Похожие материалы
Уроки математики / Статья / Статья "Информационные технологии в преподавании математики"

Статья "Информационные технологии в преподавании математики"

Тюгаева О.В.

( Орехово-Зуево)

Информационные технологии в преподавании математики

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном образовании давно обсуждается на страницах методических журналов. Учителям очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в средних и старших звеньях школы. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание образования; выполнение любого задания, упражнения с помощью компьютера создает возможность для повышения интенсивности урока, использование материала для дифференцированного подхода к обучению способствует индивидуализации обучения. Информационные технологии, в совокупности с гуманитарно-ориентированными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения. При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать следующие дидактические возможности компьютера:

  • расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;

  • привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления собственных ошибок;

  • развитие познавательных способностей учащихся;

  • интегрированное обучение предмету;

  • развитие мотивации и интереса к предмету у учащихся.

При этом компьютер может представлять: источник учебной информации; наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); тренажер; средство диагностики и контроля.

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Основную роль играет задачный материал. Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по планиметрии, стереометрии, алгебре, алгебре и началам анализа. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Имеется теоретический вопросник, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки. Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.

В последние годы создано большое количество компьютерных математических пакетов таких как Mathcad, Maple и др. Это позволяет говорить о возникновении новой отрасли в математике. В последнее время наименование этой отрасли стабилизировалось в русском языке как "компьютерная алгебра". Это новая отрасль современной математики, лежащая на стыке математики и информатики и опирающаяся на использование новых информационных технологий.

Компьютерная поддержка в преподавании математики с помощью математических пакетов призвана освободить учащегося от рутинной работы, позволить ему сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала и стимулировать познавательную деятельность учащегося.

Опыт эксплуатации математических пакетов как новых технологий в образовании свидетельствует, что достигаются следующие цели:

  • увеличивается число задач для самостоятельного решения (благодаря сокращению числа рутинных преобразований);

  • исследуются более сложные модели, так как громоздкие вычисления переданы соответствующим системам компьютерной математики;

  • совершенствуются учебный материал, поскольку больше внимания уделяется качественным аспектам;

  • учащиеся и студенты избавляются от страха при работе с громоздкими выкладками и приобретают уверенность в символьных вычислениях;

  • вырабатываются устойчивые практические навыки проведения математических рассуждений.

При этом хотелось бы подчеркнуть особую роль символьной составляющей математических пакетов. Интегрированные системы символьной математики — одно из важных современных направлений в применении компьютеров.

В настоящее программы символьной математики предоставляют пользователю следующие основные функции:

  • Работа с выражениями;

  • Выделения и подстановки в функциях;

  • Рекурсивные функции;

  • Инверсные функции;

  • Задание математических отношений;

  • Упрощение выражений;

  • Раскрытие и расширение выражений;

  • Функции преобразования тригонометрических выражений;

  • Основные операции над полиномами;

  • Функции для расширенных операций с выражениями.

Все эти функции могут и должны быть широко использованы в обучении математике. В результате использования систем символьных вычислений у учащихся появляется возможность получения не только числовых, но и аналитических (символьных) результатов везде, где это только возможно. Поэтому особая роль таких программ заключается в закреплении и проверке формульных расчетов, а не только получении некоторой числовой информации.

В связи с этим в преподавании математике становится особенно актуальной проблема разработки электронных учебников, новых методик преподавания, вовлекающих в процесс обучения математике новые информационные технологии в виде применения компьютерных математических программ, в особенности программ символьных вычислений.

  1. Азевич, А.И. Несколько компьютерных программ [Текст] / А.И. Азевич // Математика в школе. – 2002. – №10. – С.44-46.

  2. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.,М.,1994.

  3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994.

  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М: Омега-Л, 2004. - 215 с.

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров1465
Номер материала 2871
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.