Уроки математики / Статья / Формирование финансовой грамотности младших школьников"

Формирование финансовой грамотности младших школьников"

26

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»

Статья

«Формирование финансовой грамотности

младших школьников на уроках математики»

учителя начальных классов

Киргизовой С.А.

2018 год

Часть I

Актуальность повышения уровня финансовой грамотности учащихся

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными.

Развитие человечества происходит настолько быстро и интенсивно, что сложно порой перестраиваться и «выживать» в условиях неблагополучной экономической и финансовой ситуации во всем мире. Кризисы и дефолты постоянно сотрясают нашу жизнь, перестраивая ее по типу «взлетов» и «падений», актуальными становятся поговорки «то густо, то пусто», «денежки — воробушки, прилетели-улетели», «деньги ваши станут наши» - это все говорит о нестабильности, тревогах и страхах людей вокруг финансовой темы. Сейчас это стало особенно актуальным и ярко проявленным. Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими финансовыми потоками, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Поэтому очень часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок просит родителей купить ему в магазине игрушку, не понимая, что она очень дорогая для этой семьи. Для того чтобы он понимал, в какой финансовой ситуации находится семья, желательно не только в школе, но и дома говорить об этом. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.

В свою очередь важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или при посещении спортивной секции кто-то может сказать, что только тот, кому улыбается удача, впоследствии станет успешным. Можно только представить, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ребенок всерьез поверит своим «друзьям».

Более того современные дети являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Поэтому обучить учащегося азам финансовой грамотности — важная и нужная задача. Финансовая грамотность – это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт или услугу, трезво оценивать, брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег.

Умелое управление денежными ресурсами лежит в основе финансовой грамотности. Это касается всех основных направлений, таких как:

• рациональное использование денежных ресурсов на потребление;

• культура сбережения с целью формирования активов;

• эффективное использование денежных ресурсов для инвестирования.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Один из наглядных примеров влияния грамотности населения в области финансов на экономику – мировой финансовой кризис 2008 года. Мир финансов сегодня сложнее, чем прежде. Понимание того, что представляют собой расчетные и сберегательные счета, – лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным человеком. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него.

Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

В этой связи подготовка молодого человека к разумному финансовому поведению, что подразумевает умение принимать решения в финансовой сфере, обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, а также способность и готовность внести вклад в развитие экономики, выступает актуальной задачей образования и ресурсом развития государства.

Лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе, поскольку в современном мире дети значительно раньше сталкиваются с деньгами, понимают их значение и учатся зарабатывать, школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка.

В мире не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Школьное образование имеет наибольший охват детей, и во многих странах мира предпринимаются попытки введения этого предмета в качестве самостоятельного предмета или в рамках существующих предметов, изучаемых в школах. Однако пока нельзя говорить о его массовом внедрении в школьное образование.

Почему очень важно закладывать основы финансовой грамотности в школе? Каковы цели усиления финансовой грамотности школьников?

• В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.

• Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

• Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах.

• Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

• Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет к участию населения в различных лотереях.

• Все это делает актуальным введение задач формирования экономической грамотности в программы различных школьных предметов, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

• Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря, умение рационально распоряжаться финансами.

Финансовая грамотность – понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.

Исследование личной грамотности в финансовой сфере, проведенное в 2008 г. при поддержке фонда Merrill Lynch Foundation и коалиции Jump$tart Coalition®, обнаружило, что только 48 % учащихся выпускных классов американских школ могут правильно ответить на предложенные вопросы.

Согласно исследованию, осуществленному в 2004 году Кембриджским университетом и компанией Prudential Insurance, около 9 миллионов учащихся выпускных классов в британских школах страдают «финансовой фобией» и «сторонятся любой финансовой информации – от состояния банковских счетов до сбережений и страхования».

Результаты опросов 2006 года показали, что 57% взрослого населения Японии не имеет общего представления о финансовых инструментах. 42% американских родителей никогда не обсуждают вопросы, связанные с финансами со своими детьми.

Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Грамотность школьников в финансовой сфере – важное средство долгосрочного оздоровления мировой финансовой системы, эффективная мера обеспечения повышения стандартов качества жизни и экономической безопасности населения и будущих поколений граждан.

Обучая детей финансовой грамотности, можно помочь им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения, получат ответы на вопрос: почему одни люди успешны и богаты, а другие постоянно нуждаются или живут «от зарплаты до зарплаты», или «вечно в кредитах», или на содержании у родителей-пенсионеров?

Детей необходимо учить управлять деньгами, брать ответственность за свои решения, приучать к бережному отношению к деньгам, и тогда, став взрослыми, у них не будет ощущения, что «мама лучше знает, что нужно купить на твою стипендию, зарплату и т.д.».

Часть II

Методологические основы формирования финансовой грамотности школьников

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т. д. Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям. Образовательные организации (школы, колледжи, университеты, институты повышения квалификации и др.) являются стержнем системы образования и обладают важными преимуществами перед многими другими каналами распространения знаний:

- доступность аудитории,

- мотивированность к обучению,

- регулярность занятий,

- имеющийся педагогический потенциал,

- развитые образовательные технологии,

- сформированная образовательная среда.

Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный. Компетентностный подход выступает в качестве основы для определения сущности финансовой грамотности, ее структуры и содержания, а также места в системе компетенций выпускника общеобразовательной школы.

В рамках личностно-деятельностного подхода личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Личностно-деятельностный подход к формированию финансовой грамотности предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его знаний и умений, педагог определяет учебную цель урока и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Соответственно, цель каждого урока при реализации личностно-деятельностного подхода формируется с позиции каждого конкретного обучающегося и всей группы в целом.

Контекстный подход обеспечивает сближение учебного процесса с реальной жизнью и ориентирует на использование финансового контекста в качестве содержательной основы для применения знаний, умений и способов деятельности из других предметных областей.

Сущность практико-ориентированного подхода к обучению финансовой грамотности заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых финансовых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся. Использование практико-ориентированного подхода позволяет раскрыть связи между финансовыми знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности.

Интегративный подход реализуется в организации процесса формирования финансовой грамотности, который предполагает взаимодействие учреждений образования, представителей предпринимательского сообщества, профессиональных участников финансового рынка, общественных и некоммерческих организаций, родительского сообщества, СМИ, а также разнообразных форм образовательного процесса.

Субъектный подход подразумевает, в процессе формирования финансовой грамотности учащихся будут созданы условия для их личностного развития, выражающееся в способности успешно адаптироваться в постоянно изменяющуюся образовательную, социокультурную ситуацию, их потребности в проявлении активности и самостоятельности, в осознании ими ответственности за свое развитие. Субъектность связана со способностью превращать собственную жизнедеятельность и свое образование в предмет практического преобразования и совершенствования.

Методологические принципы формирования финансовой грамотности -социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.

Социально-педагогические принципы

Социальный феномен обучения финансовой грамотности отражают следующие принципы:

1. Принцип природо- и культуросообразности обеспечивает реализацию идей становления природо- и культуросообразной личности.

Идеи необходимости природосообразности предполагают, что обучение учащихся финансовой грамотности должно:

- основываться на научном понимании естественных и социальных процессов;

- согласовываться с общими законами развития природы и человека как ее неотрывной части;

- развивать у него ответственность за самого себя и дальнейшую эволюцию природы в целом.

Принцип природосообразности требует, чтобы содержание, методы и формы обучения финансовой грамотности, стиль взаимодействия учителя и учащихся учитывали необходимость формирования у подрастающего поколения установки на ценности безопасного и здорового образа жизни и навыки следования им в своем поведении.

Принцип культуросообразности предполагает, что обучение и воспитание должны основываться на общечеловеческих ценностях культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, их специфическими особенностями и присущими традициями.

2. Принцип гуманистической направленности – предполагает последовательное отношение к учащимся как к ответственным и самостоятельным субъектам собственного развития, культивирование субъект-субъектных отношений в образовательном пространстве финансовой грамотности. В случае реализации данного принципа обучение финансовой грамотности может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем, то есть в той или иной мере минимизировать степени становления его жертвой социализации.

3. Принцип вариативности – диктует необходимость создания многообразных видов и форм обучения финансовой грамотности; дифференциации содержания, средств, технологий и методов обучения применительно к видам и типам образовательных организаций, половозрастным особенностям и возможностям обучающихся, условиям и традициям отечественного и мирового опыта обучения финансовой грамотности.

4. Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру является центральным и отражает современные процессы «встраивания человека» в отношения с окружающей социоприродной средой.

Данный принцип при обучении финансовой грамотности предполагает:

- создание условий для мобильности как различного рода перемещений личности или социальной группы;

- разнообразие способов и сфер действия (большую активность обеспечивает большее число общественных связей и взаимодействий);

- сознательность осуществляемых действий, приобретающих свойства общественно значимых поступков;

- использование опыта других субъектов, привлечение сил других субъектов; - творческий потенциал субъекта, его установка на инновационный поиск и саморазвитие.

Психолого-педагогические принципы

1. Принцип созидательной деятельности ориентирует на реализацию созидательных потенций личности, связанных с природо- и культуросообразной деятельностью, направленной на поиск нового, на развитие оригинальности, инициативы, фантазии обучаемых и является главным стимулом интересных дел (мобильность, творчество, активность, действие и т. д.).

2. Принцип диалогичности и толерантности взаимодействия отражает идею глубинного диалога личности как «всеохватывающего» способа вхождения человека в культуру. В его основе лежит объединение и «соизменение» субъектов диалога как «творческого взаимосозидания». Условием такого диалога выступает феномен толерантности как универсальный механизм построения культуры взаимоотношений. В контексте диалога «прошлое-настоящее» актуализируется проблема персонализации содержания обучения финансовой грамотности. Принцип направлен на развитие коммуникативных качеств, диалогичности, принятие особенностей и непохожести другого, умение понимать.

3. Принцип преемственности предполагает осмысление теоретических основ конструирования программ обучения финансовой грамотности, их целей, задач и содержания, обеспечивающих преемственность образования учащихся на разных возрастных этапах.

4. Принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения) отражает идеи активности, ситуативности обучения финансовой грамотности. Принцип реализуется в технологическом компоненте методической системы обучения финансовой грамотности. Наряду с выполнением функций активизации познавательной деятельности, формирования способов умственной деятельности данный принцип:

- играет значительную роль в становлении практико-ориентированной деятельности;

- создает условия для того, чтобы учить умениям использовать знания через ориентацию на модельные способы овладения учебным материалом.

Особенно ярко этот принцип проявляется при проведении деловых и ролевых игр, «мозгового штурма», анализа конкретных ситуаций (кейс- стади).

5. Принцип эмпатии способствует «вживанию» личности в культуро- порождающее пространство образовательной среды. Эмпатия становится базисом развития духовно-нравственных отношений личности к объектам социоприродной среды.

6. Принцип элективности направлен на умение делать выбор в различных ситуациях: от выбора поступков, характера поведения до выбора путей жизненного самоопределения.

Организационно-педагогические принципы

1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. В условиях демократизации и децентрализации, на первый план выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).

2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности. В современных условиях модернизации необходимо обеспечить разумный баланс традиций и инноваций в жизнедеятельности организации, системы в целом. Недопустимы необоснованные эксперименты в системе обучения финансовой грамотности учащихся.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Ключевой вопрос в развитии успешного финансового образования – кадры, поскольку сложившаяся практика педагогического образования не сориентирована на непосредственную подготовку педагогов по финансовой грамотности. В этих условиях необходим внимательный отбор и многоуровневая система повышения квалификации специалистов, привлекаемых к решению задач финансового образования учащихся.

4. Принцип интеграции программ финансовой грамотности. Интеграция предполагает не механическое суммирование всех возможных направлений деятельности, а выделение и приоритетное развитие стержневых направлений, единых для всех субъектов финансового образования. Следует учитывать, что сложно ожидать со стороны населения грамотного подхода к пользованию инструментами различных секторов финансового рынка без повышения уровня общей финансовой грамотности подрастающего поколения.

5. Принцип социально-педагогического партнерства. Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижения консенсуса, оптимизацию отношений. Оно предполагает:

- добровольность;

- взаимовыгодность и взаимодополняемость;

- открытость участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство;

- согласование интересов на основе переговоров и компромиссов;

- закрепление отношений в нормативных и договорных актах;

- взаимную ответственность и обязанности выполнения субъектами достигнутых договоренностей;

- взаимопомощь и взаимозащиту участников партнерства в отношениях с иными субъектами.

6. Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Обязательным условием эффективности программ обучения финансовой грамотности учащихся является активное использование обратной связи.

С учетом вышеперечисленных подходов и принципов организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности должна осуществляться с использованием разнообразных моделей:

- контекстной;

- предметной;

- внеурочной;

- проектной.

Контекстная модель предполагает включение модулей финансовой проблематики в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин. Анализ содержания курсов математики, окружающего мира и технологии для начальной школы показал возможности интеграции вопросов финансовой грамотности с различными разделами программ перечисленных дисциплин. Так, при изучении раздела программы по математике «Числа и величины» могут быть рассмотрены такие модули, как «Зачем нужны деньги?» (1 класс), «Какими могут быть деньги» (2 класс), «Откуда берется цена?»(3 класс), «Национальная валюта» (4 класс).

Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

В русле системно-деятельностного подхода образовательный проект может быть представлен как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей сюжетной линией финансовой проблематики. Для разработки образовательного проекта необходимо провести тщательный анализ отбора учебной информации из различных дисциплин и сформулировать задачи при изучении отдельных предметных тем. Далее придумывается сюжет, вокруг которого выстраивается образовательный процесс. Для сюжета должны выбираться реальные ситуации, которые должны быть интересны детям и учитывать их возрастные особенности. Например, совместная подготовка праздника. Примером может служить составление плана проведения праздника. Подготовка и проведение праздника – это командное мероприятие. Каждый член класса играет важную роль в проведении этого мероприятия. Дети определяют дату (тематику) и обсуждают меню. Для того чтобы составить бюджет, учащиеся в сопровождении взрослых посещают рынок или магазин. После возвращения составляется таблица, в которую прописывают наименование продуктов, количество, цену за единицу, просчитывают стоимость продуктов и других товаров. Сумма расходов не должна превышать сумму общих денег, отложенных. Далее планируется распределение обязанностей между всеми участниками мероприятия:

- покупка продуктов

- приготовление блюд

- культурная программа

- сервировка стола и украшение зала

- уборка (все участники мероприятия).

Далее осуществляется составление заданий и задач, относящихся к разным предметам, которые распределяются между всеми детьми.

Сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и др.

Другим эффективным способом формирования финансовой грамотности школьников в процессе изучения общеобразовательных предметов является применение контекстных задач. В качестве примера можно привести сюжет контекстной задачи, которую можно использовать на уроках математики: «Миша хочет обновить свой компьютер, для этого ему необходимо накопить определенную сумму денег. Некоторую сумму он может накопить, если будет еженедельно откладывать карманные деньги, которые ему дают родители. Кроме того, он может заработать деньги, подрабатывая в свободное от учебы время курьером. Оборудование для компьютера родители могут купить для Миши в кредит, с условием, что он будет компенсировать им все выплаты по кредиту. Известна сумма карманных денег, которые дают родители Мише, заработная плата курьера, различные кредитные предложения банков. Необходимо рассчитать оптимальный вариант накопления денег для обновления компьютера».

Процесс формирования финансовой грамотности должен сопровождаться различными мероприятиями, позволяющими вовлекать в него как можно больше участников, расширяя круг социальных партнеров школы.

Часть III

Обучение финансовой грамотности в начальной школе

3.1. Основы финансовой грамотности в курсе математики

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте начального общего образования отмечается необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества. Несомненно, финансовый аспект затрагивает практически все сферы жизнедеятельности современного человека.

В 2013 году эксперты Кембриджского университета провели исследование, которое подтвердило, что все основные понятия о том, что такое деньги и откуда они берутся, у детей закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте, а полученная информация сказывается на будущем поведении детей. В связи с этим возникает необходимость вовлекать учащихся начальной школы в такую деятельность, которая учит размышлять, прогнозировать, планировать и создает условия для самостоятельной финансовой активности.

Большинство экспертов считает, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Учащиеся в возрасте 6-12 лет вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах.

Обращаясь к опыту зарубежных стран, можно увидеть, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. В Великобритании, Голландии, Франции, Канаде, Италии и других странах активно вводят в школьную программу по математике модуль заданий с финансовой составляющей.

Начиная с 1 сентября 2016 года в России: в Татарстане, Саратовской, Волгоградской, Томской, Калининградской областях, Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях реализуется пилотный проект по обучению финансовой грамотности школьников 2–11 классов, а также воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.

Как отмечается в методических рекомендациях для учителей по финансовой грамотности, подготовленных в рамках проекта «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования» учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение диаграмм, игры, эссе, исследования, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

В соответствии с проектом Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся в сфере экономики семьи.

Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основы финансовой грамотности в начальной школе входят в курс математики. В Концепции развития математического образования в РФ, утвержденного в декабре 2013 г. Утверждается: «Умение применять математику, в том числе математический подход в рассуждении, обосновании, аргументации, планировании, в пространственных построениях, численных оценках должны предполагаться и требоваться на различных рабочих местах. В массовом сознании математическая компетентность должна стать одним из основных показателей интеллектуального уровня человека, неотъемлемым элементом культуры и воспитанности, естественно интегрироваться в общегуманитарную культуру. Для каждого ребенка должен индивидуально проектироваться его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» должно потерять смысл и исчезнуть из лексикона учителей, родителей, школьников и общества». Обучение математике в школе - это та область школьного образования, где без особой нагрузки для детей можно реализовать концепцию формирования элементарных основ финансовой грамотности.

Содержание темы «Финансовая грамотность» встроено в процесс актуального изучения математики в начальной школе. По мере освоения математических знаний и умений вводятся задачи и задания про деньги и их функционирование в жизни человека. Это может рассматриваться и как пропедевтика отдельного курса/предмета финансовая грамотность в основной и старшей школе, и как элемент математического обучения, когда с развитием представлений о возможностях математики развиваются финансовые навыки учеников. 

Личностные результаты изучения основ финансовой грамотности в начальной школе:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные:

• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;

• составление простых планов с помощью учителя;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные:

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты изучения основ финансовой грамотности:

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Педагоги в своей работе могут использовать методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4 классов. Данное пособие разработано для преподавания курса с использованием материалов для учащихся С. Федина «Финансовая грамотность» для 2–3 классов или материалов для учащихся Г. Гловели «Финансовая грамотность» для 4 классов. Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В. и Муравина Г.К. Стоит отметить, что в учебниках по математике для начальной школы есть большое количество задач экономической направленности. Поэтому педагоги могут активно использовать их при формировании финансовой грамотности.

3.2. Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.

Мозаика

Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.

• Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.

• Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.

• Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.

• Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.

• Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.

«Один — два — вместе»

Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.

Дерево решений

При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.

Мозговой штурм

В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.

Мини-исследование

Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.

Кейс

Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.

Аукцион

Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:

• У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).

• Право ответа на вопрос покупается.

• Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.

• Цена может меняться с шагом 5 баллов.

• Окончательная цена определяется в результате торгов.

• При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.

Диаграмма связей (интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)

Mind-map (ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).

Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.

Часть IV

Задания по формированию финансовой грамотности в курсе математики в 1-4 классах

Формирование финансовой грамотности происходит на уроках математики, где младшие школьники получают элементарные представления о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др.

Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:

  • анализировать свои потребности;

  • выделять основные и особые потребности;

  • определять источники удовлетворения различных потребностей;

  • пользоваться деньгами;

  • определять источники доходов и расходов;

  • объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

  • совершать элементарные покупки в магазине;

  • анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности в курсе математики в начальной школе (ориентируясь на УМК по математике для 1-4 классов под авторством Муравиной О.В.).

В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие цена товара, количество, стоимость покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он может тратить, например, на школьные обеды.

В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т.д.

В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Рассмотрим задания по финансовой грамотности, которые можно предложить учащимся в 1 классе.

Знакомство с монетами и купюрами

Стоит отметить, что многие дети в 3 года еще конкретно не знают, что такое «деньги», но они уже улавливают значимость этого явления. Это слово и все, что с ним связано, довольно рано становится для ребенка привлекательным и интересным. Он пытается понять слово «деньги», слыша его в разных контекстах. Почему, если деньги есть, то и кукла тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай! У нас денег на это нет!». Другими словами, в понимании ребенка деньги – это некие монеты и купюры, которые получают взрослые. Задача педагога в 1 классе сформировать у учащихся представление о монетах достоинством 1,2,5 рублей, 1,5,10 копеек, их наборе и размене, решая различные виды заданий.

Например:

  1. Где можно увидеть цифры 1, 5 и т.д.? Дети могут назвать номер маршрута, 1, 5 кг муки, 1, 5 л воды и в том числе и монеты номиналом 1 и 5.

  2. Необходимо набрать нужную сумму разными способами (без сдачи).

  3. Глядя на рисунок, учащиеся отвечают на вопросы: сколько денег у Вани? Сколько денег у Лены? У кого больше? У кого меньше?

Очень хорошо, когда в фабулу заданий, предложенных педагогом, вводятся любимые детьми герои сказок. Экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Дети, помогая решить проблемы, возникшие перед сказочными героями, незаметно для себя овладевают знаниями о финансах.

Например, глядя на рисунок задачи, учащиеся помогают Буратино найти предмет, который стоит 2 рубля. Отвечают на вопрос: хватит ли Мальвине 10 рублей на покупку карандаша и ручки? и т.д.

Работа в области воспитания финансовой грамотности учащихся в 1 классе требует применения разнообразных форм и методов подачи учебного материала. Можно использовать различные формы проведения занятий: ролевые игры (магазин, кафе), конкурсы, театрализованные представления и др.

Во 2 классе увеличивается числовое множество до 100, поэтому увеличивается и количество купюр. Задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Набрать ровно 100 рублей ровно 37-ю монетами. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей.

  2. Нужно набрать ровно 100 рублей. Есть монеты номиналом 1 и 10 рублей. Сколькими монетами это можно сделать? Перечислить все возможные варианты.

  3. В кассе лежит куча монет по 1, 5 и 10 рублей. Воришка, не глядя, хватает 10 монет и убегает. Сколько денег он мог украсть? Напишите все варианты.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с простыми задачами на определение количества товара, стоимости и цены. Узнают о том, как соотносятся между собой стоимость товара, его количество и цена. Важно приучить ребенка работать с ценами товаров, чтобы он знал цены реальных предметов, которыми он пользуется. Можно предложить следующие задачи:

  1. Скакалка стоит 33 руб­ля. Сколь­ко стоят 3 таких же скакалки?

  2. Альбом для рисования стоит 15 руб­лей. Сколь­ко таких альбомов Толя смо­жет ку­пить на 60 рублей?

  3. Папа купил 2 кг кон­фет и за­пла­тил за по­куп­ку 100 руб­лей. Сколь­ко стоил 1 кг кон­фет?

Чтобы расширить кругозор детей, и сделать математику более для них интересной, можно учащихся познакомить не только с понятиями, но и с историей появления денег.

Во 2 классе родители активно начинают давать своим детям деньги на карманные расходы. Стоит отметить, что у ребенка должны быть карманные деньги. Так он учится ими распоряжаться.  Все семьи в плане выдачи карманных денег делятся на несколько категорий. Большинство семей дают деньги регулярно, как зарплату (чаще всего раз в неделю) и контролируют траты своего ребенка. Некоторые делают то же самое, но без контроля. Часть родителей принципиально выдают деньги только в качестве платы за выполнение какой-то работы или успеваемость. Есть также те, чьи дети получают рубли только в виде подарков на праздники. И, наконец, кто-то вообще ничего не дает.

По мнению психологов, последний вариант самый неэффективный. Этим детям будет гораздо труднее научиться правильно распоряжаться деньгами. Они  столкнутся со всеми сложностями первых покупок, в том числе с импульсивными тратами. Еще один важный вывод делают психологи: не нужно платить детям за работу по дому, хорошие оценки и так далее, от этого они не «научатся иметь дело с деньгами», скорее, будет обратный эффект. 

Что касается школы, то, говоря с учащимися о карманных деньгах, педагог может использовать задачи, которые в свою очередь формируют финансовую грамотность.

Например: Педагог может спросить: «Вася, папа дал тебе 10 рублей. А сколько тебе нужно еще добавить, чтобы купить компьютерную игру, которая стоит 100 р.?»

Разумеется, вместо игры можно спросить о любом предмете, который вызывает у ребенка повышенный интерес. Главное, в данном случае у ребенка может появиться идея, что он может не тратить карманные деньги на ненужные вещи, а поставить цель и накопить на дорогую для себя вещь.

Далее у Васи можно спросить, сколько времени ему понадобиться, чтобы скопить данную сумму, при условии, что папа будет давать ему по 10 рублей каждый день. То есть в данном случае педагог наталкивает ребенка на мысль рационального использования денег; что у него есть возможность купить желаемую вещь.

При контроле за уровнем усвоения материала по финансовой грамотности во 2 классе можно использовать вопросы, требующие ответа «да», «нет», «+» или «-». Например: Самостоятельная работа по теме «История появления денег»:

1. Почему появились монеты?

2. Что было изображено на серебряной копейке?

3. Какие три металла использовались для изготовления денег?

4. Почему стороны монет называются «орёл» и «решка»?

5. Какое ювелирное украшение дало название деньгам?

Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

В 3 классе учащиеся знакомятся с купюрами 100, 500, 1000 рублей, так как счет идет уже в пределах 1000. Рассмотрим задания и задачи, которые можно использовать на данном этапе:

  1. Запишите числовое равенство для размена:

А) купюры в 1000 р. купюрами по 100 р.;

Б) купюры в 500 р. купюрами по 50 р.

2) Сколько потребуется рублей, десяток, сотен, чтобы разменять купюру в 1000 р.?

3) Глядя на рисунок, определите, в каком кошельке денег больше?

Данные знания нужны для того, чтобы знать, как рационально тратить деньги, оплачивая различные покупки.

В 3 классе появляется формула стоимости товара: С — стоимость товара, а — его цена (то есть стоимость единицы товара — 1 штуки, 1 метра, 1 килограмма, 1 литра и т. д.), а n — количество товара в выбранных единицах: C = а • n. Большинство задач решается с помощью схем и таблиц:

  1. Цена блокнота 20 руб. Чему равна стоимость 2 блокнотов, 4 блокнотов, 6 блокнотов?

Цена (а)

Количество (n)

Стоимость (C)

20 р.

2 бл.

? р.

20 р.

4 бл.

? р.

20 р.

6 бл.

? р.

Можно рассмотреть таблицу и ответить на вопросы:

Какая величина не изменяется? Как изменяется количество блокнотов? Как изменяется стоимость покупки?

  1. За 4 ручки Маша заплатила 20 р., а Коля за такие же ручки заплатил 32 р. Сколько ручек купил Коля?

Цена (а)

Количество (n)

Стоимость (C)

М.

Одинаковая

4шт.

20 р.

К.

? шт.

32 р.

План решения.

  1. Найти цену ручки.

  2. Найти количество ручек, купленных Колей.

Задача должна решаться по плану согласно ФГОС, где требуется формирование у учащегося регулятивных функций.

Кроме обычных (стандартных) задач на стоимость важно использовать сюжетные задачи, которые должны формировать и развивать познавательный интерес у учащихся и иметь воспитательное воздействие. Вспоминаются слова Сухомлинского В.А. «влияние слов будет эффективнее, если воспитанники не подумают, что вы решили что-то им рассказать специально для того, чтобы их воспитывать». Другими словами, с помощью сюжетных задач педагог расширяет кругозор учащихся в рамках формирования основ финансовой грамотности. Например, задачи:

  1. Для ремонта квартиры купили 20 рулонов обоев по 2000 р. и 5 банок краски по 500 рублей. Сколько заплатили за всю покупку?

  2. При подсчете квартирных платежей в конце месяца оказалось, что истрачено 5 м3 холодной воды и 2 м3 горячей. Сколько требуется заплатить за воду, если цена горячей воды 105 р. за 1 м3, а холодной 23 р. за 1 м3?

Рассмотрим следующую задачу:

  1. Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?

Методика работы над данной задачей сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие математических способностей. В задаче хорошо представлены и экономические понятия (производительность труда, объём работ, время работы, норма, экономия), а экономический аспект описываемой в задаче ситуации, остаётся вне обсуждения.

  1. Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?

  2. На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

При решении задач дети могут обучиться элементарным расчетам, смогут оценить выгоду той или иной покупки или сделки, найти более выгодные и удобные способы решения разных практических, жизненных задач.

Например:

  1. За изготовление одной детали рабочий получает 100 р. За месяц он производит 400 деталей. В цех поставили новый станок, на котором можно произвести 500 деталей, а за изготовление одной детали стали платить 90 р. Как изменилась заработная плата рабочего?

2) Поездка на поезде стоит 400 р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле, надо израсходовать 20 л бензина. Цена бензина 30 р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления. Решение данного рода задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает основы финансовой грамотности и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

В 4 классе денежные знаки увеличиваются до 1 000 000 р. Для закрепления материала, можно использовать задания следующего характера:

  1. Укажите верные высказывания для каждого рисунка:

А) в кошельке находятся только купюры.

Б) Все купюры по 100 рублей.

В) В кошельке находится 870 рублей.

Г) В кошельке есть три монеты по 5 рублей.

2) Аппарат по размену денег сломался. Раньше он взамен одной 10-рублевой монеты выдавал две 5-рублевых. А теперь, если ему дать две любые одинаковые монеты (обе по 5 или обе по 10), он возвращает три другие монеты (соответственно, по 10 или по 5 рублей). А если дать три одинаковые монеты, он вернет две другие. За какое минимальное количество раз можно поменять у него 100 монет по 5 р. на 100 десятирублевых? А 5 монет по 5 р. на 10 десятирублевых?

В 4 классе учащиеся знакомятся с такими понятиями как доход, расход, семейный бюджет.

Личный доход – это личные доходы граждан и семей, получаемые в виде денежных средств.

Денежные средства: заработная плата, пособие, стипендия, пенсия, авторские гонорары, доход от продажи товаров, произведенных в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, доход от продажи личного имущества.

Расходы - это затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей. Знание основных статей расходов и доходов помогает рациональнее организовывать бюджет семьи. Но что такое бюджет? Бюджет семьи - это схема доходов и расходов, показывающая, как зарабатываются, тратятся, во что вкладываются деньги в семье. Слово «бюджет» буквально означает «денежная сумка».

В рамках рассмотрения данной темы можно предложить следующие задачи:

  1. Семья  Коржиковых состоит из отца, матери, бабушки и двух детей. Отец зарабатывает 25000 рублей в месяц, мать – 20000 рублей, а бабушка получает 7000 рублей в виде пенсии. Каков средний денежный доход на одного члена семьи?

  2. Доход семьи Саши в месяц составляет 36 000 рублей. На круговой диаграмме представлено, какую долю семейного бюджета расходует семья Саши на питание, квартплату, покупки, отдых и транспорт. Какую долю семейного бюджета семья тратит на питание?

Недостаток воспитания финансовой грамотности нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам. Они не всегда понимают, что даже самая небольшая вещь стоит родителям, школе немалых затрат. Для актуализации этой темы можно предложить задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов, экономии средств семейного бюджета, школы и т.п. Например:

«Винтик и Шпунтик открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?»

Решая поставленные задачи, учащиеся, развивают финансовое мышление, логику, учатся анализировать, делать выводы о тратах и сбережениях, повышая тем самым уровень своей финансовой культуры. Кроме того, эти задачи направлены на развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение критически мыслить.

Знакомясь с темой «Бюджет» следует говорить о дефиците бюджета. Как сократить расходы в семейном бюджете? Начать экономить. С чего начать? Например, с хлеба. Учащимся можно предложить выдержку из книги: «Если в каждой семье, состоящей из 4-х человек, ежедневно будут выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 кг. А учитывая всё сегодняшнее население России, за год в отходы будет отправлено почти 1,5 миллиона тонн хлеба. Чтобы выпустить такое количество хлеба, необходимы 75 элеваторов ёмкостью 20 тысяч тонн зерна каждый, 43 мельницы, 98 хлебозаводов, выпускающих 50 тонн хлеба в сутки».

Учащимся задаются вопросы: как же нужно экономить хлеб? с чего начать? Какие могут быть ответы:

  1. бережное отношение (экономное) к хлебу,

  2. хлеб нельзя выбрасывать,

  3. покупать хлеб не больше, чем требуется,

  4. перерабатывать.

Работая над подобного рода вопросами, дети самостоятельно делают вывод о возможностях сокращения расходов при умении все считать и экономить.

Обсуждая тему семейного бюджета, очень важно показать учащимся, что они тоже, как и их родители могут планировать свой собственный бюджет. При этом следует разграничивать, что относится, а что не относится к личным расходам школьника. А к ним относят: деньги, потраченные на бутерброд в школьной столовой, на проездной билет, купленный лично учащимся за карманные деньги, сумму, откладываемую из карманных денег на новые ролики. Но, например, деньги, потраченные из семейного бюджета на новый велосипед, в личном бюджете школьника не отражаются.

Учащемуся можно предложить следующую таблицу по составлению своего примерного бюджета:

Статья расходов

Пример расходов

План

Факт

Альтернатива

питание

обед – 100 р. -25 дней

2500 р.

3750 р.

100 р.

транспорт

льготный проездной

350 р.

900 р.

350 р.

секция

ИТОГО

Детям может показаться, что очень непросто запланировать свои расходы на длительный период времени. Можно посоветовать им, сначала просто записывать свои расходы и доходы каждый день, и так в течение месяца. Следует отметить, что в идеале доходы должны быть равны сумме расходов и сбережений.

Постепенно, записывая все свои расходы и доходы, а затем, анализируя их, учащиеся научатся планировать свои расходы на месяц. Планируя свои расходы сегодня, можно добиться более рационального расходования и экономии средств в будущем.

В продолжении темы «Планирование бюджета» важно дать ответ учащимся начальной школы на вопрос: что делать, если купить товар хочется, а денег нет? Можно накопить денег на данный товар, можно одолжить (взять кредит). В данном случае педагогу следует показать все плюсы и минусы этих двух вариантов.

Рассмотрим, каковы же должны быть предметные результаты обучения по финансовой грамотности у учащихся начальной школы.

В 1 классе ребенок должен:

  • понимать смысл денег, знать их функции (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления);

  • различать монеты разного достоинства в пределах 20 р.;

  • уметь собирать из монет необходимую сумму;

  • разменивать крупную монету на мелкие.

Во 2 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;

  • знать историю появления денег, их необходимость;

  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 100 р.;

  • переводить рубли в копейки и обратно;

  • решать задачи на стоимость товара;

  • знать цены основных товаров (хлеб, молоко, канцелярские принадлежности и др.).

  • уметь пользоваться карманными деньгами, рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 100 р.

В 3 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;

  • знать историю появления денег, их необходимость;

  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000 р.;

  • переводить рубли в копейки и обратно;

  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

  • решать задачи по формуле стоимости покупки;

  • знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);

  • уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах в пределах 1000 р.

В 4 классе:

  • понимать смысл денег, знать их функции;

  • знать историю появления денег, их необходимость;

  • различать монеты и купюры разного достоинства в переделах 1000000 р.;

  • переводить рубли в копейки и обратно;

  • владеть понятиями цены товара, его количества, стоимости покупки;

  • решать задачи по формуле стоимости покупки;

  • знать цены основных повседневных товаров (школьных обедов, продуктов питания, одежды, обуви);

  • уметь пользоваться карманными деньгами рассчитывать стоимость покупки, оплачивать товары в магазинах, рассчитывать сдачу от покупки;

  • называть статьи доходов и расходов семейного бюджета и личного бюджета (школьные обеды, транспорт, секции);

  • называть способы зарабатывания денег родителями и детьми, способы экономии и накопления денег.

Сегодня образование нацелено, в первую очередь, на комплексное освоение практических инструментов. Они помогают детям реализоваться в жизни, осваивать необходимые навыки, становиться многогранными, всесторонне развитыми личностями. Одна из важных, ранее зачастую упускаемых проблем, — финансовая грамотность для учащихся начальной школы. Учиться обращению с деньгами необходимо — это помогает осознать, как выстраиваются различные взаимоотношения в семье, насколько велика личная ответственность каждого в ее благосостоянии. 

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению основ финансовой грамотности, вносит практическую направленность.

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

  • значительно увеличивает активность детей на уроке;

  • развивает внутреннюю мотивацию к учению;

  • усиливает познавательные мотивы;

  • расширяет личный опыт учеников;

  • преодолевает оторванность математики от реальной жизни;

  • повышает качество и прочность знаний;

  • повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

  • приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.

Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.

Литература

  1. Аменд А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников/А.Ф. Аменд - Челябинск, Изд-во ЧГПИ, 2004г.

  2. Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. 2016.

  3. Гид по финансовой грамотности. - М.: КНОРУС, 2010.

  4. Деньги. Занимательные экскурсы в историю и макроэкономику.-М. МПА-Пресс, 2002.

  5. Землянская Е.Н. Критерии и конкретизирующие показатели оценки экономических знаний младших школьников/Е.Н.Землянская  – М., 2000.

  6. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnosti-naseleniyarf#_Toc2313584511.

  7. Личные финансы семейный бюджет: Как самим управлять деньгами и не позволять деньгам управлять вами. - М.: Альпина Паблишерлз, 2011.

  8. Семь шагов к финансовой свободе./ Евстегнеев Е.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Автор
Дата добавления 18.03.2018
Раздел Начальная
Подраздел Статья
Просмотров9050
Номер материала 5496
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.