Уроки математики / Другое / Игровые технологии. Сценарий проведения игры "Клуб веселых математиков" для смешанных команд с 5-го по 10-й класс

Игровые технологии. Сценарий проведения игры "Клуб веселых математиков" для смешанных команд с 5-го по 10-й класс

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИГРА «КЛУБ ВЕСЕЛЫХ МАТЕМАТИКОВ»

ДЛЯ СМЕШАННЫХ КОМАНД ИЗ УЧЕНИКОВ

С ПЯТОГО ПО ДЕСЯТЫЙ КЛАССЫ

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КВМ

I. Приветствие.

II.Разминка.

III.Конкурсы:

1.Эстафета.

2.Откуда взялись математические термины.

3. «Упорядочивание величин».

4.Отгадай-ка.

5.Поэтический.

6.Пролезай-ка.

7.Шуточная теорема.

8.Геометрический конкурс.

9.Теоретики.

10.Исторический.

11.Математические человечки.

IV. Игра со зрителями.

СОСТАВ КОМАНД: учащиеся с 5 по 10 классы. В каждую команду входит

По одному ученику от каждого класса.

ЖЮРИ: учителя и ученики старших классов.

ВЕДУЩИЕ: 2 ЧЕЛОВЕКА.

БОЛЕЛЬЩИКИ.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Дорогие гости и участники нашей игры!

Мы открываем Клуб Веселых Математиков для вас наши гимназисты!

Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали

таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над

вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем,

провели время с пользой.

Мы хотим, чтобы вы убедились, что математика – чудесная, не сухая наука,

и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВМ.

Итак, мы начинаем КВМ!

ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД

Каждая команда объявляет свое название и девиз. Девизом может быть

высказывание знаменитого математика или слова, которые можно было бы

ему приписать.

РАЗМИНКА

Вопросы разминки задаются по очереди каждой из команд. Если команда не

отвечает на заданный вопрос, право ответа переходит к команде противника.

1.Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял, если известно, что Волк был одним из первых, а Лиса была предпоследней?

(Лиса – 1-е, Волк – 2-е)

2. Лена сказала предложение, которое являлось верным. Коля его в точности

повторил, но оно уже было неверным. Какое предложение сказала Лена?

(Например: Меня зовут Лена.)

3. У старшего брата две конфеты, у младшего 12 конфет. Сколько конфет

должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала и между братьями наступило равенство? (5)

4. 2руб.= 200 коп. Возведем в квадрат.

4 руб.= 40 000 коп. Где ошибка?

(Возведение денег в квадрат не имеет смысла)

5. Почему штативы к фотоаппаратам, землемерным инструментам и рояли

имеют 3 ноги, а не четыре? (Из стереометрии известно, что три точки определяют единственную плоскость.)

6.Как записать единицу тремя пятерками? (1 = )

7. Как записать число 10 четырьмя тройками?

(10 = (33 – 3) : 3 = (

8. Какое число делится на все числа без остатка?

(Произведение всех чисел или число ноль.)

9. К Айболиту на прием пришли звери: все, кроме двух, зайцы; все, кроме

двух, кошки; все, кроме двух, собаки. Сколько животных пришло к Айболиту?

(3)

10. Полторы трети километра – это сколько? (Полкилометра.)

11. У трех шоферов был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это

могло случиться? (Шоферы были женщинами.)

12. Кто может назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия

этих дней недели?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра или будни)

КОНКУРС 1 «ЭСТАФЕТА»

Конкурс проводится за отдельным столом при участии проверяющего. На

столе два листка. На каждом листке приготовлены примеры, соответствующие уровню – от 5 класса до 10-го. От каждой команды к столу

выходят по участнику и решают тот пример, который соответствует классу

данного ученика. Если пример решен верно, участник получает от проверяющего карточку с кусочком фразы. Из полученных кусочков команда

должна составить полное высказывание известного ученого.

Последний участник эстафеты должен сложить все ответы.

Фразы знаменитых ученых:

ТО,

ЧТО

ЗНАЕМ -

ОГРАНИЧЕНО, А ТО

ЧЕГО НЕ

ЗНАЕМ - БЕСКОНЕЧНО

Лаплас. Французский астроном, математик, физик.

ХИМИЯ

- ПРАВАЯ

РУКА ФИЗИКИ

МАТЕМАТИКА

- ЕЕ

ГЛАЗА

Ломоносов М. В. Русский ученый – химик, физик, математик, философ, поэт.

5 кл.

3

6 кл.

7

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

КОНКУРС 2. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ.

Для проведения конкурса предлагаются следующие предметы: редька,

сосновая шишка, обеденный столик, опиленное бревно, плакатик с

надписью «радикулит».

Предложенные предметы раскладываются на столе. Команды должны

объяснить - с каким из математических терминов исторически связан данный предмет; если возникают трудности, могут быть даны следующие подсказки:

ТЕРМИН

ПОДСКАЗКА

РЕДЬКА

(корень уравнения)

Подземная часть растения называется…

Radix(латинский) - корень

ОБЕДЕННЫЙ

СТОЛИК

(трапеция)

Вспомните, как назывался процесс еды за столом на Руси (трапеза). Наше слово произошло от аналогичного греческого. От греческого «трапезион» - столик.

БУБЕН

(ромб)

Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели другую форму, о чем свидетельствуют изображения «бубен» на

игральных картах. От греческого «ромбос» -бубен.

ОПИЛЕННОЕ БРЕВНО

(призма)

Подсказка – форма предмета.

От греческого «присма» - опиленная.

СОСНОВАЯ ШИШКА

(конус)

Подсказка – форма предмета.

От греческого «конос» - сосновая шишка.

РАДИКУЛИТ

(радикал)

Радикулит – воспаление нервных …корешков.

КОНКУРС 3. «УПОРЯДОЧИВАНИЕ ВЕЛИЧИН».

Командам предлагается построиться в алфавитном порядке ( по фамилиям).

Выигрывает команда, сделавшая это первой.

КОНКУРС 4. ОТГАДАЙ-КА.

Команды тянут карточки с математическими терминами. Через 4 минуты

Команда «показывает» (пантомимой) свой термин команде противника.

Команда противника должна угадать термин.

Предлагаемые термины: неравенство, обыкновенная дробь, десятичная дробь, отрезок, уравнение, деление.

КОНКУРС 5. ПОЭТИЧЕСКИЙ.

Софья Ковалевская писала стихи. Поэт и философ Востока Омар Хайям

был и математиком. По готовым рифмам предлагается придумать

стихотворение: тема – теорема, свет – Виет, пора была – парабола,

задача – удача, решить – сушить, доска – тоска, кровь – любовь, десять – повесить.

КОНКУРС 6. ПРОЛЕЗАЙ-КА.

Необходимо разрезать открытку особым образом и быстро через нее

пролезть.

Оборудование: пара ножниц и две открытки.

КОНКУРС 7. ШУТОЧНАЯ ТЕОРЕМА.

Докажите теорему: «Если в школе тепло, то углы в треугольнике равны».

КОНКУРС 8. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ.

Каждой команде выдается веревка. На веревке через равные промежутки

Завязано 12 узлов. Как при помощи данной веревки на полу точно построить прямой угол?

Подсказка: Древний Египет. Теорема Пифагора.

(Это должен быть египетский треугольник со сторонами 3, 4, 5)

КОНКУРС 9. ТЕОРЕТИКИ.

5 класс. По известным данным найти площадь прямоугольного треугольника

a

a

6 класс. По известным данным найти площадь заштрихованной фигуры

a

a

7 класс. Раскройте скобки

  1. (a – b)(c – d)

  2. (a + b)(c – d)

8 класс.

Найдите площадь заданного треугольника

Ответ: по формуле Герона.

a b

c

9 класс.

Найдите радиус окружности, описанной около трапеции со сторонами 3; 5; 13;

Ответ: окружность можно описать только около равнобокой трапеции.

10 класс.

Сколько корней имеет уравнение на промежутке ?

Ответ: 0.

КОНКУРС 10. Исторический. (Чтобы ребята лучше угадывали знаменитых математиков, можно предварительно дать им домашнее задание: познакомиться со знаменитыми математиками, их жизнью и достижениями) Командам по очереди предлагается угадать имена знаменитых математиков.

  1. Один из величайших математиков древности. Немецкий поэт Адельберт Шамиссо посвятил ему следующий сонет:

Во мгле веков под нашим взором

Блеснула истина. Она

До наших дней еще верна.

Найдя разгадку, мудрый старец

Был благодарен небесам.

Он сто быков велел зажарить

И в жертву принести богам.

С тех пор быки тревожно дышат,

Они, кляня дары богов,

О новой истине услышав,

Ужасный поднимают рев.

Их старца имя потрясает,

Их истины лучи слепят.

И, новой жертвы ожидая,

Быки, зажмурившись, дрожат.

Подсказки: 1) Родился на острове Самос примерно в 580 г. до н. э.

2)Открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников.

(Пифагор)

  1. Этот ученый принадлежит к первым представителям Александрийской школы, жил за 300 лет до н. э. Его труды, дошедшие до нас: 1) «Данные»- задачи, решаемые с помощью геометрической алгебры; 2) «О делении фигур» - задачи на построение; 3) «Феномен» (явления) – астрономическое сочинение; 4) «Оптика»; 5) «Начала». Другие произведения утеряны.

(Евклид)

  1. Он был величайшим математиком и физиком древности. Родился в Сиракузах (287 – 211 г.г. до н. э.). Так увлекался наукой, что приходилось его силой отрывать от рабочего места к столу или насильно уводить в баню, где он продолжал размышлять над геометрическими фигурами, которые чертил пальцем на мыльном теле.

Подсказка: нашел отношение длины окружности к диаметру (

(Архимед)

  1. Знаменитый русский математик, родился в 1850 году. Профессор Стокгольмского университета, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук, литератор и публицист. Университетское образование этот человек не мог получить у себя на родине, но получил его в Германии, где 4 года брал частные уроки у крупнейшего немецкого математика Карла Вейерштрасса. За время обучения этим человеком были решены три принципиальных проблемы математического анализа. В 1874 г. Геттингенский университет без защиты диссертации присудил ему степень доктора философии с высшей похвалой. Преподавать на родине ему не разрешали. Умер в Стокгольме в 1891 году от простуды.

(Софья Ковалевская)

  1. Годы его жизни: 1792-1846. Создатель неевклидовой геометрии. Закончил Казанский университет. Позже стал его ректором. При жизни ученого новая геометрия не была признана. Среди математиков с мировым именем только Карл Гаусс оценил значение его работ. И лишь через 40 лет (в 60-х годах 19 в.) неевклидовой геометрией заинтересовалось новое поколение математиков.

(Николай Иванович Лобачевский)

  1. Величайший русский ученый 18 века, а по происхождению – швейцарец. Математик, механик, физик, астроном. Переехал в Россию в 20-летнем возрасте при Петре I. В 26 лет был назначен академиком математики. Обладал исключительной работоспособностью. За 38 лет научной деятельности в Петербурге, а потом в Берлине им было написано 477 работ. В 1767 году вернулся в Петербург. Екатерина II назначила ему постоянное жалование из собственных средств. «Я надеюсь, -сказала она, - что моя Академия возродится из пепла, когда к ней вернулся великий человек». Школьники всего мира изучают до сих пор логарифмы и тригонометрию в основном в том же виде, как это изложено ученым в его учебниках алгебры. (Леонард Эйлер)

КОНКУРС 11. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

(Конкурс последний – проводится во время подведения итогов)

С помощью трех геометрических фигур: прямоугольников, окружностей и треугольников каждой команде предлагается нарисовать человечка. После того, как работа закончена, подсчитать, сколько в данном рисунке треугольников, прямоугольников, окружностей по отдельности. Если преобладают треугольники – в команде много умных, если окружности – много добрых, если прямоугольники – много интеллигентных.

ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ

За правильный ответ болельщики получают жетон. Этот жетон при подведении итогов может быть отдан в пользу любимой команды.

Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, сесть на 22-й автобус, успеть к 9.30. Мы все привыкли к этому и не придаем числам особого значения. Так было не всегда. Древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мистический смысл.

  1. Угадайте геометрический знак числа один.

Ответ: круг с обозначенным центром.

  1. Что означало у пифагорейцев число 2?

Ответ: противопоставление: жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь.

Показать лист растения (настоящий или нарисованный) – с каким понятием в геометрии связаны число 2 и данный лист?

(Осевая симметрия)

  1. Назовите геометрический символ числа 3. (Треугольник)

Как этот символ можно связать с жизнью человека?

(Прошлое, настоящее и будущее)

  1. Число 4 означает устойчивость и прочность. Число 4 тесно связано с Землей. Как? (4 стороны света, 4 времени года, 4 времени суток. Животные, передвигающиеся по суше, имеют 4 точки опоры)

  2. Назовите геометрический символ числа 5. (Пятиконечная звезда)

Слово «пять» в русском языке произошло от …? (древнего слова «пясть» - кисть руки)

  1. Докажите, что 6 – идеальное число. (Делится на четное –на 2, и на нечетное –на 3). Где в природе встречается число 6? (насекомые – 3 пары ножек. Соты. Год – пара шестерок – 12 месяцев. Час делим на 60 минут, минуту на 60 секунд. Наше времяисчисление кратно 6)

  2. Докажите, что 7 – счастливое число. (Оно записано в самой природе: 7 цветов радуги, 7 звуков музыкальной гаммы, 7 чудес света у древних. Неделя – 7 дней)

  3. Назовите геометрический символ числа 8. (Восьмиконечная рождественская звезда)

  4. С чем в жизни человека связано число 9?

(С рождением и смертью. Человек пребывает в чреве матери 9 месяцев. Поминки по усопшему справляют на 9-й день)

  1. Как измерить градусную меру угла, не используя транспортир?

(При помощи часов)

  1. Назовите быстро: сотая часть рубля? Сотая часть метра? Сотая часть гектара? Сотая часть любой величины? (Копейка, сантиметр, ар, процент)

  2. Отвечайте быстро: чему равно А чему равен угол в квадрате?( )

  3. Индейцы племени тотонака из Северной Америки пользовались при счете пальцами рук и ног. Угадайте, что это за число «палец на ноге» (11), «два пальца на ноге» (12), «нога» (15), «человек» (20), «5 человек» (100).

  4. Отгадайте, почему «уши» у китайцев – это то же самое, что «глаза» у индейцев. (Это число 2)

  5. Связали вместе две веревки длиной 4 м и 3 м. Какой длины получилась веревка? (Меньше 7 м)

  6. На доске (на листе) приготовить изображение квадрата. Нужно, не отрывая карандаш от листа, провести 3 прямые так, чтобы все вершины квадрата оказались на этих прямых.

Автор
Дата добавления 16.02.2017
Раздел Алгебра
Подраздел Другое
Просмотров622
Номер материала 2719
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.