Историческая справка

Теорию десятичных дробей разработал самаркандский математик и астроном Аль-Каши в трактате “Ключ к арифметике”. В этом же трактате он изложил правила действий с десятичными дробями. Эти правила позволили вычислять точно и быстро по сравнению с обыкновенными дробями. В Европе же эти правила очень долго не были известны. Развитие техники, производства, мореплавания, торговли требовало упрощения вычислений.

В России о десятичных дробях впервые узнали из “Арифметики” Леонтия Магницкого. Это был первый русский печатный учебник по математике.

Сейчас вы сможете встретиться с действиями с десятичными дробями, используя для упрощения вычислений калькулятор.

3) Разбор задач.

Почему же употребление десятичных дробей в современной записи значительно облегчило вычислительную работу?

Способ записи десятичных дробей одинаков со способом записи натуральных чисел. Оказывается, что и правила действий над дробями мало отличаются от правил действий с натуральными числами.

Убедимся в этом.

На доске записаны примеры:

Пример 1

Пример 2

Пример 3

Пример 4

Пример 5

345+122=467

345,2+122,3=467,5

345,2+122,32=467,52

45,4-22,2=23,2

65-22,32=42,68

345

+

122

467

345,12

+

122,38

467,50

345,20

+

122,32

467,52

45,4

-

22,2

23,2

65,00

-

22,32

42,68

- Что общего можно заметить в записи примеров?

- Запятая записывается под запятой. Недостающие знаки уравниваются с помощью нулей.

Далее вычисления выполняются так же как с натуральными числами.

Учащиеся оформляют примеры в тетрадь и комментируют с места.

4) Работа с учебной литературой.

Разучивание правила (с. 191).

  1. Закрепление нового материала.

1) Формирование вычислительной культуры учащихся.

№1213, №1214

2) Решение задач.

№1211, №1211.

  1. Контроль усвоения нового материала.

1) Обучающая самостоятельная работа (с последующей проверкой).

Вариант 1

Ответы

Вариант 2

Ответы

2,6+5,4=

4,8+2,1=

8,54+1,7=

1,87+4,3=

5,7-3,45=

8,8-6,42=

4-0,18=

7-0,26=

14-6,87=

13-5,43=

2) Контролирующий тест (самостоятельная работа учащихся).

Задание 1. В каком пункте при сложении допущена ошибка?

  • а)3,7+1,2=4,9

  • б)5,02+1,02=6,22

  • в)7,34+10,1=17,35

  • г)5,6+7,4=13

Задание 2. Найдите сумму чисел: 1,2; 3,04; 7,2; 0,06.

  • а)11,5

  • б)3,94

  • в)11,05

  • г)12,04

Задание 3. Первое число в последовательности 40,3. Каждое последующее число на 2,8 меньше предыдущего. Найти сумму второго и третьего.

  • а)34,7

  • б)72,2

  • в)74,2

  • г)72,8

Задание 4. Найти сумму наибольшего и наименьшего значения в последовательности:

2,03; 0,04; 17,2; 13,1; 4,001; 18,1; 2,3.

  • а)17,24

  • б)18,05

  • в)20,4

  • г)18,14

Ответы:

1

2

3

4

В

А

Б

Г

  1. Подведение итогов.

Рефлексия.

  • Что нового вы узнали на уроке о десятичных дробях?

  • Какие арифметические действия с десятичными дробями вы научились выполнять?

  • Сформулируйте правило сложения (вычитания) десятичных дробей?

  • С помощью какого известного вам прибора можно выполнять сложение и вычитание десятичных дробей?

Объявление и выставление оценок.

  1. Домашнее задание: п. 32 (с. 191; правила), № 1255, № 1256, № 1258.

Автор
Дата добавления 14.03.2018
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров150
Номер материала 5466
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.