Аннотация учебно-исследовательской работы по математике
«Великие математики, их достижения и открытия в детские годы»
Автор: ученик 5Б класса Завьялов Александр.
Руководитель: Учитель математики Маткина Наталья Михайловна.
На одной из уроков математики мы узнали о гениальном немецком ученом Карле Гауссе. Удивительно, что, будучи ребенком наших лет, он сделал свое первое математическое открытие.
Предлагаю вам перенестись в далекий 1788 год и побывать на уроке математики. Посмотрим фрагмент кинофильма «Измеряя мир».
(Эпизод из фильма)
Это ли не гениально?! В будущем Гаусса назовут «королём математики»
После того, как я узнал эту историю, я задумался: «А много ли было совершено именно детских математических открытий?»
Так я принялся за работу. Ведь посмотреть на великих математиков в «детском измерении», - это не только интересно, но и полезно.
Цель работы: Изучить биографии великих математиков. Собрать материал о детских годах великих математиков, выделить в нём информацию о их математических способностях и достижениях в детские годы.
Задачи:
1. Сконцентрировать внимание на наиболее интересных фактах проявления детских умственных способностей великих математиков в разное историческое время.
2. Понять значение собранной информации для нас, учеников ХХI века.
Сила воображения перенесёт нас в разные времена.
Итак, мы во Франции 17 в. Одарённый ребёнок Блез Паскаль в одиннадцать лет, услышав, как звенит фаянсовое блюдо, провёл серию опытов, чтобы изучить это явление и выводы изложил в «Трактате о звуках». Как-то он принялся углём выводить на полу различные фигуры и, не зная даже названия фигур, в двенадцать лет самостоятельно доказал теорему о сумме углов треугольника.
Теперь мы в России конца 18 века. В гимназию поступает девятилетний Николай Иванович Лобачевский. Учитель задал задачу мальчику, а тот решил ее в уме. Учитель заинтересовался и стал умышленно усложнять задачи. Но Николай даже не притрагивался к грифелю, схватывал условия на лету и сразу же давал правильный ответ. Он был наделён даром – считать в уме. Николай был принят. А в 14 лет стал студентом университета, а в 23 года – профессором.
Остроградский Михаил Васильевич в раннем детстве проявил редкую наблюдательность: измерял игрушки, глубину ям, колодцев, интересовался работой мельницы, жерновов, водяного колеса. В его кармане всегда был шнурок с привязанным камнем для измерения. Любознательность и настойчивость сделали из него великого математика.
Кстати, именно его лекциями была оклеена детская юной Софьи Ковалевской. Девочке тогда было 8 лет. Софья часами просиживала около стены, пытаясь понять написанное, и запоминала. С пятнадцати лет Софья брала уроки высшей математики и, вспоминая формулы на стенах детской, легко усваивала сложные понятия .
Андрей Николаевич Колмогоров воспитывался сёстрами матери. Тётушки открыли школу для детей разного возраста, издавали рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём печатались рисунки, стихи и математические задачки которые придумывал маленький Андрюша. Одна из них — про пуговицу. Задача такая: есть пуговица с четырьмя дырками, чтобы пришить ее, достаточно сделать один стежок. Сколько есть разных способов пришить пуговицу? Эта задача уже связана с теорией множеств, которой Колмогоров будет много заниматься впоследствии.
А вот одно из «открытий» шестилетнего Колмогорова. Он заметил, что
12 = 1; 22 = 1+3; 32 = 1+3+5; 42 = 1+3+5+7 и т.д. То есть, если складывать нечетные числа, то получаются точные квадраты. Это было первым самостоятельным открытием Колмогорова. А в 19 лет Колмогоров получил мировую известность.
И ещё немало имён великих математиков, проявивших способности в детские годы, можно назвать с почтением.
Для нас, учеников 21 века, - это пример высшего интеллекта.
Пример того, как в детском возрасте можно сделать открытие, самостоятельно или с учителем поломать голову над трудной задачей, распознать резерв своих возможностей и добиться успеха.
Великим математикам я посвящаю своё стихотворение:
Очень древняя наука
Во владенье нам дана,
Но с годами молодеет,
А не старится она.
По ступенькам,
Век от века
Крепнет разум человека.
Вызывает интерес
В математике прогресс,
А в задачах на смекалку
Мы найдём уму закалку
Чтоб успехов нам добиться,
Надо просто не лениться.
Ради знаний всё отдать –
Можно и великим стать
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 17.05.2017 |
Раздел | Математика |
Подраздел | Статья |
Просмотров | 1635 |
Номер материала | 4090 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |