Уроки математики / Другое / Апробация программы «Геометрия (базовый уровень). 10 класс. Федченко Л.Я., Маркина И.А., Коваленко Н.В.»

Апробация программы «Геометрия (базовый уровень). 10 класс. Федченко Л.Я., Маркина И.А., Коваленко Н.В.»

Анализ основной образовательной программы

«Геометрия : 10 кл. : программа для общеобразовательных организаций: базовый

уровень / сост. Коваленко Н.В., Федченко Л.Я., Маркина И.А.; ДИППО. – Донецк:

Истоки, 2015. – 14 с.»

по результатам апробации

в 2015-2016 учебном году

С октября 2015 года на базе Харцызской общеобразовательной школы № 22 Донецкой Народной Республики в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», на выполнение приказов Министерства образования и науки ДНР от 18.08.2015 № 409 «О типовой образовательной программе типового образования», от 18.08.2015 № 408 «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования», от 18.08.2015 № 407 «О примерных основных программах основного общего образования», от 12.10.2015 № 657 «О проведении апробации основных образовательных программ для дошкольных и общеобразовательных организаций ДНР в 2015-2016 учебном году», приказа Управления образования администрации города Харцызска № 237 от 15.10.2015 « О проведении апробации основных образовательных программ общеобразовательных организаций г.Харцызска в 2015-2016 уч. г.», приказа Харцызской ОШ № 22 от 15 октября 2015 года № 104/1 «О проведении апробации основных образовательных программ по геометрии 10 класс, алгебре и началам математического анализа 11 класс в 2015-2016 уч.г. в ОШ № 22» с целью успешной адаптации Государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования проводилась апробация образовательной программы по дисциплине « Геометрия 10 класс ».

Базисный учебный план на изучение геометрии в 10 классе отводит 1,5 часа в неделю, итого 53 часа за учебный год. Из них на тему : « Обобщение и систематизация знаний» - 4 часа; на тему: « Введение в предмет стереометрии» - 3 часа, на тему : « Параллельность прямых и плоскостей» - 12 часов, на тему: « Перпендикулярность прямых и плоскостей» - 9 часов, на тему: « Обобщение и систематизация знаний за I семестр» - 4 часа; на тему: « Многогранники» - 12 часов; на тему: « Итоговое обобщение и систематизация учебного материала» - 9 часов.

На основе предложенной программы Сокол Еленой Викторовной разработано календарно-тематическое планирование. Для проведения апробации были закреплены учебные классы: 10 – А, 10 - Б. Таким образом, для проведения занятий в рамках апробации были задействованы 35 обучающихся.

Рабочая программа по геометрии представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительная записка; содержание обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике, рекомендованная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Данная программа реализуется по учебнику «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы: учеб. Для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни». Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.

Основными темами курса являются « Введение в предмет стереометрия» ( состоит из подтем: « « Предмет стереометрия» , « Аксиомы стереометрии», « Некоторые следствия из аксиом» ), « Параллельность прямых и плоскостей» ( состоит из подтем: « « Параллельность прямых, прямой и плоскости» ; « Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми» , « Параллельность плоскостей» , « Тетраэдр и параллелепипед»), « Перпендикулярность прямых и плоскостей» ( состоит из подтем: « Перпендикулярность прямой и плоскости», « Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью», « Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей».); « Многогранники» ( состоит из подтем: « Понятие многогранника. Призма», « Пирамида», « Правильные многогранники»).

Основная цель темы « Введение в предмет стереометрии» − сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии, их использовании при решении стандартных задач логического характера, а также об изображениях точек, прямых и плоскостей на проекционном чертеже при различном их взаимном расположении в пространстве. Основная цель темы: «Параллельность прямых и плоскостей» - дать учащимся систематические сведения о параллельности прямых и плоскостей в пространстве, обратить внимание учащихся на часто используемый метод доказательства от противного, который знаком им из курса планиметрии, познакомить учащихся с различными способами изображения пространственных фигур на плоскости, изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей. Основная цель темы: «Перпендикулярность прямых и плоскостей» - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве; ввести понятие углов между прямыми и плоскостями, между плоскостями, систематизировать и обобщить знания учащихся о перпендикулярности прямых, перпендикуляре и наклонных, известные из курса планиметрии; изучить свойства и признаки перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве. Основная цель темы: « Многогранники» - познакомить учащихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

Данная программа направлена на овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; способствует интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; помогает формировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности и как части общечеловеческой культуры, понимания значимости геометрии для общественного прогресса.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов решения этих задач. Изучение геометрии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности; овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; воспитание средствами математики культуры личности ; отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. . Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе. К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа. Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач. Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по всему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью. Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично). Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.

В результате изучения курса геометрии учащиеся должны: выполнять чертёж по условию стереометрической задачи; понимать стереометрические чертежи; решать задачи на вычисление геометрических величин, проводя необходимую аргументацию; решать задачи на доказательство; строить сечения геометрических тел.

В программе реализован принцип преемственности в области геометрии, он характеризуется ( опираясь на учебник) доступностью изложения материала, сочетающейся с достаточной строгостью, краткостью, схематичностью. Так , например, с двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – учащиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело ( его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится ряд новых понятий.
Данная программа направлена на развитие ключевых, предметных компетенций: ценностно- смысловых, учебно- познавательных, коммуникативных, общекультурных, профориентационных, информационных, компетенции личностного самосовершентвования, здоровьесберегающих. Остановимся подробнее на каждой из них.

Программа направлена на то, что ученик должен четко для себя представлять, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Очень часто ученики, уверенно используя какие-то умения на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине; на уроках геометрии учитель может помочь ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации; программа направлена на умения уместно использовать математическую символику и объяснять значение математических терминов и символов; на развитие познавательного интереса, а познавательный интерес является основой положительного отношения к учению. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов обучения школьников. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Программа нацелена на формирование положительной мотивации школьников к изучению математики; расширение опыта учащихся в общении: умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание. Активизация интеллектуальной и речевой культуры учащихся подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Развитию способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты. Причем задания можно давать социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Программа позволяет сделать процесс обучения интересным; эффективно решать проблему наглядности обучения; свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах; индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий; раскрепостить учеников при ответе на вопросы. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате, у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

Направленность программы помогает создать умения обеспечивающие создание благоприятных условий для осуществления их деятельности, учит соблюдать правила гигиены учебного труда, готовить рабочее место и необходимое оборудование к занятиям, пользоваться учебными принадлежностями, руководствоваться режимом дня, определять временной промежуток занятий, чередования труда и отдыха, рационально осуществлять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие, работать фронтально с учителем, работать в парах и в группе.

В программе учтены требования личностно-ориентированного и компетентностно - ориентированного подходов. Данная программа позволяет ориентироваться на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных; ориентироваться на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику; выделение групп учащихся по знаниям, способностям; отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. В содержании программы заложены идеи системно - деятельностного подхода. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Программа на это направлена.

Диагностика включает контроль, проверку, оценивание , накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дидактического процесса. Важным компонентом диагностирования является контроль. Контроль – это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. Составной частью контроля является проверка. Проверка – система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков, т. к. учащиеся должны уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы, соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники, выполнять чертежи по заданным условиям; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды; решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы и т. д.

.

ВЫВОД:

Программа «Геометрия (базовый уровень). 10 класс. Федченко Л.Я., Маркина И.А., Коваленко Н.В.» была апробирована учителем математики Харцызской общеобразовательной школы № 22 Сокол Еленой Викторовной.

Целью апробации было определение возможностей и условий эффективного внедрения программы «Геометрия (базовый уровень). 10 класс. Федченко Л.Я., Маркина И.А., Коваленко Н.В.» в образовательные организации.

Основные задачи апробации: изучение предусмотренных программой условий организации образовательной деятельности; оценка эффективности реализации учебной программы ; оценка возможности внедрения программы в широкую практику.

Участниками апробации были:

Состав ТГ: методист МК Управления образования - Андрусик С.Л.; руководитель городской ПНМК учителей математики – Молчанова Т.В.; руководитель ШПНМК учителей математики ОШ № 22 - Войтова Л.А.; заместитель директора по УВР - Стрельченко В.И.; учитель математики ОШ № 22 – Сокол Е.В.; обучающиеся 10 - А и 10 - Б классов ( общее количество – 35 ).

Основные этапы работы по апробации включали:

А) изучение нормативных документов:

  • Приказ МОН ДНР № 657 от 12.10.2015 года « О проведении апробации основных общеобразовательных программ для дошкольных и общеобразовательных организаций ДНР в 2015 – 2016 учебном году»,

  • Приказ Министерства образования и науки ДНР от 18.08.2015 № 409 «О типовой образовательной программе типового образования», от 18.08.2015 № 408 «О примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки ДНР от 18.08.2015 № 407 «О примерных основных программах основного общего образования»,

  • Приказ Министерства образования и науки ДНР от 12.10. 2015 № 657 «О проведении апробации основных образовательных программ для дошкольных и общеобразовательных организаций ДНР в 2015-2016 учебном году»,

  • Приказ Управления образования администрации города Харцызска № 237 от 15.10.2015 « О проведении апробации основных образовательных программ общеобразовательных организаций г. Харцызска в 2015-2016 уч.г.»,

  • Приказ Харцызской ОШ № 22 от 15 октября 2015 года № 104/1 «О проведении апробации основных образовательных программ по геометрии 10 класс, алгебре и началам математического анализа 11 класс в 2015-2016 уч.г. в ОШ № 22»;

Б) проведение уроков, контрольных работ, самостоятельных работ, тестов, математических диктантов, согласно календарному планированию;

В) отслеживание динамики учебных достижений обучаемых по предмету геометрия и степени усвоения ими учебного материала в соответствии с предъявляемыми по программе требованиями;

Г) анализ программы по основным вопросам ДРИДПО, мониторинг качества образовательной программы

Апробация каждой новой учебной программы должна включать в себя, в обязательном порядке, минимум три вида аттестации обучающихся, результаты которой закладываются в оценку эффективности результатов апробации: входной контроль знаний, направленный на определение исходного уровня знаний, умений, навыков для коррекции педагогической деятельности, позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений , чтобы использовать его как фундамент ориентироваться на допустимую сложность учебного материала; текущий контроль результатов предусматривает систематическую проверку знаний , умений и навыков обучающихся; промежуточный контроль оценивает результаты учебной деятельности по изученной теме; итоговый контроль ( годовая контрольная работа) результат которой дает представление об уровне сформированных компетенций ученика.

Рабочий календарно-тематический план-график проведения апробации

образовательной программы

№ темы

название темы

кол-во

часов

виды контроля

тест

с.р.

м.д.

к.р.

тема 1

Обобщение и систематизация материала

4

ДКР

тема 2

Введение в предмет стереометрия

3

+

тема 3

Параллельность прямых и плоскостей

12

+

+

к.р.

тема 4

Перпендикулярность прямых и плоскостей

17

+

к.р.

тема 5

Многогранники

12

+

к.р.

тема 6

Обобщающее повторение

5

+

ИКР

53

Мониторинговые исследования

Виды контроля

всего

пи

са

ло

Оценка « 1»

оценка

« 2»

оценка

« 3»

оценка

« 4»

оценка

« 5»

СБ

КЗ

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

ДКР

«Обобщение и систематизация материала»

35

30

-

-

5

17

19

63

3

10

3

10

3,1

20

ТЕСТ

«Введение в предмет стереометрия»

35

32

-

-

-

-

11

34

15

47

6

19

3,8

66

СР

«Параллельность прямых и плоскостей»

35

26

-

-

-

-

9

34

14

54

3

12

3,8

66

МД

«Параллельность прямых и плоскостей»

35

26

-

-

-

-

9

34

14

54

3

12

3,8

66

КР

Параллельность прямых и плоскостей

35

31

-

-

6

20

17

55

5

15

3

10

3,2

25

ТЕСТ

«Перпендикулярность прямых и плоскостей»

35

27

-

-

1

4

16

59

6

22

4

15

3,5

37

КР

«Перпендикулярность прямых и плоскостей»

35

31

-

-

6

19

20

65

2

6

3

10

3,1

16

СР

«Многогранники»

35

30

-

-

-

-

15

50

10

33

5

17

3,7

50

КР

«Многогранники»

35

ИКР

«Обобщающее повторение»

35

На начало учебного года (ДКР) средний балл по предмету составлял 3,1, качество знаний – 20 %. На конец апробации программы качество знаний учащихся составляет 46,7 %, средний балл по предмету - 3,6.

В течение учебного года проходило методическое и практическое сопровождение учителя.

Содержание

Сроки

Ответственные

1.

Получение педагогом – апробатором диагностируемой программы по алгебре и началам математического анализа:

октябрь

Калита В.В.

2.

Проведение предварительного анализа обученности учащихся для выбора педагогических технологий.

октябрь

Сокол Е.В.

3.

Проведение установочного информационного семинара

октябрь

МК УО Калита В.В., Андрусик С.Л

4.

Проведение установочного информационного вебинара

октябрь

ДРИПО

4.

Разработка календарно-тематического планирования на год

октябрь

Сокол Е.В.

5.

Корректировка календарно-тематического планирования к началу каждой четверти

ноябрь

Кибалюк А.Б.

Молчанова Т.В.

Сокол Е.В.

6.

Утверждение графиков проведения контрольных и практических работ к началу каждой четверти

ноябрь

Кибалюк А.Б.

Молчанова Т.В.

Сокол Е.В.

7.

Посещение и анализ уроков педагога- апробатора

в течение учебного года

Молчанова Т.В.

Войтова Л.А.

8.

Проведение текущей, промежуточной и итоговой оценки уровня обученности школьников в процессе освоения содержания апробируемой программы

в течение учебного года.

Молчанова Т.В.

Войтова Л.А.

9.

Представление разработок уроков, самоанализа проведенных уроков .

в течение учебного года

Молчанова Т.В.

Кибалюк А.Б.

10.

Подведение итогов апробации и составление отчета

апрель

Сокол Е.В.

Молчанова Т.В.

Кибалюк А.Б.

11.

Проведение итогового информационного семинара

март

МК УО

Калита В.В., Андрусик С.Л

12.

Проведение итогового информационного вебинара

март

ДРИПО

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Изучение геометрии способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение геометрии развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Данная программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения геометрии, которые определены стандартом.

Данную программу целесообразно использовать в дальнейшем для обновления содержания образования.

Учитель ______________ Е.В. Сокол

Директор ОШ № 22 г. Харцызска__________ А.П. Солодовник

Автор
Дата добавления 21.02.2017
Раздел Геометрия
Подраздел Другое
Просмотров900
Номер материала 2870
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.