Уроки математики / Конспект урока / Урок по математике "Путешествие в страну Информации"

Урок по математике "Путешествие в страну Информации"

Открытый урок-игра «Путешествие в страну Информации»,
6 класс

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации», подготовка к контрольной работе.

Задачи:

Образовательные: повторение полученных учащимися знаний, умений и навыков по теме «Кодирование информации. Единицы измерения информации»; актуализация основных понятий и терминов; применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие: продолжать развивать познавательный интерес учащихся; развивать избирательность внимания, творческую активность, логическое мышление, формировать представления о компьютере как о средстве обучения.

Воспитательные: воспитывать прилежность, самостоятельность; воспитывать навыки самоконтроля, умение работать в группе.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала и подготовки к контрольной работе.

Формы работы на уроке: групповая и в парах.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, презентация, рабочие тетради, раздаточный материал, таблица соответствия двоичных и десятичных кодов чисел, кодовая таблица ASCII.

План урока.

  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Приветствие команд (2 мин.)

Повторение изученного материала в ходе командной игры (30 мин.)

Физкультминутка (3 мин.)

III. Подведение итогов урока (3 мин.)

IV. Домашнее задание (1 мин.)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного материала в ходе командной игры.

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок-игра. Давайте разделимся на две команды. Командам необходимо выбрать капитана и придумать название.

Приветствие команд.

Посмотрите на доску и внимательно послушайте какие станции мы сегодня посетим: разминочная, измерительная, системы счисления, текстовая, растровая, векторная, координатная. Правила игры: мы по очереди посетим каждую названную станцию и вспомним разные способы кодирования информации. Внимательно выслушав задание, команды приступают к обсуждению, если у команды есть ответ – капитан поднимает руку и называет игрока, который будет давать ответ и объяснять ход выполнения задания. Если ответ верный, то команда получает 1 балл.

- Итак, первая станция «Разминочная», вашему вниманию предлагается пять ребусов.

- Далее станция «Измерительная» или «Кодирование», откроем рабочие тетради на стр. 35, упр. 42. Мы вспомнили основные единицы измерения информации. Пора двигаться дальше.

- Станция «Системы счисления», задание первое: Переведите число 897 из десятичной системы счисления в двоичный код. Задание второе: Переведите число 101010 из двоичной системы счисления в десятичный код. При выполнении этого задания необходимо обратиться к таблице соответствия двоичных и десятичных кодов чисел.

- А впереди станция «Текстовая», значит, декодировать будем текстовую информацию, а поможет нам в этом кодовая таблица ASCII. Что закодировано следующей последовательностью двоичных кодов? 00111001 00100000 1001100 11100000 11111111.

- Мы с вами приблизились к станции «Растровая» и, чтобы двигаться далее, нам нужно выполнить следующее задание: восстановите изображение по двоичному коду.

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

0

Для того чтобы вам было удобней работать, предлагаю воспользоваться раздаточным материалом с готовой сеткой для ответа.

- Станция «Векторная» позволит нам вспомнить правила кодирования векторных рисунков. Задание: Какой рисунок получится после выполнения следующих команд?

  1. Прямоугольник 10, 30, 35, 45

  2. Прямоугольник 15, 35, 20, 40

  3. Прямоугольник 65, 30, 90, 45

  4. Прямоугольник 70, 35, 75, 40

  5. Установить 60, 50

  6. Линия к 40, 10

  7. Линия к 60, 10

- А на «Координатной» станции мы вспомним, как с помощью компьютера можно быстро перевести число из двоичной системы счисления в десятичную. А затем по заданным координатам восстановим рисунок, расставив точки и соединив их в правильном порядке.

№ точки и её координаты

1 (11001, 100011)

10 (10011, 111)

19 (10, 11011)

2 (11001, 11011)

11 (10010, 100)

20 (100, 100001)

3 (11101, 11011)

12 (1011, 1001)

21 (1000, 11101)

4 (10101, 10010)

13 (111, 1)

22 (1011, 11111)

5 (11100, 10100)

14 (101, 10)

23 (1101, 11000)

6 (11101, 10001)

15 (1010, 1010)

24 (10000, 10010)

7 (100010, 1111)

16 (1, 1101)

25 (10011, 11111)

8 (11101, 1011)

17 (101, 10000)

26 (11001, 100011)

9 (11111, 1001)

18 (0, 11011)

Работа на компьютерах в парах.

III. Подведение итогов урока.

- Вот и подошел к концу наш урок. А теперь давайте с вами обработаем числовую информацию и подсчитаем количество баллов набранных командами.

IV. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе.

Список использованной литературы:

  1. Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.

  2. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 208 с.

  3. Босова Л.Л.Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса: – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Югова Н.Л., Охлобыстова И.Ю. Поурочные разработки по информатике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.

Учитель. Спасибо группам за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. По итогам игры группы получают следующие оценки… Игра окончена.
Для того, чтобы определить, насколько понравился вам урок, я предлагаю вам выполнить задание в листах рефлексии.

Домашнее задание

Учитель. Вы должны были придумать рисунки, используя векторный способ кодирования, и составить для них описание. Поменяйтесь в группе своими заданиями друг с другом. Выполните эти задания дома.

Автор
Дата добавления 22.01.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров560
Номер материала 1768
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.