Уроки математики / Статья / Внеурочная деятельность 5-6 классах как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.»

Внеурочная деятельность 5-6 классах как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.»

«Внеурочная деятельность 5-6 классах как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях ФГОС.»

«Только та школа становится очагом духовной жизни, где

помимо интересных уроков имеются и успешно применяются

самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков.

Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка

были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой.

Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком

с многогранными интересами, запросами, стремлениями.»

В.А. Сухомлинский

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Она является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Внеурочная деятельность по математике, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Внеурочная деятельность должна быть воспитывающей.

Внеурочная деятельность в 5-6 классах «Живая математика» содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению привлекаются значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении. Целью занятий стали не только получение знаний ,но и умения самостоятельно добывать и применять эти знания. Ребята учатся составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия, оценивать результаты своего труда.
Ученики 5-6 классов подвижны, любознательны и очень активны и поэтому занятия строятся с учётом их возрастных особенностей. Очень много игровых моментов. Внеурочная деятельность по математике через рассмотрение и решение задач прикладного характера позволяет приблизить математику к жизни, делает эту науку более осязаемой для учащихся, усиливает их мотивацию знать эту науку. Ребята, которым математика даётся с трудом на уроках, на внеурочных занятиях с удовольствием и успешно решают логические задачи на переливание и взвешивания. Задачи такого характера часто встречаются на олимпиадах различного уровня. Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Она даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету. На уроках обычно бывает не достаточно времени для решения неординарных задач и изучения исторических сведений. И поэтому практическая значимость внеурочной деятельности очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. В прошлом учебном году на внеурочных занятиях каждое третье занятие ребята работали с ноутбуками. Они выполняли индивидуальные тестовые задания, видели сразу результаты своей работы, играли. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.
Задачи внеурочной деятельности по математике:

  • создать условия для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;

  • сформировать у подростков навыки применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

  • расширить представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;

  • развить математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике

  • установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;

  • построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;

  • реализация образа Я , включая самоотношение и самооценку;

  • нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи.

Формы организации внеурочной деятельности не только традиционные, а самые разнообразные: соревнования, конкурсы, математический бой, викторины, звездный час. Способы работы с детьми индивидуальные и групповые, практические и теоретические, исследовательские и познавательные. Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход,проблемно-исследовательский метод, диалогические методы взаимодействия. В этом учебном году на заключительных занятиях запланирована защита минипроектов по заданным темам.

Школа после уроков - мир творчества , раскрытие своего Я. Единство урочной и внеурочной деятельности имеет большое значение.

И в заключении хочется сказать: "Всё течёт, всё меняется". Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным.. Дети — оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда вокруг нас будут таковыми и окружающие. И когда мы это поймем, то откроем истину уже открытую: "источник всего хорошего для людей, в том числе благородных чувств — это добрые отношения человека к человеку, к близким людям, это любовь". Любовь к детям — это ответственность, ни с чем несравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности.Как воспитывать личность, не воспитывая? Как суметь её развить, оберегая всё самое индивидуальное и самобытное? И это главные вопросы, которые мы должны себе задавать, приходя каждый день на работу.

Автор
Дата добавления 01.03.2017
Раздел Математика
Подраздел Статья
Просмотров1102
Номер материала 3217
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.