Уроки математики / Конспект урока / Комбинированный урок по математике и биологии на тему "Процентное содержание витаминов в овощах и фруктах".

Комбинированный урок по математике и биологии на тему "Процентное содержание витаминов в овощах и фруктах".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 556

КУРОРТНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект урока

природоведения – математики

в 5 классе

по теме:

Учитель природоведения

Ефимова И. В.

Учитель математики

Сорочан А. В.

Цель математики: закрепить понятие процента, актуализировать знания о некоторых витаминах и овощах. 

Задачи математики:

  • Образовательные:  совершенствовать навыки устных вычислений, систематизировать умения находить процент от числа, числа по его проценту, применять их при решении задач.

  • Развивающие: развивать у обучающихся способность анализировать информацию, применять полученные знания для решения практических задач. Развивать внимание, умение абстрагировать конкретный материал, информационную и коммуникативную компетентность, познавательный интерес.

  • Воспитательные: воспитывать у обучающихся любознательность через познавательную информацию, содействовать воспитанию интереса к математике, формировать осознанное бережное отношение к здоровью при соблюдении правильного питания. Формировать социальную компетентность, пропагандировать здоровый образ жизни

Оборудование: компьютер и проектор.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя и обучающихся. (Слайд)

Здравствуйте, ребята! У вас на партах три карточки. Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению (отличное – солнышко, грустное – облачко, плохое – тучка). Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Сегодня у нас необычный урок. Я думаю, вы без труда откроете тему сегодняшнего урока, выполнив устные упражнения. Итак, начинаем.

2. Актуализация опорных знаний. (Слайд)

Выполните устные упражнения, и заполнив клетки таблицы, выясните, о чём же сегодня на уроке пойдёт речь:

82,34:100 - т 6 ,7:10 - н 67,5:100 -и 2,653*100 - а

3,4*10 - и 0,27* 10- в 24,7:10-м

2,7

34

0,8234

265,3

2,47

0,675

0,67

Для решения задач урока нам понадобятся понятия, с которыми вы познакомились на предыдущих уроках. Чтобы вспомнить , ответьте на вопросы:

  1. Дайте определение процента и запишите его обозначение. 

  2. Как представить проценты в виде десятичной дроби? 

  3. Как записать десятичную дробь с помощью процентов? 

 

  1. Сообщение темы.

Молодцы, ребята! Правильно, тема сегодняшнего урока «Витамины». И это не случайно, ведь ни для кого не секрет, что именно сейчас у людей чаще всего наблюдается утомляемость, недомогание и резко выражены различные формы заболеваний.  Витамины – жизненно необходимые вещества. Они нормализуют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов, способствуют лучшему усвоению пищевых веществ. Недостаток витаминов вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза – и различные заболевания.

Поэтому сегодня на уроке мы займемся не только решением задач с помощью процентов, выполнением действия с натуральными числами и десятичными дробями, но и узнаем о витаминах полезную информацию, постараемся применять полученные знания на практике.

4.                Историческая справка.

 

Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих фруктов, овощей. Развивалась цинга, или скорбут. Из практического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потребление этих продуктов предотвращает цингу. Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым в 1881 году открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный Дерптского (ныне Тартуского) университета исследовал роль минеральных веществ в питании. Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь". Сейчас известно около 80 видов витаминов, самые известные среди них – А, B ,С, D.

5.Решение «витаминных» задач.

 

Название витамина

Где содержится

Значение для организма

Какие болезни развиваются при недостатке витамина

Витамин А

Рыбий жир, яичный желток, морковь, абрикосы, помидоры содержат растительный пигмент – каротин, из которого в печени человека образуется витамин А

Участвует в обмене белков, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям

При недостатке витамина возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках

 

Впервые витамин А был выделен из моркови, поэтому от английского carrot (морковь) произошло название группы витаминов А - каротиноиды.

Задача «А». Если суточная потребность организма в каротине 4,5 мг, то потребность организма в витамине А составляет 30% от потребности каротина. Какова суточная потребность организма в витамине А?

Витамины группы В

Хлеб грубого помола, дрожжи, печень, молоко, шпинат

В2 активно участвует в клеточном дыхании, регуляции деятельности ЦНС.

 

 

 

В6 участвует в белковом обмене, уменьшает отложения на стенках кровеносных сосудов холестерина.

 

В12 регулирует образование клеток крови – эритроцитов и тромбоцитов, участвует в обмене белков.

При недостатке витамина развивается заболевание под названием бери-бери, при котором появляется быстрая утомляемость, потеря аппетита, резкое исхудание.

 

Недостаток витамина приводит к нарушению зрения, заболеваниям кожи, слизистых оболочек, выпадению волос.

 

 Недостаток приводит к развитию малокровия.

Как у человека у каждого витамина есть свое имя: А - ретинол, С - аскорбиновая кислота, В2 - рибофлавин и т.д.

Задача «В».

Продолжите ряд и расположите количество процентов в порядке возрастания. В ответе вы определите название витамина В1

0,01=1/100=… Т

0,1 = …=… И

1/2 = 0,5 = … И

3/4 = …=… Н

0,25 = … = … М

0,2 = …=… А

Ответ: ТИАМИН

Тиамин улучшает циркуляцию крови и участвует в кроветворении. Он оптимизирует познавательную активность и функции мозга, оказывает положительное действие на уровень энергии, рост, нормальный аппетит, способность к обучению.

(Слайд)

Витамин С

Свежие овощи и фрукты: шиповник, лимон, черная смородина, капуста

Регулирует обмен белков и углеводов.

При недостатке повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям.

Полное его отсутствие в пище приводит к тяжелому заболеванию – цинге, при котором на фоне общей слабости развивается одышка, кровотечение из десен, кровоизлияния в коже и мышцах, выпадают зубы.

Задача «С». (Слайд ) Давайте посчитаем суточную потребность организма подростка в витамине С в мг, решив пример (Суточная потребность – 75 мг.)

Физкультминутка (Слайд)

Руки в стороны и вверх.

Повторяем дружно.

Засиделся ученик -

Разминаться нужно.

Мы сначала всем в ответ

Головой покрутим: НЕТ!

Энергично, как всегда,

Головой покрутим: ДА!

Чтоб коленки не скрипели,

Чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко,

Поднимаемся легко.

Раз, два, три, чеканим шаг.

Подаёт учитель знак.

Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура!

Перестанем мы лениться,

Будем снова мы трудиться

(Слайд ) По статистике одна выкуренная сигарета нейтрализует 5% дневной нормы витамина С. Сколько мг витаминов ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день?

(Слайд )

Витамин D

Рыбий жир, ультрафиолетовые лучи способствуют выработке этого витамина в коже, яичный желток, печень рыбы, жирная рыба, масло.

Участвует в обмене кальция и фосфора, формирование костей и мышц.

Недостаток витамина приводит к размягчению костей, их деформации – рахиту.

Задача «D». (Слайд ) В течение дня ученик получает некоторое количество различных витаминов. За завтраком он получил -0,2 всех витаминов, за обедом – 0,7 остатка, а за ужином – 30 мг витаминов. Какова норма витаминов, полученных учеником в день.

Задача Айболита. (Слайд ) В пище содержится много витаминов и у каждого свое назначение. Безусловно, для укрепления здоровья и профилактики заболеваний следует отдавать предпочтение натуральным витаминам, которые содержатся в продуктах питания. Но бывает витаминная недостаточность – болезненное состояние организма, вызванное недостаточным поступлением витаминов с пищей, в этом случае врачи рекомендует принимать витамины в таблетках.

Рекламная пауза

(Ведёт приглашённый медик)

Он рассказывает о витаминных препаратах, которые имеются в аптеках, угощает всех присутствующих на уроке.

(Слайд ) Доктор Айболит раздал четырём ребятам 10 витаминов. Сережа получил на одну больше, чем Саша, Саша на одну больше, чем Миша, а Миша - на одну больше, чем Дима. Сколько чудодейственных таблеток нужно съесть Диме?

Рекламная пауза
(Ведёт приглашённый повар)

Он рассказывает о правилах приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.

1.При действии высокой температуры в мясе теряется до 60% витаминов группы В.

2.При варке овощей разрушается до 20% витаминов группы В и до 50% витамина С.

3.Витамин С разрушается при соприкосновении с воздухом.

Задача о салате Оливье :

Для того чтобы приготовить 1800 г оливье необходимо 23% колбасы, 16 % отваренной моркови, 17% отваренного картофеля, 15% варёных яиц, 11 % маринованных огурцов, 6 % лука, 12% зеленого горошка. Найдите сколько грамм каждого овоща необходимо для приготовления салата оливье:

А) Найдите, сколько необходимо взять грамм колбасы (1600/100*23=368 г).

Б) Найдите, сколько необходимо взять грамм яиц(1600/100* 15=240 г).

В) Найдите, сколько необходимо взять грамм картофеля (1600/100*17=272 г).

Г) Найдите, сколько необходимо взять грамм моркови (1600/100*16=256 г)

Д) Найдите, сколько необходимо взять грамм маринованных огурцов (1600/100* 11=176 г).

Е) Найдите , сколько необходимо взять грамм лука (1600/100*6=96 г).

Ж) Найдите, сколько необходимо взять грамм зеленого горошка (1600/100*12=192г).

Мы с вами вычислили рецепт вкусного и полезного салата оливье. 

  

6. Подведениие итогов и результатов работы на уроке (рефлексия).

 

(Слайд ) Спасибо вам за урок. Мое настроение к концу урока не испортилось, оно такое же яркое и светлое, как солнышко. А какое у вас настроение? Поднимите карточки.

Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, испокон веков известна фраза «В здоровом теле – здоровый дух!». И это, действительно так, ведь, если вы здоровы, значит у вас – прекрасное настроение и спорится любое дело. А потому от всей души желаю вам самого крепчайшего здоровья!

7. Домашнее задание

Решить задачу:

Одно число на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма человека в витаминах В1 и В2 в миллиграммах (1,8 мг и 1,5 мг).

Автор
Дата добавления 31.10.2017
Раздел Математика
Подраздел Конспект урока
Просмотров41
Номер материала 4751
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.