Уроки математики / Статья / Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках математики с учетом физиологических особенностей школьников

Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность на уроках математики с учетом физиологических особенностей школьников

Здоровьесберегающие технологии и учебная деятельность
на уроках математики с учетом физиологических особенностей школьников

Митрофанова Наталья Владимировна

Учитель математики МБОУ ТСОШ №3

«Здоровье – не  всё, но всё без здоровья – ничто»

Сократ

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, предусматривает физическое, психическое и социальное благополучие.

  Рассматривая составляющие здоровья с позиции конкретного человека, я определяю его отношение к собственному здоровью принципами:

  • Физическое здоровье – «я могу»;

  • Психическое – «я хочу»;

  • Эмоциональное – «я умею»;

  • Интеллектуальное – «я знаю»;

  • Социальное – «я нужен»;

  • Духовное – «я способен»

  • Нравственное – «я должен».

  

Основания для построения занятия здоровьесберегающей направленности

1. Гуманистическая основа (выстраивание человеческих отношений)
2. Психо-био-генная основа (принцип природосообразности)
3. Социогенная основа (опора на базовые личностные качества)

Здоровьесберегающие компоненты на занятии

  • Динамические паузы.

  • Чередование поз во время занятия.

  • Организационное начало (выстраиваются договорные отношения, принимаются правила проведения занятия).

  • Использование активных методов обучения: поисковый, диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.

  • Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни (по возможности).

  • Гармоничное сочетание обучения-воспитания-развития в учебной деятельности.

  • Плотность занятия: количество времени, затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более – 80%.

  • Темп завершения занятия спокойный, учащийся должен иметь возможность задать учителю вопросы.

В основе - «тренирующая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Тренирующая среда» связана с развитием интеллектуальных способностей ребенка. Она основывается на активной педагогике, в основе которой деятельностный подход, активные формы и методы обучения: поисковые, творческие, проблемные. Это и самостоятельный поиск информации, разработка проектов, творческих заданий, игра, общение, использование образцов, идей, ролей. Без всего этого нет, и не будет творчества, интереса и хорошего самочувствия.

«Сохраняющая здоровье ребенка среда» опирается на факторы психологического комфорта, эмоциональной активности.

Особенности здоровьесберегающей технологии в ее рациональности, совместной организации деятельности педагога и учащихся, договорных основах, без которых невозможно достичь гармонических отношений и эффективности обучения (тем более в дополнительном образовании).

Технологии, используемые мною, как сберегающие физическое здоровье.

От постоянного сидения за партой у ребенка могут появиться если не хронические заболевания, то, как минимум, предпосылки к ним. Именно поэтому важно, чтобы учитель проводил небольшую разминку в середине урока.

Оригинальная подача материала

Чтобы сохранить концентрацию учеников на высоком уровне, учителю полезно иногда делать небольшие отступления от основного материала. Обычно это делается примерно в середине урока, когда работоспособность детей падает, они буквально «засыпают». Талантливый педагог, заботящийся о здоровье своих учеников, обязательно отвлечется на пару минут и расскажет интересную историю, косвенно связанную с темой урока. Кроме того, что дети получат новые знания, такой подход позволит вернуть интерес к уроку.

Хорошо снимает эмоциональное напряжение школьников смех. Стоит помнить, что дети, даже старших классов, весьма ранимы, поэтому шутки в отношении них лучше не использовать. Гораздо полезнее рассказать смешную историю, использовать забавные картинки или предметы, связанные с темой урока.

Технологии, позволяющие сохранить психическое здоровье

Релаксация

Методы релаксации на уроке каждый учитель выбирает самостоятельно. Но способ расслабления обязательно должен быть связан с физической активностью. Если пойти дальше, то релаксация должна включать ритмичные движения. Это позволит не только снять физическую и умственную усталость, но и снимет «моторную скованность», которой часто страдают дети из-за долгого сидения за партой, а также поможет вернуть в норму чувство ритма. Это может быть небыстрый ритмичный танец или простая игра, в которой, например, необходимо передавать друг другу предметы.

Задачи на знание своего тела.

Задача1. (5 класс)

Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего 1  минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки клетка, если рост ученика  145см? Ответ:2 км 88м.

Комментарий учителя: клетка крови таракана обегает  весь организм за 25 мин.

  Задача2. (5 класс)

За день сердце может перекачать 10000л крови. Засколько дней насос такой мощности смог бы заполнитьбассейн длиной 20м, шириной 10м, глубиной 2м? Ответ:40 дней.

Комментарий учителя: взрослый человек имеет 5л крови, ребёнок  10 лет – 2л.

Задача3. (6 класс)

Из общего количества мужчин приблизительно 2/25дальтоники, а из женщин всего 1/200. Если в школе 1000 учеников, то на сколько дальтоников  мальчиковбольше дальтоников девочек? Ответ:75 человек.

Комментарий учителя: Глаз человека способен различать 250тонов и 5-10 миллионов оттенков. Дальтонизм – нарушение цветового зрения. Передаётся по наследству. Страдают им преимущественно мужчины

Задачи  на гигиену труда и отдыха.

Задача4 (6класс)

Найдите число по его процентам и расшифруйте, какое  чувство появляется у человека, сидящего в комнате со стенами зеленого цвета. Найдите число, если

      • 2% его составляют 200 - Ц

      • 74 % - составляют 11,1 – Е

      • 6 % - составляют 48 – О

      • 75 % - составляют 45 – Й

      • 7 % - составляют 35 – П

      • 28 % - составляют 5, 6 – В

      • 40 % - составляет 66 – Т

      • 150 % - составляют 6,75 – K

      • 12 % - составляют 3,6 – И

Ответ: спокойствие

Задача 5 (6 класс)

Найдите проценты от числа и расшифруйте, какое чувство появляется у человека, сидящего в комнате со стенами желтого цвета.

  • 4% от 800 – О

  • 9% от 900 –  П

  • 130% от 15 –З

  • 8% от 20 –И

  • 27% от 560 – М

  • 5% от 600 – Т

Ответ: оптимизм

Комментарий учителя:

Красный цвет  - активность и раздражение;

Жёлтый–стимулирует умственную деятельность.

Зелёный –умиротворяет и успокаивает.

Синий - располагает к серьёзности, строгости в поведении.

Фиолетовый– возбуждает деятельность сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Бирюзовый - снижает кровяное давление.

Задачи на профилактику вредных привычек

Задача 6 (5класс)

При употреблении внутрь смертельная доза   никотина составляет 40-60мг. Сколько никотина содержится в пачке сигарет, если в одной сигарете содержится 0,8мг никотина? Сколько таких сигарет надо выкурить, чтобы в организм попала смертельная доза яда?

Ответ: 16 мг:  50 сигарет

Задача15(6класс)

Одна сигарета содержит до 2,1мг никотина, яда более сильного чем стрихнин. При курении 2/3 дыма попадает в воздух. Выясните сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?

Ответ: 14мг. 35%

Комментарий учителя:

Эти вещества попадают вместе с табачным дымом в организм человека:

Окись углерода – содержится в ацетоне и выхлопных газах.

Цианид водорода – применяли в газовых камерах смерти.

Аммиак - используют для чистки сантехники.

Кадмий – используют в автомобильных аккумуляторах.

Толуол – промышленный растворитель.

Ежеурочно стараюсь найти возможность для использования комплексов упражнений.

 Упражнения для профилактики утомления глаз.

(Если устали глаза, стали плохо различать текст, появились неприятные ощущения, «песок в глазах»):

1. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребёнком самостоятельно, на саморегуляции.

2. Широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении чсовой стрелки и столько же раз против часовой стрелки.

3. Быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

4. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть, посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

5. Вытянув правую руку вперёд, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

   Рефлексию на уроке иногда совмещаю с пальчиковой гимнастикой.

Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ученик отвечает на вопросы:

  • МИЗИНЕЦ. Какие знания и опыт я сегодня получил?

  • БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?

  • СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?

  • УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?

  • БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?

Хотелось бы чаще использовать упражнения для нормализации и формирования правильной осанки:

1. «Память тела». Хоть бы раз в день подходить к стенке, прижаться к ней спиной так, чтобы к ней прикасались пятки, ягодицы, лопатки, затылок, а между поясницей и стеной свободно проходила ладонь. Закрыть глаза, запомнить ощущения тела. Сохраняя эти ощущения, поднять одну ногу, постоять на ней одну-две минуты. Повторить с другой ногой.

2. «Физкультура сидя».Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать её в одну, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке.

Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом – обе.

3. Глубокое дыхание. Представить, что в животе надувается мячик на счёт 1-3, на 4  сдувается выдох.

4. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперёд- назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.

5. «Огонёк». Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнять вращательные движения вверх-вниз.

6. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной  стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясём руками. «Массаж подушек пальцев».

Здоровье – это наша способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.

Здоровье – это наш образ жизни.

Образ жизни – источник здоровья и всех бед.

Всё зависит от нас и нашего образа жизни

    Список использованной литературы:

1).Педагогика и психология здоровья. М.: Академия, 2003.

2). Алимова Т. М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5 – 9 классы. – М.: 2003.

3). Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье, Санкт-Петербург, 2000

4). Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

5).Соковня И.И. Социальное взросление и здоровье школьников, Москва, 2004г.

Март 2018 Представление опыта на ШМО учителей предметов естественно-математического принципа.

Автор
Дата добавления 13.04.2018
Раздел Алгебра
Подраздел Статья
Просмотров27
Номер материала 5575
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.