Похожие материалы
Уроки математики / Конспект урока / Урок математики с самоанализом по теме "Решение задач. Схематическая модель. Диаграмма"

Урок математики с самоанализом по теме "Решение задач. Схематическая модель. Диаграмма"

ДАТА: 15.10.2015

КЛАСС: 3

Подготовила и провела: учитель нач.классов Свиридова Т.В.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: знакомство с линейными и столбчатыми диаграммами как одним из способов представления информации

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями линейная и столбчатая диаграмма

  2. Учиться читать и записывать информацию с помощью диаграмм

  3. Развивать логику мышления, формировать умения работать с информацией, развивать интерес к предмету

  4. Воспитывать чувства товарищества

УУД

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую

  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

  • высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

Личностные результаты:

  • придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей

  • в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Оборудование: презентация для интерактивной доски, схемы диаграмм, иллюстрации.

1Орг. момент.

- Поздоровайтесь друг с другом кивком головы, пальчиками, локотками.

- Садитесь, настройтесь на работу.

- Прочитайте девиз урока: «Незнание – путь к познанию»

- Как вы понимаете эти слова?

- Готовы узнать новое?

2Минутка чистописания.

- Пропишите цифру 5, сохраняя закономерность:

  1. 10 5 15 5 20

3 Актуализация опорных знаний.

- Выполните вычисления, запишите ответ:

5*7 6*9 4*4 2*9 7*3 4*6 8*8 5*6 9*8

- Один человек выполняет работу у доски. Проверка: называем ответ, если результат правильный – переворачивает карточку с числом.

- Прочитать получившееся слово: ДИАГРАММА.

- Кто уже знаком с этим словом?

-Знаете, что оно обозначает?

4.Постановка цели и задач урока.

- Определите тему нашего урока. (Знакомство с диаграммой)

- Какие задачи на урок мы поставим:

1) Узнать, что такое …

2) Научиться составлять …

3)

Самооценка:

-У вас на парте лист самооценки. После выполнения задания оцените себя, постройте прямую линию в соответствии с оценкой (демонстрация на доске).

5

4

3

2

№1 № 2 №3 №4 №5

5.Изучение нового материала.

- Давайте рассмотрим, что такое диаграмма.

1) – Сколько в нач классах мальчиков?

- Сколько девочек?

- Как на схеме показать?

_________

_____

- Какие вопросы можно составить к задаче?

(На сколько мальчиков больше, чем девочек? Сколько всего человек в классе?)

- Количество девочек и мальчиков можно изобразить с помощью другой схемы – диаграммы:

- Вертикальная линия показывает – о ком или о чем я даю данные. На горизонтальной линии – показано количество.

- Эта диаграмма называется линейной.

2) Решите задачу: Вадим ниже Влада, а Вова выше Арсения, но ниже Вадима. Кто самый высокий в классе?

- Если изобразить решение задачи схемой – столбики будут показатели роста мальчиков.

- Чтобы у нас получилась диаграмма, как вы думаете, чего не хватает? (данных)

- Такая диаграмма называется столбчатая.

3) В 3классе на конец четверти был 1 отличник, 12 человек – учатся на «4 и 5», у остальных ребят есть «3». Сколько ребят с тройками?

- Если изобразить 3 класс в виде круга, как можно показать количество отличников, хорошистов и ударников?

- Как вы думаете, как называется такая диаграмма? (Круговая)

- На уроке окр.мира мы встречались уже с круговой диаграммой. Кто помнит?

(Состав воздуха)

- Кто запомнил, с какими диаграммами мы познакомились? (линейная, столбчатая и круговая). Есть еще разные виды диаграмм.

  1. - А можете ли вы сказать теперь, что такое диаграмма?

ДИАГРАММА Это чертёж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами.

  1. – Как же используют диаграмму при решении задач?

- Откройте учебник на стр. 90 и прочитайте задачу №274.

- Догадайтесь, какому из двух рисунков соответствует данный текст.

- Пользуясь данной диаграммой ответьте на вопросы. Запишите решения в тетрадь.

- Какие еще вопросы можно составить к данной диаграмме?

- Составьте текст задачи ко второй диаграмме.

- В учебнике перед вами столбчатая диаграмма.

- Вот, например, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде кольцевой диаграммы… (слайд)

- Чем на диаграмме отличается информация о возрасте членов семьи? (цветом)

- А как по диаграмме определить, кто старше или младше?

- Значит, на диаграмме разные информации отличаются по двум признакам. Каким? (размером и цветом)

- Ребята, а как будет выглядеть наше условие к задаче в виде других диаграмм?

Задание№3:

выяснить, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде других диаграмм.

Определите, где на диаграмме обозначены члены семьи и подпишите их в рамочках.

- Вы будете работать в парах. Какое основное правило работы в парах вы знаете?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. По одному представителю пары к доске…(проверка по сигнальным карточкам). Самооценка.

- Итак, со сколькими видами диаграмм мы познакомились?

  1. Физкультминутка.

- У вас на столах лежат карточки с выражениями. Внимательно посмотрите на пример, найдите ответ.

. Из них вы должны выбрать только один подходящий к числу. Для 1-го ряда это число…... По команде последние парты бегут к первой на своем ряду и прикрепляют только нужный пример к заготовке, после них бегут 3-и парты и прикрепляют свои подходящие примеры, далее вторые парты и в конце первые парты прикрепляют свои примеры и встают напротив своего ряда с заготовкой. Понятно?

  1. Закрепление изученного.

- Вы будете работать в группах. Какое основное правило работы в группах вы знаете?

Провести исследование. Изучить данные в таблице. Построить столбчатую диаграмму. (ширина столбика 1 клеточка)

Группа 1 Группа 2

Выявленные заболевания

Количество

учащихся

нарушение осанки

10

нарушение зрения

3

практически

здоровы

7

Состояние облачности в ноябре 2014 г.

Количество

дней

пасмурно

10

переменная облачность

15

ясно

5

Животный мир

Продолжительность жизни

ласточка

9 лет

летучая мышь

5 лет

белка

7 лет

Композитор

Количество опер

С. С. Прокофьев

11

П.И. Чайковский

10

М.И. Глинка

2

Планеты солнечной системы

Количество спутников

« Марс»

2

«Нептун»

8

«Юпитер»

16

Результаты контрольной работы по математике

Количество

учащихся

«5»

7

«4»

9

«3»

4

- Подходит к концу наш урок. Достигли ли мы с вами поставленной цели?

-Смогли ли мы её достигнуть?

- Почему вы так считаете? Какие задачи мы выполнили?

- -Поможет ли вам эта тема в жизни? Как?

Обратите внимание на свой лист самооценки. На что он похож ( диаграмма) . такой вид диаграммы называется линейный. Оцените свою работу на уроке.

Врачи кардиологи каждый день встречаются с диаграммой ( это схема работы нашего сердца). Посмотрите как работает сердце музыканта. (видеоролик).

Самоанализ урока.

Урок  по математике был проведён в 3 классе 15.11.2015г. 
Тема:  Закрепление по теме: «Решение задач с использованием схематического чертежа. Знакомство с диаграммой»

Тип урока: урок закрепления знаний.

Структура урока:
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1.Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД 

В классе 4 ученика, из них высокий уровень обученности у 1 ученика, средний уровень обученности у 2 учеников, низкий уровень обученности у 1 учащегося. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Цели урока:
Цели урока:
Образовательные: :
- закрепить умение решать задачи арифметическим способом с опорой на схему, краткую запись;

-закреплять вычислительные навыки;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать  вычислительные навыки  путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность; 
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Методы обучения:  наглядный, словесный.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, с точки зрения системно-деятельностного подхода, используя информационно-коммуникативные технологии.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке, я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

10

Автор
Дата добавления 20.12.2016
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров576
Номер материала 1635
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.