Уроки математики / Конспект урока / Урок математики на тему: Измерение длины. Миллиметр. Соотношения между единицами длины

Урок математики на тему: Измерение длины. Миллиметр. Соотношения между единицами длины

Урок математики. 3 «Б» класс

Учитель начальных классов Бурдюгова Марина Николаевна

Тема: : Измерение длины. Миллиметр. Соотношения между единицами длины

Цель урока:

Открытие нового знания: единица измерения длины — миллиметр.

  • показать соотношение между миллиметром и сантиметром;

  • способствовать развитию творческого мышления учащихся; формированию умений и навыков по решению примеров и задач;

  • содействовать воспитанию дружелюбия; альтруизма.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы обучения: проблемно- исследовательский метод с использованием индивидуальной, групповой, самостоятельной и фронтальной работы.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Слайд -1.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А как нужно встречать гостей? Мы должны их встретить вежливо, культурно, не обидеть, удивить и показать свои знания. А работать мы сегодня на уроке будем в квартетах. А что такое квартет, мы сейчас узнаем посмотрев на сценку из басни Крылова А И «Квартет» Слайд -2.

Автор.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышка

"Стой, братцы, стой! - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"

Автор.

Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
Осел

"Постойте ж, я сыскал секрет, -
- Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".

Автор.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
Мишка

"Пожалуй, возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
Козёл

И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" –

Соловей.
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Мораль сей басни такова: Как бы мы с вами не садились, главное знание и хумение. Поэтому работать мы будем в квартетах, но на своих местах. А кого из басни Крылова вы будите представлять , узнаете, выбрав карточку. ( Выбирают карточку)Помогать мне и вам будет наш соловей. У него есть оценочный лист, в котором он будет отмечать вашу работу в квартетах. И отправимся мы гастролировать по стране Лилипутии. Эта страна не где-то далеко. Она среди нас. На нашей планете есть маленькие люди. Их называют лилипутами. Взрослые лилипуты бывают ростом от 40см до 90 см. Самые высокие лилипуты 130 -140см. Обычно они работают в цирке, театре, в кино и иногда на рынке. Но гастролируя, по Лилипутии мы будем встречаться не с людьми, а самыми маленькими животными. Увидим самые маленькие страны, горы, озера и даже растения. А чтобы отправиться в гастроли , нам нужно получить путевку « 40 минутный круиз по стране Лилипутии»Слайд -3.

Актуализация знаний.

Путевка « 40 минутный круиз по стране Лилипутии»

У вас на путевке три поля. Первое поле единицы измерения массы. Слушаем вопросы и закрашиваем клеточку с правильным ответом красным карандашом. Аналогично с полем «время» и «Длина»

Поле «Масса» : 1ц = ? кг (100кг); 1т = ? ц (10 ц) ; 1000гр = ?кг (1кг) ; 1000кг = ?т (1т).

Поле «Время»: 1сут =? Ч (24ч); 1год = ? мес (12); 60 мин = ?ч (1ч); 1мин =? Сек (60); 1нед = ? дн(7); 1год = ?дн( 366); Декабрь = ? дней(31); 1 в=?лет

Поле «Длина»:1000м =?км(1); 1м = ?дм(10); 1оосм= ?м (1); 1дм = ?см(10); 20см = ?дм(2); 1см =?мм(10)

Если на вашей путевке, получились две буквы «м», значит, вы все сделали правильно. А что означают две буквы «мм» в единицах измерения? Что вы знаете о миллиметрах? Проверка по слайду -4.

Слайд-5.

Работа в тетради. Откройте тетрадь. В ней мы сегодня будем записывать свои наблюдения, вычисления, решения и ответы.

А пока запишем число.

Работа по учебнику №1 стр 14 Начертите отрезки 1 см, 1дм. С помощью какого инструмента вы смогли выполнить это задание? Рассмотрите линейку. Сколько маленьких делений от 0 до 1? От1 до 2? От 2 до 3?

Знакомство с правилом. Записываем в тетради: 1 см = 10 мм, 1дм = 100мм; 1м =1000мм.

Выполнение в тетради и у доски №2 а)

Слайд -6.

А сейчас мы посетим самый маленький островок на земле, зафиксированный в Книге рекордов Гиннеса — Бишоп-Рок . Если совсем уж честно, то Бишоп — всего лишь скала на западе Великобритании. И вот на таком острове . а может на каком другом . Жила была семья. Папа ростом «метр с кепкой», мама от горшка два вершка и сынок «мальчик с пальчик». И был у них документ, в котором был указан их рост и боялись они его показывать. Но однажды смышленый сынок «Мальчик с пальчик» решил изменить документ. Он предложил писарю, выписывающему документ, записать их рост в миллиметрах. Чтоб в документе стояли большие числа. Писарь согласился. Потому что рост оставался прежнем. но в мелких единицах измерения. А мальчик с пальчик и его семья были очень рады большим числам в документе. Что написал писарь в документе? Я вам даю копию этого документа, а вам нужно в нём единицы измерения их роста перевести в миллиметры. ( Работа для квартета.)Слайд -7

Маленьким всегда хочется быть большими. И не важно большой или маленький это остров .страна , лес, река. Везде есть очень маленькие животные, которых мы не замечаем . И вот сейчас, благодаря ученым, мы посмотрим на самых маленьких животных нашей планеты. О некоторых из них, рассказывается у вас в учебнике в №3. Давайте выполним задание этого номера.

Работа индивидуально для каждого.

Кроме этих маленьких животных есть и другие. Сейчас вы увидите и других маленьких животных.. Я вам даю таблицу, в которой есть уже их названия. Напротив каждого животного вы запишите их длину. А длину некоторых из них вы даже начертите.

Смотрим внимательно на доску слушаем и заполняем таблицу.

(Слайд -8 )

Самая маленькие лягушки - это микроквакши. Они бывают длиной от 7мм и иногда вырастают до 11 мм. Живут они в Новой – Гвинее.

Задание : Начертите их длину.

Слайд - 9

Самая маленькая рыбка живёт в сточных ручьях и торфяных болотах Индонезии. Самые большие у этих рыбок самки. Они вырастают до 1см.

Задание: начертите длину этой рыбки и переведите в миллиметры.

Слайд - 10

Самая маленькая ящерица в мире хамелеон малая брукезия. Обитает в тропических лесах Мадагаскара. Её длина 1см 2мм.

Задание: начертите и переведите в миллиметры.

Слайд-11

Ещё один малютка морской конек Дэниса. Обитает в теплых водах западной части Тихого океана . Его длина не превышает 1см.

Задание: Начертить и перевести длину в миллиметры.

Слайд-12

Самое маленькое млекопитающее.- землеройка. Её длина 4см5мм. Обитатель юга Европы, юга Азии и северной части Африки.

Задание: Начертить и перевести длину в миллиметры.

Слайд-13

Самая маленькая летучая мышь.

Свиноносая летучая мышь, или мышь-шмель обитает на западе Таиланда и юго-востоке Бирмы. Длина её тела не более 4 см.

Задание: Начертить и перевести длину в миллиметры.

Слайд -14

Самая маленькая антилопа самалийский дикдик. Весом чуть больше домашней кошки, с длиной туловища около полуметра и высотой 30 сантиметров. Живет в густых зарослях на востоке Африки.

Задание: записать высоту антилопы и перевести в миллиметры.

Слайд - 15

Мармозетка — самая маленькая обезьянка в мире Обитают в основном в Амазонии. Самая маленькая мармозетка длиной 11см и хвост у неё 17см.

Задание: записать длину тела и длину хвоста и перевести в миллиметры.

Животное

Длина или высота

1

Микроквакши

2

Рыбка

3

Ящерица хамелеон малая брукезия

4

Морской конек Дэниса

5

землеройка

6

Свиноносая летучая мышь

7

Антилопа самалийский дикдик

8

Обезьянка мармозетка

Есть ещё много маленьких животных на нашей планете, но наш круиз всего 40 минут. А маленьким человечикам и животным всегда хочется помочь.. А вам хочется помочь? Давайте сделаем им подарок и постоим для них домики. В сказках есть такой же как вы, трудолюбивый маленький народ. Отгадайте кто они:

Они носит вместо шапки
Весёлый колпачки.
И ростом всего лишь
С ребячие башмачки.
С фонариком и с песней
Идут в лесу ночном...
Не ошибётесь, если скажете
Что – это(Гномы!) Слайд -16
  Сейчас мы перед работой отдохнём. Станцуем под песенку про гнома, который любил рокин –ролл.

Физминутка.   

Кто как работает, тот так и отдыхает. Маленькие гномы вам передали вот такие волшебные колпаки, чтобы  когда вы отвечали они вам помогали. 

Вот вам проект домов. Осталось только приобрести материал для строительства дома. Вы можете их приобрести за свои знания, выполнив самостоятельно в тетради №:6 ,№7. Стр 15. В № 6 заменить куб и квадрат числа в выражениях произведением. В №7 Решить уравнение. Какой квартет вперед выполнит. Тот получит первым материал для дома.

Работа в парах. Каждая пара строит один дом. Укажите, кто строил этот дом.

Проект «Построй дом !» Слайд-17

Строительство дома для маленьких животных. В вашем проектах домов размеры указаны в миллиметрах, переведите их в сантиметры. Подберите строительный материал по вашим размерам. С чего начинают строить дом? ( С фундамента.) Что ставят на фундамент? (Стену) Что будет сверху? (Крыша) Подбираем размер крыши. Устанавливаем дверь и окно. Как только дом у вас будет готов, подайте сигнал своим маячком.

Проверка правильности подбора материала и строительства дома. Слайд- «Домики для маленьких»

В пустых домах нашим животным будет неуютно. Надо украсить их дома растениями и цветами. И конечно подобрать самые маленькие растения и цветы земного шара.

Слайд - 18

Вольфия бескорневая — самое маленькое цветковое растение в мире. Растение выглядит, как маленький зеленый шарик диаметром около 1мм.

Слайд - 19

Самый маленький цветок произрастает в Эквадоре. Это орхидея! Самое красивое и самое маленькое чудо в диаметре не более 2 мм.

Слайд - 20

Самые маленькие кустарники, высотой всего 5 сантиметров - это арктические ивы, растущие на самом большом ледяном острове планеты, в Гренландии. Приклейте клумбы с цветами. Слайд -21.

Задание: В вашем проекте указана площадь клумбы. Вам нужно найти клумбу. Вычислить её площадь и приклеить возле домика.

Вот построили дом

И уютно будет в нем.

И лягушки и зверушки,

Пташке, мышке и мартышке.

В вашем доме тоже уютно и тепло

и задание у вас будет всего одно.

Д/З Стр. 14 №4

Итог: наш круиз подходит к концу. Что вы нового узнали ? Чему научились? Как вы оцените работу каждого квартета? Какие отметки поставил вам наш соловей. Окончательную отметку поставлю я, когда проверю ваши работы в таблицах, проектах и в тетради, но обязательно буду учитывать оценку соловья.

Слайд -22

Рефлексия. Так жалко, что «40 минутный круиз по стране Лилипутии» подошёл к концу. Я его готовила с большой любовью к вам, маленьким представителям нашей планеты. Это моё большое сердце. Если вам понравился наш урок приклейте на него теплые желтые сердечки, если очень сильно понравился приклейте красные, если что то не понравилось приклейте холодные синие сердечки.

Приложение.

1.Путевка « 40 минутный круиз по стране Лилипутии» Индивидуальная работа.

Мас-са

10

кг

100

кг

5кг

100ц

10ц

100т

2

гр

3

кг

10т

10

гр

1кг

100

гр

60ц

8кг

65 ц

0кг

Вре-

мя

48ч

24 ч

14 ч

12

мес

24

мес

60 сек

10л

12

дн

7дн

16

дн

366 дн

4

год

31

дн

100лет

20л

Дли-на

1км

10км

100

см

1дм

10дм

100м

10

см

20м

5км

4дм

2 дм

8см

12м

10мм

2.Документ роста. Работа Квартета

Члены семьи

Рост

В единицах измерения длины

Папа

Метр с кепкой

1м =________________мм

Мама

От горшка два вершка ( Горшок =30см + 2 вершка по 4 см)

38см =________________мм

Сынок

Мальчик с пальчик

5 см =_________________мм

Задание: записать длину тела и длину хвоста и перевести в миллиметры. Индивидуальная работа

Животное

Длина или высота

1

Микроквакши

2

Рыбка

3

Ящерица хамелеон малая брукезия

4

Морской конек Дэниса

5

землеройка

6

Свиноносая летучая мышь

7

Антилопа самалийский дикдик

8

Обезьянка мармозетка

Проект дома для микроквакши

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 60мм и 20мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 50мм.___________________см

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 60 мм, 20мм, 40мм, 20мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 10мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 20мм и 20мм______________________см

Проект дома для рыбки

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 50мм и 20мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 40мм.___________________см

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 50 мм, 20мм, 40мм, 20мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 10мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 10мм и 20мм______________________см

Проект дома для ящерицы хамельёна малой брукезии.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 70мм и 20мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 60мм.___________________см

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 70 мм, 25мм, 40мм, 25мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 20мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 20мм и 30мм______________________см

Проект дома для морского конька Дениса.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 55мм и 25мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 45мм.___________________см

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 65 мм, 20мм, 45мм, 20мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 10мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 10мм и 20мм______________________см

Проект дома для землеройки.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 70мм и 15мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 55мм.___________________см______мм

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 60 мм, 25мм, 45мм, 25мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 10мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 10мм и 20мм______________________см

Проект дома для летучей мыши.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 70мм и 25мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 65мм.___________________см______мм

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 75мм, 25мм, 50мм, 25мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 20мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 20мм и 30мм______________________см

Проект дома для антилопы.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 80мм и 20мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 75мм.___________________см______мм

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 80мм, 30мм, 60мм, 30мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 30мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 30мм и 40мм______________________см

Проект дома для мармозетки.

1.Фундамент: прямоугольник со сторонами 90мм и 20мм._______________________см

2.Стена: квадрат со стороною 80мм.___________________см

3. Крыша: четырехугольник со сторонами 90мм, 30мм, 60мм, 30мм:_____________________________________________________________см

4. Окно: квадрат со стороной 30мм ________________см 5. Дверь: прямоугольник со сторонами 30мм и 40мм______________________см

Автор
Дата добавления 22.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров839
Номер материала 2924
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.