Уроки математики / Конспект урока / "Богатырская наша сила - сила духа, ума и смекалки. Решение задач на движение".Техкарта урока

"Богатырская наша сила - сила духа, ума и смекалки. Решение задач на движение".Техкарта урока

Технологическая карта

интегрированного урока математики, литературного чтения, окружающего мира

Учитель

Игнатченко Ирина Владимировна

Место работы

МБОУ « Школа № 43» г. Рязани

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Математика

Класс

4

Тема

"Богатырская наша сила - сила духа, ума и смекалки. Решение задач на движение".

Предметная программа и её автор

УМК «Гармония», Н.Б. Истомина

Дидактическая цель

Повышать познавательный интерес учащихся через интерактивную деятельность на уроке, укреплять межпредметные связи, усовершенствовать навыки решения задач; формировать комплексный подход к учебным предметам.

Задачи и планируемые результаты

Личностные: формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности; воспитывать уважение к русской народной культуре, народным героям,истории государства; показать связь содержания былин с русской историей; использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма, воспитывать чувства дружбы и товарищества на основе работы в группах.

Метапредметные:

регулятивные: формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности; развивать критическое мышление и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения поставленных задач;

коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем, воспитывать умение сотрудничать и договариваться;

познавательные: развивать навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий, используя компьютерные технологии; повышать познавательный интерес учащихся через интерактивную деятельность на уроке.

Предметные: способствовать формированию умения находить различные способы

решения задач на движение и выделять наиболее рациональные способы их решения, устанавливать связи между величинами; укреплять межпредметные связи.

Тип урока

Урок применения знаний, умений и навыков

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация Power Point

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, мультимедийный проектор

Материал:

О.В.Кубасова Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Раздел 2 « О доблестях, о подвигах о славе…»; А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Окружающий мир. Тема «Во времена Древней Руси».

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Основные понятия

Былина, скорость, расстояние, время.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организация начала урока (психологический настрой уч-ся).

Собираемся в дорогу -

Нужно ехать на подмогу.

Вот письмо - а в нем приказ.

Слушает внимательно весь класс:

"На рубежах родной страны.

Дозор должны нести богатыри:

Добрыня, Алеша и старый Илья,

Три, всем нам знакомые, богатыря.

Караул нести им нужно

На заставе стойко, дружно.

И пока они на страже,

Может быть уверен каждый:

От врагов защищены

Покой и мир родной земли!

Вы же в школе потрудитесь -

Прилежно и настойчиво учитесь.

Смекалку, сноровку в дорогу берите,

К заставе героям пройти помогите".

Настраиваются на работу

Коммуникатив-

ные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Сообщение темы урока и его задач.

Ну что, отправимся в путь вместе с нашими славными героями - былинными богатырями. Богатыри – эпические герои былин, обладающие незаурядной силой, воинской доблестью, мужеством и мудростью. Главной их задачей была защита народа от «врагов лютых».

Стоит отметить, в былинах и легендах часто упоминалось то, что Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич часто совершали подвиги. Однако на самом деле эти персонажи никогда не встречались, и уж тем более не участвовали вместе в боях. Они жили в разных веках. Часто случается, что когда легенды передаются из поколения в поколение, они всё больше и больше обрастают новыми фантастическими подробностями. Но во всех былинах отмечается, что богатыри верой и правдой служили князю Владимиру. Главная задача, которую поставил перед собой князь - защита русских рубежей от кочевников. А что вы знаете о правлении князя Владимира?

Примерные ответы детей:

Князя Владимира называли Красное Солнышко.

Он объединил всех славян в единое государство.

Славный защитник земли Русской.

Совершил крещение Руси.

Личностные

УУД :

- готовность и 
способность к саморазвитию и
мотивация к 
познанию нового. 

3.Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий.

О славных русских воинах складывались былины и сказания. Народ очень любил своих героев и часто наделял их необыкновенной силой ловкостью и умением.

Наши консультанты - литературоведы подготовили для вас небольшие сообщения. Послушаем их и вспомним прочитанные ранее былины.

Названия команд мы определим, отгадав автора строк:

«Ездил я на горы Сорочинские, разорил-повоевал змеиное логово. Самого Змеинища -Горынища и всех малых змеёнышей порешил, выпустил на волю тьму тьмущую и вызволил любимую племянницу, молодую Забаву Путятичну». (Добрыня Никитич)

«Чую я в себе силу несметную. Такая ли во мне теперь сила – могучесть, что, коли был бы столб крепко вбитый, ухватился бы за этот столб и перевернул бы землю – матушку». (Илья Муромец)

«Подымись, накатись, туча темная! Ты пролейся, туча, частым дождичком. Залей, затуши у Тугарина коня крылья огненные!» (Алеша Попович)

Итак, команды определились - в путь!

Примерные ответы учащихся:

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Илья Муромец – самый загадочный из всех богатырей. О том, как он стал богатырем, мы познакомились, прочитав былину «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». После своего исцеления Илья Муромец совершил множество подвигов. Главным и самым почитаемым из них был с Соловьём-разбойником. Он оккупировал дорогу до Киева, и никому не давал на неё въехать. Соловей-разбойник был бандитом, который воровал и совершал набеги на дороге. Известно, что данное прозвище ему дали за умение громко свистеть.

Илья Муромец – великий и славный воин, который обладал нечеловеческой силой. Существует несколько фактов, которые подтверждают, что он существовал на самом деле.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ

Существует немало былин о Добрыне Никитиче. Пожалуй, самая известная из всех – «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

В былинах повествуется о том, что Добрыня долго служил при Киевском князе Владимире. Служил верой и правдой. Прославился силой, храбростью, умом, нравом крутым, но справедливым. Был приближен к князю. Нередко выполнял поручения Владимира, вплоть до поручений личного характера, как, например, сватовство невесты для князя.

АЛЕША ПОПОВИЧ

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице богатырей. Родился он в Ростове в семье священника. В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Одной из самых популярных былин стала «Алеша Попович и Тугарин». В ней описывается, как Алеша побеждает злого богатыря Тугарина в бою в Киеве.

Учащиеся отгадывают задания, совместно договариваются о правилах поведения в группе.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение представить подготовленный материал.

Познавательные УУД:

- умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.),

 - поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей, умение делать выводы.

4.Творческое применение знаний и умений.

Созывает князь Владимир Красное Солнышко богатырей к себе в столицу. Мчится русский богатырь по зову князя в стольный град Киев. Спешит на коне быстром. По болотам дремучим, лесам темным да густым, полям широким. Труден путь да опасен. Лишь на миг вздремнет богатырь и вновь в дорогу.

(раздаются задания для команд)

Задачи для каждой команды:

Команда № 1

От города Мурома до Киева 1187 км. Илья Муромец проехал на коне 507 км со скоростью 13 км/ч. Остальной путь проехал со скоростью 20 км/ч. Сколько часов провел Илья Муромец в пути?

Решение:

507:13=39 (ч)

1187-507=680 (км)

680:20=34 (ч)

39+34=73 (ч)

Ответ: Илья Муромец провел в пути 73 часа.

Команда № 2

От города Великого Новгорода до Киева 1129 км. Добрыня Никитич проехал на коне 555 км со скоростью 15 км/ч. Остальной путь проехал со скоростью 14 км/ч. Сколько часов провел Добрыня в пути?

Решение:

555:15=37 (ч)

1129-555=574 (км)

574:14= 419 (ч)

37+41=78 (ч)

Ответ: Добрыня Никитич провел в пути 78 часов.

Задача № 3

От Ростова до Киева 936 км. Алеша Попович проехал на коне 456 км со скоростью12 км/ч. Остальной путь проехал со скоростью 16 км/ч. Сколько часов провел Алеша Попович в пути?

Решение:

456:12=38 (ч)

936-456=480 (км)

480:16=30 (ч)

38+30=68 (ч)

Ответ: Алеша Попович провел в пути 68 часов.

Каждая команда представляет свою задачу и объясняет решение.

Регулятивные УУД:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, том числе во внутреннем плане;

-произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи;

-задавать вопросы.

Коммуникатив-ные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-взаимно 

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Физминутка.

Ой вы гой – еси, добры молодцы да красны девицы!

А не показать нам силушку богатырскую?

В русских состязаниях и забавах

Добывали воины себе славу.

Ну-ка встали дружно в строй.

Кто телом силен, тот и будет герой!

Спортивные упражнения. Выполнение двигательных упражнений с целью отдыха между сменой видов деятельности.

5.Упражнения по отработке навыков.

Встретились наши богатыри. Обрадовались друг другу. Да времени на отдых немного. Собрались в дорогу нести службу ратную. Чтобы сберечь земли русские разбросал князь Владимир по краю степей заставы богатырские. Шли из этих степей на Русь кочевники – грабили и уводили русских людей в плен.

Выдвинулись в путь наши славные герои. Без устали скачут на могучих конях, зорко всматриваются в даль - не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

(Зачитывает задачу для всех команд)

Решают задачу:

Выехали одновременно навстречу друг другу три славных богатыря и дружинники богатырской заставы. Три богатыря двигались со скоростью 18 км/ч и встретились с дружинниками через 7 часов. Дружинники двигались со скоростью 12 км/ч и пробыли в пути до встречи 6 часов.

Вопросы для 3 групп:

Какое расстояние преодолели наши славные герои до богатырской заставы?

Сколько часов богатыри были в пути?

Дополнительный вопрос для высокого уровня:

За какое время преодолели оставшийся путь богатыри заставы?

Решение:

18*7=126 (км)

12*6=72 (км)

126+72=198 (км) расстояние до богатырской заставы.

72:18=4 (ч)

7+4 = 11 (ч) находились в пути богатыри

Ответ: богатыри проехали 198 километров за 11 часов.

Учащиеся отвечают и сравнивают ответы команд.

Регулятивные УУД:

-действовать по составленному плану работы группы;

-различать способ и результат действия;

-контролировать процесс и результаты деятельности.

Коммуникатив-ные УУД:

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-взаимно 

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

6.Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя.

Во все времена самым почётным и уважаемым делом были охрана и защита родных рубежей Отечества. И всегда этим благородным делом занимались лучшие воины - богатыри.

Работают самостоятельно, фиксируют свой результат

Задача для всех команд:

Богатыри несут службу на страже страны. От восхода до заката и от заката до восхода. Алеша Попович сменил Добрыню, когда солнце взошло в 6 часов 12 минут. Долгота дня была 14 часов 02 минуты. Определите время захода солнца, когда Алешу Поповича сменил Илья Муромец.

Дополнительный вопрос для высокого уровня:

Сколько времени простоит на посту Илья Муромец, если следующий восход солнца будет в 6 часов 14 минут?

Решение:

6ч 12 мин +14ч 02 мин = 20ч 14 мин

В 20 ч 14 мин Илья Муромец сменил Алешу Поповича.

24 ч – 20 ч 14 мин = 3 ч 46 мин

3ч 46 мин + 6 ч 14 мин = 10 ч

10 часов простоит Илья на страже Родины.

Учащиеся отвечают и сравнивают ответы команд.

Познавательные УУД: - умение строить высказывания.

Коммуникатив-ные УУД:

- умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

-взаимно 

контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

7.Обобщение и систематизация результатов выполнения заданий.

Да, нелегко стоять на защите Отечества. Но работа эта почетна и благородна.

И пока вы учитесь в школе, ваша главная задача - укреплять свой дух и силу, ежедневным трудом в школе доказывать, что вы достойны славы своих предков.

1

С

К

О

Р

О

С

Т

Ь

2

Р

О

С

Т

О

В

3

В

Л

А

Д

И

М

И

Р

4

Щ

И

Т

5

Д

О

Б

Р

Ы

Н

Я

6

Б

У

Л

А

В

А

Отгадав кроссворд, вы узнаете, рубежи чего защищали богатыри.

Отвечают на вопросы кроссворда:

1.Что мы узнаем, разделив расстояние на время? (Скорость)

2.В каком городе родился Алеша Попович? (Ростов)

3.Какой князь вошел в историю как креститель Руси? (Владимир)

4.Какой старинный предмет вооружения имеет форму круга? (Щит)

5.Кто из богатырей одержал победу над Змеем Горынычем? (Добрыня)

6.Ударное оружие Ильи Муромца. (Булава)

Размышляют, выдвигают версии.

Отвечают на вопросы, обосновывая ответ. Ответ кроссворда: Родина.

Коммуникатив-ные УУД:     

умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться

Регулятивные УУД:

-умение работать по плану, используя разные источники информации.

8.Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

Были, есть и будут у нас богатыри-

Новые дружины на смену им пришли.

Почитать должны мы предков,

Знать историю Руси,

Помни - славные герои

Мать - Россию сберегли!

1.Как вы считаете, какими качествами должен обладать богатырь?

2.Только ли сила - важнейшее качество воина?

Домашнее задание. Составить аналогичную задачу на движение. Составить кроссворд по образцу.

(по выбору)

Оценивают свою работу на уроке

Отвечают на проблемный вопрос, делают выводы по уроку.

Примерные ответы учащихся:

1. Сила, мудрость, смекалка, сноровка, логическое мышление.

2. Нет, например Алеша Попович не обладал особой силой, но был хитер и сообразителен.

Регулятивные УУД:

- самооценка;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности и искать способы их преодоления.

Личностные УУД:

-формировать способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Автор
Дата добавления 28.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров807
Номер материала 3154
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.