741
Цели урока:
1. Знакомство с понятиями: величина, измерение величин, единица измерения (мера).
2. Установление общего принципа измерения величин на примере измерения длин отрезков.
3. Знакомство с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр и др.). Практическое измерение длины этими единицами.
Оборудование: презентация, таблички с записями понятий (величина, мера, длина, сантиметр), набор полосок разного цвета и размера (красного, синего цвета длиной 15 см, а зелёного – 18 см)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня математика у нас,
Должны мы хорошенько поработать,
Чтоб гости, посмотрев на нас,
Все удивились: «Вот так класс!»
2. Постановка учебной задачи.
- Вы любите ходить в гости? Сегодня у нас урок-исследование, урок изучения нового материала. А отправляемся мы в гости к героям мультфильма «38 попугаев». Каждый герой подготовил для вас свое задание. Мы должны их выполнить. За каждое правильно выполненное задание будете получать цветок в награду. В конце урока у нас должен получиться букет. Возьмем с собой в дорогу смекалку, внимательность и, конечно, дружбу. Друг всегда поможет и выручит.
3. Устный счет.
- Начнем наш урок с устного счета. Кто его проведет? (Слоненок)
а) Перспективная подготовка. Работа с числовым рядом.
Слоненок собрал целую гору бананов. Давайте поможем ему их сосчитать (слайд)
-Счет прямой от 1 до 10. (по цепочке)
- Назовите соседей числа 6. (7 и 5)
- Какое число стоит между числами 10 и 8? (9)
- Какое число на 1 меньше 8? (7)
- Какое число на 1 больше 4? (5)
б)Состав чисел 9 и7- Игры «Поймай рыбку», «Накорми мишек» (слайд)
в) Логическое упражнение. «Где чей домик?»
В домах №1, №2, №3 живут Попугай, Удав и Мартышка. В домах 1 и 2 живет не Попугай. Удав живет не в доме 2. Кто в каком доме живет? ( Удав – 1, Мартышка – 2, Попугай – 3)
Как вы думаете, Слоненок для себя собирал бананы. Делать подарки друзьям всегда приятно. Не забывайте об этом. У Слоненка много друзей, давайте и мы поможем собрать подарок.
г) Физминутка.
«Собери бананы». ( Уч-ся, сидя на стульчике, тянут руки вверх, имитируют сбор).
Вы успешно справились с заданием.
4. Актуализация знаний.
а) Следующее задание предлагает Попугай. По каким признакам можно разбить данные фигуры на части? Подберите соответствующие выражения. См. рисунок.
б) Какие свойства предметов вы знаете? (Цвет, размер, форма) Какие из данных свойств можно сравнить с помощью знаков «<», « >», «=»? (размер)
5. Введение новых понятий.
А какие еще свойства предметов можно сравнить с помощью знаков «<», « >», «=»? ( Масса, объем, длина.)
(На доске вывешиваю термины: длина масса, объем).
Эти свойства предметов называют величинами.
Величина – это свойства предметов, которые можно сравнить с помощью «<», « >», «=».
6. Постановка проблемы.
У нашего знакомого Удава возникла проблема. Может быть, мы ему сумеем помочь.
В чем проблема Удава?( Он хочет знать свой рост, но измерения дают разный результат.) Решением этой проблемы мы и займемся.
1.Познакомимся с величиной – длина (слайд)
2.Познакомимся с единицами измерения длины.
3.Научимся измерять отрезки.
4.Научимся сравнивать отрезки.
Вы правильно определили проблему Удава, поэтому Попугай вручает вам цветок.
7. Практическая работа.
а) Сравнение длины предметов способом наложения.
- У каждого из вас на парте набор из трёх разноцветных полосок.
-Является ли величиной длина предметов? Попробуйте сравнить по длине полоски. Какая из них самая длинная? Как это доказать? Путём наложения.
- Какая из полосок длиннее или короче? Какие полоски одинаковые по длине? Запись: З > К, С < З, К= С
- Итак, в чём убедились, к какому выводу пришли?
Вывод: длина – это величина, так как длины можно сравнивать.
Вывод: Сравнивать отрезки можно тогда, когда они измерены одинаковыми мерками.
б) Измерение полосок современной единицей длины - сантиметром
А теперь измерьте полоски черной меркой. ( красная – 10, зеленая и синяя- 5)
Удобно ли было измерять большой отрезок?
Тогда измерим линейкой. Каков результат? (такой же) (слайд)
Принятые во всём мире единые точные мерки измерения: сантиметр (слайд)
Запись в тетради.
К – 10 см, З – 5 см, С – 5см
8.Работа по учебнику
а) Коллективная работа. Задача №2
Найти длину отрезка АБ, если он состоит из 3 частей. АК =2 см, КМ = 3 см, МБ = 1 см
АБ = см + см + см
б) Работа в паре. Задача №4
1) 1+5+4=10(см)
2) 4+2+4=10(см)
-А теперь мы с вами совершим путешествие во времени. И попадем в 19 век на ярмарку.
10.Физминутка «Ежик»
11.Историческая справка
– Закройте глаза. Мы совершим небольшое путешествие на машине времени. И попадем в XIX век на ярмарку.
(Выходят два мальчика и две девочки в русских национальных костюмах. У мальчиков лотки с кружевами, лентами, тесьмой)
Солнце яркое встает.
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Кружева, тесьма, банты.
Заходи скорей и ты!
1 м. - Налетайте! Налетайте!
2 м. - Покупайте! Покупайте!
1м.
- Покупайте-ка игрушки:
Водоноски и зверюшки!
2 м.
- Посмотрите-ка сюда
Наши ткани хоть куда!
Хлопок, саржа, ситец, лен,
Всех на ярмарку зовем!
1 м.
- Девицы! Девицы!
Что такие хмурые?
Мы забыли вас позвать?
Выходите покупать!
1 д.
- Мне для горницы моей
Ситца дай 10 локтей!
2 д.- Саженей 5 бантов!
1 д.
- А мне для платка подойдет бахрома
Ладоней 30 отрезай
Да скорее, не зевай!
2 д.
- Дай-ка князю на рубашку
Дюймов 6 тесьмы и пряжку!
1 м.
- Подходите, покупайте
Ну, скорее, не зевайте!
Дюйм и локоть!
2 м.- Сажень и фут!
1 м.- А я и ладонью померяю тут!
2 м.
- Принимайте-ка подарки,
Приходите снова к нам!
Вместе: Мы всегда рады гостям!
– Какими единицами пользовались в древности?
– Сажень, локоть, фут, дюйм.
(объяснение старинных мер) (слайд)
12. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?
13. Рефлексия.
Выбрать смайлик по настроению.
Дополнительные данные для учителя
в) Старинные русские меры длины.
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112 м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению саженей было больше десяти. "Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. " Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.
ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
ЛАДОНЬ = 1/6 локтя .
ВЕРШОК равнялся в современном исчислении - 4,44 см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх".
- Измерение ширины классной комнаты в шагах ( 2 уч-ся, получают разные результаты, дети должны понять почему)
- Алёша сделал 8 шагов, а Вова 9 шагов. Кто из них прошёл большее расстояние?
- Мама отмерила 6 локтей тесьмы, а бабушка – 5 локтей. Кто отмерил больше тесьмы?
Точно назвать нельзя, т.к. не известно чей шаг или чей локоть длиннее.
Вывод: Сравнить длины отрезков можно только тогда, когда они выражены одинаковыми мерками.
Принятые во всём мире единые точные мерки измерения: сантиметр.
Автор |
|
---|---|
Дата добавления | 10.06.2019 |
Раздел | Начальная |
Подраздел | Конспект урока |
Просмотров | 2559 |
Номер материала | 6280 |
Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное. |