Уроки математики / Конспект урока / Технологическая карта урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Технологическая карта урока "Умножение двузначного числа на однозначное"

Технологическая карта открытого урока математики в 3 «Б» классе 18.12.2014 г.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.

Цель урока: создать условия для осмысления и нахождения учащимися способов умножения двузначного числа на однозначное.

Задачи:

- сформировать умения применять рациональный способ при умножении двузначного числа на однозначное;

- развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, сотрудничества и самооценки деятельности;

- воспитывать положительную учебную мотивацию, чувство уважения к мнению другого человека, умение выслушивать партнёра.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Планируемый результат обучения:

Предметный: учащиеся освоят прием внетабличного умножения двузначного числа на однозначное, применяя его при решении задач, числовых выражений.

Метапредметные:

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные: развитие математической речи, умения работать в паре, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и средства их формирования

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель настраивает детей на работу.

Вы пришли сюда….

Не лениться, а …

Работать как?

Слушать как?

Если хочешь отвечать…

Если спросят…
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

 

Дети продолжают фразу учителя:

- учиться

- трудиться

-старательно

- внимательно

- руку не забудь поднять

- надо встать, громко, чётко отвечать.

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

управление своей деятельностью.

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем.

2. Этап самоопределения к деятельности (прогнозирование и планирование урока)

Цель: выявить ожидания учащихся от урока, планирование своей деятельности на

уроке.

Сегодня я приготовила для вас сюрприз ( учитель из шкатулочки достаёт буквы).

- Что с этими бкувами можно сделать?

- Какой у нас сейчас урок?

Приём «Фруктовый сад»

- Свои ожидания от урока я вам предлагаю записать на яблоках, а опасения – на лимонах. А потом подойдите к доске и прикрепите фрукты к веткам нашего дерева.

- А для того чтобы наш урок прошёл результативно, давайте составить план нашего урока.

И так, на уроке мы должны:

У – узнать…

Р – рассказать…

О – объяснить…

К – коллективно....

- Можно собрать слово. Учащиеся собирают слово – урок.

- Математика.

Учащиеся записывают ожидания от урока на яблоках, а опасения- на лимонах. Всё это вывешивают на доску.

Слушают учителя, заканчивают фразы:

… цель и тему урока.

… о новом открытии.

… где можно применить открытие.

… работать.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения планировать, прогнозировать; волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

3. Этап ситуации успеха.

Цель:

обеспечение готовности учащихся к включению в продуктивную обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приём «Мозговой штурм» - работа в группах.

- Чтобы узнать тему нашего урока- а она зашифрована, вы должны поработать в группах: в каждой группе есть бланк для теста- контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания.

-Приступаем к выполнению.

-Увеличьте 5 в 4 раза.

-Уменьшите 27 в 9 раз.

-Во сколько раз 6 меньше 30?

-Чему равно произведение чисел 8 и 5?

-Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

-По 8 взять 2 раза.

-Найдите произведение чисел 7 и 2.

-На сколько, 80 меньше 20?

-Увеличьте 6 в 2 раза.

Проверка по слайду:

20 3 5 40 7 16 14 60 12.

Прием оценивания «Светофор»

-Оцените работу в группах, «зажгите» цветные огоньки.

- Продолжаем работать в группе. Если вы расположите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.(Умножение)

- С умножением мы сегодня и будем работать на уроке.

Учащиеся делятся на группы (картинку собрать).

Работа в группах. Учащиеся слушают вопросы учителя и записывают ответы в бланк.

20

3

5

40

7

16

14

60

12

н

у

м

и

н

е

ж

е

о

Ребята в группах «зажигают» огоньки:

Зелёный – работа выполнена успешно;

Жёлтый – были небольшие затруднения;

Красный – былизначительные затруднения.

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «умножение».

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;:

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для

планирования и регуляции своей деятельности, формулировать своё мнение и позицию.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

4. Постановка учебной задачи.

Цель: включить учащихся в

обсуждение затруднений и определение темы, цели урока.

- Давайте вернемся к нашему ряду чисел.

- На какие группы можно разбить данные числа?

- Что вы можете сказать о числах 1 группы? 2 группы? 3 группы?

- Представьте числа 3 группы в виде суммы разрядных слагаемых.

- Найдите произведения чисел 2 и 1 группы.

- Умножьте числа 3 группы и 1.

Ситуация разрыва- чёткая граница «знаю-не знаю»

- Сможем ли мы выполнить задание? Почему?

-Какой возникает вопрос?

- Так как теперь будет звучать тема нашего урока?

- Найдите значение выражения: 16*3.

- Достаточно ли у нас знаний, чтобы найти значение этого выражения?

- Какую цель мы поставим перед собой?

1 группа: 3 5 7 –однозначные числа

2 группа: 20 40 60 – круглые двузначные числа

3 группа: 16 14 12 – двузначные числа

16=10+6, 14=10+4, 12=10+2

20х3, 40х3, 60х3, 20х5, 40х5, 60х5, 20х7, 40х7, 60х7.

Дети находят значения выражений. Далее возникает затруднение.

3) 16х3, 14х3,12х3

16х5, 14х5, 12х5

16х7, 14х7, 12х7.

- Не смогли, потому что те приемы, которые мы знаем, не подходят.

- Как умножить двузначного число на однозначное?

Дети формулируют тему урока:

- Умножение двузначного числа на однозначное.

Выявление недостающих для решения задачи знаний, создание конфликтной ситуации.

- Нет.

- Найти новый способ умножения, чтобы решать такие примеры.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что неизвестно.

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные:

в коммуникативной форме обдумывают учебные действия, аргументируют своё мнение и позицию в коммуникации.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

сформировать представление об умножении двузначных чисел на однозначное; вывести новый способ умножения.

- Как будем выходить из сложившейся ситуации?

- Какое математическое свойство нам поможет?

- Подумайте и предложите свой вариант решения в парах.

Работаем в парах, затем проверяем.

16х3

- Давайте посмотрим, какие способы вы нашли?

Кто готов поделиться открытием?

Способы решения записывают на доске:

16+16+16

16х3=(8+8)х3

16х3=(9+7)х3

16х3=(10+6)х3

-Как рассуждали?

- Какой способ самый удобный?

- Знание какого свойства умножения, позволило выполнить задание?

- Сформулируйте это свойство и сделайте вывод.

-Давайте прочитаем, как это правило сформулировано в учебнике.

- Будем находить новый способ умножени, чтобы решать такие примеры.

- Распределительное свойство умножения.

Работа в парах. Решение примера, взаимопроверка и выступление по очереди.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

доказательств, моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения.

Коммуникативные:

достижение договорённости и согласованности общего решения, умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

целеполагание,

планирование,

прогнозирование,

контроль, коррекция,

оценка, волевая саморегуляция.

Дети предлагают различные варианты.

Выход на алгоритм (открытие)

Выполняют проверку различных способов решения.

- Легче считать тогда, когда двузначное число представлено суммой разрядных слагаемых.

- Распределительное свойство умножения.

- При умножении двузначного числа на однозначное, нужно двузначное число представить суммой разрядных слагаемых, а потом каждый разряд умножить на это число.

Открывают учебник на стр.106, читают правило.

Физкультминутка

Поработали мы дружно,

А теперь поспать нам нужно,

Тише, тише, тишина-

В нашу комнату пришла.

Умножали, умножа,

Очень, очень мы устали.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Посидим, отдохнём

И опять считать начеём.

Кладут голову на парту, закрыв глаза.

Выполняют движения в соответствии со стихотворением.

6. Этап фиксации нового знания в знаково-символической форме.

Цель: спроектировать ход учебных действий, необходимых для решения обозначенной проблемы,

составить алгоритм по новой теме.

Приём «Кластер»

- Давайте составим кластер, по которому мы будем находить умножение двузначного числа на однозначное.

1. Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Применяю распределительный закон умножения относительно сложения.

3. Умножаю десятки.

4. Умножаю единицы.

5. Складываю.

Ребята составляют кластер.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений, доказательств,

выведение следствий, выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

умение слушать,

участие в коллективном обсуждение проблем.

Регулятивные:

планирование, контроль, коррекция.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: решение учебной проблемы,

проговаривание нового знания.

Работа у доски. Учебник стр.114 №225(6)

- Вычислите, рассуждая таким же образом: 14х3 и 12х3

- Объясните, как вычисляли.

- Как можно сократить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

Используя составленный алгоритм, найдите значения выражений второго столбика, работая в парах.

Обязательно проговариваем алгоритм умножения.

Дети у доски выполняют вычисления, проговаривая алгоритм действий.

Умножаю десятки на число.

Умножаю единицы на число.

Складываю

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений,

выведение следствий, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

Задавание вопросов, контролирование действий партнёра,

достижение общего решения в совместной деятельности.

8. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний и повторение

Цель:

каждый должен сделать вывод о том, что уже умеет.

- Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное?

В исследовании математического свойства участвовало 4 группы по 8 мальчиков и 9 девочек в каждой группе. Сколько всего человек участвовало в исследовании?

- О ком эта задача?

- Что известно?

- Что нужно узнать?

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.

(Дети записывают решение в тетрадь).

- А сейчас попрошу вас выступить и рассказать, как решали задачу.

- Что можете сказать о решении этой задачи? (У этой задачи два способа решения).

Обсуждение с детьми способов решения задачи.

А теперь попробуйте составить свою задачу по схеме:

( + ) • =

Решите свою задачу и запишите ответ.

- Можно использовать при решении задач, уравнений, неравенств.

После разбора задачи дети записывают решение двумя способами.

Придумывание текстов задач по заданному выражению.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

9. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности (Если останется время)

Цель: закрепление полученных навыков и самопроверка

- Проверим, как вы поняли тему: «Умножение двузначного числа на однозначное».

Я предлагаю вам задание.

Проверяю и оцениваю себя. Кто сделает все верно, того ждет приятный сюрприз.

Решаете примеры, результаты

закрашиваете в клеточках.

Посмотрите на примеры 2 столбика.

Чем они отличаются от тех, что решали ранее?

Какое математическое свойство нужно применить, чтобы найти значение выражений?

11х3 2 х44 12х2 41х2

21х2 2х32 15х3 23х3

13х3 4х15 25х2

- Что у вас получилось?

(Цифра 5).

- Кто правильно решил примеры, сразу получил оценку за свою работу.

- Поднимите вверх свои пятерки.

39

42

33

88

36

38

64

60

24

74

76

45

69

82

50

Детям раздаются карточки с выражениями, на которых они выполняют задание.

Дети выполняют

задание, а потом поверяют свой выбор по слайду.

Чтобы умножить однозначное число на двузначное, нужно применить переместительное свойство умножения, а затем использовать новый алгоритм.

Личностные:

самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

моделирование, установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений, выбор

эффективных способов решения задач.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: сравнение целей, поставленных в начале работы, с полученным результатом, подведение объективного результата работы.

Наш урок подходит к концу.

-Давайте вернёмся к плану нашегоурока. И все вместе проверим, результативно ли прошёл наш урок?

Сегодня на уроке мы:

У – узнать…

Р – рассказать…

О – объяснить…

К - коллективно, дружно работать.

– Результативно ли прошёл наш урок?

-Пора подводить итоги, друзья!

Исследовали умножение мы

не зря,

В дальнейшей работе вам пригодятся ваши знания.

А гостей мы поблагодарим за внимание!

Спасибо за работу! Урок окончен.

узнали, как умножать двузначное число на однозначное.

рассказали алгоритм умножения двузначного числа на однозначное.

объяснили, где можно применить полученные знания.

коллективно, дружно работали.

Личностные:

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Познавательные:

Использование индуктивного умозаключения,

рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция.

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности.

Автор
Дата добавления 22.11.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров1284
Номер материала 1293
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.