Уроки математики / Конспект урока / Конспект урока математики по теме "Нахождение несколько долей целого" в 4 классе

Конспект урока математики по теме "Нахождение несколько долей целого" в 4 классе

План-конспект урока по математике в 4 классе В

Подготовила: Шопова Лилия Зуфаровна, учитель начальных классов

МАОУ «Гимназия (английская» г. Магадана

Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого»

Тип урока «Урок формирования новых знаний» 

Цели урока:

  1. Воспитательная - формировать правильность оформления математических записей, развивать навыки самоконтроля, на примере задач показать практическую значимость данной темы, формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

  2. Развивающая – развивать логическое мышление, воображение, внимание; умение анализировать; продолжать работу по развитию математической речи.

  3. Образовательная – познакомить с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать практические задачи на нахождение нескольких долей целого, формировать вычислительный навык.

Задачи:

Образовательные

  1. Формировать понятие обыкновенной дроби, познакомить учащихся с понятиями: числитель, знаменатель дроби.

  2. Сформулировать правила нахождения нескольких частей от целого, показать применение этих правил при решении задач.

Развивающие

  1. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

  2. Развивать умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

  3. Развивать умение формулировать проблему.

  4. Развивать навыки работы в группах.

Воспитательные

  1. Воспитывать взаимодействие учащихся в групповой работе, уважение друг к другу.

  2. Формировать у учащихся самостоятельность мышления и интерес к изучению предмета.

Прогнозируемые результаты:

  1. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  2. Метапредметные:

Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД – уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУДовладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения; осуществлять работу с графической информацией; уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, работать по алгоритму.

  1. Предметные: понимать, что такое «дробь», «числитель», «знаменатель», «соотношение между числителем и знаменателем», «соотношения между целым и его частями»; знать способ нахождения части от числа (на основе алгоритма); уметь читать и записывать дроби, решать задачи на «нахождение части от числа».

  2. Надпредметные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсное обеспечение урока: ИКТ (интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку)

Оборудование: учебник для 4 класса «Математика», 1 часть, автор М.И. Моро, раздаточный материал, карточки для работы в группах, раздаточный материал для оценки достижений, ножницы, клей, тарелка для рефлексии.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент (1 мин.)

СЛАЙД 1-2. Заставка

- Здравствуйте, ребята!

- Улыбнитесь друг другу, нашим гостям и садитесь!

- Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе.

Учащиеся рассаживаются по группам (предварительно поделившись на 4 гр по 5 чел.) Дети настраиваются на активную работу

Личностные:

Самоопределение к деятельности

2.Самоопределение

к деятельности. Формулирование проблемы.

Целеполагание.

(8-10 мин)

- У каждого в жизни есть особенный праздник, день года, в который родился человек. - Что это за праздник? (День рождения) СЛАЙД 3.

На свой праздник вы приглашаете гостей и угощаете тортом. СЛАЙД 4.

- Представьте, что у вас на столах есть торт (модель торта), который вы должны разделить на равные части.

- На сколько равных долей можно разделить торт? СЛАЙД 5-6. При делении пополам, чему будет равна одна доля? (1/2) На 4 доли? (1/4)

- Разделите торт на 8 долей. Какую долю получит каждый? (1/8). Запишите на вашей доле торта эту часть. Как правильно записать? (один ученик записывает на доске) СЛАЙД 7.

- Вспомните, как называется такая запись? (дробь) СЛАЙД 8 (затем вернуться к 7 слайду) Как называется в математике верхнее число? (числитель) Нижнее? (знаменатель)

Что означает число 8? (на сколько долей поделили). Что означает число 1? (сколько таких долей взяли)

- Сколько человек в ваших группах? (5, 6) Сколько долей взяли? (5/8, 6/8) (1 ученик записывает на доске) Что означает число 8 в данной дроби? (на сколько долей поделили) Что означает число 5, 6? (сколько таких долей взяли)

- Сколько долей торта осталось? (3/8, 2/8)

- Давайте порассуждаем, что же такое «доля». Где в жизни встречаем это понятие? (Дети предлагают варианты ответов)

- Дайте определение «доли». Толковый словарь Ожегова предлагает следующие формулировки понятия «Доля». (на доске - несколько определений) СЛАЙД 9.

- В каком значении «доли» мы будем говорить сегодня? (как части чего-нибудь)

- Тема урока «Нахождение нескольких долей целого» СЛАЙД 10.

На столах лежат конверты, учащиеся достают оттуда модель «торта».

- На 2,4,8 равных долей.

1/8 – дробь

Когда один предмет (яблоко, лист бумаги, буханку хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делится на равные части. 

(Доля - многозначный термин: (по Ожегову) –

1. Участь, судьба. (женская доля, горькая доля)

2. Часть чего-нибудь. (доля секунды, доля в музыке)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, целеполагание.

Познавательные:

искать и выделять необходимую информацию, уметь работать с ней, строить речевое высказывание в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, находить ответы на вопросы, проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: постановка вопросов, умение слушать и понимать речь других, точно и полно выражать свои мысли

3. Актуализация знаний. Устный счет

(3-5мин.)

- Откройте ваши тетради, оформите запись. Устный счет (СЛАЙД 11-12)

1. 1/4 суток - 6 часов 1/2 м – 50 см

1/3 часа – 20 мин 1/5 дм – 2 см

1/4 года – 3 мес.

2. «Доли» (игра) СЛАЙДЫ 13-24.

- Молодцы! Справились с заданиями.

- А теперь решим задачи с долями.

Устные ответы детей.

Учащиеся выходят к доске по цепочке, выполняют задание

(3 чел. от группы)

Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя

Познавательные:

находить ответы на вопросы

4. Решение учебной задачи (5-7 мин.)

На доске - задача «Настя пригласила на день рождения 20 учеников класса. 3/5 из них – девочки. Сколько было девочек?»

СЛАЙДЫ 25-26.

- Мы можем сразу узнать количество девочек? (нет).

- Что можем узнать? (1/5 долю ребят)

1) 20:5=4 чел. – 1/5 доля

2) 4*3=12 чел. – девочек

- Объедините запись в одно выражение (20:5*3=12) Запись ответа на слайде 26.

- Сделайте вывод, как найти несколько долей целого? (ответы детей)

- Представим наши выводы в виде алгоритма нахождения нескольких частей целого. СЛАЙД 27.

Алгоритм: 1. Найти одну долю целого.

2.Величину одной доли умножить на количество взятых долей.

Задачу читает ученик

Один ученик записывает решение у доски, остальные – в тетради.

учащихся на парте «лицом» вниз лежат карточки - помощники «Алгоритм нахождения нескольких частей целого»)

Регулятивные: высказывать свое предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

Личностные: определять общие для всех правила поведения

5. Физминутка

(2 мин.)

- Мы сейчас отдохнём и сделаем разминку. (ребята повторяют движения за героями разминки)

Видеоразминка (проводит Василиса)

Личностные:

определять общие для всех правила поведения

6. Закрепление знаний и применение их в стандартных ситуациях по аналогии. Проверка уровня усвоения учебного материала (7-10 мин.)

- Мы решали задачу коллективно, а теперь предлагаю решить задачу в группах. У каждой группы в конверте лежит карточка с задачей. (Ребята обсуждают и записывают решение)

- Используя алгоритм, решите задачу. (запись в тетради)

На слайде 28 задача:

«Насте на день рождения подарили 22 воздушных шарика:

2/11 из них – красные

3/11 – зеленые

4/11 – синие

2/11 – желтые. Найдите количество красных, желтых, синих зеленых шариков».

Ответы каждой группы появляются на слайде 29.

- Посчитайте, общее количество шаров = 22? Сделайте вывод. (Если сложить все доли, то получится 11/11 или целая часть, а всего 22 шарика). Молодцы!

- А сейчас я проверю, как вы поняли и можете самостоятельно решать такие задачи. СЛАЙД 30

«Насте подарили 15 красных и белых цветов. Из них 3/5 – белые. Сколько белых цветов подарили». На слайде 31 решение задачи:

- У кого такое же решение? Если есть недочеты в решении, исправьте. Оцените свою работу на столбике успеха (если задача решена правильно, ставят точку вверху столбика, если есть недочеты, чуть ниже рисуют точку)

- Сколько белых цветов? Объясните решение. Сколько было красных цветков? (6)

- Сколько долей составляют 6 цветков? (2/5)

Молодцы!

Если останется время, то задание для всех групп:

2/6 часа – 20 мин

2/5 часа – 24 мин

5/6 часа – 50 мин

4/5 м – 80 см

2/3 сут – 16 ч

(Каждая группа решает задачу и находит количество шариков. Учитель каждой группе дает шарик того цвета, количество которых нужно найти)

Проверка в группах (один ученик объясняет решение)

Дети записывают решение в тетради, затем – обсуждение в классе.

Столбик успеха (на полях тетради рисуют)

Коммуникативные: умение работать в малых группах, формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Личностные:

определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание (исходя из личных ценностей)

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

7. Рефлексия

(2-3 мин.)

СЛАЙД 32.

-Я узнал…

-Я научился…

-Теперь я могу объяснить…

подведение итогов урока учителем и детьми.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Личностные: признавать собственные ошибки, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами и учителем

8. Домашняя работа

(1 мин.)

СЛАЙД 33. Стр. 64 № 291, № 294.

*** Составьте дома задачу на карточке по аналогии с теми, которые решали на уроке. На обороте запишите решение, пользуясь алгоритмом нахождения нескольких долей целого. А на следующих уроках мы будем решать их, обмениваясь в парах.

Регулятивные: Умение аккуратно вести записи

9.Рефлексия

СЛАЙД 34.

- Оцените, пожалуйста, работу в группе:

Кусочек торта - я научился находить несколько долей целого.

Кусочек торта - мне нужно тренироваться в нахождении нескольких долей целого.

Кусочек торта – я испытываю трудности в нахождении нескольких долей целого.

- Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке, вы были активны, внимательны, особенно хотелось бы отметить работу…

Работу класса в целом я оцениваю…

СЛАЙД 35.

Подарить кусочки бумажного торта с сюрпризом внутри ученикам и гостям.

- Подумайте, какую часть тортика вы получили? Скажете на следующем уроке.

Учащиеся выбирают кусочек торта и приклеивают на тарелку (на доску)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Личностные: признавать собственные ошибки, сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой ее товарищами и учителем

Автор
Дата добавления 08.02.2017
Раздел Начальная
Подраздел Конспект урока
Просмотров779
Номер материала 2494
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.