Уроки математики / Конспект урока / Урок математики 2 класс (метапредметный: математика +познание мира). Тема: Решение уравнений сложной конструкции.

Урок математики 2 класс (метапредметный: математика +познание мира). Тема: Решение уравнений сложной конструкции.

Урок математики.

2 класс.

Тема: Решение уравнений сложной конструкции вида: а+6 = 10+4

Математика 2 класс.

Тема: Решение уравнений сложной конструкции вида: а+6 = 10+4

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Цели:

  • Осуществлять метапредметный подход в обучении, развивать функциональную грамотность, умение работать с источниками информации;

  • Совершенствовать умение решать уравнения сложной конструкции .

  • Применять вычислительные алгоритмы при выполнении различных арифметических действий.

  • Применять связь между сложением и вычитанием, при нахождении неизвестного компонента.

  • Составлять, находить различные варианты решения задачи.

  • Развивать любознательность, быстроту мышления.

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся преставления о многообразии птиц, о перелетных птицах, расширить экологические преставления о приспособленности птиц к условиям жизнеобитания.

  • Формировать эмоционально-ценностное отношений к птицам, развивать у детей желание изучать птиц и проявлять заботу о них. Познакомить с международными экологическими акциями.

Дидактические стратегии (методы, приёмы, формы): изложение, обобщение, наблюдение, демонстрация, упражнение, практическая работа, проблемный, поисковый, анализ, синтез, алгоритм, исследование, индивидуальная, групповая, фронтальная, презентация.

Дидактический материал:

- иллюстрации зимнего времени года

-   рисунок весеннего дерева

-   картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

-   экологические знаки

-   модели скворечника и кормушки

-   аудиозапись голосов птиц

-   иллюстрации перелетных птиц , презентация

-   математические таблицы, карточки.

Этапы урока.

Учебная деятельность.

Деятельность учащихся

-1-

Вызов.

*Организацион-ный момент.

*Формирование целей.

-2-

Реализация смысла.

*Актуализация опорных зна-ний и способностей.

*Систематизация ЗУН

-3-

Рефлексия

( обратная связь)

*Закрепление материала и формирование способностей.

*Оценивание уровня дости-жения целей.

*Применение.

*Анализ оши-бок.

Ни к чему стоять на месте,

От безделья скучать,

Мы попробуем все вместе

Что-то новое узнать.

Урок «Закрепление»

дает нам понять,

что мы умеем

и что должны знать.

- Начинаем урок математики.

(Прослушивание записи птичьих голосов)

-Как вы думаете, почему именно так, я решила начать наш урок?

-Чьи голоса вы услышали?

-Кого мы называем птицами?

Как называется наука изучающая птиц?

-Существует ли взаимосвязь между науками? Попробуйте доказать сопоставив математику и орнитологией.

Послушайте внимательно двустишие и скажите: «О каком времени года идет речь?».

Тает снег, бегут ручьи,

К нам торопятся грачи. (о весне)

- О каких весенних признаках говорится в стихотворении?

Тает снег, бегут ручьи,

Скоро прилетят грачи.

- Верно. Известный художник А.К. Саврасов написал знаменитую картину «Грачи прилетели» (демонстрация картины). На ней можно увидеть все эти признаки. Картина была написана в XIX веке. В некоторых областях грачей можно увидеть и зимой. Первую пару зимующих грачей ученые заметили в 80-х годах XX столетия. Теперь в некоторых городах грачи никуда не улетают, остаются зимовать у нас.

- Как вы думаете, почему они остаются на зиму? Чем они питаются?

(выслушать ответы детей)

- Да, грачей уже не пугают зимние холода, птицы приспособились жить вблизи человека и питаться с грязных мусорных баков. Грачи не боятся зимних холодов. Все это говорит о потеплении климата и о санитарном состоянии города.

Но, ведь кроме грачей есть и другие птицы, которые с наступлением весны спешат в наши края.

После зимы наступит весна. В наши края вернуться перелетные птицы. Именно они поселятся на нашем дереве (открывается изображенное на ватмане дерево с распускающимися листочками), если мы справимся с заданиями.

Сегодняшний урок мы проведем в мире природы, цифр и букв.

Попробуйте сформулировать тему урока математики. Для этого рассмотрите записи на доске. Определите термин.

Х + 6 =14

х + 6 = 10+4

Продолжите фразу: у равнение – это… (учитель показывает знак “=”), которое содержит … (учитель показывает х) (учащиеся формулируют вывод).

– Что значит решить уравнение?

(Ответ учащихся: – Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)

Какими знаниями и умениями должны владеть ученики, чтобы решить уравнения?

Актуализация знаний.

1 группа.

Работа с тестами открытого типа.

(Работа в парах.)

Если из суммы вычесть второе слагаемое, то получится ……..

Чтобы найти уменьшаемое нужно ………………

Если, из уменьшаемого вычесть разность, то получится………….

2. Индивидуальный опрос.

а) у доски работают 2 человека с карточками

1. Калифорнийская кукушка за 1 час может пробежать 40 км, а страус на 30км больше. Сколько км за 1 час может пробежать страус?

2. Маленькая птичка колибри, своими крылышками делает 30 взмахов в секунду, а орел всего 1 взмах. На сколько взмахов колибри делает больше, чем орел?

б) 5 человек выполняют задание на местах с перфокартами (записывают только ответы).

(Расшифровывают названия птиц о которых пойдет речь на уроке: трясогузка, дятел, скворец)

15-6=

14-7+8=

48-8-8=

9+3=

15-7+8=

36+4-9=

46+7=

69-9=

3+17-9=

62-8=

5+90=

12-9+8=

35+7=

20+4=

14-7+8=

23-4=

78-8=

15-7+8=

57+3=

48-5=

5+14-8=

Физкультминутка.

Рада я за вас, ребята!

Нам сегодня повезло –

Знаем мы, кто маскирует неизвестное число.

Познакомьтесь, Мистер Х! (Демонстрация перчаточной куклы.) (Роль мистера Х выполняет учитель.)

Встаньте с места. Руки вниз.

Ноги шире, три, четыре.

Руки вверх все поднимите –

И меня изобразите.

Покачайтесь влево, вправо.

Сколько иксов! Просто браво!

Вновь за парты сядем дружно,

Нам решать заданья нужно!

Закрепление. Систематизация ЗУН по теме.

  1. Решение уравнений сложной конструкции с комментированием и опорой на алгоритм

Просмотр слайда №1 .Трясогузка.

Ранней весной появляются на берегах рек стройные птички с длинными, все время покачивающимися хвостиками. В народе говорят: "Трясогузка прилетает - хвостиком лед разбивает". Разумеется, трясогузка лед не разбивает, но прилетает, когда лед еще не сошел - только-только появились закраины. Но трясогузка не боится холода. У нее сейчас одна забота - искать еду. Насекомых еще мало, и трясогузки активно ищут их на берегу водоемов, часто прилетают на скотные дворы, бегают по не просохшим еще аллеям и дорожкам парков и садов. Собирают эти птицы насекомых и паукообразных с земли. Месяц живет трясогузка относительно беззаботно. Затем заботы навалятся: придет время выводить птенцов.

Гнездо трясогузка сооружает на земле, под корнями деревьев, под кучами хвороста. Иногда - в дуплах. Если селится вблизи человеческого жилья, то может сделать гнездо и в поленнице, и в сарае.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (первое и второе уравнение на доске, третье в парах с последующей самопроверкой с доски)

1 Сколько яичек откладывает трясогузка?

А + 10 = 88-72 (6 иногда 5)

2. Сколько раз самец и самка прилетают к гнезду и приносят еду птенцам? (300 раз)

Х – 200 = 50+50

3. Сколько недель трясогузка высиживает птенцов?

47 – с = 90 – 45 (2 недели)

  1. Решение задач с помощью уравнений сложной конструкции.

А) Составление кластера «ДЯТЕЛ» по опорным знаниям

Б) Просмотр слайда № 2.

Дятел гнездится в лесах различного типа, обычен в пригородных и городских парках. Он практически всеяден. Может долбить деревья в поисках личинок стволовых вредителей, в летний сезон охотно собирает открыто живущих насекомых. Известны и случаи его хищничества - разорения гнезд воробьиных птиц. Зимой дятел, как правило, питается семенами сосны и ели, что делает опять же "профессионально" - приносит шишки к специально оборудованной "кузнице", где их удобно "потрошить". Эта птица по-хозяйски действует на кормушках: долбит сало и булку, деловито осматривает сетки с продуктами, вывешенными за окна, вскрывает молочные пакеты, питается и всевозможными пищевыми отходами. Осенью, в августе - сентябре, большие пестрые дятлы едят ягоды черники, брусники, рябины, бузины, ловко вскрывают орехи лещины. В случаи неурожая основных кормов большие пестрые дятлы в поисках пищи кочуют.

В) ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

1. Работа с информационной таблицей (Работа в парах)

Рассмотри таблицу. Познакомься с различными видами дятлов.

Ответь на вопросы:

Сколько видов дятлов представлено в таблице? _______

Какой из них самый крупный? _______________

Запиши его вес____________________

Какой дятел самый мелкий?_________________

Запиши его длину___________________________

На сколько см черный дятел длиннее малого пестрого дятла? _______________________

На сколько граммов масса вертишейки меньше массы трехпалого дятла? ______________________

Вес, гр. Длина, см

Большой пестрый дятел ? 24

Малый пестрый дятел 23 16

Трехпалый дятел 60 -

Белоспинный дятел 108 28

Черный дятел (желна) 300 45

Вертишейка 36 19

  1. Узнай массу большого пестрого дятла, решив уравнением задачу:

Если массу большого пестрого дятла уменьшить на 6, то она будет равна массе двух птиц – малого пестрого дятла и трехпалого дятла.

Г) Диспут.

Дятел полезная или вредная птица?

Просмотр слайда №3

Дятлы полезные птицы, но эту точку зрения люди разделяли не всегда. Думали, что дятлы портят, даже губят деревья, делая отверстия, срывая кору, выдалбливая дупла. Однако теперь известно, что долбят дятлы только зараженные вредителями деревья. Здоровые не трогают. Даже если дерево с виду здорово - внутри уже сидит "зараза". В некоторых случаях дятлы спасают деревья от гибели. Когда птицы долбят сухое дерево, которое спасти уже нельзя, они все равно делают очень нужное и важное дело: избавляют лес от вредителей, которые могут перейти на здоровые деревья и погубить их. Не случайно леса, где по каким-либо причинам пропали дятлы, подвергаются страшным нашествиям вредных насекомых.

Проверочная работа.

Ответьте на вопросы теста.

  1. В каком месяце улетают скворцы? (октябрь – 10 месяц)

  2. Какова его длина? (в среднем 20см)

  3. Сколько видов скворцов насчитывают ученые? (более 100)

  4. Сколько гусениц приносят скворцы за 1 день? ( около 1000 : 3-4 за раз, летают 200-300 раз в день)

  5. Сколько птенцов за лето может вырастить одна пара скворцов? ( 4 – 6 скворцов в кладке, за лето 3 кладки, следовательно примерно15 птенцов)

Индивидуальный дифференцированный опрос.

  1. Уровень сложности

А)Узнай длину скворца, решив уравнение

С + 20 = 100 – 60

  1. Уровень сложности

А) Узнай в каком месяце улетают скворцы.

44 – с =89 – 55

Б)Вставь пропущенное слово, решив уравнение: ученые насчитывают более……….. видов скворцов.

Х + 20 = 94 + 26

3. Уровень сложности.

Реши задачу с помощь уравнения.

А) Дятел уничтожает за день около 750 жуков короедов. Узнай, сколько вредителей в среднем уничтожает пара скворцов, если известно, что сумма съеденных вредителей дятлом и скворцами равна сумме чисел 950 и 800.

Б) Вычисли, сколько птенцов за лето может вырастить одна пара птенцов.

25 – а = 65-55

Самопроверка осуществляется во время просмотра слайда , где озвучиваются ответы на вопросы теста.

Просмотр слайда №4

Скворцы, которых знают все, называются обыкновенными. Ученые насчитывают более 100 видов этих птиц.

Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы - весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле; летом отыскивают и поедают в большом количестве различных гусениц, жуков-листоедов; выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день, и приносят за день до 1000 насекомых. Скворец птица небольшая – ее длина около 20см.За лето пара скворцов высиживают птенцов трижды и могут вывести около 15 птенцов. Покидают нас скворцы в середине октября.

Скворцов любят и за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок. А иногда вдруг заквакают лягушкой, замяукают или залают собакой . Очень это хорошо у них получается!

Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Оцените свою работу на уроке по схеме

да

нет

Мне было интересно

Я узнал много полезной информации

В работе на уроке мне пригодились следующие умения

Вычислительные навыки

Умение находить неизвестный компонент

Алгоритм решения уравнений сложной конструкции

Оценка за проверочную работу______

Заключительное слово учителя. Проектирование дальнейшей деятельности.

- 1 апреля - День птиц. Эта акция зародилась в США в 1894 году.

- Как вы думаете, для чего проходит эта акция?

(выслушать высказывания детей)

-  Верно, людям необходимо напоминать о бережном отношении к птицам, о правилах поведения вблизи их гнезд. Птицы защищают наши леса и сады от вредителей, поднимают нам настроение веселым щебетанием.

Вспомним, что нужно сделать и какие правила поведения нам необходимо соблюдать, чтобы птицам нравилось жить около нас и на следующий год они бы вновь вернулись .

Решение проблемного вопроса. Варианты ответов (напомнить о приближении весны, поднять настроение и т.д.)

Животные – тело которых покрыто перьями.

Орнитология, ученые орнитологи.

Заполнение схемы.

-ЧИСЛА – они всегда рядом с человеком.

-С первых минут рождения и до смерти человеческая жизнь, развитие, уровень знаний измеряется числами.

-Все науки, все открытия фиксируются числами.

Фронтальный опрос

Уравнения простой и сложной конструкции

Уравнение – это равенство, которое содержит букву.

Найти вместо х такое число, чтобы равенство было верным.)

Знать компоненты сложения и вычитания; уметь находить неизвестный компонент, знать алгоритм решения простого и сложного уравнения; уметь выполнять письменные и устные вычисления.

Самопроверка при фронтальном опросе.

Заполнение листа новых знаний

удивило

трясогузка

Хвостик, сарай, и тд.

А+10=88-72

А+10=16

А=6

Х-200 = 50+50

Х-200=100

Х=300

47 – с =90-45

47-с = 45

С=2

Заполнение листа новых знаний

удивило

дятел

Развитие умения работать с информационными источниками

Самопроверка при фронтальном опросе.

45см – 23см = 22см

60г – 36г = 24г

Решение:

Х – 6 = 23 + 60

Х-6=83

Х=83+6

Х=89 (г)

Умение

решать задачу

несколькими способами (обратные операции)

23+60+6=89 (Г)

Уч-ся делятся на 2 группы, высказывают мнение . На доске заполняется таблица.

полезная

вредная

+++

++

Дифференцированные уравнения по степени сложности)

вопросы требуют дополнительных источников информации, предлагается узнать ответ, решив уравнения или задачу с помощью уравнений сложной конструкции

с+20=100-60

с+20=40

с=20 (см)

44-с =89 - 55

44-с = 34

С=10 (месяц)

Х + 20 = 94 + 26

Х + 20 = 120

Х = 100(видов)

750 + м = 950 + 800

750+м = 1750

М = 1000(вредителей)

25 – а = 65 -55

25 – а = 10

А = 15 (птенцов)

Самооценка.

Заполнение листа новых знаний

удивило

скворцы

Решение проблемных вопросов. Изготовление на шаблонах экознаков.

? Почему самец не подлетает к гнезду, а опускается поблизости и подбегает к гнезду по земле. И, покидая гнездо, не взлетает, а тоже сначала отбежит в сторону и только тогда взлетит.

? Скворцов и сейчас немало живет в лесу. Гнезда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем.

«Сделать скворечник, кормушку повесить, правильно закрепить на дереве, не шуметь вблизи гнезд, не разорять гнезда».

(учитель прикрепляет экознаки около «дерева»)

Их

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров888
Номер материала 2877
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.